Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой 6 класс кратко ответы на вопросы

Обновлено: 06.07.2024

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Называют её так за кажущуюся воздушность, лёгкость и схожесть с кружевом. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой.

Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 40) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.


Рис. 40. Ажурная прорезная резьба

Мебель XVII-XVIII веков, выполненная ажурной резьбой, представляет собой настоящее произведение искусства. Прорезную резьбу стали наклеивать (или прибивать) к деревянной основе. Резьба, выполненная в такой технике, получила название накладной.

Для ажурной резьбы используют древесину липы, берёзы, ольхи, клёна, ореха и др. Для её изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик или пила-ножовка с узким полот-ном, ручная дрель, свёрла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило.

Технология выполнения ажурной резьбы

Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 41, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.


Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка

Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 41, б)у после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 41, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 41, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 41, д). Готовое изделие лакируют.

На рисунке 42 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.


Рис. 42. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

Плосковыемчатая резьба

Илоскоюяемчатпя резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрполаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.


Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др. На рисунке 43 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 44).


Рис. 44. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 45).


Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 46) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.


Рис. 46. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 47 показана технология получения треугольного элемента резьбы.


Рис. 47. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 47, а), затем надрезают вторую грань (рис. 47, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 47, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.


Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4. 5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.


Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба имеет много направлении. Одно из них — лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 50).


Рис. 50. Богородская игрушка

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятих народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа № 12

Художественная резьба по дереву

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.
  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.
  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.
  4. Выполните резьбу по дереву.
  5. Проверьте качество готового изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые из-мененуя и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.


Прорезная резьба (ажурная) — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
Пропильная (ажурная) резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.

Л и чная гиги е на , раздел гигиены , разрабатывающий вопросы сохранения и укрепления здоровья человека соблюдением гигиенического режима в его личной жизни и деятельности. Личная гигиена охватывает вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды , жилища , правил рационального питания , закаливания организма и физической культуры.

При оказании первой помощи необходимо:

вынести пострадавшего с места происшествия, обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение, иммобилизовать переломы и предотвратить травматический шок, доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.

При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:

правильность и целесообразность, быстрота, обдуманность, решительность, и спокойствие.

При оказании первой помощи необходимо придерживаться определенной последовательности, требующей быстрой и правильной оценки состояния пострадавшего.
Сначала необходимо представить себе обстоятельства, при которых произошла травма и которые повлияли на ее возникновение и характер. Это особенно важно в тех случаях, когда пострадавший находится 6ез сознания и внешне выглядит мертвым. Данные, установленные лицом, оказывающим первую помощь, могут позднее помочь врачу при оказании квалифицированной помощи.

Прежде всего, необходимо установить:

обстоятельства, при которых произошла травма, время возникновения травмы, место возникновения травмы.

При досмотре пострадавшего устанавливают:

вид и тяжесть травмы, способ обработки, необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.

обеспечение материальными средствами, оказание собственно первой помощи, транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение, где ему будет оказана квалифицированная медицинская помощь.

В тяжелых случаях (артериальное кровотечение, бессознательное состояние, удушье) первую помощь необходимо оказывать немедленно. Если в распоряжении оказывающего помощь нет необходимых средств, то их ему должен помочь найти кто-либо иной, призванный на помощь.
Первая помощь должна оказываться быстро, но таким образом, чтобы это не отразилось на ее качестве.

Особенности ажурной резьбы



Особенности техники

У прорезной ажурной резьбы богатая история. На Руси ее появление связывают в большей мере с распространением православия. В храмах ажурные узоры украшали иконостасы и алтари, оклады для икон, киоты (настенные и напольные).

Пиком творческой мысли были царские врата, выполнявшиеся в виде византийской вязи, виноградной лозы с плодами. Появилась же ажурная резьба, как считают историки и культурологи, в Византии.

В бытовом отношении большого развития резьба достигла в Петровскую эпоху. Надо отметить, что сам государь был хорошим резчиком, знал и токарное дело. Это свое увлечение он привез из Европы: там же царь добыл столярные инструменты, а уже в России заказал местным умельцам сделать токарный станок, чтобы выполнять винтовые и ажурные детали. Прорезной корабельный декор, мебель с ажурными узорами ловко получались в руках Петра.




Интересно, что и Екатерина Великая также была увлечена ажурной резьбой, с удовольствием занималась этим не сказать чтобы женским делом. Хотя с таким утверждением можно поспорить: в Питерском институте благородных девиц работали курсы художественной резьбы. Считалось, что девушки, занимающиеся этим ремеслом, растут эстетически, совершенствуют свой художественный вкус.

В основном пропильная ажурная резьба применялась для внутреннего убранства жилища. Ею украшались также фронтоны домов, ставни и оконные наличники, входы.

Изготавливали с помощью резьбы и мебель, и посуду, а также полки, вешалки, прялки, братины. В советской России ею занимались и дети: в многочисленных кружках домов пионеров ребята учились древнему ремеслу, и это было почетно.



Сегодня ажурная резьба не теряет своего значения – она становится все тем же украшением мебели, интерьеров, фасадов домов. Заказчик все так же предпочитает декорировать свой быт натуральными материалами и традиционным оформлением.



Где используется?

Прежде всего это крупные и мелкие интерьерные элементы. Например, не утрачивают своей популярности (а, возможно, даже все больше ее набирают) деревянные ажурные перегородки. Шикарный зонирующий элемент в кухне-гостиной может быть в виде перегородки с красивыми прорезными узорами.


Для украшения мебели резьба используется все так же активно, и если в доме не все могут представить такое оформление, то для дачи хочется чего-то красивого, тонкого, вызывающего ностальгические чувства. Резьба по дереву позволяет делать красивую ажурную посуду и столовые приборы. А работая с простой фанерой, можно сделать интересные полочки или вешалки.


Если изделие способно встроиться в уже созданный интерьер, стать его гармоничной частью, то ажурная резьба будет отличным способом домашнего декора. А так как интерьерные тенденции последних лет поют гимн натуральным и простым материалам, природным оттенкам и фактурам, традиционализму в выборе стиля декорирования, на ажурные техники точно можно делать ставки.



Сравнение с другими видами резьбы

Чем же сквозная технология отличается от плосковыемчатой: у последней есть фон, плоская поверхность.

Рисунок, таким образом, образуют разной формы и размера выемки и углубления. Есть несколько видов подобной резьбы – геометрическая, контурная и скобчатая.

К тому же у плосковыемчатой резьбы рисунок удален в фон, а у плоскорельефной он выступает над фоном. Стоит упомянуть для сравнения еще и объемную резьбу, которая позволяет создавать трехмерные деревянные композиции. Это скульптурная резьба, особый вид искусства. Никаких прорезей и отсутствия фона она не подразумевает.



Обзор узоров

Деревянное кружево образуется двумя способами: пропильным и прорезным. Каждый по-своему интересен.

Пропильные

Используются для их создания плотницкие и столярные инструменты, для отделки понадобится и резчицкий инструмент. Основывается пропильная резьба на плоскостном сквозном орнаменте. Например, невероятно красиво выглядят узоры пропильных полос, которые расположились на домовых фасадах.

А на фоне стены роскошно выглядят флористические либо геометрические узоры сквозных завитков и линий.

В пропильной резьбе мастера очень любят обращаться к образам птиц и животных. Женские силуэты являются также востребованными темами, основой будущих узоров. Наиболее востребованный элемент – S-образный завиток с закрученными кончиками.



Прорезные

Обычно в этих узорах используют плоский орнамент. Элементы резьбы без фона вынуждены соприкасаться друг с другом и обрамлением. Если элементы узора различны по высоте, такую резьбу называют ажурной. В прорезной технике удаленные участки фона по величине не самые значительные, но по форме красивы. Они и формируют тот привлекательный узор, что так выделяет ажурную резьбу.

Основное отличие прорезных узоров от пропильных – это способ получения выпадающих частей. Так, в прорезной технике сетку делают резцом, в пропильной – выкружной пилой. Тематика узоров схожа: здесь много растительных элементов, присутствует изображение человека и животного. Ну и, конечно, востребованы и геометрические узоры.



Какие инструменты необходимы?

Начать стоит все же с описания материала. Дерево должно быть качественным, прежде всего хорошо высушенным. Материал берется только однородный, предпочтительно – с одного участка дерева, сучков и грубых текстурных полос также быть не должно.

В базовый набор инструментов входят:

  • ножи и стамески;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • наждачная бумага с разным размером зерна;
  • тиски;
  • дрель с вариациями сверл;
  • бруски;
  • лобзик.



Ножи должны быть изготовлены из качественной стали. Это могут быть не самые дорогие отечественные модели, они мало чем уступают импортным. Вместо стамески для резьбы порой используются заточенные отвертки или даже напильник. Стамеска плоская имеет длинный стержень, на конце которого находится режущая плоская кромка. Таким инструментом удобно пользоваться для первичной обработки дерева.

Полукруглая стамеска – важнейший инструмент в резьбе, ее вариации различаются степенью закругленности.

Стоит упомянуть, что у резчика весь инструментарий делится на 2 вида: ручной и электрический. Ручные инструменты обходятся сравнительно недорого, в эксплуатации они просты. Но ручной труд имеет не самую высокую производительность. Электрические инструменты помогают ускорить и в то же время упростить обработку дерева. Стоят они дороже, но и качество работы с их использованием возрастает.



Пару слов о современных инструментах резчиков. Гибкий вал, например, дает возможность получить резное изделие практически любой сложности. И стоит он не так дорого, часто новички приобретают себе этот инструмент. Или взять лазерный гравер – это уже настоящее многофункциональное оборудование, в котором есть запас насадок и разные режимы обработки.


Технология выполнения

Начинается ажурная резьба с эскиза будущего изделия.

Обычно сначала выполняются черновые эскизы в малом масштабе, после того как проект утвержден, нужно сделать эскиз на бумаге в масштабе 1: 1 с подробной деталировкой.

А чтобы перевести орнамент (или орнаментально-сюжетную композицию) с бумаги на дерево, понадобятся шаблоны, копировальная бумага, карандаш и калька.


Рассмотрим алгоритм изготовления изделия в технике ажурной резьбы.

  1. Подготовленный материал (дерево) предстоит распиливать, строгать и его же торцевать. Делается это или вручную, или на электростанке. Далее обычно все заготовки калибруются на рейсмусовом станке (для сохранения точной толщины).
  2. Материал нужно раскроить и зачистить, подогнать по заранее заготовленной форме, а потом склеить по сегментам. На готовую форму можно наносить орнамент.
  3. Перед тем как выпиливать фоновую часть, следует подготовить форму. То есть дрелью с нужного диаметра сверлом следует сделать подготовительные отверстия по уже нанесенной картинке.
  4. Далее наступает самый интересный этап резьбы – выполнение художественной обработки прорезных элементов. Это всегда работа ножами, стамесками, другими удобными для мастера инструментами. Этап у каждого резчика проходит по-своему: кто-то долго вырезает детали, растягивая работу на несколько дней. Кто-то этот этап проходит быстро. Зависит это и от опыта, и от того, привычны ли для мастера инструменты.
  5. После того как ажурная художественная резьба завершена, мастер хорошо зачищает работу. Если нужно, он шлифует ее и склеивает изделие.
  6. На заключительном этапе готовое изделие хорошо осматривают, чтобы не пропустить дефектов и грубостей. Теперь дерево можно полировать кусочком дерева либо грубой тканью. Полностью готовую работу обрабатывают морилкой на водной основе или на спирту. Не всегда одного слоя будет достаточно.



Осталось только дождаться полного высыхания изделия – оно готово и может занять свое место в интерьере, на фасаде или в любом другом месте.

Ажурная резьба – это и опыт, и художественные задатки, и творческий поиск, и умение видеть работу еще до ее готовности. Одно ясно точно – старинное ремесло сегодня находит новое осмысление и отвечает запросам современного заказчика. А вот техника и материал остаются все теми же. И такой союз традиции, качества и нового взгляда рождает красивые ажурные вещи.

Как изготовить шкатулку из дерева с прорезной ажурной резьбой смотрите в видео.

0?modestbranding=1&iv_load_policy=3&rel=0" >

Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой?

  • Виктория Штейнгарт
  • Разные вопросы
  • 2019-02-06 19:52:49
  • 7
  • 1

Прорезная резьба (ажурная) (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
Пропильная (ажурная) резьба (практически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой либо лобзиком).Плосковыемчатая резьба отличительна тем, что её основой служит тонкий фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных частей лежит ниже уровня фона. Плоскорельефная резьба с избранным фоном та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.






Добрый день! Хотим разместить рекламу на Вашем проекте. Кто принимает решения по этому вопросу? Предлагаю обсудить

Три экскаватора различной мощности могут вырыть котлован,работая по отдельности:первый -10 дней,второй-за 12,третий-за

Читайте также: