Центр экспериментальной деятельности в средней группе детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Московская область

Администрация Дмитровского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

141800, Московская область, г. Дмитров, Большевистский переулок, д.9/1

Консультация для педагогов на тему:

Подготовила и провела:

Морозова О.А.- музыкальный руководитель

г. Дмитров

14.12.2016 г.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи центра экспериментирования

  • развитие первичных естественнонаучных представлений,
  • наблюдательности,
  • любознательности,
  • активности,
  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

  • Познавательные книги
  • Атласы
  • Тематические альбомы
  • Серии картин с изображением природных сообществ
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

1.Алгоритмы выполнения опытов

2.Карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

  1. Правила поведения в центре экспериментирования

Компонент оборудования

  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла
  • весы, безмен
  • песочные, механические часы,
  • компас,
  • магниты;
  • портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

В центре экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть:

  • книги познавательного характера для младшего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
  • мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
  • песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной,
  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В центре экспериментальной деятельности в средней группе могут быть:

  • тематические альбомы
  • книги познавательного характера для среднего возраста
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
  • мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
  • песок, глина
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
  • материалы для игр с мыльной пеной
  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В центре экспериментальной деятельности в старшей группе могут быть:

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции
  • мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"
  • материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
  • природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • сито, воронки
  • половинки мыльниц, формы для льда
  • проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
  • набор для опытов с магнитом

Ведение фиксации детского экспериментирования

В центре экспериментальной деятельности в подготовительной группе могут быть:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

  • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий.

Дидактический компонент (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

  • алгоритмы выполнения опытов;
  • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;
  • правила поведения в уголке экспериментирования.

Компонент оборудования - приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в средней группе должны быть:

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Уголок экспериментирования в средней группе

Экспериментирование-интересная и очень важная для развития детей деятельность. В нашей группе мы создали уголок экспериментирования, в который поместили различные материалы соответствующие возрасту детей средней группы (шишки, каштаны, орехи, жёлуди, крупы, семена и т. д.) Мы стараемся дать всесторонне развитие личности ребёнка, так мы постарались оформить зону экспериментирования для среднего дошкольного возраста. Пополнять её можно постоянно, но вот что у нас пока получилось. Наборы дидактических игр и наборы резиновых и пластмассовых игрушек для игр с водой. Коллекция семян. Коллекция ткани и бумаги. стаканчики, ложки, трубочки и другие приспособления на подгруппу детей, для проведения опытов. Бросовый материал. Простейшие приборы и приспособления - лупы, песочные часы.

А представляет уголок девочка Знайка!


























Картотека опытов и экспериментирования в средней группе Картотека игр – экспериментов/опытов (средняя группа) Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки:.

Уголок экспериментирования в первой младшей группе 1. Насыщенность: • емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы); • природный.

Уголок экспериментирования

Уголок экспериментирования "Уголок экспериментирования". Чуваева Дарья В этом учебном году в своей группе я создала для детей уголок экспериментирования. Вот что.

Уголок экспериментирования в детском саду

Уголок экспериментирования в детском саду В целях формирования познавательных процессов дошкольников путем исследовательской деятельности в группе мною был создан уголок экспериментирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация уголка экспериментирования в средней группе и экспериментальная деятельность с детьми.

  • ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ; РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ.

Требования к оборудованию уголка экспериментирования:

В экспериментальном уголке должны быть:

  • В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Дидактический компонент - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции.

Дидактический компонент

Почитайте! Это интересно!

коллекции: тканей, бумаги, пуговицы.

коллекции: тканей, бумаги, пуговицы.

Компонент оборудования: - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непищевые (гуашь, акварельные краски). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды,

Компонент оборудования:

  • - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непищевые (гуашь, акварельные краски). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха

Место для проведения опытов.

Простейшие приспособления.

Простейшие приспособления.

Ящик ощущений, киндеры с запахом, лупы .

Ящик ощущений, киндеры с запахом, лупы .

Бросовый материал, зеркальца, приборы .

Бросовый материал, зеркальца, приборы .

У чимся работать с лупой.

У чимся работать с лупой.

А мы пускаем пузыри!

А мы пускаем пузыри!

Компонент стимулирующий вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами (

Компонент стимулирующий

  • вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Компонент стимулирующий.

Алгоритмы опытов.

Алгоритмы опытов.

Правила безопасности.

Правила безопасности.

Мы экспериментируем с водой.

Мы экспериментируем с водой.

Ветер-друг, ветер-враг.

Ветер-друг, ветер-враг.

Ловим воздух. Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полет улетает самолёт .

Ловим воздух.

Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полет улетает самолёт .


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

· развитие первичных естественнонаучных представлений,

· мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

· формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

· безопасность для жизни и здоровья детей;

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

Дидактический компонент

· Серии картин с изображением природных сообществ

· Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

· Алгоритмы выполнения опытов

· карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

· Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования приборы-помощники:

· микроскоп, лупы, увеличительные стекла

· песочные, механические часы,

· портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

· разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

· сита, воронки разного размера и материала;

· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

· шишки, перья, мох, листья и др.;

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

· меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

· медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

· книги познавательного характера для младшего возраста;

· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

· материалы для игр с мыльной пеной,

· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

· семена бобов, фасоли, гороха

· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

· семена бобов, фасоли, гороха

· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

· персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст

· книги познавательного характера для среднего возраста

· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

· материалы для игр с мыльной пеной

· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

· семена бобов, фасоли, гороха

· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления :

· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

· персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

· схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

· серии картин с изображением природных сообществ;

· книги познавательного характера, атласы;

· мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"

· материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

· природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

· медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

· половинки мыльниц, формы для льда

· проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

· клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

· Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

· Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

· Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Читайте также: