Человек живой организм план урока

Обновлено: 30.06.2024

Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа.

Основные понятия: обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой, организм, орган.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации тел живой и неживой природы, ЭОР интерактивное задание “Тела живой и неживой природы”, интерактивная таблица сравнения размера, формы и цвета “Общие признаки тел живой и неживой природы”, видеофрагмент “Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов”, анимации “Основные признаки живого”, “Вещества, необходимые для жизнедеятельности организмов”, “Вещества, выделяемые в процессе жизнедеятельности”, “Движение”, иллюстрации “Обмен веществ у животных”, “Обмен веществ у растений”, презентация “Свойства живого”; компьютер, проектор, интерактивная доска (по возможности).

Структура и ход урока
(продолжительность урока 45 минут)

I. Контроль знаний (10 мин).

1. Индивидуальный опрос:

Тестовый контроль к параграфу 1.

2. Фронтальный опрос:

1. Какова роль растений и животных в жизни человека?

2. Почему появились культурные растения и домашние животные?

3. На какие группы можно разделить живые организмы?

4. Что изучает биология?

5. Какая важная задача стоит перед учёными-биологами?

6. Какие биологические науки вы знаете?

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, предлагая рассмотреть на слайде презентации рисунки с изображениями плюшевого медведя и бурого медведя и прочитать стихотворения “Мишка” А.Л. Барто и “Медведь” В.А. Степанова “Медведь” и ответить на вопрос: как различаются медведи в этих стихотворениях?

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Агния Львовна Барто

Медведь

По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит Мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Владимир Александрович Степанов

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели, проблему“Можно ли считать гриб живым организмом?”. (Выдвижение гипотез, их обсуждение). [3]

Учащиеся высказывают названия темы урока, после формулирования темы, записывают её название в тетради.

IV. Изучение нового материала (15 мин).

1. Что называют живым?

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Что такое живая природа?

Как называется мир, в котором живёт человек?

Проблемное задание: а если нужно изучить неизвестный объект, как определить, к какой группе тел он относится?

2. Признаки живой природы.

Какие признаки живых организмов не названы в анимации?

Чтобы ответить на вопрос проанализируйте текст на с. 9.

Проблемная ситуация: посмотрите на дерево, растущее за окном и на карандаши на ваших столах, найдите у них сходство и различия?

Отвечают на вопрос: какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?

Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 6 на с. 9 и ответить на вопрос: какое свойство живых организмов он иллюстрирует? Учащиеся приходят к выводу, что живые организмы обладают таким важным свойством как раздражимость, т.е. способность реагировать на изменения окружающей среды.

Рассматривая слайд изображениями процессов развития живых организмов учащиеся отвечают на вопрос: что происходит в процессе развития организмов?

При рассмотрении рисунков на 13 слайде презентации учитель предлагает ответить на вопросы: как вы думаете какое свойство живых организмов изображено на рисунках?Подумайте, что бы было, если бы организмы лишились этого свойства? В ходе беседы учащиеся подводят вывод о важном признаке живых организмов, обеспечивающим непрерывность жизни как размножение.

Учащиеся продолжают заполнение в тетрадях схемы “Признаки живых организмов” на 13 слайде презентации.

Затем сравнивают со схемой презентации, при необходимости корректируют.

3. Орган – часть организма, которая имеет особое строение и выполняет в нём особую функцию. Условия, обеспечивающие жизнь организма как единого существа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображения разнообразных живых организмов на слайдах презентации, выявить их органы и назвать их функции и ответить на вопрос: как отразится на всём организме нарушения в работе какого-либо одного органа?

Учащиеся формулируют вывод о значении взаимодействия органов живого организма: все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого живого существа.

Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет всёздорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да![4]

IV. Закрепление знаний о признаках живой природы, об обмене веществ и энергии с окружающей средой, о раздражимости, об органах в организме. (Выполнение заданий 1-3 в рабочей тетради [2], обобщающая беседа). (5 мин).

V. Контролирующее задание (5 мин).

Учащиеся работают в парах по поиску ответа на вопрос: как влияют объекты неживой природы на процессы жизнедеятельности живых организмов? Объясните это взаимодействие на примере растений и животных.

Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют живой природой.

Основные процессы жизнедеятельности живого организма – обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост и развитие, размножение.

Организмы – важная единица живой природы.

Орган – это часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым строением.

Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга.

Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.[5]

  • Изучить текст параграф 2 учебника и выполнить задания в конце параграфа. [1]
  • Выполнить задания 4-6 в рабочей тетради. [2]

Творческие задания:

-приготовить презентацию о развитии какого-либо растения или животного;

- провести наблюдения за развитием растения из семени и показать их в фотоотчёте;

Использованная литература.

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.

2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных

учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.

3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать знания о живом организме.

2) воспитания – формировать познавательный интерес к изучению биологии;

3) развития – способствовать развитию мышления учащихся; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.

Предполагаемые результаты: 1) предметные – выражать знания о живом организме и его свойствах;

2) личностные – демонстрировать познавательный интерес к изучению биологии;

3) метапредметные – демонстрировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.

Тип (вид) урока: изучения нового материала.

Методы обучения: беседа, рассказ, работа с терминами, записи в тетради.

Основные понятия: живой организм, основные свойства живых организмов.

Оборудование урока: учебник, тетрадь.

I. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Отметка отсутствующих.

II. Изучение нового материала (25 мин)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг – … (природа)

Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? (Это Все, что нас окружает)

А природа делится на какие две группы? (Живая и неживая природа)

Давайте немного поиграем, я вам буду диктовать некие слова. Их нужно отнести к живой и неживой природе по поднятой руке.

Итак, начнем: растения, солнце, воздух, птицы, вода, камень, человек, бактерии, почва, горы, реки, грибы, насекомые, облака, звери, дерево, трава.

Подскажите, что такое живой организм? Или что называют организмом?

Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить (запись в тетрадь).

А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого? Назовите эти признаки (обмен веществ, питание, выделение, дыхание, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость) – запись в тетрадь.

Обмен веществ. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма.

Для поддержания жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Кислород поступает в организм в процессе дыхания.

Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются. Рост – это увеличение размера организма. Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку.

Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде.

Жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов. Прежде всего для животных, растения тоже двигаются, например, листья поворачиваются к свету, но это не так заметно, как у животных.

Важная особенность – это размножение – воспроизведение себе подобных.

Но мы кое, что, с вами еще не проговорили и не записали. Несмотря на разнообразные формы живых организмов все они имеют клеточное строение. Все живые организмы имеют клетки. Гиппопотам и муравей состоят из клеток, малина, и человек тоже состоят из клеток. Клетка – это маленькая часть организма, которая выполняет все важные функции.

III. Закрепление пройденного материала (10 мин)

Подумать над вопросами в конце параграфа 1.

IV. Подведение итогов, информация о домашнем задании (5 мин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

2. Модели предшественников человека.

3. Раздаточный материал.

1. Происхождения человека, история вопроса.

2. Систематическое положение человека.

3. Доказательства происхождения человека от животных.

4. Эволюция человека.

5. Закрепление знаний по теме.

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

2. Развивать любознательность

3. Воспитывать интерес к жизни животные, насекомых и людей осенью.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,

Словарная работа: мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.

Индивидуальная работа: Миша К. – упражнять в описании растений.

Материал и оборудование: Картинки диких лесных животных, перелетные птицы, осенние пейзажи, логическая загадка про ёжика, насекомых.

Методическое обеспечение: Сборник Елкиной "Учим детей наблюдать и рассказывать"

Ход занятия:

1. Напечатай свое имя (разрезная азбука).

4. Знаешь ли ты свой знак Зодиака?

Оцениваю работу детей на занятии. Хвалю детей за работу в группах и о том как они составили рассказ. Спрашиваю у детей что было сложно на занятии? Понравилось ли им это занятие?

Читайте также: