Чайка по имени джонатан ливингстон анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Повесть Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” впервые была опубликована в 1970-м году. К 1972-му году произведение достигло тиража в один миллион экземпляров и получило всемирную известность.

По своему жанру “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” тяготеет к двум эпическим формам: повести (за счет своего хроникального сюжета) и притчи (короткого аллегорического повествования, содержащего поучение религиозного и морального характера).

Повесть-притча открывается авторским посвящением: “Истинному Джонатану –

Чайке, живущей в каждом из нас”. В нем Ричард Бах задает основной тон повествования, направленный на раскрытие главной художественной идеи произведения: попытке убедить читателя в том, что он – свободен. Чайка Джонатан Ливингстон – это каждый из нас: такой, каким мог бы стать, если бы поднялся над бытом, устремился к новым знаниям и попытался познать свою истинную сущность, не подчиняющуюся законам ни пространства, ни времени.

Классическая “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” состоит из трех частей. Четвертая была добавлена автором совсем недавно (в 2014-м году) и еще не успела дойти до широкого круга

В первой части повести рассказывается история уникальной чайки по имени Джонатан Ливингстон. Первая часть композиционно делится на две части: в первой половине показывается отличие главного героя от остальных чаек (он больше интересуется новыми техниками полета, нежели едой; его не понимают родители, считающие, что он мало питается (мать) и, если его так тянет к новым знаниям, то он может изучать способы добычи пропитания (отец); он не стыдится падать в море, пытаясь достичь совершенства в полете). Во второй половине пришедший в себя после неудачной попытки развить большую скорость Джонатан Ливингстон переживает переломный момент: смирившись с тем, что он – чайка и должен жить, как все, он отправляется домой и вдруг понимает, что уже делает совсем не то, на что способны чайки – летит в темноте.

Новое знание полностью меняет взгляд Джонатана Ливингстона на мир: он начинает трансформировать под себя его физические законы, достигает больших успехов в разнообразных техниках полета и оказывается изгнанным из Стаи. Всю последующую жизнь чайка проводит в одиночестве. Новое знание открывает для него не только духовные перспективы, но и существенно облегчает земную жизнь: Джонатан получает доступ к живущей на морской глубине вкусной рыбе; он может залетать далеко на материк и питаться сухопутными насекомыми.

Плохая погода больше не беспокоит чайку, так как он всегда может взвиться выше облаков. Земная жизнь Джонатана заканчивается с приходом двух, сияющих подобно звездам, чаек, которые зовут его домой.

Во второй части Джонатан Ливингстон проживает новую жизнь в другом мире – более совершенном, чем земной, но таком же физически ограниченном – к примеру, в скорости, которую может развить чайка. Концепция посмертного существования выстраивается Ричардом Бахом в соответствии с восточными религиями, считающими, что Небеса – это не место, а всего лишь путь к истинному совершенству. Последний Джонатан проходит под руководством Старейшего по имени Чианг, который учит своего подопечного перемещаться в пространстве и времени всего лишь одной силой мысли.

Подобное, по мнению Чианга и самого автора, возможно при условии осознания себя существом – свободным, лишенным каких бы то ни было физических характеристик. Выполнив свою миссию и научившись всему, что может дать ему новый мир, Чианг уходит ввысь – к другим, более совершенным знаниям, в то время как Джонатан приходит к мысли о том, что ему нужно вернуться на Землю. В этом чайка видит проявление истинной Любви, найти которую ему завещал Чианг.

Вторая часть повести, как и первая, разделена на две половины. Вторая, крайне короткая по объему, служит предисловием для третьей: в ней читатель знакомится с новым героем – очередным Изгнанником, чайкой Флетчером Линдом.

В третьей, заключительной части повести Джонатан Ливингстон, получивший очередную реинкарнацию на Земле, становится учителем для Флетчера и еще шести Изгнанных чаек. Первого он тренирует три месяца, остальных – месяц, после чего предлагает всем вернуться на Берег Совета, нарушив тем самым Закон об изгнании и бросив вызов тьму и невежеству обычных птиц. В этой части повести на первый план выходит христианская идея любви к ближнему – “тупоумному” и несовершенному. “Научись видеть в них истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и помогая им самим это лучшее рассмотреть”, – говорит Джонатан Флетчеру, вкладывая в эти слова исключительно православный смысл.

Христианской реминисценцией в повести становится и сцена полета Керка Мэйнарда – чайки со сломанным левым крылом.

Все персонажи и события “Чайки по имени Джонатан Ливингстон” служат аллегорией для передачи классических человеческих представлений о мире. Чайки – это люди, в большинстве своем озабоченные материальными благами (не случайно, у каждого героя есть имя и фамилия). Полет чаек – это стиль человеческой жизни, основанной на незыблемом Законе Стаи (то есть толпы), который не позволяет выходить за рамки привычных норм.

Совет – это символический образ суда, неприемлющего всего, что идет вразрез с Законом, даже если это можно принести благо Стае. Стремление Джонатана к познанию мира – это попытка отдельных неординарных личностей узнать смысл жизни. Последний мыслится Ричардом Бахом двусторонне: с одной стороны человек должен самосовершенствоваться, с другой – помогать в этом другим.

Давайте посмотрим, как Ричард Бах смог завоевать любовь читателей и чем примечательна его повесть.

О чем эта повесть?

Ричард Бах создал притчу с довольно простым сюжетом. Чайка по имени Джонатан Ливингстон не хочет довольствоваться простой жизнью обычной чайки, которая подчинена простейшим потребностям. Джонатан тренирует мастерство полета, но, столкнувшись с негативной реакцией Стаи, превращается в изгоя и становится отшельником. Несмотря на это, он не перестает тренироваться и в определенный момент доводит искусство полета до такого совершенства, что оказывается на Небесах, где находит таких же чаек, как и он.

Здесь все идут по пути самосовершенствования, и именно на небесах чайка Джонатан осознает те возможности, которые ему по-настоящему доступны. Но он не может остаться тут, т.к. чувствует внутреннюю потребность помочь обычным чайкам подняться выше. Он возвращается на Землю и помогает другим изгоям почувствовать уверенность в себе.

Как это написано?

Перед нами классическая повесть-притча. Автор практически не использует эпитеты и прилагательные, и ему неинтересно описывать мир, в котором происходят события повести.

Этот текст, как и любую притчу, не нужно понимать буквально. История вознесения и возвращения Джонатана есть метафора жизни любого человека. И весь текст полон аллегорий: чайки – это люди, Стая – анонимная толпа и общественное мнение, Совет – символ общественных авторитетов, а сам полет – это искусство жизни каждого конкретного человека-чайки.

Откуда взяты идеи?

Текст Баха благодаря его глубокой метафоричности можно интерпретировать с множества точек зрения. Например, мы отчетливо видим здесь знаменитый миф о пещере Платона, в котором философ, поднявшись из пещеры к свету и увидев благо, обязан вернуться обратно и рассказать истину людям, сидящим в пещере.

Еще история чайки напоминает нам путь бодхисаттвы – буддийского существа, которое смогло освободиться от страданий мира, но отказалось уйти в Нирвану, чтобы помочь освободиться другим людям.

Но Бах, набирая всего по чуть-чуть, не опирается на конкретное религиозное или философское учение, а скорее создает общий аллегорический рассказ о новом понимании человека и его судьбы. В этом смысле ближайшим философом для Баха является Фридрих Ницше с его концепцией сверхчеловека.

Философия Баха

Что общего между Заратустрой и чайкой Ливингстоном? Оба героя отвергаются толпой и проводят большую часть жизни в одиночестве. Оба встают на путь самосовершенствования, затем выступают как проповедники и учителя, но в один момент покидают учеников с целью дальнейшего самопознания.

Сверхчеловек – это бунт против всех общественных законов и желаний. Отсюда одиночество, которым пропитаны пути Заратустры и чайки Джонатана. Путь самосовершенствования можно пройти только самому. Отсюда же их неприятие толпой с ее низшими чувственными ценностями.

Джонатан как учитель

Единственный, кто может помочь на пути самосовершенствования – учитель. Но он не является идолом, кумиром или истиной в последней инстанции. Он лишь показывает путь, и настоящий ученик удаляется от учителя, а не следует по его стопам. Это характерно как для философии Ницше, так и для литературы Баха.

Обратите внимание: Джонатан, как и его учитель Чианг, не мессия. Они лишь помогают ступить на путь истинного понимания полета, но не предполагают своей исключительной роли в самосовершенствовании учеников.

Индивидуальная свобода и самовыражение – вот истина настоящей чайки. Стая – символ общества, которое погрязло в обыденном мире и не видит небо над головой. Оно не свободно ни от внешних авторитетов (Совет), ни от чувственных потребностей. Главный герой же полностью ощущает свою свободу и не приемлет любые внешние запреты.

Воля к власти

Что является главным критерием перехода в более совершенный мир? Желание самой чайки, ее тренировки и страдания ради самосовершенствования. Она не должна следовать каким-либо чужим установкам. То есть реализовывать собственную, говоря языком Ницше, волю к власти. Именно концепт воли к власти лучше всего передает суть той силы, которая движет Джонатаном. Необходимая часть пути – преодоление самого себя. У Баха это выражено напрямую с помощью тренировок полета.

Сущность личности – ее желания, осознанные в акте самопознания. А желание определяет действительность, что наглядно демонстрируется в виде перехода от земной жизни к небесной.

Мир как иллюзия

Главная задача Баха – убедить читателя в его бесконечных возможностях. Показать путь к самосовершенству и свободе, в котором нет ничего невозможного. Преодолевая границы собственного мышления, мы раскрываем свой истинный потенциал.

А как вам эта повесть? Как вы ее поняли для себя?)

В первой части повести рассказывается история уникальной чайки по имени Джонатан Ливингстон. Первая часть композиционно делится на две части: в первой половине показывается отличие главного героя от остальных чаек (он больше интересуется новыми техниками полёта, нежели едой; его не понимают родители, считающие, что он мало питается (мать) и, если его так тянет к новым знаниям, то он может изучать способы добычи пропитания (отец); он не стыдится падать в море, пытаясь достичь совершенства в полёте). Во второй половине пришедший в себя после неудачной попытки развить большую скорость Джонатан Ливингстон переживает переломный момент: смирившись с тем, что он – чайка и должен жить, как все, он отправляется домой и вдруг понимает, что уже делает совсем не то, на что способны чайки – летит в темноте. Новое знание полностью меняет взгляд Джонатана Ливингстона на мир: он начинает трансформировать под себя его физические законы, достигает больших успехов в разнообразных техниках полёта и оказывается изгнанным из Стаи. Всю последующую жизнь чайка проводит в одиночестве. Новое знание открывает для него не только духовные перспективы, но и существенно облегчает земную жизнь: Джонатан получает доступ к живущей на морской глубине вкусной рыбе; он может залетать далеко на материк и питаться сухопутными насекомыми. Плохая погода больше не беспокоит чайку, так как он всегда может взвиться выше облаков. Земная жизнь Джонатана заканчивается с приходом двух, сияющих подобно звёздам, чаек, которые зовут его домой.

Во второй части Джонатан Ливингстон проживает новую жизнь в другом мире – более совершенном, чем земной, но таком же физически ограниченном – к примеру, в скорости, которую может развить чайка. Концепция посмертного существования выстраивается Ричардом Бахом в соответствии с восточными религиями, считающими, что Небеса – это не место, а всего лишь путь к истинному совершенству. Последний Джонатан проходит под руководством Старейшего по имени Чианг, который учит своего подопечного перемещаться в пространстве и времени всего лишь одной силой мысли. Подобное, по мнению Чианга и самого автора, возможно при условии осознания себя существом – свободным, лишённым каких бы то ни было физических характеристик. Выполнив свою миссию и научившись всему, что может дать ему новый мир, Чианг уходит ввысь – к другим, более совершенным знаниям, в то время как Джонатан приходит к мысли о том, что ему нужно вернуться на Землю. В этом чайка видит проявление истинной Любви, найти которую ему завещал Чианг.

Вторая часть повести, как и первая, разделена на две половины. Вторая, крайне короткая по объёму, служит предисловием для третьей: в ней читатель знакомится с новым героем – очередным Изгнанником, чайкой Флетчером Линдом.

Эта книга в свое время буквально перевернула мое сознание, настолько сильный эффект оказало на меня ее прочтение. Но если хорошо подумать, почва была уже подготовлена, хотя мне тогда было чуть больше восемнадцати лет, но эта история задала основное направление всей моей жизни.

Моя личная история

С этим произведением у меня связана целая история. Первый раз книжка попала мне в руки совершенно случайно, и мне сразу же пришлось вернуть ее назад. Потом я тщетно искала ее по всем близлежащим книжным магазинам, и на это ушло порядка десяти лет.

Читать я начала ее уже по дороге домой, благо ехать пришлось на метро немало остановок. К концу первой части (книжка-то совсем небольшая) я ехала вверх на эскалаторе и меня переполняли такие эмоции, что казалось, словно я сама лечу на крыльях.

Теперь эта книжка стала моей настольной, наряду с еще двумя произведениями Ричарда Баха. Я периодически ее перечитываю и все больше убеждаюсь в своем мнении, а порой даже нахожу что-то новенькое из того, на что раньше просто не обратила внимания. Ну что ж подошло время коротко рассказать о сюжете и собственных размышлениях.

Автор — Ричард Бах

Год издания — 1970

Жанр — повесть-притча

Тема — рассказ о молодой чайке, которая научилась летать и посвящает себя самосовершенствованию и самопожертвованию

Идея — нужно стремиться к самосовершенствованию

  • стая чаек — нашу повседневную жизнь;
  • полет Джонатана Ливингстона — свобода;
  • стремление совершенствовать полет — пути человеческого самосовершенствования, желание познать смысл бытия и осмыслить свой статус в мире

Трёхчастная композиция произведения отражает три ступени духовного самосовершенствования Джонатана Ливингстона:

I часть — постижение истины, идеи свободы;

II часть — достижение совершенства;

III часть — стремление поделиться знанием высшей истины с учениками, чтобы они тоже воплотили собой идею Великой Чайки, всеобъемлющую идею свободы.

Чайку по имени Джонатан Ливингстон с молодости обескураживает бессмысленность и узость существования чаек, обеспокоенных лишь ежедневной борьбой за пропитание. Охваченный страстью к совершенствованию, Джонатан всецело отдаётся изучению полёта как искусства и образа бытия, а не как способа перемещения в пространстве для добычи пищи. В определённый момент он оказывается не в состоянии мириться с правилами примитивного существования социума чаек. Будучи изгнан из стаи, Джонатан ведёт идиллическую жизнь отшельника и ничуть не страдает от одиночества, всецело отдаваясь совершенствованию мастерства полёта.

В последней части, опубликованной лишь недавно, Флетчер продолжает дело своего учителя, но это даётся ему с трудом, потому что ученики всё больше внимания уделяют личности и даже внешности Джонатана, а не его учению, и при этом почти перестают тренироваться. В конце концов Флетчер исчезает, и в течение пары сотен лет от искусства Чайки Джонатана остаётся лишь бессмысленный культ его почитания и полное отсутствие мастерства полёта. Всё больше честных молодых чаек отстраняется от этих верований, не доверяя рассказам о сверхбыстрых полётах. Одна из них, разочаровавшись и желая покончить с собой, встречает сияющую чайку, летящую так, как никто и никогда раньше в её жизни.

Коротко сюжет

Итак, Джонатан Ливингстон – самая обычная чайка, которая живет на берегу среди таких же самых обычных чаек. Но нет, Джонатан совсем не обычная чайка, ибо больше всего на свете он любит летать. И он не просто летает в свое удовольствие, он тщательно изучает полет и собственные возможности.

Наряду с победами случаются множественные неудачи, но он все больше постигает науку полета. И однажды понимает, что может научить тому же всех остальных чаек. И тогда их жизнь станет совершенно другой, не придется драться за пищу на берегу и голодать в зимние дни.

Но к превеликому удивлению нашего героя, стая не только не захотела принимать его знания, но и навсегда изгнала его. Что было дальше, и чем закончилась эта удивительная история, читайте сами. Я по ходу своих рассуждений приоткрою дальнейшие события, ибо без этого не получится описать все, что я осознала.

Интересные факты про книгу “Чайка по имени…”

Стая = современное общество

Первое – стая. Нетрудно рассмотреть во всех этих орущих и дерущихся чайках современное общество. Как это ни печально, но жизнь многих ничем не отличается.

Постоянная гонка за деньгами, однообразная и подчас нелюбимая работа, накопления, полученные в течение года, которые тратятся в мгновение ока на отдыхе или на покупку чего-то желанного…

За всем этим мы совершенно не видим того, что жизнь попросту уходит. А шопинг, отдых за границей и прочие подобные удовольствия лишь еще больше загоняют в рамки и лишают свободы. Тот, кто этого не понимает, уже является частью стаи.

Как открыть новые горизонты?

И вот приходит некто, кто говорит, что это неправильная жизнь. Что есть совершенно другие горизонты, что можно вырваться из круговорота жизни. Нет, не сходить вечером в ночной клуб, не поменять работу на более высокооплачиваемую, не съездить в другую страну за бесплатно и даже не выиграть в лотерею, чтобы никогда больше не работать.

Это совсем другие горизонты, но чтобы достичь их, нужно работать не менее тяжело и долго, чем на самом тяжелом предприятии. Ибо горизонты эти духовные, и они по сути своей не имеют границ, ведь совершенство, которое не развивается и находится без движения, по определению является загнивающим болотом.

Все мы настоящие творцы!

Как вы поняли, чайка Джонатан не просто неординарная личность, которая выделяется из толпы и думает по-другому. Таких инакомыслящих и выделяющихся у нас сейчас очень много, но что они делают?

Привлекают к себе внимание самыми пошлыми выходками, уродуя себя и шокируя окружающих. Нет, они не чайки, они часть все той же стаи. И книга рассказывает совсем не об этом, а о том, что Джонатан развивался именно духовно, а полет это только ассоциативный образ.

И да, уверена, что потенциал к духовному росту заложен в человеке изначально, и каждый может начать развивать его прямо сейчас в эту самую минуту. Зря, что ли, мы дети Творца, созданные по его образу и подобию? Потому было бы удивительно, если бы Джонатан делал что-то другое, например, учился рисовать лапой на песке.

Об авторе



Пробуди в себе свободную чайку!

Почему так, а не иначе? Да потому что после своей смерти он попал на другой более высокий уровень. Изначально он и здесь учился просто летать, но в этом месте полеты уже не нужны. Ведь на этом уровне всего можно достигать уже с помощью полета мысли.

Да, Джонатан имел возможность перейти дальше на еще более высокий уровень и один только Бог знает, чтобы мы узнали о нем (об уровне). Но вероятно, наше сознание еще не готово к восприятию или же в текущую задачу входит разбудить в себе чайку именно этого, вероятно, одного из самых низших уровней. Тут я точного ответа не дам.

Часть первая

Яркое солнечное утро. С рыбацкого судна люди забрасывали в море сети с приманкой. Над водой разносился зов птиц. Чайки слетались к лодке, чтобы съесть, оставшиеся крошки.


Лишь одна птица была совершенно не заинтересована в еде. Она в полном одиночестве взвивалась в небо, и тренировалась в полетах. Чайку звали Джонатан Ливингстон. Ради того, чтобы стать совершенством, он пытался зависнуть в воздухе и летать низко над водой. Это нарушает законы стаи, и чайка падает, что недопустимо для подобных птиц. Но птицу не остановить на пути к своей цели.

Джонатан больше интересуется полетами, нежели добычей еды. Такая расстановка приоритетов вызывает недопонимание в стаи. Даже его родители озадачены и думают, что он слишком похудел. Отец пытается обучить его способам добычи пищи, раз уж мальчишку так тянет ко всему новому. Поддавшись уговорам родителей, птица несколько дней живет как обычная чайка. Но попытки добыть еду в борьбе кажутся ему совершенно бессмысленными, и он возвращается к тренировкам с новой силой. Ливингстон активно учился летать на высокой скорости, но управлять полетом так и не смог.

Разогнавшись до 90 миль, Джонатан врезался в морскую гладь и потерял сознание. Очнувшись, он услышал голос, говоривший, что ему следует жить как нормальная чайка и оставить быстрые полеты. Он решает смириться и стать частью стаи. Но затем он резко понимает, чтобы увеличить скорость полета, следует уменьшить длину крыльев. Ливингстон практикуется и достигает желаемого результата. Весь день он тренировался и освоил новые техники:

  • вертикальное колесо;
  • бочку и полубочку;
  • горку;
  • мертвую петлю;
  • скоростной поворот.

Довольный собой, он возвращается в стаю. Вечером собрался очередной совет. В середину круга попросили выйти Джонатана. Тот понимает, что это будет или величайший позор, или огромная гордость для него и стаи. Он все-таки рассчитывал на похвалу, ведь сумел достичь таких высот, которых ранее не добивалась ни одна другая чайка. Но вместо этого старейшина говорит, что он позорит семью Чаек, пренебрегая их традициями. И Джонатана изгоняют в Дальние скалы.

Птица отправляется еще дальше. Последние дни своей жизни Джонатан проводит в одиночестве. Каждый день он совершенствует себя и применяет свое мастерство во время добычи пищи. Он не тоскует по стае.

Однажды вечером Джонатан встретился с двумя белоснежными чайками, летающими столь же умело, как и он сам. Они позвали его домой. Полетев вслед за новыми знакомыми, он покидает земную жизнь.

Эффект сотой обезьяны

Он, конечно же, ушел дальше и вперед, вот только сначала вернулся назад, чтобы найти в той самой стае, которая некогда его отвергла, таких же отважных и готовых к долгому обучению чаек. И да, в этот раз это у него получилось.

Все еще только начинается…

В целом могу сказать, что это книга задала направление всей моей жизни. Возможно, именно она дала впервые понять, сколько высоким потенциалом обладаем мы, люди, и сколь невиданных вершин можем достичь.

А еще то, что наш мир не единственный, что смерть это и вправду только начало или же продолжение пути, что обучение и совершенствование никогда не заканчивается. Что те знания и науки, которые доступны нам сейчас это крохотная частица, буквально одна единственная песчинка из целого океана песка.

Читайте также: