Чем опасна конкуренция в общении кратко

Обновлено: 01.07.2024

Многие из нас любят соревноваться и, что важнее, выигрывать. Конкуренция помогает добиваться целей и мотивирует повышать качество работы, а престиж и власть, которые дает победа, становятся мощным моральным подспорьем. Более того, выигрыш повышает уверенность в себе и готовность рисковать, а значит, и шансы на дальнейший успех.

В то же время желание победить во что бы то ни стало может поставить нас перед этическим выбором. С этим могут столкнуться и коллеги, активно конкурирующие на работе, и менеджеры, которым нужно показать конкретные результаты за квартал. Во всех этих случаях количество потенциальных победителей строго ограничено. В каких-то случаях победитель вообще может быть только один, а ставки (в виде затраченных денег, продвижения и репутации) огромны.

Такую жесткую конкуренцию часто провоцирует идея, что результаты должны оцениваться не в абсолютном выражении, а в сравнении с другими. Этот метод используется для оценки эффективности, при которой, скажем, 20% лучших сотрудников числятся в рядах высокопроизводительных, а нижние 10% попадают под сокращение.

В нашем недавнем исследовании мы обнаружили, что системы оценки эффективности, основанные на сравнении с коллегами, могут провоцировать неэтичное поведение. На первом этапе мы попросили 164 студента MBA прочитать гипотетический сценарий об инвестиционном банкире, столкнувшемся с этической дилеммой, и оценить вероятность того, что банкир поступится моральными принципами. Всем студентам достались случайным образом распределенные варианты начисления вознаграждения банкиру: в виде фиксированной зарплаты без премии, в виде фиксированной зарплаты с премией, зависящей от количества проведенных сделок, и в виде фиксированной зарплаты с премией, зависящей от его результатов относительно коллег. Эксперимент показал, что в последнем случае студенты чаще, чем в остальных, ожидали, что банкир поведет себя неэтично.

Что может сделать работодатель, чтобы предотвратить нечестные поступки сотрудников?

Простое решение – так называемое последовательное размышление. Надо побудить людей подумать о положительных и отрицательных последствиях их решений. Еще в одном исследовании участники, которые брали паузу для того, чтобы задуматься и записать последствия своих действий, реже совершали неэтичные поступки. С помощью той же платформы Mechanical Turk мы пригласили 184 американца принять участие в разработке сценария принятия решений. Участники примеряли на себя роль университетского преподавателя, который ожидал результатов оценки своей работы на этой должности и готовил рукопись к публикации в одном из лучших научных журналов. Результаты, описанные в рукописи, не соответствовали ожиданиям, и преподаватель испытывал искушение подтасовать данные. Участников спрашивали, насколько вероятен сценарий, при котором они подтасуют данные, однако некоторым из них предлагали сначала задуматься о последствиях своих действий. Те респонденты, кого просили сначала все взвесить, значительно реже принимали решение нарушить правила.

Цель – формирование представлений об интерактивной стороне общения.

1. Характеристика интерактивной стороны.

2. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция.

3. Конфликты как следствие проявления конкуренции во взаимодействии.

4. Формы организации взаимодействия в совместной деятельности.

1. Андреева Г.М. Социлаьная психология. М., 2005.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002. – 213 с.

3. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1983.

Характеристика интерактивной стороны

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В психологии под ролью понимается модель поведения, следование которой предписывается каждому, кто занимает ту или иную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам). Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли послушного сына и т.п. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына, и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается. Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция

Взаимодействие людей в процессе деятельности может быть разным: от взаимопомощи и работы на единый результат, до конфронтации, открытой борьбы за определенные ресурсы, сферы влияния. При всем многообразии форм взаимодействия людей можно описать два принципиально противоположных типа:

· кооперация и

· конкуренция.

Кооперация – вид взаимодействия, основанный на координации единичных сил участников совместной деятельности, сопровождающийся упорядоченностью действий, осознанием включенности в общее дело, единения.

Противоположные характеристики отличают конкуренцию, характеризующуюся соперничеством людей в достижении целей и средств, стремлением реализовать собственные интересы в ущерб другой стороне. Нередко следствием конкурентых отношений становится конфликт.

Тема 6.

Интерактивная сторона общения: общение как взаимодействие

Цель – формирование представлений об интерактивной стороне общения.

1. Характеристика интерактивной стороны.

2. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция.

3. Конфликты как следствие проявления конкуренции во взаимодействии.

4. Формы организации взаимодействия в совместной деятельности.

1. Андреева Г.М. Социлаьная психология. М., 2005.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002. – 213 с.

3. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1983.

Характеристика интерактивной стороны

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.




В психологии под ролью понимается модель поведения, следование которой предписывается каждому, кто занимает ту или иную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам). Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли послушного сына и т.п. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына, и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается. Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция

Взаимодействие людей в процессе деятельности может быть разным: от взаимопомощи и работы на единый результат, до конфронтации, открытой борьбы за определенные ресурсы, сферы влияния. При всем многообразии форм взаимодействия людей можно описать два принципиально противоположных типа:

· кооперация и

· конкуренция.

Кооперация – вид взаимодействия, основанный на координации единичных сил участников совместной деятельности, сопровождающийся упорядоченностью действий, осознанием включенности в общее дело, единения.

Противоположные характеристики отличают конкуренцию, характеризующуюся соперничеством людей в достижении целей и средств, стремлением реализовать собственные интересы в ущерб другой стороне. Нередко следствием конкурентых отношений становится конфликт.

Все о соперничестве

Соперничеством называется один из видов отношений между людьми, суть которого заключается в борьбе за что-то ценное. Это могут быть власть, уважение, любовь, деньги и многое другое. В современном мире жизнь человека почти в любой сфере построена как раз на принципе конкуренции.

Сегодня даже в таких нейтральных областях, как искусство или музыка, проходят различные соревнования. Некоторые психологи считают, что соперничество позитивно сказывается на развитии личности, однако другие относят этот вопрос к весьма спорным.


Что это такое?

В психологии под здоровым соперничеством понимается набор коммуникативных техник, при помощи которых человек показывает другой стороне намерение бороться для получения своей выгоды и достижения цели. Кроме того, соперничество очень часто применяется для того, чтобы не допустить победы оппонента и того, чтобы он мог получить определённую выгоду. Особенность конкуренции в том, что довольно сложно определить основной мотив участников. Победа может вызывать различные чувства, включая радость и гордость. В данном случае всё зависит от сложности борьбы, ведь чем сложнее было получить победу, тем более сильными будут переживания и конечные эмоции.

Во время соперничества используется принцип эволюции, который заключается в том, что выживает лучший. Однако в современном обществе выживают многие, а некоторые даже не являются лучшими, но при этом довольствуются подобным качеством своей жизни. Практически все сражения и соревнования основываются на духе соперничества. Однако, если в спортивных соревнованиях нет ничего плохого в демонстрации собственной силы и возможностей, то сражения обычно приводят к плачевным результатам.

В природе человека заложено, что он оценивает себя в сравнении с другими людьми, которые его окружают, поэтому пытается быть лучше. Именно с этой целью люди кидают друг другу вызов, конкурируют и чувствуют таким образом свое превосходство.


Психологи выделяют несколько видов соперничества, каждый из которых имеет свои особенности протекания.

Структурное

Структурное соперничество называют одним из наиболее важных, так как подобная конкуренция предполагает борьбу за по-настоящему ценные вещи, без которых не получится жить. Например, данный вид соперничества можно увидеть у зверей в дикой природе, которые сражаются за еду, питьё и так далее.

Мотивационное

Особенность мотивационной конкуренции в том, что она появляется в случаях, когда на первое место выходит престиж. Это могут быть спортивные соревнования, где нужно показать свое превосходство или преимущество своей команды. Таким образом, победа в таких соревнованиях не жизненно важна, однако она позволяет получить общественное признание.


Невротическое

Невротическое соперничество активно изучается в современной психоаналитике. Среди отличительных черт подобной конкуренции можно выделить следующие.

  • Невротик постоянно сравнивает себя с другими людьми, даже когда этого делать не стоит.
  • Честолюбие не успокаивается даже при достижении определенной цели, а успех перестаёт приносить радость. Человек просто пытается стать уникальным и неповторимым.
  • В некоторых установках может проявляться скрытая агрессия, особенно если кто-то достигает таких же результатов или превосходит их.

Невротическое соперничество предполагает, что для человека на первом месте находится не сама конкуренция, а впечатление, которое получается благодаря ей. Если при нормальном здоровом виде соперничества человек успокаивается при получении успеха, то при невротическом главным является получение полного превосходства. При невозможности получить желаемый результат вызывается чувство разочарованности, которое представляет собой деструктивный элемент и может привести к серьезным последствиям во взаимоотношениях с другими людьми или обществом.

У таких людей часто можно увидеть склонность помешать другим одержать победу, используя для этого любые средства и способы. Из-за этого возникает чувство постоянной тревоги, что приводит к проблемам с психикой.

Невротики работают сразу в двух направлениях, пытаясь доминировать над всеми, но оставаться при этом любимцами общества.


Как влияет?

До недавнего времени считалось, что соперничество положительно сказывается на самом человеке и всех сферах его деятельности. Это только в последнее время в психологии начали воспринимать конкуренцию как негативный фактор в жизни человека и общества. В головах у человечества так сильно поселилась мысль о том, что конкуренция мотивирует к очередным достижениям и положительно сказывается на всём, что отказаться от данной идеи для определенной категории людей довольно сложно. Основная проблема заключается в том, что как раз из-за постоянных соревнований между собой люди в первую очередь думают о себе, о том, как победить в конфликтной ситуации, а не выйти из нее. В результате возможность проигрыша или компромисса не принимается во внимание, так как основной задачей является победа.

Из-за такого отношения в обществе человеку начинает казаться, что ему необходимо выйти из ситуации победителем, и он всегда должен быть прав. Сама суть соперничества предполагает, что будут сталкиваться различные интересы, поэтому люди должны сражаться за то, чтобы защитить свои. Из-за этого общество становится более агрессивным, и люди недоверчиво относятся друг к другу, что и приводит к появлению серьёзных проблем. Как и сотрудничество, конкуренция является частью натуры человека, однако это не врождённое качество, а то, которому приходится обучаться на протяжении всей жизни. Разумеется, у детей оно также есть, однако не в той форме, как у взрослых, и почти не сказывается на общении, вне зависимости от результата. Бытует мнение о том, что только дух конкуренции дает возможность человечеству выжить, однако несложно догадаться, что более ценным и важным является как раз сотрудничество, так как именно благодаря ему люди начали объединяться в группы и смогли выжить.

Теперь же увлекаясь духом соперничества, многие люди забывают о том, что иногда лучших результатов может принести именно взаимодействие с другими людьми. Постоянное соревнование становится причиной целого ряда психологических проблем, из-за которых человек не раскрывает свой внутренний мир и боится своего окружения. Бытует мнение, что нельзя никому рассказывать про свои слабости, так как они могут быть использованы против тебя.

Эта ситуация довольно неприятная, так как может стать причиной проблем с нервной системой, стресса и депрессии. Отсутствие доверия вынуждает людей находиться в регулярном напряжении, что негативно сказывается на их здоровье.


Как перестать соперничать?

Сравнивать себя с другими довольно вредно, так как приходится жить в регулярном напряжении, что негативно сказывается на нервной системе. Попытки во всем соперничать и выходить победителем отнимают много времени и сил. Необходимо смириться с тем, что каждый человек уникален, поэтому любое сравнение является несправедливым.

Среди основных способов перестать соперничать можно выделить такие.

  • Любые успехи нужно отмечать. Вне зависимости от профессии, у каждого человека имеются свои навыки и таланты. Нельзя забывать об этом, и нужно постоянно вспоминать о прошлых успехах. Они станут отличной мотивацией для новых достижений.
  • Стремиться необходимо только к самому важному. Наиболее важные для жизни ценности недоступны для взгляда человека. Речь идет о любви, дружбе и великодушии. Подобные достижения невозможно измерить, но все равно стоит стремиться именно к ним. Разумеется, иногда соперничество идет на пользу, однако жизнь состоит и из других моментов.
  • Необходимо напоминать себе о том, что ни один человек не может быть полностью совершенным. У каждого человека в жизни есть свои заботы и печали, а любая победа будет ценнее, если достигается во время преодоления препятствий.
  • Смена обстановки. Смена окружения позволяет задуматься о других вещах, которые на самом деле важны и успокаивают в человеке его дух конкуренции. Например, если это конкуренция между мужчиной или женщиной, или же между подругами, то стоит просто развеяться и отвлечься, чтобы отогнать любые мысли об этом.

Таким образом, соперничество представляет собой часть человеческой натуры и предполагает борьбу за собственные интересы и предпочтения. Конкуренция может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от поставленных целей и способов их достижения.

Многие из нас любят соревноваться и, что важнее, выигрывать. Конкуренция помогает добиваться целей и мотивирует повышать качество работы, а престиж и власть, которые дает победа, становятся мощным моральным подспорьем. Более того, выигрыш повышает уверенность в себе и готовность рисковать, а значит, и шансы на дальнейший успех.

В то же время желание победить во что бы то ни стало может поставить нас перед этическим выбором. С этим могут столкнуться и коллеги, активно конкурирующие на работе, и менеджеры, которым нужно показать конкретные результаты за квартал. Во всех этих случаях количество потенциальных победителей строго ограничено. В каких-то случаях победитель вообще может быть только один, а ставки (в виде затраченных денег, продвижения и репутации) огромны.

Такую жесткую конкуренцию часто провоцирует идея, что результаты должны оцениваться не в абсолютном выражении, а в сравнении с другими. Этот метод используется для оценки эффективности, при которой, скажем, 20% лучших сотрудников числятся в рядах высокопроизводительных, а нижние 10% попадают под сокращение.

В нашем недавнем исследовании мы обнаружили, что системы оценки эффективности, основанные на сравнении с коллегами, могут провоцировать неэтичное поведение. На первом этапе мы попросили 164 студента MBA прочитать гипотетический сценарий об инвестиционном банкире, столкнувшемся с этической дилеммой, и оценить вероятность того, что банкир поступится моральными принципами. Всем студентам достались случайным образом распределенные варианты начисления вознаграждения банкиру: в виде фиксированной зарплаты без премии, в виде фиксированной зарплаты с премией, зависящей от количества проведенных сделок, и в виде фиксированной зарплаты с премией, зависящей от его результатов относительно коллег. Эксперимент показал, что в последнем случае студенты чаще, чем в остальных, ожидали, что банкир поведет себя неэтично.

Что может сделать работодатель, чтобы предотвратить нечестные поступки сотрудников?

Простое решение – так называемое последовательное размышление. Надо побудить людей подумать о положительных и отрицательных последствиях их решений. Еще в одном исследовании участники, которые брали паузу для того, чтобы задуматься и записать последствия своих действий, реже совершали неэтичные поступки. С помощью той же платформы Mechanical Turk мы пригласили 184 американца принять участие в разработке сценария принятия решений. Участники примеряли на себя роль университетского преподавателя, который ожидал результатов оценки своей работы на этой должности и готовил рукопись к публикации в одном из лучших научных журналов. Результаты, описанные в рукописи, не соответствовали ожиданиям, и преподаватель испытывал искушение подтасовать данные. Участников спрашивали, насколько вероятен сценарий, при котором они подтасуют данные, однако некоторым из них предлагали сначала задуматься о последствиях своих действий. Те респонденты, кого просили сначала все взвесить, значительно реже принимали решение нарушить правила.

Читайте также: