Чем определяется информационный потенциал общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Информационный потенциал , который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала. [1]

Под пороговым информационным потенциалом понимается отношение мощности поднесущей частоты данного канала к спектральной плотности шума, при котором еще обеспечивается выделение информации этого канала с заданным качеством. [2]

Чем определяется информационный потенциал общества . [3]

В целом информационный потенциал материалов конгресса достаточно велик и автор выражает надежду, что даже конспективное изложение их в настоящем обзоре будет полезно для текущей работы научных работников, инженеров и техников нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности нашей страны. [4]

Было бы полезно шире использовать информационный потенциал Всесоюзного научно-исследовательского конъюнктурного института . Более полно могли бы быть задействованы и возможности Торгово-промышленной палаты СССР. [5]

Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных БЗ. Это достигается на путях качественного преобразования традиционных баз данных ( БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта ( ИИ), в БЗ. [6]

Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. [7]

Величина 6 существенным образом зависит от информационного потенциала принятого алгоритма управления . [8]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсальных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. [9]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсальных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. Количество синтезированных и идентифицированных индивидуальных химических соединений ныне исчисляется сотнями миллионов. [10]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсальных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. [11]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсштьных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. [12]

Очевидно, что саморазвивающийся объект несет в себе колоссальный информационный потенциал . Эти системы в процессе развития порождают огромные объемы новой информации, взаимодействуя с внешней средой средствами постоянной реорганизации своих структурных и функциональных компонент. Понятно, что даже зарегистрировать всю совокупность этих информационных массивов невозможно. Поэтому, познание саморазвивающихся объектов осуществляется средствами разработки моделей ограниченного числа элементов ( подсистем), занимающих главенствующие места в структуре соподчинения метасистемы. Таким образом, реализуется уже описанный выше метод исследования, связанный с разработкой системы объекта и дальнейшей ее формализацией. [13]

Совершенно очевидно, что разработка научно обоснованной совокупности показателей информационного потенциала общества и их использования в целях планирования, учета, контроля и анализа его развития на государственном и территориальном уровнях способствовало бы интенсификации процессов информатизации общества. [14]

За многовековой период эволюции в теоретической и прикладной химии накоплен громаднейший информационный потенциал в виде несистематизированных и необработанных надлежащим образом сведений о физико-химических свойствах ( ФХС) неорганических и органических веществ. Особенно беспрецедентно высоким темпом накопления научной информации отличается нынешний этап развития химии как, впрочем, и всего естествознания. Количество синтезированных и идентифицированных индивидуальных химических соединений ныне исчисляется сотнями миллионов ( так, например, только у нормального алкана с числом углеродных атомов 40 имеется 6 25 - 1013 изомеров. [15]

Информационную среду общества нельзя рассматривать вне связи с понятием информационного ресурса общества. Информационный обмен по существу представляет собой процесс перемещения знаний (данных) в границах информационной среды экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов общества. Максимально эффективное использование информационного ресурса общества в условиях сложившейся информационной среды общества определяет информационный потенциал общества (ИПО).

Если на практике информационный ресурс общества используется по различным объективным и субъективным причинам не в максимальной степени, то в таком случае информационный потенциал общества реализуется лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять информационно-обменные процессы только на определенном, социально-обусловленном уровне. Стратегической целью Российской Федерации может и должна быть цель максимальной реализации своего информационного, информационно-интеллектуального потенциала (национального информационного потенциала).

Информационный потенциал общества в широком смысле слова совпадает с понятием информационный ресурс общества, при этом и в том, и в другом случае речь идет об имеющихся в наличии информационных запасах, средствах, которые используются при необходимости.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества (когнитивные структуры и институты) - это, например, институты образования и семьи.

Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной Коммуникации и т.д.

Следует отметить, что США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять трансферт технологий) за счет уровня образования. Показательным примером является тот факт, что 60% американской рабочей силы в канун XXI века имело высшее и неполное высшее образование - один из самых высоких показателей в мире. Все это свидетельствует о наличии хорошо налаженной системы реализации информационного потенциала нации.

На современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения.

Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т. е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. "Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабных задачи:

• проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей;

• организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения;

• создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удаленный доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов;

• организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.).

Процесс формирования информационной среды общества реализуется при соблюдении ряда основополагающих начал, которые можно назвать принципами формирования информационной среды общества:

• принцип синхронности: информационная среда возникает и формируется вместе с возникновением и формированием самого общества;

• принцип прагматичности: информационная среда возникает как реакция на потребность общества в общении и как средство удовлетворения этой потребности;

• принцип адекватности: характер и темпы развития информационной среды соответствуют характеру и темпам развития общества (так, как уже отмечалось, в информационном обществе более 50% трудоресурса занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг).

В настоящее время развивается важное теоретическое и прикладное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации, социальной сферы). Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды, качественной среды обитания в целом.

Существует практически не осмысленная, однако, очень важная проблема социальных последствий параллельного развития в российском обществе двух компьютерных сред - IBM и Macintosh. Как известно, покупателями и пользователями этих практически несовместимых компьютерных сред являются мало пересекающиеся и в реальной жизни социальные группы. Таким образом, усиливается поляризация, расслоение российского общества. Особенную тревогу вызывает значительная распространенность, в том числе и не без помощи государственных образовательных организаций, наиболее перспективных обучающих экспертных систем именно на базе среды Macintosh.

Как уже отмечалось ранее, степень благоприятствования информационной среды для развития личности определяется в значительной степени характеристиками самого субъекта, участника информационно-обменных процессов. Однако по данным ВЦИОМ повышение компьютерной грамотности россиянами оценивается как существенно менее важное направление по сравнению с приобретением компьютеров и оргтехники.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации, информационных технологий. Следствием подобных преобразований являлось всякий раз приобретение человеческим сообществом нового качества.

Начало совпадает по времени с выделения человека из природы, с появления языка, способного оперировать абстрактными понятиями. Первой информационной технологией можно считать способ передачи довольно сложной информации с помощью наскальной "живописи". После изобретения письменности появилась возможность локального распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Следующий этап связан с изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общество, культуру. Книга стала универсальным массовым распространителем и хранителем больших объемов информации.

В эру использования электричества появились телеграф, телефон, радио, телевидение, позволяющие оперативно передавать информацию в любые уголки Земли.

Без преувеличения можно сказать, что последние 200 лет были "колыбелью" многих больших и малых революций ( рис. 2.2). Промышленная революция XIX-начала ХХ веков и Первая мировая война породили волну социальных революций, которые если не перевернули, то основательно потрясли мировые устои.

Вторая мировая война и послевоенное развитие экономики, исследования в ядерной и микромолекулярной физике, электронике твердого тела и пограничных явлений, создание первых промышленных вычислительных устройств дали толчок индустриальной революции. За четверть века эта революция подготовила почву для бурного всплеска развития информационных технологий.

Изобретение компьютера - универсального, многофункционального, электронного автоматического устройства для работы с данными и информацией - привело к тому, что компьютерная техника в современном обществе взяла на себя значительную часть работ , связанных с её обработкой, систематизацией и хранением.

В ХХI веке мы наблюдаем новый сдвиг в технологиях, который проявляется в разных аспектах ( рис. 1.1). Сейчас человечество делает серьезный шаг к новой реальности: кибернетическому будущему. По многим признакам мы вступили в новую фазу кибернетической революции. На рис. 2.1 начало этой фазы показано в конце 90х годов XX века.

До сих пор в литературе недостаточно изучены причины последнего мирового финансового кризиса, наиболее острая фаза которого пришлась на вторую половину 2008 года. Одним из ключевых технологических факторов стало появление в конце 90-х годов XX века первых программ-роботов на финансовых биржах. Непрерывную череду финансовых кризисов XIX и XX вв. в капиталистическом обществе удалось остановить введение в начале 70-х годов XX века торговли на биржах "производными" ценными бумагами - опционами. Параллельно с практикой существенные достижения были получены и в теории финансового менеджмента, базирующиеся на гипотезах арбитража ("справедливой" цены). Теория во многом основывались на эмпирическом опыте, и новые механизмы существенно "затруднили" процесс обогащения простыми спекуляциями. Но "программы-роботы" изменили положение дел. В теории традиционно "за скобки" выносили транзакционные издержки (плату за операцию) в связи с их незначительной величиной, но с появлением "программ-роботов" количество операций в единицу времени выросло колоссально. Общая " выручка " от них у финансовых учреждений стала существенным фактором сверхприбылей и огромных бонусов руководителей, за которые в итоге заплатили (и продолжают платить) все рядовые граждане развитых стран.

Понять суть происходящих изменений нельзя без переосмысления многих аспектов парадигмы "Что такое вычислительное устройство и что такое вычислительный процесс". В ближайшее время должны измениться традиционные представления о том, как устроен компьютер , что такое вычислительная система . Эти процессы принесут изменения в стиль программирования, в то, как будут использоваться вычислительные устройства. Переход к новой парадигме вычислений приведет, наверное, к тому, что архитектура вычислительных устройств "сдвинется" в сторону "набора одновременно работающих асинхронных моделей взаимодействующих динамических систем (функциональных элементов)" [16].

По историческим меркам компьютерные и информационные технологии и системы еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Еще много потоков и видов информации не вовлечено в сферу действия компьютеров. Однако компьютерные технологии все активнее преобразуют или вытесняют прежние, "докомпьютерные".

Информационный потенциал , который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала. [1]

Под пороговым информационным потенциалом понимается отношение мощности поднесущей частоты данного канала к спектральной плотности шума, при котором еще обеспечивается выделение информации этого канала с заданным качеством. [2]

Чем определяется информационный потенциал общества . [3]

В целом информационный потенциал материалов конгресса достаточно велик и автор выражает надежду, что даже конспективное изложение их в настоящем обзоре будет полезно для текущей работы научных работников, инженеров и техников нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности нашей страны. [4]

Было бы полезно шире использовать информационный потенциал Всесоюзного научно-исследовательского конъюнктурного института . Более полно могли бы быть задействованы и возможности Торгово-промышленной палаты СССР. [5]

Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных БЗ. Это достигается на путях качественного преобразования традиционных баз данных ( БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта ( ИИ), в БЗ. [6]

Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. [7]

Величина 6 существенным образом зависит от информационного потенциала принятого алгоритма управления . [8]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсальных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. [9]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсальных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. Количество синтезированных и идентифицированных индивидуальных химических соединений ныне исчисляется сотнями миллионов. [10]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсальных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. [11]

От назревающего кризиса в результате лавинообразного возрастания необработанного информационного потенциала могут избавить лишь разработка и массовое внедрение в химию и химическую технологию универсштьных математических моделей, адекватно описывающих ФХС и физико-химические закономерности поведения исследованных и, что не менее важно, вновь синтезируемых веществ в широком интервале варьирования технологических и термодинамических параметров. [12]

Очевидно, что саморазвивающийся объект несет в себе колоссальный информационный потенциал . Эти системы в процессе развития порождают огромные объемы новой информации, взаимодействуя с внешней средой средствами постоянной реорганизации своих структурных и функциональных компонент. Понятно, что даже зарегистрировать всю совокупность этих информационных массивов невозможно. Поэтому, познание саморазвивающихся объектов осуществляется средствами разработки моделей ограниченного числа элементов ( подсистем), занимающих главенствующие места в структуре соподчинения метасистемы. Таким образом, реализуется уже описанный выше метод исследования, связанный с разработкой системы объекта и дальнейшей ее формализацией. [13]

Совершенно очевидно, что разработка научно обоснованной совокупности показателей информационного потенциала общества и их использования в целях планирования, учета, контроля и анализа его развития на государственном и территориальном уровнях способствовало бы интенсификации процессов информатизации общества. [14]

За многовековой период эволюции в теоретической и прикладной химии накоплен громаднейший информационный потенциал в виде несистематизированных и необработанных надлежащим образом сведений о физико-химических свойствах ( ФХС) неорганических и органических веществ. Особенно беспрецедентно высоким темпом накопления научной информации отличается нынешний этап развития химии как, впрочем, и всего естествознания. Количество синтезированных и идентифицированных индивидуальных химических соединений ныне исчисляется сотнями миллионов ( так, например, только у нормального алкана с числом углеродных атомов 40 имеется 6 25 - 1013 изомеров. [15]

Читайте также: