Чем интервью отличается от анкетирования кратко

Обновлено: 18.05.2024

В рамках данного этапа социального проектирования мы предлагаем рассмотреть следующие понятия и теоретические моменты:

· Этапы социологического исследования……………………………. стр.5

· Методы сбора информации………………………………………. стр.6

· Различие между интервью и анкетированием……………………. стр.13

· Анализ результатов анкетирования…………………………………стр.14

· Отчет о результатах исследования………………………….……….стр.16

Обратите внимание на следующие понятия:

Исследование – это сбор информации по интересующей теме.

Анкетирование – это метод сбора информации через специально разработанную анкету.

Анкета – это упорядоченный список вопросов для проведения опроса, анкета состоит из трех частей: вводная, основная, паспортичка

Респондент – это человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот у которого берется интервью.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации через проведение беседы, основанной на непосредственном личном контакте; возможность задавать уточняющие вопросы.

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование включает несколько этапов

1. Подготовка исследования: составление программы, разработка инструментария, составление анкет, вопросов для интервью, первичная апробация анкеты.

2. Сбор первичной социологической информации (проведение анкетирования, интервьюирования).

3. Обработка полученных материалов.

4. Анализ полученных данных и оформление выводов исследования.

Подробнее про этапы социологического исследования:

1. Подготовка исследования.Составление программы исследования включает в себя цель исследования, задачи, выбор методов, разработку анкет, интервью и т.д. обязательно надо определеить параметры целевой группы: то, что, по вашему мнению, важно (пол, возраст, занятость и пр.) также на этом этапе решаются организационные вопросы исследования.

2. Сбор первичной социологической информации.Сбор материалов по той теме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представленна в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, аудио- и видео записи и др.; количество первичной информации зависит от масштаба проводимого исследования.

3. Обработка данных.Полученный материал может быть обработан вручную или с помощью компьютера. Подготавливаются вспомогательные таблицы для облегчения процесса обработки.

4. Анализ данных и оформление выводов.После обработки материала, полученные данные оформляются в виде документов, отчетов, таблиц, диаграмм и т.д. затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые становятся основой для дальнейшей работы.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Работа с текстом. Составление анкеты.

АНКЕТА –документ, представляющий собой набор вопросов, ответы на которые дают возможность судить об объективных и субъективных факторах.

Анкета состоит из трёх частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

Вводная часть.

В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчёркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента ( респондент – человек, отвечающий на вопросы анкеты или тот, у которого берется интервью), мотивирующей его на участие в опросе. Вводная часть по объему не большая, но очень важная. От того, как составлено обращение зависит отношение респондента к анкете.

Основная часть.

После контактных вопросов идут основные вопросы, ответы на которые дают информацию по интересующей исследовательской теме. Содержание именно этих вопросов должно соответствовать целям и задачам исследования. Для каждой задачи могут быть сформулированы отдельные блоки вопросов, они могут располагаться как вперемешку, так и по порядку. Идеальный вариант, когда сложные вопросы расположены в середине анкеты.

Завершающие анкету вопросы – заключительные. Основная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение у респондентов. В связи с этим, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют особого напряжения памяти и внимания.

Паспортичка.

Содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, семейного положения, стажа работы респондента и др. в зависимости от целей и задач исследования, количество вопросов этого блока может быть либо увеличено, либо уменьшено.

Вопросы, используемые в анкете, могут быть:

· О фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или последствиях.

· О знании.Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющей целью выявить уровень информативности респондента и его знания в определённой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует опрашиваемого использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имён.

· О мнении.Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения., основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

· О мотивах.Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По логической природе вопросы подразделяются на:

· Фильтры.Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделение части респондентов из всего массива по определенному признаку.

· Наводящие.Оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

· Контактные.Служат для установки контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.

· Прямые.Направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

· Открытые:предполагают повествовательный оригинальный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным.

· Полузакрытые:респонденту предоставляется возможность выбора подходящего ответа из предложенного перечня и/или высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки закрытости и открытости.

· Шкальные:ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

По способу распространения анкет опросы разделяются на:

1. Раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

2. Почтовые(анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;

3. Прессовые(анкета предлагается читателю через печатное издание;

4. Телефонные(при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телефонной сети).

ИНТЕРВЬЮ

1. Необходимо составить список вопросов, которые вы собираетесь задать, в письменном виде. Список должен быть организован так, чтобы вы смогли провести короткое (10 минут), среднее (20-30 минут) или длинное (1 час) интервью, и получить самую важную информацию, в независимости от количества времени, которое вам выделит интервьюируемый.

ПАМЯТКА

Пример представления себя при обращении в организации, к специалистам, к интервьюируемым.

Меня зовут (имя и фамилия). Я ученик (класс и школа). Мы изучаем (цель исследования). Я являюсь ответственным за сбор информации по данной проблеме, которую мы будем обсуждать на сборе нашей команды.

Могу ли я задать Вам несколько вопросов прямо сейчас (или лучше позвонить вам в другой раз)? С кем бы еще я мог поговорить об этой проблеме? Имеется ли у вас какая-нибудь письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы нам передать или выслать на наш адрес? (будьте готовы продиктовать ваш электронный адрес)

Бланк для интервью:

Лично . По телефону . В письме . Имя интервьюируемого Название организации, компании

Номер его телефона
Адрес (город, улиц, дом)

Советы для проведения анкетирования, опроса, интервью:

1. Говорить четко, уверенно, ясно

3. Говорить с какой целью проходит исследование

4. Записывать все, что говорит респондент

5. Не перебивать респондента

6. Не задавать наводящих вопросов

7. Не навязывать своего мнения

8. Благодарить за уделенное время и за ответы – говорить спасибо.

СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью.

Преимущества Недостатки/сложности
Интервью · гибкий метод сбора информации; · личный контакт с респондентом; · возможность задавать/уточнять вопросы/ответы. · затратный по времени; · нужен человек, умеющий налаживать контакт с рспондентом, правильно задавать вопросы и фиксировать ответы; · небольшой охват респондентов.
Опрос · большой охват респондентов; · небольшое количество вопросов; · легко инструктировать людей, которые будут проводить опрос. · случайный выбор респондентов; · для подтверждения полученной информации надо использовать еще один метод сбора данных.
Анкетирование · респондент отвечает на вопросы в удобное для него время, в удобной обстановке; · большой охват потенциальных респондентов; · дает полную обратную связь на основе которой можно строить свое будущее планирование. · способ, занимающий большое количество времени (подготовка, распространение анкет, обработка информации); · достаточно затратный метод, так как требуются ресурсы для тиражирования анкет; · назад возвращается около 30% от запущенных анкет

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Для облегчения обработки можно использовать таблицу, в ней соединена и биографическая информация, и содержательная.

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Документы и публикации подбираются в соответствии с исследуемой проблематикой, преимущественно из печатных изданий Вашего города/региона или сети Интернет. Документацию необходимо анализировать по следующему алгоритму:

- выходные данные публикации (издание, дата публикации, название, автор)

- краткое описание содержания публикации (основные герои, в чем состоит событие/проблема);

- что находится в фокусе стаитьи – люди, проблемы, пути решения пр.;

- если в материале автором дается оценка или задается общий тон, каковы они: положительные, негативные? Что именно отмечается как положительное/негативное?

- ваш комментарий к публикации.

Общая схема анализа всей документации:

1. Полученные данные (факты, свидетельства, то, что вы узнали).

2. Интерпритация/объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязи между ними, причин).

3. Выводы/заключения (значение полученных данных – хорошо или плохо, мало или много, позитивно или негативно, желательном или не желательном направлении).

4. Рекомендации (предполагаемые направления действий, предполагаемые изменения в программе, советы заинтересованным сторонам, основанные на полученных данных, интерпретациях и выводах).

Также разнообразие имеют и вопросы, используемые при составлении анкетного опроса. У них существует своя классификация:

С начала существования социологии, как метода сбора социологической информации, устоялись некоторые законы и правила составления и проведения опросов. На сегодняшний день устоялся Профессиональный кодекс социолога, который был принят шестой Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в 1987 году.

Каждая анкета должна иметь вводную часть, которая должна послужить знакомством респондента с исследуемой темой. Анкетер должен изначально выбрать определенную форму вопросов, по которым в дальнейшем он будет анализировать полученные ответы. Важное значение анкетер должен придать размеру анкеты, т.к. в случае затягивания анкетирования, респондент может потерять интерес, прекратить отвечать на вопросы. Немаловажное значение имеет и четкость поставленных вопросов, например, когда необходимо объяснить трудный предмет.

Интервью как метод сбора социологической информации

К преимуществам интервью можно отнести тот фактор, что непосредственное общение с респондентом и эмоциональный контакт создают условия, в которых улучшается понимание объекта.

Для того чтобы провести социологическое исследование методом интервью, нужно пройти специальное обучение, т.к. помимо личностных качеств, которые играют немалую роль в получении нужного результата, успех во многом зависит от заранее приготовленного плана интервью с указанием тем, которые будут использованы в беседе, также план может служить ориентиром в опросе.

И в анкетировании, и в интервью существуют свои особенности, характеристики, различные классификации. В каких-то моментах они бывают схожи, а в каких-то полностью противоположны друг другу.

- полустандартизированное (эта форма схожа со стандартизированной формой, только в отличии от нее в полустандартизированном используются открытые вопросы, на которые респондент может отвечать в свободной форме);

Среди социологических методов сбора первичной информации опрос занимает лидирующую позицию. Он применяется, когда наблюдение невозможно или нецелесообразно. К нему прибегают для выявления общественного мнения по широкому вопросов кругу вопросов относительно существенных событий в жизни государства и гражданского общества. Охватывающие относительно небольшое число граждан, они являются замерами состояния общественного мнения больших социальных общностей.

Суть социологического опроса в непосредственном устном или письменном обращении исследователя к населению с вопросами, содержание которых через соответствующие эмпирические индикаторы представляет изучаемую проблему. Полученные в ходе опроса ответы позволяют производить их статистическую обработку, и теоретическую интерпретацию.

Опросы обеспечивают большую систематичность и точность научной информации, позволяют получать самую различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

По технике проведения различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы. По форме контакта с опрашиваемыми (респондентами) – личные и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные. По мету проведения – по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.)

Опрос как метод чаще всего используется, когда:

– исследуемая проблема недостаточно отражена в документальных источниках;

– предмет исследования недоступен для наблюдения;

– предметом изучения является элементы массового сознания - потребности, интересы, мотивация, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;

– в качестве контрольного, или дополнительного метода для пополнения и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации вербального общения. И это накладывает отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В методическом арсенале социологии выработаны специальные приемы и процедуры для преодоления субъективизма, повышения надежность и эффективности данной формы сбора социологической информации.

Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что анкету заполняет сам респондент. Оно может быть индивидуальным и групповым. Предполагает наличие заранее разработанного вопросника-анкеты. Достоинство анкетирования заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое количество людей. Как правило, анкетирование является анонимным, что позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы сугубо личного характера.

Эффективное применение опроса для сбора информации требует квалифицированной подготовки е только исследователей, но и интервьюеров (анкетеров), чтобы получить более объективную информацию, избежать умышленного искажения опрашиваемыми сведений.

Также как и наблюдение, опрос предпочтительно использовать в сочетании с другими методами сбора информации.

Дом сбора

Пример выполнения кейс-задания: Ситуация 2.

Задание:

Цель исследования: Оценить условия комфортного проживания граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

а) выявить долю различных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья пользующихся социальными услугами;

б) проанализировать удовлетворенность граждан с ограниченными возможностями здоровья содержанием и формами оказания социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями;

в) проанализировать замечания, предложения, пожелания граждан с ограниченными возможностями здоровья, направленные на улучшение обслуживания населения в государственных или муниципальных учреждениях.

Решение: Для решения задачи на основе методологии социологического исследования с учётом требований к разработке инструментария сбора эмпирической информации разрабатывается анкета (вопросник) для проведения интервью с респондентами с ограниченными возможностями здоровья по теме социологического исследования.

Разрабатывается модель

АНКЕТА

Среди социологических методов сбора первичной информации опрос занимает лидирующую позицию. Он применяется, когда наблюдение невозможно или нецелесообразно. К нему прибегают для выявления общественного мнения по широкому вопросов кругу вопросов относительно существенных событий в жизни государства и гражданского общества. Охватывающие относительно небольшое число граждан, они являются замерами состояния общественного мнения больших социальных общностей.

Суть социологического опроса в непосредственном устном или письменном обращении исследователя к населению с вопросами, содержание которых через соответствующие эмпирические индикаторы представляет изучаемую проблему. Полученные в ходе опроса ответы позволяют производить их статистическую обработку, и теоретическую интерпретацию.

Опросы обеспечивают большую систематичность и точность научной информации, позволяют получать самую различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

По технике проведения различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы. По форме контакта с опрашиваемыми (респондентами) – личные и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные. По мету проведения – по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.)

Опрос как метод чаще всего используется, когда:

– исследуемая проблема недостаточно отражена в документальных источниках;

– предмет исследования недоступен для наблюдения;

– предметом изучения является элементы массового сознания - потребности, интересы, мотивация, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;

– в качестве контрольного, или дополнительного метода для пополнения и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации вербального общения. И это накладывает отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В методическом арсенале социологии выработаны специальные приемы и процедуры для преодоления субъективизма, повышения надежность и эффективности данной формы сбора социологической информации.

Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что анкету заполняет сам респондент. Оно может быть индивидуальным и групповым. Предполагает наличие заранее разработанного вопросника-анкеты. Достоинство анкетирования заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое количество людей. Как правило, анкетирование является анонимным, что позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы сугубо личного характера.

Эффективное применение опроса для сбора информации требует квалифицированной подготовки е только исследователей, но и интервьюеров (анкетеров), чтобы получить более объективную информацию, избежать умышленного искажения опрашиваемыми сведений.

Также как и наблюдение, опрос предпочтительно использовать в сочетании с другими методами сбора информации.

Дом сбора

Пример выполнения кейс-задания: Ситуация 2.

Задание:

Цель исследования: Оценить условия комфортного проживания граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

а) выявить долю различных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья пользующихся социальными услугами;

б) проанализировать удовлетворенность граждан с ограниченными возможностями здоровья содержанием и формами оказания социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями;

в) проанализировать замечания, предложения, пожелания граждан с ограниченными возможностями здоровья, направленные на улучшение обслуживания населения в государственных или муниципальных учреждениях.

Решение: Для решения задачи на основе методологии социологического исследования с учётом требований к разработке инструментария сбора эмпирической информации разрабатывается анкета (вопросник) для проведения интервью с респондентами с ограниченными возможностями здоровья по теме социологического исследования.

Разрабатывается модель

АНКЕТА


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Среди социологических методов сбора первичной информации опрос занимает лидирующую позицию. Он применяется, когда наблюдение невозможно или нецелесообразно. К нему прибегают для выявления общественного мнения по широкому вопросов кругу вопросов относительно существенных событий в жизни государства и гражданского общества. Охватывающие относительно небольшое число граждан, они являются замерами состояния общественного мнения больших социальных общностей.

Суть социологического опроса в непосредственном устном или письменном обращении исследователя к населению с вопросами, содержание которых через соответствующие эмпирические индикаторы представляет изучаемую проблему. Полученные в ходе опроса ответы позволяют производить их статистическую обработку, и теоретическую интерпретацию.

Опросы обеспечивают большую систематичность и точность научной информации, позволяют получать самую различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

По технике проведения различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы. По форме контакта с опрашиваемыми (респондентами) – личные и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные. По мету проведения – по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.)

Опрос как метод чаще всего используется, когда:

– исследуемая проблема недостаточно отражена в документальных источниках;

– предмет исследования недоступен для наблюдения;

– предметом изучения является элементы массового сознания - потребности, интересы, мотивация, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;

– в качестве контрольного, или дополнительного метода для пополнения и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации вербального общения. И это накладывает отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В методическом арсенале социологии выработаны специальные приемы и процедуры для преодоления субъективизма, повышения надежность и эффективности данной формы сбора социологической информации.

Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что анкету заполняет сам респондент. Оно может быть индивидуальным и групповым. Предполагает наличие заранее разработанного вопросника-анкеты. Достоинство анкетирования заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое количество людей. Как правило, анкетирование является анонимным, что позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы сугубо личного характера.

Эффективное применение опроса для сбора информации требует квалифицированной подготовки е только исследователей, но и интервьюеров (анкетеров), чтобы получить более объективную информацию, избежать умышленного искажения опрашиваемыми сведений.

Также как и наблюдение, опрос предпочтительно использовать в сочетании с другими методами сбора информации.

Дом сбора

Пример выполнения кейс-задания: Ситуация 2.

Задание:

Цель исследования: Оценить условия комфортного проживания граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

а) выявить долю различных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья пользующихся социальными услугами;

б) проанализировать удовлетворенность граждан с ограниченными возможностями здоровья содержанием и формами оказания социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями;

в) проанализировать замечания, предложения, пожелания граждан с ограниченными возможностями здоровья, направленные на улучшение обслуживания населения в государственных или муниципальных учреждениях.

Решение: Для решения задачи на основе методологии социологического исследования с учётом требований к разработке инструментария сбора эмпирической информации разрабатывается анкета (вопросник) для проведения интервью с респондентами с ограниченными возможностями здоровья по теме социологического исследования.

Разрабатывается модель

АНКЕТА

Среди социологических методов сбора первичной информации опрос занимает лидирующую позицию. Он применяется, когда наблюдение невозможно или нецелесообразно. К нему прибегают для выявления общественного мнения по широкому вопросов кругу вопросов относительно существенных событий в жизни государства и гражданского общества. Охватывающие относительно небольшое число граждан, они являются замерами состояния общественного мнения больших социальных общностей.

Суть социологического опроса в непосредственном устном или письменном обращении исследователя к населению с вопросами, содержание которых через соответствующие эмпирические индикаторы представляет изучаемую проблему. Полученные в ходе опроса ответы позволяют производить их статистическую обработку, и теоретическую интерпретацию.

Опросы обеспечивают большую систематичность и точность научной информации, позволяют получать самую различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

По технике проведения различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы. По форме контакта с опрашиваемыми (респондентами) – личные и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные. По мету проведения – по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.)

Опрос как метод чаще всего используется, когда:

– исследуемая проблема недостаточно отражена в документальных источниках;

– предмет исследования недоступен для наблюдения;

– предметом изучения является элементы массового сознания - потребности, интересы, мотивация, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;

– в качестве контрольного, или дополнительного метода для пополнения и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации вербального общения. И это накладывает отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В методическом арсенале социологии выработаны специальные приемы и процедуры для преодоления субъективизма, повышения надежность и эффективности данной формы сбора социологической информации.

Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что анкету заполняет сам респондент. Оно может быть индивидуальным и групповым. Предполагает наличие заранее разработанного вопросника-анкеты. Достоинство анкетирования заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое количество людей. Как правило, анкетирование является анонимным, что позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы сугубо личного характера.

Эффективное применение опроса для сбора информации требует квалифицированной подготовки е только исследователей, но и интервьюеров (анкетеров), чтобы получить более объективную информацию, избежать умышленного искажения опрашиваемыми сведений.

Также как и наблюдение, опрос предпочтительно использовать в сочетании с другими методами сбора информации.

Дом сбора

Пример выполнения кейс-задания: Ситуация 2.

Задание:

Цель исследования: Оценить условия комфортного проживания граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

а) выявить долю различных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья пользующихся социальными услугами;

б) проанализировать удовлетворенность граждан с ограниченными возможностями здоровья содержанием и формами оказания социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями;

в) проанализировать замечания, предложения, пожелания граждан с ограниченными возможностями здоровья, направленные на улучшение обслуживания населения в государственных или муниципальных учреждениях.

Решение: Для решения задачи на основе методологии социологического исследования с учётом требований к разработке инструментария сбора эмпирической информации разрабатывается анкета (вопросник) для проведения интервью с респондентами с ограниченными возможностями здоровья по теме социологического исследования.

Разрабатывается модель

АНКЕТА


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: