Чем интересен миф о великом потопе возникший у шумеров 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Приветствую на канале, всех любителей загадок в истории!

Древняя история о Великом Потопе была рассказана несколько тысяч лет назад. Упоминания об этом событии находятся среди многих древних культур по всему миру. Все они имеют мифы и легенды, описывающие время в далеком прошлом, когда ужасающий Потоп уничтожил почти всю жизнь на Земле.

Одна история для всех народов

История Ноева Ковчега - это не просто библейская история. Ной был известен под другим именем в Индии, среди древних египтян и коренных американцев.

Воспоминания о периоде до Великого Потопа сохранились на протяжении всей Месопотамии: Список шумерских королей включает имена правителей, которые жили до Потопа и после. Более того, на рельефе можно встретить допотопных мудрецов, известных, как апкаллу, крылатые и возглавляемые птицами существа, выровняли стены ассирийских дворцов и остаются одними из самых знаковых форм месопотамского искусства и по сей день.

История шумерского Ноя

Халдейские Таблетки от наводнений из города Ур в нынешнем Южном Ираке содержат историю, которая описывает, как вавилонский бог Энлиль был обеспокоен непрекращающимся шумом, производимым людьми. Чтобы наказать людей, он посылает Потоп и уничтожает жизнь на планете.

Шумерский бог Энки, позже известный как Ea в аккадской и вавилонской мифологии, пошел против решения остальных богов и приказал Утнапиштиму отказаться от своих мирских владений и создать огромный корабль, который будет называться Хранителем жизни. Бог Энки помог с проектированием и созданием корабля. Строительство заняло 7 дней. Внутри корабля было семь этажей, каждый этаж разделен на 9 секций.

Боги были счастливы, он повиновался их желанию и сохранил семя человека. В обмен на его доверие и верность боги подарили семье дар - бессмертия и место среди небесных богов.

История о Потопе далеко не единственная, где можно найти четкое сходство с Библией.

Гильгамеш, опустошенный смертью своего брата Энкиду, отправляется в серию путешествий в поисках своего предка Утнапиштима, который живет в устье рек и получил вечную жизнь. Гильгамеш боится собственной смерти и ищет способ стать бессмертным.

Утнапиштим говорит Гильгамешу отказаться от поисков бессмертия, но говорит, что есть место, где находится Цветок Бессмертия и что он может восстановить его юность и молодость других. Гильгамеш забирает цветок и уезжает домой с лодочником, но по пути змея в бассейне крадет цветок, и он теряется. Интересным символом зла, похожим на Библию, является змея или змей.

Гильгамеш вернулся домой в город Урук, отказавшись от надежды на бессмертие или новую молодость.

Рассказ об Утнапиштиме и Земле до Великого Потопа был бы забыт, если бы не знакомство с героем Гильгамешем.

Хотя между библейскими и вавилонскими историями о потопах есть большое сходство, есть и очень фундаментальные различия.

Неизвестно, основана ли история Потопа на чем-то, что действительно имело место, или это просто миф, но есть ученые, которые убеждены, что Великий Потоп и Ноев Ковчег были настоящими событиями.

Вавилонская легенда о потопе известна европейским учёным благодаря трудам историка Бероса.

Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.

2.jpg

Изображение Нарам-Суэна на стелле из города Сузы.

4.jpg

Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.

5.jpg

Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.

Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:

6.jpg

Катаклизм шёл шесть дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.

На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.

7.jpg

Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.


Так в Ветхом Завете началась эпическая история Ноя — праведника, избранного богом для строительства огромного корабля и спасения всяческой живности. Однако миф о великом потопе, уничтожавшем грешников, не был изобретением древних иудеев.

Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.

В 1872 году 32-летний британский гравер и ассиролог Джордж Смит среди артефактов из библиотеки Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе.

Спонсором этой поездки стал Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph. Поиски увенчались успехом, и уже в 1875 году Смит опубликовал результаты своих поисков в труде Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874.

Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.

Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.

Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:

Катаклизм шёл 6 дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.

На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.

Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.

Источники

Материалы по теме

Как то вечером ко мне подошла дочь с просьбой показать на карте где и какой океан находится на нашей планете, а так как печатной физической карты мира у меня дома нет, то я открыл на компьютере электронную карту Google, переключил её в режим вида со спутника и начал ей потихоньку всё объяснять. Когда от Тихого океана дошел до Атлантического и приблизил поближе, чтобы показать дочери получше, то меня словно током ударило и я вдруг увидел то что видит любой человек на нашей планете, но совершенно другими глазами. Как и все я до этого момента не понимал что такое же вижу на карте, а тут у меня словно глаза открылись. Но всё это эмоции, а из эмоций щи не сваришь. Так что давайте попробуем вместе увидеть что же такое мне открылось карте Google, а открылось ни много ни мало – след столкновения нашей Земли Матушки с неведомым небесным телом, приведшего к тому, что принято называть Великим Потом.

По данным сейсморазведки и геологической съёмки на материковом шельфе Чёрного моря прослеживаются погребённые долины палеорек: Днестра, Южного Буга, Днепра, Дона, Риони и других рек. Они свидетельствуют об осушении большой части Черного моря в среднем плейстоце и окончательном формировании в позднем плейстоцене, повышая вероятность существования Понтиды – сухопутного моста между Крымом и Анатолией вдоль вала Андрусова, ныне погребённого.

Первые сведения о ней относятся в античным временам. Древнейшие историки упоминали гиперборейцев. Слово "гипербореец" означало "тот, кто живет за Бореем (Северным ветром)" или "тот, кто живет на севере". Согласно древним источника, жители Гипербореи обладали огромным количеством знаний, гораздо большим, чем древние греки. Кстати, древнегреческие герои Аполлон, Геракл и Персей имели эпитет "Гиперборейский".

А вот ещё:

Малый ледниковый период и голод в Русском царстве


Несколько столетий назад мороз мог наступить даже летом. Люди голодали из-за погибших урожаев и становились жертвами эпидемий.

Малый ледниковый период

Погода преподносила европейцам сюрпризы с 14-го по 19-й век. Учёные до сих пор спорят о причинах Малого ледникового периода. По мнению ряда исследователей, холода наступили из-за замедления течения Гольфстрим. Это произошло около 1300 года. В 1976-м эксперты также обратили внимание на пониженную солнечную активность в этот период. Говорили и о повышенной активности вулканов — в атмосферу после извержений попадают аэрозоли, на которых рассеивается солнечный свет. Сернокислые аэрозоли распространяются как покрывало по всей планете.

Это может приводить к похолоданию. Так, например, в 1815 году извержение вулкана на индонезийском острове привело к снижению температуры в некоторых областях на 3−5 градусов. В результате этих событий в Европе мороз грянул в середине июля.

В ходе Малого ледникового периода изменение температуры и высокий уровень осадков приводили к гибели урожая. В 1326-м замёрзло Средиземное море. В Германии и Шотландии прекратилось производство вин. В начале 14-го века в Европе начался Великий голод, жертвами которого стали миллионы людей. В 1315—1322 годах в городах распространился каннибализм. По мнению некоторых специалистов, холода стали косвенной причиной эпидемии чумы: крысы начали селиться ближе к людям. В 1420-м во Франции стояли страшные морозы; волки проникали в города, чтобы поживиться добычей.

Замёрзшая Темза. Источник: thesun. co. u

Голод в Русском царстве

Крестьяне промышляли грабежом, от голода и эпидемий в 1601—1603 годах погибли больше 100 тысяч человек. Часть населения переместилась на восточные и южные земли.

Ледниковый период в миниатюре

В США из-за дождей погиб урожай кукурузы. В Индии началась эпидемия холеры. В Китае из-за трёх лет без лета приступили к выращиванию неприхотливого опиумного мака. В 1840-м началась Первая Опиумная война.


Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

  1. Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2. Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3. Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун — богом земли, Куй-лун — грома, Фуцан-лун — подземных богатств, а Шень-лун — погоды). Рыбка Матсья — воплощение бога Вишну — возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы — самые древние.
  4. Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

Основные термины (генерируются автоматически): потоп, Мана, земля, миф, Каменный Кроншнеп, конец света, бог, вод, корабль, австралийский миф.

Читайте также: