Чем характеризуется развитие науки в нашем обществе 10 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наука в жизни современного общества

Наука – одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

- Систематизированные взгляды на действительность

- Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)

- Особый вид деятельности, система научных исследований.

Функции науки:

познавательно- наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;

культурно-мировоззренческая — помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;

практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей

социальная – научны е знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека.

прогностическая — составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира.

Классификация наук:

I . По предмету познания

естественные – изучают природу химия, биология, экология)

точные – изучают числа и количественные отношения (математика)

общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)

гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история, психология)

технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

II . По ориентации на практику

фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику (математика, история, физика , биология и т.д.)

прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем. (Агрономия, медицина, педагогика)

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры.

Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения социально-практических проблем.

Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.

Критерии научных знаний

- объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения

- рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций

- системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам

- проверяемость ( верифицируемость )- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.

- Наличие особой системы методов исследования

- Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

Объективность знаний о природе, человеке и обществе

Непротиворечивость, доказательность, системность

Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)

Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете

Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Уровни научного познания

это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.

Эмпирические методы научного познания

Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)

Эксперимент- изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)

Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)

Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов. познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Теоретические методы научного познания

Анализ - процесс разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

Индукция - от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

Дедукция — от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

Абстрагирование – отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).

Аналогия – изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)

Идеализация — ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

Классификация – объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Формы ненаучного познания:

Миф – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.

Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни.

Народная мудрость – опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками;

Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами;

-количеством нобелевских лауреатов от страны по физ,хим, биомед.

-расходами на науку от бюджета государства в абсолютном и процентном соотношении. Также можно найти еще десяток косвенных маркеров.

Если же в вопросе подразумевается результат развития науки, то в средней продолжительности жизни, в урбанизации, и количестве мегапикселей аниме

В наше время происходит непрерывный рост научного знания, и параллельно с этим растет объем исследований, которыми занимаются научные коллективы. Все это не может не вызывать удивления: как же наука в нашем обществе сумела так быстро и серьезно шагнуть вперед, насколько мы приблизились к сияющим вершинам научного познания? Развитию науки способствует та механическая. Читать далее

ОГЭ. теория. Духовная

2.2 Наука в жизни современного общества.

План.

Наука

  • Систематизированные взгляды на действительность
  • Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
  • Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Наука одновременно является важнейшей частью духовной сферы жизни человека и главным инструментом материально-технического развития общества. Первые науки возникли еще в далекой древности, но в течение времени они претерпели значительные изменения, эволюционируя по мере преобразований в социуме. В настоящее время современная наука оказывает сильное влияние на производственную деятельность, определяет вектор развития всего человечества. Какие существуют виды наук, области знаний и научно-исследовательские методы, как взаимосвязаны научное знание и процесс производства в современном обществе – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Наука: что она собой представляет

Термин наука имеет несколько различных определений.

Во-первых, это область выработки, систематизации и преобразования знаний, система воздействия знания полученного человеком на окружающую среду, способ познания мира.

Во-вторых, наука – это важнейший элемент духовной жизни социума, продукт интеллектуальной и творческой деятельности индивида, наряду с культурой, искусством, образованием.

В-третьих, это система научных дисциплин, представляющих собой отдельные теоретические и практические отрасли знания (математика, биология, социология, химия, информатика и многие другие).

В-четвертых, это общественный институт, в котором научно-исследовательская деятельность принимает устойчивые формы, воспроизводится через специальные лаборатории, университеты, сообщества.

В соответствии с областями научного знания, на сегодняшний день выделяют следующие виды наук:

  1. Естественные – специализируются на познании всех явлений и объектов природы, существующих вне вмешательства человеческого общества. К естественным научным дисциплинам относят: географию, геологию, биологию, астрономию, химию, физику.
  2. Математические – занимаются воспроизводством знаковых систем, которые могут быть применимы на практике, использованы в обществе для решения познавательных и прикладных задач. К математическим наукам относят: информатику, математику, статистику, механику.
  3. Гуманитарные – занимаются познанием различных областей жизни социума (экономика, культурология, правоведение, социология, религиоведение, политология), изучают отдельных людей и крупные социальные общности в их прошлом, настоящем и будущем (психология, педагогика, этнография [1] , история, философия).

Научное познание, представляющее собой особый вид познавательной деятельности, существенно отличается от всех других способов познания окружающего мира следующими характеристиками:

  • объективностью – все знания, полученные методами научного исследования объективны, не зависят от субъективного мнения и представлений человека, его пристрастий и интересов;
  • системностью - все отдельные знания, полученные различными методами и в различное время, не обособлены друг от друга, а наоборот, обобщены, приведены в определенный порядок, объединены в единую систему;
  • доказуемостью – знания могут быть проверены на практике, в том числе с применением специальных материальных средств и технического оборудования, подтверждены различными законами, теориями;
  • прикладным характером – большинство результатов познания, полученных с помощью научного метода, применимы на практике, в отдельных отраслях производства и сферах жизни общества.

История развития науки

Все виды современных наук возникли не сразу, на их становление и развитие потребовались сотни и даже тысячи лет. В Древнем мире в эволюцию научного знания наиболее существенный вклад внесла Древняя Греция. Именно здесь зародилась история, философия, риторика, медицина, математика, были открыты многие законы физики. Достойным приемником Древней Греции стало Древнеримское государство, в котором впервые возникла юриспруденция, были заложены основы правоведения. Сократ, Пифагор, Геродот, Аристотель, Гиппократ, Платон, Архимед и многие другие известные античные ученые внесли неоценимый вклад в развитие человечества.

Развитие науки в Средние века приостановилось, так как средневековая религия не терпела многих форм и способов познавательной деятельности (к примеру, было запрещено вскрытие умерших людей, что было необходимо для становления медицины). Влияние религии на науку было настолько велико, что средневековые люди долгое время считали Землю центром Вселенной, верили, что Солнце вращается вокруг оси Земли, а она в свою очередь, всегда остается неподвижной.

В последней четверти 19- первой половине 20 века происходит всемирная научная революция, благодаря которой получает широкое распространение образование, происходит коренной переворот в развитии транспорта и техники. Научно-технический прогресс запускает первые в мире электростанции, создает новые средства связи – телеграф, телефон и радио, уничтожает территориальные барьеры,связывая разные страны сетью железных дорог. Сложно себе представить, как выглядело бы современное общество, без Алессандро Вольты, Дмитрия Менделеева, Вильгельма Рентгена, Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри, Альберта Эйнштейна и многих других выдающихся ученых, внесших неоценимый вклад в развитие человеческого общества.

Вторая половина 20- начало 21 века стало периодом интеграции науки и производства, политики, образования, культуры. А с появлением интернета, научные знания стали доступны не только избранным кругам, но и получили широкое распространение во всех обществах мира.

Методы научного познания

Для получения объективных, достоверных знаний, наука использует следующие методы:

  1. Научное наблюдение – это познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений, с использованием различных технических средств, знаний и опыта исследователя.

Пример. Такой метод наблюдения использует криминалистика. Ученый-криминалист собирает информацию о преступнике в том числе и через наблюдаемую обстановку на месте совершения преступления. Он рассматривает отдельные предметы, орудие убийства, биологические следы оставленные преступником (капли крови, волосы, отпечатки пальцев), что помогает в дальнейшем криминалисту раскрыть личность правонарушителя, установить причинно-следственные связи совершения преступления.

  1. Научный эксперимент – исследование определенного процесса или явления путем создания специальных условий, необходимых для проведения данного опыта. Условия создаются искусственно и контролируются исследователем, вся процедура фиксируется (письменно, в виде аудио или видеозаписи), чтобы другие ученые имели возможность воссоздать аналогичную обстановку, провести аналогичный опыт.
  1. Научный синтез – это процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое.

Пример. Астроном сначала изучает отдельно различные планеты, спутники и другие небесные тела, а затем объединяет их в одно целое – единую солнечную систему нашей вселенной.

  1. Анализ – процесс познания, в котором исследуемый объект разделяется на составные части, элементы, признаки, для их детального изучения.

Пример. Школьный психолог, с целью выяснения психологической обстановки в классе проводит исследование. Он изучает взаимоотношения между всеми учащимися в классе, взаимоотношения между учениками и учителями, отношения в группах по интересам (входящих в состав данного класса). Кроме того, психолог определяет лидера класса и аутсайдеров (учащихся пользующихся наименьшей популярностью в классе).

  1. Моделирование – как научный метод представляет собой построение специального макета объекта исследования, на котором проводится ряд экспериментов, осуществляется познание этого объекта.

Пример. Неподалеку от Женевы в 2008 году был построен адронный коллайдер – ускоритель заряженных частиц. Эта огромная модель была создана учеными разных стран для проведения ряда физических экспериментов.

  1. Индукция – метод научного обобщения, заключающийся в подведении общих выводов из отдельных частных фактов. Индукция основывается на логическом мышлении, благодаря которому исследователь признает взаимосвязь всех явлений в природе, в человеческом обществе.

Пример. Выявив, что за текущий год в стране значительно упали объемы продаж мебели, бытовой и компьютерной техники, одежды, мяса - экономисты пришли к выводу, что уровень жизни населения снизился.

  1. Дедукция- метод рассуждения, заключающийся в выведении новых частных положений на основе предыдущих общих выводов.

Пример. Зная, что класс млекопитающих включает в себя животных, вскармливающих молоком своих детенышей, мы можем сделать вывод что кабан, лось, зубр, сибирская косуля, пятнистый олень – кормят своих детенышей молоком, так как все они относятся к этому классу.

Наука как важная сфера человеческой деятельности в современном обществе

Трудно переоценить роль науки в обществе, ведь она выполняет в нем множество значимых функций:

  1. Формирует мировоззрение человека- помогает личности создать целостное объективное представление об окружающем мире, себе самом, осознать взаимозависимость различных процессов и явлений в природе.
  2. Позволяет индивиду получать, накапливать, систематизировать знания об окружающем пространстве. Создавать на основе этих знаний теории, гипотезы, учения, философию и другие формы производства научного знания.
  3. Упрощает жизнь человека, через создание различных научно-технических изобретений, активно используемых людьми в быту и на производстве. Токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, огнестрельное оружие, лампочка электрического накаливания, электрогенератор, газовая турбина- все это величайшие изобретения ученых, которые изменили ход истории, вывели человечество на новый этап развития.
  4. Помогает прогнозировать будущие события, на основе анализа определенных фактов, процессов, явлений настоящего и прошлого.

Словарь

Этнография - это народоведение, изучение материальной и духовной культуры различных этносов, народов.

Читайте также: