Чем люди живы краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Семен — старый и бедный сапожник, который очень нуждается в деньгах. Все что он зарабатывает уходит на жизнь. И он даже не может позволить купить себе шубу, когда единственная на них с женой прохудилась.

Идя однажды домой, он по дороге встречает голого человека, который не может точно сказать откуда он и почему нагой сидит возле часовни. Семен не проходит мимо, а снимает с себя последнюю одежду, и приводит этого странного человека домой. Дома жена Матрена накормила двух мужчин, дала одежды и уложила спать. Хоть сначала и жалко ей было последней краюхи хлеба и одежды, но потом она сжалилась над бедным, обиженным Богом путником.

Стал Михаил, а так звали мужчину работать у сапожника. Очень хорошо он справлялся со своими обязанностями и вскоре уже молва пошла о мастерах, и к ним многие пошли за сапогами и ботинками. Однажды пришел богатый барин, принес очень хорошую кожу и попросил сшить ему самые лучшие сапоги. Но Михаил сшил ему босовики, и когда Семен увидел это, то очень рассердился. Но на следующий день пришел слуга от барина с вестью, что хозяин умер и нужны теперь ему именно босовики. Улыбнулся Михаил, он оказался прав.

В другой раз пришла женщина с двумя приемными девочками, она потеряла родного сына и воспитывала двух сироток. Поговорив с ней, Михаил снял фартук рабочий и рассказал всю правду. Оказывается он прогневал Бога, не выполнив его воли, и тот послал ангела на землю — чтобы он посмотрел как и главное чем живут люди. Прожив шесть лет среди людей, ангел Михаил понял несколько очень важных вещей. То, что самое главное для всех людей — это любовь, именно ей и живут они. Не зная что с ними будет завтра, не столько заботятся о себе, сколько думают о ближнем и любят родных. Только благодаря этому и продолжается род человеческий.

Теперь, когда он узнал все то, что требовал от него Господь, он прощен и может возвращаться на небо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История, произошедшая с сапожником

Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.

чем люди живы толстой краткое содержание

«Неужели,— говорит Марк Аврелий, — тебя страшит перемена?

И чего это я в размышлизмы углубилась сегодня? Да, наверное, просто потому, что противно. Лукавство. Сплошное лукавство…

Живешь — живи! Мы никогда не получим то, что хотим, пока не будем благодарны тому, что имеем.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Поведение Матрены

Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.

Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.

Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.

Убралась Семена жена рано. Дров нарубила, воды принесла, ребят накормила, сама закусила и задумалась; задумалась, когда хлебы ставить: нынче или завтра? Краюшка большая осталась.

Убрала Матрена хлеб и села у стола заплату на мужнину рубаху нашить. Шьет и думает Матрена про мужа, как он будет овчины на шубу покупать.

Только подумала Матрена, заскрипели ступеньки на крыльце, кто-то вошел. Воткнула Матрена иголку, вышла в сени. Видит — вошли двое: Семен и с ним мужик какой-то без шапки и в валенках.

Пропустила их Матрена в избу, сама вошла, видит — человек чужой, молодой, худощавый, кафтан на нем ихний. Рубахи не видать под кафтаном, шапки нет. Как вошел, так стал, не шевелится и глаз не поднимает. И думает Матрена: недобрый человек — боится.

Насупилась Матрена, отошла к печи, глядит, что от них будет.

Снял Семен шапку, сел на лавку, как добрый.

— Что ж,— говорит,— Матрена, собери ужинать, что ли!

Пробурчала что-то себе под нос Матрена. Как стала у печи, не шевельнется: то на одного, то на другого посмотрит и только головой покачивает. Видит Семен, что баба не в себе, да делать нечего: как будто не примечает, берет за руку странника.

— Садись,— говорит,— брат, ужинать станем.

Сел странник на лавку.

— Что же, али не варила?

Взяло зло Матрену.

— Варила, да не про тебя. Ты и ум, я вижу, пропил. Пошел за шубой, а без кафтана пришел, да еще какого-то бродягу голого с собой привел. Нет у меня про вас, пьяниц, ужина.

— Будет, Матрена, что без толку-то языком стрекотать! Ты спроси прежде, какой человек…

— Ты сказывай, куда деньги девал?

Полез Семен в кафтан, вынул бумажку, развернул.

— Деньги — вот они, а Трифонов не отдал, завтра посулился.

Еще пуще взяло зло Матрену: шубы не купил, а последний кафтан на какого-то голого надел да к себе привел.

Схватила со стола бумажку, понесла прятать, сама говорит:

— Нет у меня ужина. Всех пьяниц голых не накормишь.

— Эх, Матрена, подержи язык-то. Прежде послушай, что говорят…

— Наслушаешься ума от пьяного дурака. Недаром не хотела за тебя, пьяницу, замуж идти. Матушка мне холсты отдала — ты пропил; пошел шубу купить — пропил.

Хочет Семен растолковать жене, что пропил он только двадцать копеек, хочет сказать, где он человека нашел,— не дает ему Матрена слова вставить: откуда что берется, по два слова вдруг говорит. Что десять лет тому назад было, и то все помянула.

Говорила, говорила Матрена, подскочила к Семену, схватила его за рукав.

— Давай-поддевку-то мою. А то одна осталась, и ту с меня снял да на себя напер. Давай сюда, конопатый пес, пострел тебя расшиби!

Стал снимать с себя Семен куцавейку, рукав вывернул, дернула баба — затрещала в швах куцавейка. Схватила Матрена поддевку, на голову накинула и взялась за дверь. Хотела уйти, да остановилась: и сердце в ней расходилось — хочется ей зло сорвать и узнать хочется, какой-такой человек.

История с барином

чем люди живы толстой анализ произведения

Сапожное дело

День за днём, неделя за неделей – так и год прошёл. Живёт странник Михайла по-прежнему у Семёна. За какую работу ни возьмётся – всякая выходит у него так, как будто век её делал: и чинит сапоги, и шьёт их сам. Пошла слава по округе, что никто так крепко сапог не сделает, как Михайла. Стало к Семёну больше людей приходить, и достаток стал увеличиваться. А Михайла, как только работа заканчивается, садится, ни слова, ни полслова не говорит и всё вверх глядит. Никогда на улицу не выходит, ест мало, говорит мало и не смеется.

рассказ чем люди живы

Пожилая купчиха рассказывает о себе

Он прожил в заботах и труде шесть лет в доме сапожника. Однажды к ним пожаловала купчиха вместе с двумя дочерями, одна из которых была хромая. Женщина рассказала свою историю о том, что эти девочки ей не родные, а приемные. Они жили с мужем 6 лет в крестьянстве, и у них родился маленький сын. В это же время две девочки появились на свет у соседей, но вскоре отец их умер, а потом похоронили и мать, поэтому женщина решила забрать сирот к себе. Мальчик ее умер, и остались лишь две эти девочки. Михаил посмотрел на них и улыбнулся.

Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.

Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.

У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.

Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.

Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.

Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.

Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.

А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.

Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.

Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле

Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.

Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.

Это рассказ-притча Льва Толстого на божественную тему. Жил сапожник Семен, еле успевал концы с концами сводить, но как-то решил он сшить шубу для жены, забрал из дома три рубля, пошел пешком в деревню, где ему были должны ещё 5 рублей, чтоб купить овчину на шубу.Но в селе ему лаои только лдвадцать уопеек, и он от досады пропил их. Вернулся домой, а у часовни встретил он лежащего голышом человеком, в первый раз отошел от него, но вернулся во второй раз, одел в свои одежды и взял с собой домой.Жена его плохо встретила, хотела выгнать гостя, но потом пожалела, дала ему всю одежду, а тот как-то улыбнулся и понравился хозяйке Матрене. Остался Михаил у Семена почти шесть лет помощником, стал мастером, но однажды к ним пришел грозный барин и заказал им сапоги из немецкого материала, но Михаил сшил ему босовики и во второй раз странно улыбнулся. Вечером барин умер и босовики как раз пригодились. В третий раз улыбнулся Михаил, когда к ним пришла женщина с девочками-близняшкам­ и и заказала туфли для девочек, Одгна из девочек была хроменькая.Потом Михаил после ухода женщины, раскрылся, сказал, что ему пора идти, что он Божий ангел, направленный Богом, чтоб узнать, чем люди живы. А люди живы одной лишь любовью.


Краткий анализ

чем люди живы толстой анализ

Сочинение 2

В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.

Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.

Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.

Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.

Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →

История "Чем люди живы" - это описание одного случая, когда ангел спустился на землю, чтобы помочь человеку в нужде.

Семен - старый и бедный сапожник, который очень нуждается в деньгах. Все что он зарабатывает уходит на жизнь. И он даже не может позволить купить себе шубу, когда единственная на них с женой прохудилась.

Идя однажды домой, он по дороге встречает голого человека, который не может точно сказать откуда он и почему нагой сидит возле часовни. Семен не проходит мимо, а снимает с себя последнюю одежду, и приводит этого странного человека домой. Дома жена Матрена накормила двух мужчин, дала одежды и уложила спать. Хоть сначала и жалко ей было последней краюхи хлеба и одежды, но потом она сжалилась над бедным, обиженным Богом путником.

Стал Михаил, а так звали мужчину работать у сапожника. Очень хорошо он справлялся со своими обязанностями и вскоре уже молва пошла о мастерах, и к ним многие пошли за сапогами и ботинками. Однажды пришел богатый барин, принес очень хорошую кожу и попросил сшить ему самые лучшие сапоги. Но Михаил сшил ему босовики, и когда Семен увидел это, то очень рассердился. Но на следующий день пришел слуга от барина с вестью, что хозяин умер и нужны теперь ему именно босовики. Улыбнулся Михаил, он оказался прав.

В другой раз пришла женщина с двумя приемными девочками, она потеряла родного сына и воспитывала двух сироток. Поговорив с ней, Михаил снял фартук рабочий и рассказал всю правду. Оказывается он прогневал Бога, не выполнив его воли, и тот послал ангела на землю - чтобы он посмотрел как и главное чем живут люди. Прожив шесть лет среди людей, ангел Михаил понял несколько очень важных вещей. То, что самое главное для всех людей - это любовь, именно ей и живут они. Не зная что с ними будет завтра, не столько заботятся о себе, сколько думают о ближнем и любят родных. Только благодаря этому и продолжается род человеческий.

Теперь, когда он узнал все то, что требовал от него Господь, он прощен и может возвращаться на небо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Чем люди живы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Краткое содержание балетов и опер

Андрей и Остап, сыновья казацкого полковника Тараса Бульбы, возвращаются домой. Позади годы учебы в Киевской академии. Родители радостно встречают братьев и в честь их возвращения созывают всех полковников и сотников

Автор сбегает от городской суеты в деревенскую глушь, в деревню Пижмы, и селиться у одной бездетной семьи Максима и Евгении. В один день всё в доме приходит в движение. Максим наводит лад во дворе

Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой

Этот роман – первый из двадцати, рассказывающий о том, как возникла и разрасталась семья Ругон- Маккаров. Описывая эту семью, автор анализирует хорошие и дурные черты характера, которые переходят по наследству.

История произведения рассказывает об одном интересном случае, когда ангел снизошел с небес дабы помочь обычному человеку.

Главный герой по имени Семен - бедный старик работающий сапожником. Весь его достаток уходит на оплату нужд. Из-за нищеты он не в состояние купить ему с женой одну шубу на двоих.

Возвращаясь домой с работы Семен заметил голого человека, который даже не знает, как он очутился около часовни. Сапожник не проходит мимо, а отдает странному путнику последнюю одежду, чтобы тот не замерз. После чего он отвел его домой. Дома жена Семена приготовила еды для мужа и гостя. Сначала Матрене было жалко отдавать гостю последнюю еду, но доброе сердце хозяйки сжалилось на необычном и странным путником.

Звать путника того Михаил. Стал он помогать Семену в работе. Со своими обязанностями справлялся он очень хорошо, и пошли уже слухи по всего городу о двух умельцах. Однажды к ним богатый купец, сделать заказ на очень хорошие сапоги преждевременно принеся отличную кожу. Михаил же изготовил обычные шаркуны, вскоре Семен заметил это и сильно расстроился. Следующим днем барин умирает и приходит его слуга и говорит, что сапоги уже не нужны так как барин его скончался. Михаил оказался прав, что сделал шаркуны.

На следующий раз пришла одинокая мать воспитывающая двух приемных девочек, у нее умер собственный сын. После разговора с ней, Михаил открыл истину про себя, оказывается, что он ангел разозливший Бога и тот поручил ему узнать как же живут обычные смертные. Михаил прожил на земле целых шесть лет на земле в человеческом обличье, ангел понял одну очень важную вещь. Самое основное для людей - любовь. При этом не зная как судьба с ними распорядится они заботятся и любят ближних своих. Только из-за этого и продолжает жить человеческий род.

Выполнив свою важную миссию он может наконец таки вернуться на небо.

Читать краткое содержание Чем люди живы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лев Толстой. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Чем люди живы

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Сидоров Иван Иванович в сказке добрый, но очень рассеянный учёный-волшебник. У него было много разных полезных изобретений. Была машинка-будильник, машинка прогоняющая злых людей

Главный герой – маленький мальчик, рассказ ведется от его лица. Ребенок играет в детский, дверь которой открывается будто сама по себе. Няня говорит, что дверь отворил

В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике — семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью — Евдокией Алексеевной.

В повести рассказывается о жизни полуволка-полусобаки по имени Белый Клык. Он рождается в Северной Глуши и попадает в стойбище индейцев, где к нему относятся недружелюбно, как собаки, так и люди

Наказанный Богом ангел сошел на землю, чтобы найти смысл жизни людей. Он живет у сапожника, и понимает, что в людях есть Бог, что они не знают, что будет, и что они живы любовью. Бог прощает его.

За минуту

Бедный сапожник Семен живет с женой Матреной. Он отправляется в село за овчиной на шубу. Он встретил замерзающего голого человека. Сапожник пошел с ним к себе. Жена устроила ему нагоняй. Но затем ее замучила совесть, и она накормила странника.

Странник Михайла, стал у сапожника подмастерьем. Однажды богатый барин приказал сделать сапоги. Но Михайла сделал босовики. Явились слуги барина, казали, что тот умер и ему как раз нужны босовики.

Через 6 лет купчиха пришла к сапожнику с 2-мя приемными дочерьми. Михайла тогда сказал, что он ангел, которого послали взять душу молодой женщины, а он не захотел — у нее были 2 маленькие дочери. Бог забрал душу женщины и наказал его, отправив на землю, и приказал выяснить, чем живы люди.

Когда жена сапожника пожалела его, он понял, что в каждом человеке есть Бог. Когда увидел барина, то понял, что люди не знают своей доли. А когда увидел купчиху, то понял что люди живы любовью. Тогда Бог простил его, у него выросли крылья и он вернулся на небо.

Данное произведение описывает невероятную историю о том, как настоящий ангел спустился к человеку, который нуждался в помощи.

Главный герой — Семен. По профессии он сапожник. Однако, есть проблема, работа уже давно не приносит необходимых финансовых средств. Все заработанные деньги уходят на питание и семью. Семену не хватает денег даже на шубу. У него была одна шуба и то на двоих с женой. Она уже износилась.

Однажды Семен возвращается домой и видит такую картину: у часовни сидит голый странник. Сапожник начинает беседу, спрашивает откуда тот, однако, он человек не может ничего объяснить. Семен не может бросить неизвестного в беде, он дает ему свою одежду и ведет к себе домой. Матрена встретила двух мужчин. Накормила обоих, поставила на стол всё, что оставалось в доме. Ей непросто было это сделать, но жалость к обиженному судьбой путнику оказалась сильней.

Семья узнала, что путника зовут Михаилом. Он начал работать у Семена. Человек замечательно справлялся со своей работой, поэтому в округе быстро пошла молва о том, что здесь работают отличные мастера. После этого к Семену и Михаилу направилось много людей, которые мечтали получить сапоги да ботинки. Как-то раз к Семену явился очень богатый человек, он принес материал для обуви и заказал себе сапоги. Однако, Михаил сшил какие-то босовики вместо положенного заказа. Семен был очень недоволен этим фактом. На следующий день до Семена дошла новость о том, что барин скончался и теперь для него потребуются только босовики. Михаил только улыбнулся, оказывается он не ошибся.

Чуть позже к сапожникам пришла женщина с двумя девчонками, они были приемными. Мать потеряла своего сына и взяла на воспитание этих девочек. Михаил снял свой рабочий фартук и начал беседовать с ней. Ангел не случайно здесь оказался. Он нарушил Божью волю и тем самым разгневал Бога. За это ангел был направлен на землю. Он должен был увидеть, чем живут люди. Ангел по имени Михаил прожил в этом мире шесть лет. За это время он осознал вот что: люди живут исключительно любовью, если бы ее не было, всё бы пошло не так. Люди не могут знать, что их ожидает в завтрашнем дне, но они заботятся о родных людях. Только поэтому человеческий род еще существует и продолжается.

После того, как ангел все осознал и выполнил божественное задание, он может возвращаться. Этим он заработал прощение.

Произведение подчеркивает важность любви, без которой невозможно прожить на этой земле.

Другие произведения автора: ← Дьявол↑ Толстой ЛевБедные люди →

История, произошедшая с сапожником

Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.

чем люди живы толстой краткое содержание

Поведение Матрены

Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.

Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.

Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.

Наутро проснулся Семен. Дети спят, жена пошла к соседям хлеба занимать. Один вчерашний странник в старых портках и рубахе на лавке сидит, вверх смотрит. И лицо у него против вчерашнего светлее.

И говорит Семен:

— Чего ж, милая голова: брюхо хлеба просит, а голое тело одежи. Кормиться надо. Что работать умеешь?

— Я ничего не умею.

Подивился Семен и говорит:

— Была бы охота. Всему люди учатся.

— Люди работают, и я работать буду.

— Ну, Михайла, сказывать про себя не хочешь — твое дело, а кормиться надо. Работать будешь, что прикажу,— кормить буду.

— Спаси тебя господь, а я учиться буду. Покажи, что делать.

Взял Семен пряжу, надел на пальцы и стал делать конец.

— Дело не хитрое, гляди…

Посмотрел Михайла, надел также на пальцы, тотчас перенял, сделал конец.

Показал ему Семен, как наваривать. Также сразу понял Михайла. Показал хозяин и как всучить щетинку и как тачать, и тоже сразу понял Михайла.

Какую ни покажет ему работу Семен, все сразу поймет, и с третьего дня стал работать, как будто век шил. Работает без разгиба, ест мало; перемежится работа — молчит и все вверх глядит. На улицу не ходит, не говорит лишнего, не шутит, не смеется.

Только и видели раз, как он улыбнулся в первый вечер, когда ему баба ужинать собрала.

История с барином

чем люди живы толстой анализ произведения

Пожилая купчиха рассказывает о себе

Он прожил в заботах и труде шесть лет в доме сапожника. Однажды к ним пожаловала купчиха вместе с двумя дочерями, одна из которых была хромая. Женщина рассказала свою историю о том, что эти девочки ей не родные, а приемные. Они жили с мужем 6 лет в крестьянстве, и у них родился маленький сын. В это же время две девочки появились на свет у соседей, но вскоре отец их умер, а потом похоронили и мать, поэтому женщина решила забрать сирот к себе. Мальчик ее умер, и остались лишь две эти девочки. Михаил посмотрел на них и улыбнулся.

Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.

Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.

У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.

Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.

Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.

Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.

Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.

А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.

Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.

Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле

Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.

Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.

Прошел и еще год, и два, и живет Михайла уже шестой год у Семена. Живет по-прежнему. Никуда не ходит, лишнего не говорит и во все время только два раза улыбнулся: один раз, когда баба ему ужинать собрала, другой раз на барина. Не нарадуется Семен на своего работника. И не спрашивает его больше, откуда он; только одного боится, чтоб не ушел от него Михайла.

Сидят раз дома. Хозяйка в печь чугуны ставит, а ребята по лавкам бегают, в окна глядят. Семен тачает у одного окна, а Михайла у другого каблук набивает.

Подбежал мальчик по лавке к Михайле, оперся ему на плечо и глядит в окно.

— Дядя Михайла, глянь-ка, купчиха с девочками, никак, к нам идет. А девочка одна хромая.

Только сказал это мальчик, Михайла бросил работу, повернулся к окну, глядит на улицу.

И удивился Семен. То никогда не глядит на улицу Михайла, а теперь припал к окну, глядит на что-то. Поглядел и Семен в окно; видит — вправду идет женщина к его двору, одета чисто, ведет за ручки двух девочек в шубках, в платочках в ковровых. Девочки одна в одну, разузнать нельзя. Только у одной левая ножка попорчена — идет, припадает.

Взошла женщина на крыльцо, в сени, ощупала дверь, потянула за скобу — отворила. Пропустила вперед себя двух девочек и вошла в избу.

— Просим милости. Что надо?

Села женщина к столу. Прижались ей девочки в колени, людей чудятся.

— Да вот девочкам на весну кожаные башмачки сшить.

— Что же, можно. Не шивали мы маленьких таких, да все можно. Можно рантовые, можно выворотные на холсте. Вот Михайла у меня мастер.

Оглянулся Семен на Михайлу и видит: Михайла работу бросил, сидит, глаз не сводит с девочек.

И подивился Семен на Михайлу. Правда, хороши, думает, девочки: черноглазенькие, пухленькие, румяненькие, и шубки и платочки на них хорошие, а все не поймет Семен, что он так приглядывается на них, точно знакомые они ему.

Подивился Семен и стал с женщиной толковать — рядиться. Порядился, сложил мерку. Подняла себе женщина на колени хроменькую и говорит:

— Вот с этой две мерки сними; на кривенькую ножку один башмачок сшей, а на пряменькую три. У них ножки одинакие, одна в одну. Двойни они.

Сиял Семен мерку и говорит на хроменькую:

— С чего же это с ней сталось? Девочка такая хорошая. Сроду, что ли?

— Нет, мать задавила.

Вступилась Матрена, хочется ей узнать, чья такая женщина и чьи дети, и говорит:

— А ты разве им не мать будешь?

— Я не мать им и не родня, хозяюшка, чужие вовсе — приемыши.

— Не свои дети, а как жалеешь их!

— Как мне их не жалеть, я их обеих своею грудью выкормила. Свое было детище, да бог прибрал, его так не жалела, как их жалею.

Краткий анализ

чем люди живы толстой анализ

Сочинение 2

В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.

Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.

Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.

Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.

Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →

Читайте также: