Цель и стратегия проекта кратко

Обновлено: 08.07.2024

Планирование – ядро стратегического управления. Оно обеспечивает достижение целей организации, мотивацию и контроль, служит основой для управления командой. Внедряя стратегическое планирование, компания определяет, что делать, чтобы достичь поставленных целей.

В функции стратегического планирования входит:

  • Осознание организаторской стратегии;
  • Адаптация к внешней среде;
  • Внутренняя координация;
  • Распределение ресурсов.

Этапы стратегического планирования

Выделяют 5 этапов:

  1. Определение миссии и целей организации;
  2. Стратегический анализ;
  3. Выбор стратегии;
  4. Реализация стратегии;
  5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации

Философию и основную цель предприятия определяет миссия. Миссия способна рассказать о компании многое, в том числе:

  • Принципы работы организации;
  • Статус предприятия;
  • Основные хозяйственные характеристики организации;
  • Действительные намерения руководства.

Детальное описание миссии для легкого управления и реализации процессов, называется целью.

Цель стратегического планирования характеризуется следующим:

  • Четкий план действий на определенный промежуток времени;
  • Конкретность и измеримость;
  • Непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • Адресность и контролируемость.

Когда компания определилась с миссией и целью, начинается выстраивание стратегического управления и определение политики компании.

Стратегический анализ

Это анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Стратегические планы должны строиться на фактах, на информации о рынке, клиентах, конкурентах. Для этого нужно провести исследования. Не обязательно заказывать их стороннему маркетинговому агентству. Внутренние эксперты, ваши сотрудники – кладезь полезной информации, которую нужно собрать, обработать, проанализировать.
Анализ проводится с помощью метода построения двухмерных матриц. С помощью анализа сравниваются подразделения, продукты, производства по определенным критериям.

Три подхода стратегического анализа:

  • Табличный подход;
  • Координатный подход;
  • Логический подход.

Анализ включает в себя оценку окружающей среды. Это необходимо для изучения текущего положения организации на рынке.

Анализ окружающей среды предполагает изучение трех составляющих:

  • Внешней среды. Включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры.
  • Непосредственного окружения. Анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
  • Внутренней среды организации. Раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы, организация управления, производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки, финансы фирмы, маркетинг, организационная культура.

Выбор и реализация стратегии компании

Стратегия определяет курс развития организации, определенный на долгий срок и затрагивающий все виды деятельности, формы продукции, человеческие ресурсы и положение организации на рынке.
Стратегия позволяет выбрать различные направления развития организации и определиться с лучшей альтернативой.

При стратегическом управлении необходимо учитывать:

  • Конкуренцию в данной стратегической зоне;
  • Перспективы развития самой стратегической зоны;
  • Технологии, которыми располагает фирма.

Стратегия приводит компанию к достижению цели. Разрабатывать стратегию можно с помощью программ и процедур, которые характеризуются средне- и краткосрочными планами реализации стратегического управления.

Анализ стратегии начинается с вопроса: “Поможет ли выбранная стратегия достигнуть цели?”

Если ответ положительный, то дальнейший анализ по следующим пунктам:

  • Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • Приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Чтобы стратегия достигла цели, необходимо:

  • Донести до сотрудников цели, стратегии и планы, чтобы достичь с их стороны понимания, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии.
  • Руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок.
  • В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка и контроль выполнения

Последним этапом будет оценка результатов реализации стратегии. Предыдущие этапы корректируются с помощью обратной связи.

Стратегическое планирование подразумевает динамичный процесс. Компании нужно постоянно оценивать ситуацию и определять последующий план. Для этого организация анализирует окружающую среду, в которой функционирует.

Компания ставит цель комплексно изучить возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организации с дальнейшей разработкой показателей компании на плановый период.

Резюмируя, стратегический план помогает понять, что компанию ждет в будущем, зная текущую ситуацию. Стратегическое планирование – это необходимое условие успеха в бизнесе.

стратегическое планирование

Если заинтересовались, то для вас есть практический мастер-класс (бесплатно): “Как создается стратегия. Краткое руководство по проектированию будущего“. Материалы этого мастер-класса можно использовать как эталон для организации проекта разработки стратегии компании.


Понятия. Различают генеральную цель про­екта от целей первых уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уров­ней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Миссия — это главная задача проекта, с точ­ки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важней­ших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направ­лений действий с целью получения обозначенных миссией и си­стемой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно разделить на последовательные процедуры: стратегический анализ; разработка и выбор стратегии; реализация стратегии.

Стратегический анализ - начинается с анализа внешней и внутрен­ней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта.

К числу факторов внешней среды относят: технологические; экологические; конкуренты.

Внутренняя среда включает: целевые рынки; маркетинговые исследования; сбыт; каналы распределения; производство; персонал; снабжение;
исследование и разработка НИОКР; финансы; номенклатура продукции.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех раз­личных организационных уровнях: корпоративная стратегия; деловая стратегия. Стратегия проекта разрабаты­вается в рамках деловой стратегии и отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен су­ществовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода: стратегию лидерства в издержках; стратегию дифференциации; стратегию концентрации на определенных направле­ниях; функциональная стратегия.

Реализация стратегии подразумевает не­обходимость определенных изменений, необходимых в органи­зационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механиз­мы в дополнение к организационной структуре управления: про­ектные, межпроектные, венчурные группы.

Существенным элементом стратегии является фактор орга­низационной культуры, включающий: видение организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы.

Результат проекта

Под результатом проекта понимают продукцию, полезный эффект проекта. В качестве результата в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка; но­вый технологический процесс; программное средство строи­тельный объект; реализованная учебная программа реструктури­рованная компания; сертифицированная система качества и т д. по тому, насколько результат соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

Управляемые параметры проекта

Управляемые параметры проекта:

объемы и виды работ по проекту; стоимость, издержки, расходы по проект, временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материаль­но-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и дета­ли а также ограничения по ресурсам; качество проектных решений, применяемых ресурсов.

Проект и процесс его реализации - сложная система, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управление проектом - управляющая.

Предметная область - совокупность продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта 6.

Предметную область проекта определяют цели, результаты и работы проекта. В процессе жизни проекта все составляющие предметной области проекта претерпевают изменения:

  • цели, результаты и состав работ могут изменяться или уточняться как в процессе разработки проекта, так и по мере достижения промежуточных результатов;
  • объемы работ могут уточняться в проекте разработки проекта, а в процессе выполнения проекта они меняются от нуля до 100% - при завершении работ проекта.

Управление предметной областью и заключается в управлении этими изменениями на протяжении жизненного цикла проекта и осуществляется через процессы:

  • инициации работ и разработки концепции управления предметной области проекта,
  • планирования предметной области,
  • организации управления и контроля выполнения предметной области проекта,
  • анализа состояния и регулирования предметной области проекта,
  • контроля изменения предметной области проекта,
  • завершения управления предметной областью проекта.

Концепция управления предметной областью проекта заключается в разработке комплекта документов, определяющих предметную область проекта и критерии оценки успешности завершения проекта или его отдельных фаз.

Разработка концепции проекта включает:

  • анализ проблемы и потребности в проекте;
  • сбор исходных данных;
  • определение (уточнение) целей и результатов проекта;
  • основные характеристики проекта;
  • критерии оценки успехов и неудач проекта;
  • ограничения и предложения;
  • анализ альтернатив для решения проблемы и выбора варианта проекта;
  • правовое обеспечение проекта;
  • выбор стратегии осуществления проекта;
  • устав проекта;
  • рассмотрение и утверждение концепции проекта.

Цели проекта (Project objectives) - желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта в заданных условиях его выполнения 6.

Цели проекта описывают весь спектр основных вопросов, связанных с проектом, например, технические, финансовые, организационные, вопросы, связанные с качеством, безопасностью, человеческими ресурсами, поставками, информационными системами и технологиями. Они состоят из трех основных показателей: результаты (продукция и услуги требуемого качества), время (длительность и конкретная дата) и издержки (человеко-часы и затраты).

Задачи проекта (Project Tasks) – максимально конкретизированные цели нижних уровней дерева целей (рисунок 5.1) [1].


Цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата. После определения целей проекта приступают к поиску и оценке альтернативных вариантов ее достижения.

Миссия проекта [2]:

– генеральная цель проекта;

– описание целей проекта с точки зрения их выгоды для различных участников проекта, а также его внешнего окружения.

Стратегия проекта (Project strategy) определяет направления и основные принципы осуществления проекта; характеризуется набором качественных и количественных показателей, по которым оценивается выполнения проекта [1].

При определении цели проекта нельзя ограничиваться только заданием абстрактного желаемого результата. Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как в точности должен выглядеть результат проекта (качественные и количественные результаты проекта)?
  • Какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)?

Стратегия проекта описывает результаты и процессы, которые должны быть выполнены для достижения всех стоящих перед проектом целей. Она должна вырабатываться еще на концептуальной фазе его осуществления, быть комплексной и охватывать все основные аспекты выполнения проекта.

Определение проекта (Project definition) – описывает стоящие перед ним задачи и основные условия его выполнения (рисунок 5.2).

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

2.3. Цель и стратегия проекта

Различают генеральную цель (говорят также — миссию) про­екта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.3.1).

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уров­ней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта, с точ­ки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важней­ших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта центральное звено в выработке направ­лений действий с целью получения обозначенных миссией и си­стемой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:

♦ разработка и выбор стратегии;

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутрен­ней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т. н. SWOT-анализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

Рекомендуемые материалы

♦ технологические (уровень существующих, наличие новых технологий); ресурсообеспеченность (наличие, доступ); экономические (инфляция, процентные ставки, курсы ва­лют, налоги);

ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);

социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст); политические (внешняя, внутренняя, экономическая);

♦ экологические (уровень загрязнения, мероприятия);

♦ конкуренты (количество, размеры, сила). Внутренняя среда включает:

♦ целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);

•:• маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюд­жет маркетинга);

♦ сбыт (объем продаж, скидки); ,

♦ каналы распределения (как, через кого продается);

♦ производство (оборудование, технология, площади);

♦ персонал (квалификация, численность, мотивация, кор­поративная культура);

♦ снабжение (поставщики, условия и системы поставки);

♦ исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);

♦ финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвид­ность, финансовое состояние);

♦ номенклатура продукции (степень диверсификации);

♦ исходя из миссии, целей организации, на основе результа­тов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех раз­личных организационных уровнях:

корпоративная стратегия (общее направление развития, т. е. стратегия роста, сохранения или сокращения);

деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного то­вара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабаты­вается в рамках деловой стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен су­ществовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода [4]:

1. стратегию лидерства в издержках;

2. стратегию дифференциации (уникальности по како­му-либо направлению);

3. стратегию концентрации на определенных направле­ниях (группе покупателей, номенклатуре изделий и геогра­фии их сбыта);

функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необхо­димо обратить внимание на основные аспекты:

•:• географическое месторасположение, в котором будет действо­вать проект; ♦ выбор корпоративной стратегии;

♦ выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

♦ функциональное назначение и область применения плани­руемой к выпуску продукции;

•:• выбор оптимальной группы клиентов;

♦ основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

♦ использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объеди­нение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, не­обходимость определенных изменений, необходимых в органи­зационной структуре и организационной культуре. Поэтому час­то необходимо создать специальные координационные механиз­мы в дополнение к организационной структуре управления: про­ектные, межпроектные (программные), венчурные (для проек­тов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии является фактор т. н. орга­низационной культуры, включающий (см. также гл. 20):

видение (философию) организации;

нормы и правила поведения;

ожидания предстоящих изменений;

♦ процедуры и поведенческие ритуалы.

2.4. РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

Под результатом проекта понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка, но­вый технологический процесс, программное средство, строи­тельный объект, реализованная учебная программа, реструктури­рованная компания, сертифицированная система качества и т. д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным/доходным, ин­новационным, качественным, временным, социальным, эколо­гическим и другим характеристикам запланированному уровню (см., например, рис. 2.3.1).

2.5. УПРАВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА

Управляемые параметры проекта:

♦ объемы и виды работ по проекту (гл. 13, 14, 17);

♦ стоимость, издержки, расходы по проекту (гл. 14,17);

♦ временные параметры, включающие сроки, продолжитель­ности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ (гл. 15, 17);

♦ ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том чис­ле: человеческие или трудовые, финансовые, материаль­но-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и дета­ли, а также ограничения по ресурсам (гл. 7, 19);

♦ качество проектных решений, применяемых ресурсов, ком­понентов проекта (гл. 18) и пр.

Проект и процесс его реализации, осуществления — сложная система, в которой сам проект выступает как управляемая под­система, а управление проектом — управляющая.

2.6. ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать рабо­ту по его реализации:

•:• проект возникает, существует и развивается в определен­ном окружении, называемом внешней средой;

♦ состав проекта не остается неизменным в процессе его ре­ализации и развития: в нем могут появляться новые эле­менты (объекты), из его состава могут удаляться некото­рые его элементы;

♦ проект, как и всякая система, может быть разделен на эле­менты, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.

1. Проект не является жестким стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять местоположение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно. 2. Некоторые элементы проекта могут использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над ре­ализацией конкретного проекта, так и над решением некото­рых других проблем (в частности, над выполнением другого проекта).

Схематичное изображение проекта и его окружения приведе­но на рис. 2.6.1.

Следует обратить внимание на переходную зону, через кото­рую между ними осуществляется связь и перемещение элемен­тов, тем или иным способом участвующих в работе по его реали­зации.

В практике бизнес-планирования (гл. 5) обычно подлежат изу­чению три аспекта окружения проекта:

♦ политический, а именно — отношение федеральных и мест­ных властей к проекту;

•:• территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции;

♦ экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.


Жизненный цикл проекта — исходное понятие для исследова­ния проблем финансирования работ по проекту и принятия со­ответствующих решений.

Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выпол­нение.

Окончанием существования проекта может быть:

♦ ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и ис­пользования результатов выполнения проекта; ♦ перевод персонала, выполнявшего проект, на другую ра­боту;

•:• достижение проектом заданных результатов;

♦ прекращение финансирования проекта;

♦ начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);

•:• вывод объектов проекта из эксплуатации.

Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.

Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).


В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т. д.

Применительно к очень крупным проектам, например, строи­тельству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т. п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено.

Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связа­но не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10—15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций — участниц проекта.


Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распре­деление фаз и этапов выполнения проекта в логической и вре­менной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусст­ва специалистов, работающих над проектом.

Примерное содержание фаз жизненного цикла проекта, при­менительно к действующим в РФ нормативным документам при­ведено в табл. 2.7.1. 1

Таблица 2.7.1

Разработка проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовка к строительству

Проведение торгов и заключение контрактов; организация закупок и поставок, подготовительные работы

Завершение строительной фазы проекта

1. Изучение прогно­зов и направлений развития страны (региона, города)

2. Формирование инвестиционного замысла

3. Подготовка хода­тайства (Деклара­ции) о намерениях

4. Предварительное согласование инвестиционного замысла

1. Разработка плана проектно-изыска-тельских работ

2. Задание на раз­работку ТЭО (про­екта) строительства и разработка

3. Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО (проекта) строи­тельства

4. Выдача задания на проектирование

1.Тендеры на про-ектно-изыскатель-ские работы и заклю­чение контрактов

2. Тендеры на по­ставку оборудова­ния и заключение контрактов

3. Тендеры на под­рядные работы и заключение контрактов

4. Тендеры на услуги консультан­тов и заключение контрактов

1. Разработка опе-эативного плана строительства

2. Разработка графиков работы машин

3. Выполнение строительно-монтажных работ

4. Мониторинг и контроль

1. Пуско-наладочные работы

2. Сдача-приемка объекта

3. Закрытие контракта

4. Демобили­зация ресурсов

1, Эксплуатация 2. Ремонт 3. Развитие производства

4. Закрытие проекта • вывод из эксплуатации • демонтаж оборудования • модернизация (начало нового проекта)

author__photo

Процесс стратегического планирования подразумевает комплекс мероприятий, на котором изучают сведения, прогнозируют и сопоставляют условия внешней среды с ресурсами бизнеса. Цель стратегического планирования – показать конкурентные преимущества компании на выделенном отрезке времени. Этот подход помогает в систематическом развитии и составляет важную часть организационных процессов компании.

Что такое стратегическое планирование

Стратегическое планирование представляет управленческую функцию, которая становится основой для принятия всех управленческих решений компании, формирования мотивации и контроля долгосрочных планов. Процесс стратегического планирования помогает руководителям в поиске пошаговых действий: это полезно при конкуренции между компаниями.

Стратегическое планирование определяет, что компания должна сделать сейчас, чтобы достичь ожидаемых целей в будущем. Этапы стратегического планирования проиллюстрируют: как произойдет распределение ресурсов компании, ее адаптация к условиям внешней среды и изменится ли работа сотрудников. Такой подход позволяет управлять бизнесом осознанно и системно, а не полагаться на везение и интуицию.

Особенности стратегического планирования

К основным характеристикам стратегического планирования относится:

  • разработка стратегии компании на ближайшие 2-5 лет;
  • внесение регулярных корректировок в планирование из-за мобильности рынка;
  • постоянный анализ рынка в режиме реального времени;
  • составление документов, которые определяют взаимодействие с партнерами, клиентами и внутреннюю политику компании;
  • направленность на достижение реалистичных целей;
  • изучение альтернативных способов решения задач;
  • учет объема ресурсов, которыми располагает компания;
  • наличие показателей для измерения.

Особенности стратегического планирования

Преимущества стратегического бизнес-планирования

Стратегическое планирование имеет семь преимуществ:

  • всесторонний анализ возможных угроз;
  • оптимизация действий сотрудников;
  • подготовка благоприятных условий для старта стратегии;
  • создание предпосылок для стратегического мышления;
  • возможность сосредоточиться на ключевых направлениях развития;
  • формирование внутреннего управления;
  • разработка грамотного распределения ресурсов.

Преимущества стратегического бизнес-планирования

Этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования предполагает четыре этапа. Так как планирование — многоступенчатый комплекс, каждый его этап проводят в определенный промежуток времени.

Определение миссии предприятия

Первый этап планирования – формулирование цели, которая отражает миссию компании. На основании миссии утверждают статус организации, формируют главное направление работы и создают ориентиры для будущего стратегического планирования. Лучше определить такую миссию, которая объединит руководство и сотрудников.

Некоторые владельцы бизнеса не хотят определять миссию компании, так как считают, что задача компании – исключительно в прибыли. Однако формирование миссии – это обязательное условие для стратегического планирования. Миссия выполняет четыре задачи:

  • отвечает за связь компании с внешней средой – политикой, экономикой и населением региона;
  • помогает в формировании имиджа компании ;
  • увеличивает лояльность коллектива и помогает проникнуться ценностями компании;
  • создает корпоративные стандарты.


Бизнес

Как принимать правильные решения

Как принимать правильные решения

Выбор основных целей предприятия

После утверждения миссии выбирают цели компании, которые должны быть: точными и измеряться в цифрах, зафиксированными по времени реализации, а также базироваться на ресурсах компании. Эти сведения необходимы, чтобы планирование не превратилось в мечту, а основывалось на реалиях компании. Непродуманные цели приведут к убыткам или завышенным ожиданиям. Все цели можно изобразить на дереве целей, где каждая займет свой уровень.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды

Эта фаза планирования предполагает разносторонний анализ внешней и внутренней среды, в которых проходит работа компании. Внешняя среда формируется:

  • условиями стабильности или непостоянства экономической ситуации региона или страны;
  • нормативно-правовыми требованиями на законодательном уровне;
  • политическими особенностями местности, которые влияют на рынок;
  • общественными и культурными особенностями местности;
  • потребностями потребителей и правилами рынка.

Во внутренней среде компании нужно оценить:

  • качество своих продуктов и услуг;
  • сегмент рынка, который занимает компания;
  • реализуемую ценовую политику;
  • прибыль и репутацию организации;
  • эффективность рекламы;
  • используемые для производства ресурсы и объем издержек;
  • пути для оптимизации производственных решений.

Оценивать внешнюю и внутреннюю среду нужно объективно – в этом помогают профессиональные аналитики и современные технологии. Например, чтобы оценить эффективность рекламы, можно подключить коллтрекинг Calltouch и автоматически получать данные о конверсии, источниках и стоимости звонка. Детальные и понятные отчеты позволят определить прибыльные и убыточные рекламные каналы.

Коллтрекинг

  • Отслеживайте все звонки с сайта с точностью определения источника рекламы выше 96%
  • Отслеживайте звонки с оффлайн рекламы и визиток с помощью статических номеров
  • Получайте чистый пул номеров, который выделяется именно вашей компании
  • Анализируйте подробные отчеты по звонкам: источник перехода, браузер, девайс, гео и другое
  • Слушайте записи звонков в удобном плеере для повышения качества работы колл-центра и отдела продаж

Выбор альтернативных стратегий

Этапы стратегического планирования предполагают 2-3 альтернативных решения. Их составляют после выяснения угроз для компании и преимуществ каждой из стратегий. Рассмотрим альтернативные стратегии в упрощенном варианте.

Ограничения в росте – это безопасный вариант развития бизнес-стратегии. В основе этой модели стоит установка целей на основании полученных показателей. Например, план продаж компании на основе количества предыдущих продаж.

Свободный рост реализуется через постепенное увеличение показателей, задействованных и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективах. Эта стратегия применяется для молодых компаний, которые только развиваются в отраслях, где есть свободные рыночные ниши. Компании растут за счет открытия новых точек продаж в других городах, либо за счет увеличения своего ассортимента.

Сокращение за счет снижения показателей. Владельцы бизнеса делают это по причинам: ликвидации организации, закрытия дочерних точек продаж, уменьшения объемов производства из-за экономического кризиса, смены приоритетного направления.

Корпорации, которые работают в 2-3 областях бизнеса одновременно, практикуют сочетание стратегий.

Реализация выбранной стратегии

После окончательного формирования стратегии компания начинает ее воплощение. Перед этим определяют главные ориентиры, которые покажут достижение промежуточных и долгосрочных целей. В реализации выбранной стратегии участвует вся компания – руководство и сотрудники – это поможет достичь лучшего результата. При этом у каждого руководителя есть конкретные задачи, которые выполняет отдел.

Реализация выбранной стратегии

Тактика

Выбранная стратегия базируется на планах, которые составляют тактику компании. Эту тактику используют руководители отдельных подразделений. При тактической стратегии учитывают небольшой временной период и легкость проведения анализа по завершении этого периода.

Политика

Политика компании – это принципы и ценности, на основании которых разрабатывают стратегию управления компанией. Корпоративная политика разрабатывается с руководителями и сотрудниками, при этом каждый высказывается свободно.

Операции

Управление компанией строится на положениях корпоративной политики. Однако в работе могут возникать ситуации, в которых сотрудник не знает, как поступить. Для этого составляют документацию, где описывают последовательность действий сотрудника – операции. Свод рекомендаций помогает быстро решать спорные вопросы.

Правила

Сотрудники обязаны неукоснительно выполнять правила компании. Они регламентируют каждый исполнительный орган компании – от ведущих специалистов до рядовых сотрудников. В стратегическом планировании нужно предусмотреть все внутренние правила – это повысит эффективность работы сотрудников.

как реализовать стратегию

Бюджет

После разработки тактики рассчитывают смету. Это делают, чтобы ресурсы компании использовались эффективно. Здесь составляют план распределения средств, где анализируют затраты на производство, зарплаты сотрудникам, рекламу бизнеса и вносят коррективы, если выбранная стратегия изменится. По итогу все расчеты вносят в единый документ.

Оценка результатов проводимого плана

На этом этапе сравнивают прогнозируемые и полученные результаты. Итоги стратегического планирования оценивают по показателям рентабельности и соотношению доходов за вычетом расходов компании. Лучше регулярно анализировать каждое действие планирования.

Маркетинговая стратегия так же неэффективна без анализа кампаний. Чтобы получать все сведения о доходах, расходах на рекламу, лидах и целевом трафике, подключите сквозную аналитику Calltouch. Отчеты собираются автоматически в одном окне: сотрудники избавлены от рутины, а готовая аналитика у вас под рукой.

Сквозная аналитика

  • Автоматически соберет данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в 1 окне
  • Бесплатные интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Анализируйте воронку продаж от показов до кассы
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

Функции руководства

На основании этапов планирования определяют функции, которые выполняет начальство. К ним относят:

  • полный анализ факторов внешней, внутренней среды и конкурентов;
  • оценка бюджета и активов компании;
  • определение управления компанией и целей для сотрудников;
  • утверждение стратегических изменений.


Бизнес

Agile: что это такое и где используется, принципы и методология

Agile: что это такое и где используется, принципы и методология

Может ли стратегия измениться

Стратегия изменяется в зависимости от потребностей компании. Перед внесением изменений нужно подготовить сотрудников, так как они бывают недовольны новшествами. Руководители должны помочь работникам преодолеть психологический барьер, чтобы новую стратегию принял весь коллектив.

Заключение

Стратегическое планирование показывает, как компания может выделиться среди конкурентов и за счет каких преимуществ займет свою нишу на рынке. Планирование подходит и для краткосрочной, и долгосрочной перспективы и может реализовываться регулярно. Чтобы избежать рисков, в стратегическом планировании предусматривают альтернативные пути развития бизнеса. Грамотное планирование поможет молодым и зарекомендовавшим себя на рынке компаниям.

Читайте также: