Цели и задачи медицинской подготовки 10 класс план урока

Обновлено: 02.07.2024

Вид урока: Урок-лекция с постановкой обучающей проблемы.

Тип урока: Комбинированный с элементами деловой игры.

Использованные методы: Монологический с элементами диалога, с применением микрогрупп.

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания и умения студентов, обеспечить усвоение студентами основных правил оказания первой помощи пострадавшим.

Развивающая: Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности студентов.

Воспитательная: Воспитать интерес к изучаемому предмету и ответственность у студентов за качественное выполнение самостоятельной работы на уроке.

Межпредметные связи: ОБЖ, ПБДД.

Обеспечение урока: Плакаты, средства для оказания первой помощи.

Литература: 1. С.В.Белов “Безопасность жизнедеятельности”, 2000. 2. Р. И. Айзман “Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи”, 2004.

Оказание первой помощи пострадавшим.

1. Преподаватель;

Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, его населяющие.

  • нездоровый образ жизни (вредные привычки; недостаточная двигательная активность; низкая мотивация на сохранение здоровья и т. п.)
  • стрессы (в различных регионах России от 60 до 90% населения находится в состоянии сильного психоэмоционального стресса)
  • ухудшение экологической обстановки во многих регионах России
  • несоблюдение санитарно-гигиенических норм
  • материально-технические причины (падение людей и предметов; прорыв воды; отравление газами; действие электричества и механизмов и т. п.)
  • организационно-технические причины (недостаточная обученность людей; не правильная организация работ; неудовлетворительное состояние производственной дисциплины; неисправность инструментов и т. п.)

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).

Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего. В дальнейшем до прибытия медицинского работника необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего. При необходимости принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

2. Студенты;

2.1. Ушибы, растяжения, вывихи.

Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции поврежденного органа.

2.2. Переломы (закрытые и открытые).

Признаки делятся на достоверные и относительные. Достоверные признаки перелома: ненормальная подвижность в области подозреваемого перелома, хруст в костях в момент получения травмы, крепитация (характерное похрустывание при ощупывании), неестественное положение конечности, наличие в ране обломков кости при открытом переломе. Относительные признаки перелома: деформация конечности, болезненность в области перелома при ощупывании, нарушение функции поврежденной конечности.

Признаки ран: боль, кровотечение, нарушение функции поврежденной части тела.

Обморок выражается во внезапно наступившей дурноте, потемнении в глазах, шуме в ушах, головокружении, резкой слабости и потере сознания. Дыхание становится замедленным, поверхностным, но иногда и глубоким; наблюдается учащение пульса; выступает холодный пот.

2.5. Тепловой и солнечный удары.

Симптомы: вначале пострадавший ощущает усталость, головную боль, слабость, вялость, сонливость, головокружение. Появляются боли в ногах, шум в ушах, потемнение в глазах, тошнота, иногда кратковременная потеря сознания, рвота. Позднее возникает одышка, учащается пульс, усиливается сердцебиение. Если не оказать помощь, то бледнеет лицо, появляется синюшный оттенок, наблюдаются судороги мышц, бред, галлюцинации, температура тела повышается до 41° и выше, перестает определяться пульс и больной может погибнуть в результате паралича дыхания.

Симптомы: при обморожении 1 степени – побледнение кожи с потерей чувствительности, после согревания появляются покраснение и синюшность кожи с небольшой ее припухлостью; при обморожении 2 степени – после отогревания на коже появляются пузыри с кровянистым содержанием; при обморожении 3 степени -развивается омертвление всех слоев кожи; при обморожении 4 степени – омертвление мягких тканей и костей, всей конечности.

2.7.1. Термические ожоги.

Различают четыре степени ожогов: 1 степень – выраженное покраснение и припухлость кожи; 2 степень – образование пузырей; 3 степень – омертвление слоев кожи; 4 степень – омертвление тканей, расположенных под кожей.

Первая медицинская помощь. При ожогах 1 степени обожженную поверхность следует в течение 10-15 мин охлаждать проточной водой, затем обсушить и можно припудрить содой, тальком или крахмалом. При ожогах 2 степени, если пузыри не лопнувшие, на обожженную поверхность накладывают сухую стерильную повязку, а если пузыри повреждены, поверхность оставляют открытой. 3 и 4 степени ожога предполагают хирургическое вмешательство.

2.7.2. Химические ожоги.

Эти ожоги, как правило, глубокие, отличаются замедленным течением, постепенным отторжением омертвевших тканей, длительным заживлением. Ожоговый шок развивается редко и обычно нетяжелый (1-2 степень).

Первая медицинская помощь. Ожоговую поверхность обильно промывают проточной водой, при этом смывные воды не должны попадать на здоровые участки кожи. Затем на участки, обожженные кислотой, накладывают повязки в виде примочек со слабым раствором щелочи (2%-ный раствор столовой соды), а на участки, обожженные щелочью, – со слабым раствором кислоты (1%-ной уксусной, 3%-ной борной).

2.7.3. Ожог вследствие поражения электрическим током.

Путь тока от точки входа до точки выхода из тела называется “петлей тока”. Нижняя петля – от ноги к ноге, верхняя (более опасная) – от руки к руке. Полная петля, при которой ток проходит не только через конечности, но и через сердце, -наиболее опасная петля, которая может вызвать нарушение сердечной деятельности.

Первая медицинская помощь. Прежде всего нужно освободить пострадавшего от действия электрического тока. Затем если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или долго находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение. При отсутствии сознания, но сохранения дыхания надо положить пострадавшего на подстилку, расстегнуть пояс и одежду. Обеспечить приток свежего воздуха, обрызгать водой, растирать и согревать тело, давать нюхать нашатырный спирт. Если пострадавший плохо дышит, но сердце работает нормально, необходимо делать искусственное дыхание. При отсутствии дыхания, сердцебиения и пульса необходимо одновременно с искусственным дыханием делать массаж сердца.

3. Закрепление теоретических знаний практическими.

Студенты разбиваются по микрогруппам – 6 микрогрупп по 4 человека в каждой. Каждой микрогруппе раздаются карточки с заданием. Студенты должны рассказать и показать как оказать первую помощь пострадавшему при той или иной травме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МСП 10 класс

Дата__________

Тема . Раны, виды ран, возможные осложнения при ранениях, оказание доврачебной помощи при различных видах ранений

Цель: познакомить обучающихся с видами ран и общими правилами оказания первой медицинской помощи.

Образовательная : формирование знаний обучающихся об основных видах ран и кровотечений и их характеристиках, основных этапах первой доврачебной помощи;

Развивающая: формирование навыков оказания ПМП при ранениях и кровотечениях;

Воспитательная : воспитать в сознании обучающихся ответственность, моральную подготовку к неожиданным и экстремальным ситуациям.

Оборудование: аптечка, набор слайдов по видам ран и правилам оказания первой медицинской помощи.

Организационный момент.

Построение класса, дежурный сдает рапорт учителю.

Повторение пройденного материала.

Дайте определение острой сердечной недостаточности и назовите причины ее возникновения .

Расскажите об инсульте и причинах его возникновения.

Расскажите о правилах оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Изучение новой темы.

Наша жизнь полна неожиданностей, иногда не очень приятных:

-резали хлеб на кухне, нечаянно порезались ножом;

- во дворе укусила соседская собака;

- военные действия продолжаются по линии фронта, наши защитники получают огнестрельные ранения.

И сегодня мы будем говорить о ранах и видах ран.

Какие виды ран вы знаете? (Ответы детей)

Раны возникают:

- при прямом ударе жестким предметом;

- при падении с высоты собственного тела и с большой высоты;

- при агрессивном поведении животных;

- при воздействии колюще-режущих предметов;

- при воздействии огнестрельных факторов.

Раны – нарушение целостности кожи и слизистых оболочек, распространяющееся на глубоколежащие ткани, под воздействием физических факторов внешней среды.

В зависимости от действия различных факторов раны бывают:

(демонстрируются слайды, обучающиеся записывают в тетрадь только названия)

1. Колотые (штыком, иглой и т.п.).

2. Резаные (ножом, стеклом и т.п.).

Рубленные (топором, шашкой и т.п.).

Рваные или ушибленные (следствие воздействия относительно острого

Укушенные (нанесены зубами животного или человека).

Сочетанные (колоторезанные, рубленорваные).

Огнестрельные (пулями, осколками и т.п.).

Отравленные (раны, в которые попадает яд).

Неглубокие раны с повреждением только поверхностных слоев кожи называются царапинами.

Осложнения и опасности ран

(дополнительный материал, подготовленный обучающимися)

В зависимости от вида поврежденных кровеносных сосудов кровотечение может быть? (артериальным, венозным, капиллярным, паренхиматозным(внутренним), смешанным).

Какие способы временной остановки кровотечения вы знаете?

(прижатие сосуда, давящая повязка, а при выраженном артериальном или венозном кровотечении – наложение жгута и др.).

Физкультминутка

Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.

Лечебная тактика должна быть дифференцированной и зависит от конкретного вида кровотечения. Существует общий объем мероприятий, который должен выполняться при любом его виде. Все специфические манипуляции носят целенаправленный характер, поскольку неправильное их оказание может нанести вред больному.

К общим мероприятиям помощи при кровотечениях можно отнести:

1.Уложить пострадавшего в горизонтальное положение;

2.Следить за сознанием, пульсом и артериальным давлением;

3.Промыть кровоточащую рану перекисью водорода и наложить давящую чистую повязку;

4.По возможности приложить холод к источнику кровотечения;

5.Транспортировать больного в ближайшее учреждение.

Причиной большинства смертельных исходов после ранения является острая кровопотеря, поэтому первые мероприятия должны быть направлены на остановку кровотечения любым возможным способом (прижатие сосуда, давящая повязка, а при выраженном артериальном или венозном кровотечении – наложение жгута и др.). Не менее важная задача первой помощи - защита раны от загрязнения и инфицирования. Правильная обработка раны препятствует развитию осложнений в ране и почти в 3 раза сокращает время ее заживления.

Обработку раны следует проводить чистыми, лучше продезинфицированными руками. Накладывая асептическую повязку, не следует касаться руками тех слоев марли, которые будут непосредственно соприкасаться с раной. Рана может быть защищена простым наложением асептической повязки (бинт, индивидуальный пакет, косынка). Кожу вокруг раны смазывают 5% йодной настойкой, удаляют из раны свободно лежащие инородные тела.

(Записываем в тетрадь)

Первая медицинская помощь при ранении:

1.Прекращение действия травмирующих факторов.

4.Наложение стерильной повязки.

5.Обездвиживание тела подручными средствами.

Правовые аспекты оказания первой медицинской помощи.

1.Передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность;

2.До оказания первой медицинской помощи убедитесь в наличии дыхания и пульса, обеспечьте проходимость дыхания;

4.До ее прибытия продолжайте оказывать первую помощь, если пострадавший находится в критическом состоянии;

5.Если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешения на оказание первой медицинской помощи.

Обработка раны

1.Промывание раны перекисью водорода.

2.Промывание раны струей раствора антисептика.

3.Если рана загрязнена масляными жидкостями, красками, необходимо удалить их вокруг раны при помощи бензина, керосина, растворителя.

4.Обработка кожи вокруг раны спиртовым раствором йода.

Если в ране находится инородное тело:

Нельзя из раны доставать торчащие предметы.

Зафиксируйте торчащий предмет.

Обработка раны такая же, как без инородного тела.

Повязку накладывайте вокруг торчащего предмета.

Промывать рану водой из водоемов!

Допускать попадания прижигающих антисептических веществ на раневую поверхность!

Засыпать рану порошками!

Накладывать на рану мазь!

Прикладывать вату непосредственно к раневой поверхности!

Во время перевязки касаться поверхности раны руками!

Делать перевязку грязными руками (по возможности протрите руки одеколоном, спиртом или водкой)!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма: информационно-обучающая (теоретическая) с включением практических элементов.

Учебные вопросы:

1.Понятие о переломах (виды), травматический шок (повязки, осложнения).

2.Способы иммобилизации пострадавшего.

Дать теоретические знания о переломах, причинах их возникновения, осложнениях.

Показать методику практического оказания ПМП при переломах предплечья, кисти, голени.

1.Обучающие: - формирование у учащихся представлений о переломах, травматич.шоке.

- показ способов накладывания шин.

2.Развивающие: - развитие умений применять знания на практике (шины).

3.Воспитательные: - формирование у учащихся гуманности, понятия о важности и ценности человеческой жизни.

Читайте также: