Чем отличается цель от задачи в доу

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Советского района Республики Крым

для воспитателей ДОУ

Цель всегда одна.

Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающую , воспитательную направленность.

1.Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.

Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

расширить знания о..

обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,

3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения, навыки),

-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению..

Примерные формулировки обучающих задач НОД тренировочного и итогового характера:

-«Закрепить в самостоятельной деятельности умение.

-«Содействовать усвоению.. ……. овладению…..

Примерные формулировки развивающих задач НОД:

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций, ( мышление, память, воображение, внимание) , общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи ( голос, ритм, темп, интонация ), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:

- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов ,

-«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком…..

-«Способствовать развитию плавности речи…

-«Продолжать развивать умение …

-«Продолжать развивать

Примерные формулировки воспитательных задач НОД:

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:

если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий -

При планировании хода НОД необходимо помнить:

НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

- актуализацию имеющихся знаний;

Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки используется подвижная игра).

В ходе НОД надо помнить:

Не торопите детей с ответами. Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

При подведении итога НОД надо помнить:

педагогика

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

Что такое цель и задача? В чем разница?

Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное определение дает Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи. И самое главное после этих трех этапов – начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.
Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

В цель входят объект, предмет и действие цели

  • Объект – это сам обучающийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.
  • Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.
  • Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.

Например, в цели – формировать наблюдательность обучающихся за естественными явлениями природы – объектом являются обучающиеся определенного класса, предметом — наблюдательность за естественными явлениями природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.

Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.

  • Сформировать
  • Научить
  • Ознакомить
  • Объяснить
  • Развить
  • Убедить
  • Оказать влияние
  • Раскрыть
  • Рассмотреть
  • Представить
  • Показать
  • Продемонстрировать

Требования к постановке целей урока

Реалистичность целей урока с точки зрения:

  • Достаточности времени для их достижения;
  • Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
  • Их соответствия возможностям учителя.

Обоснованность целей урока с точки зрения:

  • Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
  • Достижения последующих (конечных) результатов обучения.
  • Конкретность постановки целей (формулировка должна дать ясное представление о результатах).

Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

Целесообразно использовать следующий алгоритм постановки целей:

  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
  2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
  3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
  4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.
  5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

Способы постановки целей:

  • Через действия воспитанника, через результат деятельности.

Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.

Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д.

Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся

Задачи обучения — освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений. Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др. Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности и т.п.

Образовательные задачи

К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

  • Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…
  • Обеспечить усвоение следующих основных задач…
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

Воспитательные задачи

Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.

К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.

В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.

Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению, любознательности и т.д.

  • В целях решения трудового воспитания…
  • Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…
  • Формирование экологического воспитания…

Развивающие задачи

Говорят, что дети — это цветы жизни. Вы помогаете этим цветам расцветать яркими красками, высвобождаете их потенциал, воспитываете из них Людей с большой буквы. Так пусть Ваше добро и теплота возвращаются Вам сторицей!

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

  • Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
  • Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

При планировании хода непосредственно образовательной деятельности помните:

  • НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

- актуализацию имеющихся знаний;

  • Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

В ходе НОД помните:

При подведении итога НОД помните:

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект занятий отражает компетенцию педагога в области постановки целей и задач у детей с ЗПР

Конспект занятия отражает компетентность педагога в области постановки целей и задач с дошкольниками, имеющими ЗПР.


Конспект непосредственной образовательной деятельности. Помни правила дорожного движения. Средняя группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Совершенствовать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках.


Памятка для воспитателей "Постановка цели и задач непосредственно образовательной деятельности в соответствий с ФГОС"


Технология постановки цели и задач к НОД в ДОУ

Из опыта работы могу сказать, что самым сложным этапом в подготовке конспекта к проведению НОД является постановка цели и задач. Типичными ошибкми является постановка нескольких целей, несоответствие.


Памятка для воспитателей ДОУ при постановке цели и задач НОД.

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить: Цель всегда одна. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающу.


Цель – это конечный результат, а задача – шаг к результату.

отличия целей от задач

Цель – это конечный результат, к которому надо прийти. А задача – действия, которые ведут к этому результату. Цель – мишень, а задачи – стрелы, которые в нее летят.

В этом суть отличий цели от задачи. Давайте теперь разберем их более подробно.

Что такое цель

Согласно толковому словарю, цель – это место или какой-либо предмет, находящийся на удалении, куда надо точно попасть при стрельбе. Целью при этом является мишень. В психологии – это конечная точка стремления, результат осуществления желаний, то, что человек силится достичь.

У цели нет начала или конца. Она либо достигнута – присутствует здесь и сейчас, либо имеется в проекте – целиком и полностью находится в будущем. Она может представлять собой вещь, событие, физическое или эмоциональное состояние человека. Является материальным или духовным продуктом. Это итог определенных действий, конечная точка пути.

Примеры целей

Новая работа, диплом университета, свидание с девушкой, владение иностранным языком.

Цель возникает либо как ответ на внутренний порыв, потребность, либо как отклик на внешний стимул. Причем по мере развития индивида, материальные желания постепенно сменяются стремлением к личностному росту, самореализации.

Цели имеют четкую квалификацию, что позволяет более эффективно их формулировать и достигать. Цели бывают:

  • простые, сложные;
  • личные, общественные;
  • краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
  • промежуточные, конечные;
  • стратегические, тактические;
  • возможные, желательные, необходимые.

Что такое задача

Если цель – это мишень, которую надо точно поразить, то задача – стрела, летящая по определенной траектории в сторону выбранной мишени.

Задача – это действие, направленное на достижение цели. Она является составной частью цели, этапом на пути к ее реализации. Решение одной задачи влечет за собой выполнение следующей и так далее по составленному плану до осуществления главной цели.

При этом по завершении каждой задачи мы получаем конечный результат, который, в свою очередь, тоже является целью. Не той глобальной, а так называемой промежуточной или микроцелью.

Пример

Цель – провести летний отпуск на море. Задача – откладывать ежемесячно 10 % с зарплаты.

Цель и задача – разница понятий

Цели и задачи настолько тесно переплетены между собой, что порой трудно определить, в чем у них отличие. Задача легко становится целью, а большая конечная цель вдруг трансформируется в задачу. Как разобраться?

Есть цель – поступить в университет. Прописываем план из следующих задач:

  • определиться с профессией;
  • выбрать институт;
  • записаться на подготовительные курсы;
  • приобрести учебные материалы.

По прошествии двух лет цель достигнута – в руках студенческий билет.

Новая цель – найти интересную высокооплачиваемую работу. Определяемся с задачами:

  • поступить в университет (уже решенная);
  • хорошо учиться;
  • в свободное от учебы время подрабатывать по выбранной специальности;
  • окончить университет.

Тем не менее существуют основные различия между целями и задачами.

Правильная постановка целей и задач

Для успешного целеполагания следует обратить особое внимание вот на эти критерии:

  • высокая степень потребности, значимости вопроса для человека;
  • реалистичность и достижимость;
  • понятная, разумная формулировка;
  • присутствие количественных показателей: похудеть на 15 кг, зарабатывать ежемесячно 100 тысяч рублей;
  • обозначение сроков исполнения.

Чтобы цели не становились нереализованными фантазиями, они должны быть актуальны. Умение расставлять приоритеты, определяться с тем, что действительно жизненно необходимо, где присутствует сильная мотивация – самый сложный момент в целеполагании.

Было бы неправильно браться за воплощение в жизнь сразу нескольких целей, если их реализация предусмотрена одними и теми же временными рамками. В данном случае выполнение каких-либо задач может вступать в конфликт с достижением другой цели.

При долгосрочном планировании высока вероятность ошибиться с ориентирами. Жизнь идет, потребности меняются. То, что вчера казалось архиважным, сегодня теряет актуальность. В итоге усилия и время тратятся впустую. Избегайте слишком удаленных целей, разбивайте их на более компактные, приземленные.

Пример постановки целей.

Главная цель – победа на чемпионате мира через 5 лет. Что для этого нужно? Ближайшие действия-задачи:

  • составить план тренировок;
  • разработать спортивный рацион питания;
  • составить распорядок дня;
  • неукоснительно выполнять намеченное;

Промежуточная цель – спортивные результаты (конкретные цифры). Далее, по достижении указанных показателей, новые задачи:

  • участие в соревнованиях разного уровня (перечень названий, дат);
  • улучшение спортивных достижений (конкретные показатели);
  • получение медалей.

Промежуточная цель – приглашение в сборную страны. Следующие задачи:

  • целиком и полностью следовать тренерскому плану;
  • отказаться от всех отвлекающих событий (перечень).

Чуть больше информации – в видео.

Полезные материалы по теме

Хочу порекомендовать вам несколько материалов о том, как правильно ставить цели и определять задачи, которые помогут эту цель достичь.

Материал в курсе подается через видеоролики, текст и схемы с таблицами. Если вы занимаете руководящую должность, эти схемы пригодятся вам для работы со своими подчиненными, для проведения мотивирующих встреч и пр.

Помимо теории вы найдете в курсе 3 практических занятия, 200 упражнений и 8 диагностических тестов. Материалы останутся с вами навсегда. Программа более дорогостоящая, стоит 9 900 рублей.

Заключение

Напомню главную мысль статьи. Цель – конечное желание, намерение, возникающее как ответ на внутреннюю потребность человека или внешний раздражитель. Формулируется коротко, располагается на точном временном расстоянии от момента задумки. Не перемещается, ждет, когда ее достигнут.

Задачи принципиально отличаются от целей, потому что это инструмент, с помощью которого цели воплощаются в жизнь. Последовательно решая поставленные задачи, мы шаг за шагом приближаемся к намеченному, желанному.

Надеюсь, у меня получилось внести ясность, объяснить разницу между данными понятиями, и у вас больше не возникнет с ними путаницы. Если все-таки недопонимание осталось, пишите комментарии.

Читайте также: