Цабыбин с а взаимодействие школы и семьи педагогический всеобуч волгоград учитель 2005 91 с

Обновлено: 07.07.2024

Семья – это начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Это – коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства и любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности ребенка. Это коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

В семье старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни. А настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.

Взрослые способствуют воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.

Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Все яснее становится понимание роли семьи в процессе социализации подрастающего поколения. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно – воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает ЗУН в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются и на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.

В условиях современной семьи даже относительно благополучный ребенок не всегда в полной мере ощущает достаток внимания и понимания, любви, ласки и заботы, что связано с трудностями и ошибками семейного воспитания.

Основные из них: отсутствие единых требований родителей в вопросах воспитания ребенка; низкий уровень духовно – нравственной, педагогической культуры, низкий воспитательный потенциал семьи; семейные конфликты, аморальный образ жизни; отсутствие психолого – педагогической подготовки к воспитанию ребенка.

Растет число неблагополучных семей, которые требуют повышенного внимания со стороны школы с целью защиты прав и законных интересов ребенка. Все эти проблемы требуют решения, а оно возможно только совместными усилиями школы и семьи при наличии программы, системы в работе.

определить принципы воспитания в семье, способствующие полноценному социальному становлению, воспитанию детей.

1. Выявить принципы воспитания детей в семье.

  1. Рассмотреть проблемы воспитательного процесса.
  2. Выработать рекомендации по воспитанию детей.
  3. Выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми.
  4. Создать благоприятный психологический климат в ходе проведения практикума, способствующего свободному выражению мыслей его участников.
  5. Способствовать профилактике раннего семейного неблагополучия.
  6. Способствовать единению и сплочению семьи.

родители учащихся 3 – 4 классов, классный руководитель, социальный педагог.

1. Проведение педагогического практикума.

Социальный педагог, классный руководитель, родители

1. Оценка эффективности проведенного мероприятия. Анкетирование родителей.

1. Итоги, выводы, рекомендации.

Классный руководитель, социальный педагог

В результате проведения педагогического практикума предполагается достижение следующих результатов:

- выявление особенностей взаимоотношений между детьми и родителями;

- определение принципов семейного воспитания, способствующие полноценному социальному становлению, воспитанию детей;

- освоение родителями навыков эффективного общения с ребенком;

- содействие укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми, развитию гармоничных отношений между ними;

- профилактика раннего семейного неблагополучия.

ее анализ. Цель: выявить особенности взаимоотношения между родителями и детьми.

1. Кто глава вашей семьи?

2. Кто из родителей является для тебя авторитетом? Почему?

3. Чем ты огорчаешь родителей?

4. Чем ты их радуешь?

5. Как тебя наказывают родители?

6. Просишь ли ты у них прощение?

7. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

8. Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

9. Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

10. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

  1. Подготовка книжной выставки «Приоритет семьи в воспитании

На книжной выставке представлена литература по семейному воспитанию.

  1. Подготовка памяток для родителей «Создание благоприятной се-

Памятка для родителей

► Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

► Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

► Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

► Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

► Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Ход педагогического практикума:

Основы формирования личности закладываются семьей. Семья – это малая социально – психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

Семья – сложная, многофункциональная система. Главные функции семьи:

- воспитательная; - оздоровительная; - духовно – нравственная;

- познавательно – образовательная; - трудовая; - культурно – просветительная;

- досугово – творческая; - охранно – защитная.

Именно семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Поэтому выделение воспитательной функции семьи в качестве основной имеет большой общественный смысл.

К сожалению, сегодня налицо кризис российской семьи, который характеризуется: появлением молодых бездетных семей, ростом числа разводов, и, как следствие, ростом количества неполных семей, насилием и алкоголизмом в семье, ухудшением здоровья членов семей, причем не только пожилых, но и молодых, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщины. Кризис семьи фактически привел к уничтожению российской традиции – не допускать нарушения межпоколенных связей. При этом семья по разным причинам стала всем больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия. А школа в этом вопросе должна помочь педагогически правильно выстроить общение родителей с детьми.

Накануне мы провели анкетирование ваших детей с целью выявить особенность ваших взаимоотношений с ними. / результаты анкетирования/

  1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста! (-)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1 балл)
  4. И в кого ты только такой уродился?! (2 балла)
  5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
  6. Ну, на кого ты похож (а)? (2 балла)
  7. Я в твое время! (2 балла)
  8. Ты моя опора и помощник (ца) (1 балл)
  9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
  10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
  11. Какая ты у меня умница! (1 балл)
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1 балл)
  13. У всех дети как дети, а ты… (-)
  14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

5 – 6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас; ваши отношения способствуют становлению личности.

7 – 8 баллов – это свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

свыше 9 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Принципы семейного воспитания:

  1. Единство требований для всех членов семьи. Пример: бабушка оде-

Вывод: отсутствие единых требований приводит к выработке приспособленческих навыков у ребенка.

  1. Наличие авторитета родителей. В данном случае авторитет – это ду-

ховное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Какие родители авторитетны? Авторитетны те родители, которые любят своего ребенка и оказывают ему постоянное и систематическое внимание. При несистематическом общении сохраняется психологическая дистанция, ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности к родителям. К сожалению, авторитет теряется быстрее, чем приобретается. Кроме того, нельзя путать авторитет с авторитаризмом. Авторитаризм – стиль руководства, основанный на требовании беспрекословного подчинения.

3. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей. Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к эгоизму, господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Это мешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности. Таким образом, вседозволенность - опасный принцип воспитания. Родители должны помнить, что любовь не отвергает строгость, а строгость не может существовать без любви.

4. Традиции в семье. Семью скрепляют традиции. Они могут проявляться в виде праздников, отпусков, совместных прогулок и выездов на природу. Например, традиция собираться всей семьей за праздничным столом в канун Нового года. Традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность и значимость семьи.

Какие традиции поддерживаются в вашей семье?

6. Правильное использование наказания и поощрения. Этот принцип является очень важным условием успешного семейного воспитания. Ошибка некоторых родителей заключается в том, что они чаще наказывают, нежели поощряют. А все должно быть как раз наоборот. Дети — не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести, Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления — обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки — могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий — наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. 0но должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести. Как вы наказываете и поощряете своего ребенка?

7. Наличие благоприятного психологического климата – обязательное условие эффективного семейного воспитания. Основой устойчивого эмоционального настроя в семье (психологического климата) является общность нравственных интересов мужа, жены и других членов семьи. В этом случае ребенок испытывает чувство защищенности, у него есть желание проводить время дома, в кругу семьи, он гордится своей семьей, то есть чувствует себя комфортно, может спокойно приглашать к себе друзей, не опасаясь бурной реакции родителей.

Вывод: помните, что воспитательный потенциал семьи безграничен. Мы обозначили наиболее важные, на наш взгляд, принципы семейного воспитания, чтобы оно стало эффективнее.

Чтобы выявить, насколько значимым и эффективным было проведенное воспитательное мероприятие в глазах родителей, какое впечатление у них осталось после его проведения, в конце мероприятия проводится оценка его эффективности.

Эффективность воспитательного мероприятия можно проанализировать путем анкетирования родителей по следующим вопросам:

1. Соответствует ли содержание мероприятия его целям, задачам и ожидаемым результатам?

2. Каков уровень организации мероприятия?

3. Выдержано ли мероприятие по времени?

4. Является ли мероприятие системным или представляет собой набор несвязных между собой фактов?

5. Какие моменты мероприятия понравились больше всего? Почему?

6. Какие моменты мероприятия не понравились? Почему?

В заключении анкетирования можно предложить родителям отметить следующие моменты:

1. Самый сильный момент мероприятия…

2. Самый слабый момент мероприятия…

3. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне хотелось бы, чтобы…

4. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне не хотелось бы, чтобы…

Делаем вывод, что данное мероприятие имеет большую воспитательную ценность, так как способствует гармонизации взаимоотношений между родителями и детьми, сплочению и единению семьи.

В ходе педагогического практикума родители учащихся имеют возможность познакомиться с основными принципами семейного воспитания, которые способствуют полноценному социальному становлению и воспитанию подрастающего поколения.

После проведения педагогического практикума классным руководителем и социальным педагогом изучаются результаты анкетирования родителей по оценке эффективности проведенного воспитательного мероприятия.

Выявляется, насколько значимым и эффективным было проведенное воспитательное мероприятие в глазах родителей, какое впечатление у них осталось после его проведения, осталось ли у них желание в следующий раз снова быть участником подобного мероприятия.

  1. Алымова Н. А., Белибихина Н. А. Сотрудничество педагогов и семьи – Волгоград: Учитель, 2008
  2. Баранова Л. Д. Социальный педагог в школе – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи – М.: Просвещение, 1998
  4. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители – М., 1991
  5. Кондрунина Т. Как избежать семейных ссор// Воспитание школьников – 2003. - №2
  6. Кошелева А. Д. Азбука любви: книга для родителей – М.: Просвещение, 1996
  7. Мальцева С. В. Роль семьи в формировании личности ребенка. Родительское собрание /\Педсовет. – 2005. - №7. – С. 219 - 223
  8. Мирошниченко Т. А. Семья и школа: грани сотрудничества: программа работы, разработки мероприятий – Волгоград: Учитель, 2008
  9. Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали //Воспитание школьников. – 2001. - №5. – С. 36
  10. Хрипкова А. Г. В семье растет сын и дочь – М., 1985
  11. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи /педагогический всеобуч/ - Волгоград: Учитель, 2006
  12. Черепахова Е. М. Воспитание без слез – М., 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Успех семейного воспитания. От чего он зависит?"

Работа с родителями (беседа, методические рекомендации, памятка для родителей).


Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания

Предоставление методических и практических рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков.


Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С.

Успех семейного воспитания.От чего он зависит?

Беседа с родителями.Одна из основных предпосылок здорового душевного разви­тия ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теп­лом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется оче­в.

Презентация на родительское собрание по теме "Психолого-педагогическое просвещение родителей как метод коррекции семейного воспитания "

В данной презентации рассмотрены типы и функции семьи, педагогические технологии работы с семьей.

В пособии представлены материалы, которые помогут администрации образовательных учреждений в организации и проведении педагогического всеобуча родителей. Рассматриваются основные направления деятельности классных руководителей, анализируются такие формы работы педагогического коллектива с родителями, как собрания, конференции, тренинги, дискуссии, практикумы и др.
Предназначено руководителям школ, заместителям по воспитательной работе. Пособие может быть полезно для классных руководителей, а также слушателей ИПК и ФПК.

Акутина С.П. Воспитание = семья и школа / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2006. – №7. – С. 26 – 43; 2007. – №1. – С. 13 – 20; 2007. – №2. – С. 19 – 28; 2007. – №3. – С. 130 –143; 2007. – №4. – С. 134 – 143.

Амирханян Л.И. Семья и школа как партнёры / Л.И. Амирханян, И.Ю. Кокаева // Начальное образование. – 2007. – №2. – С. 9 – 14.

Аспекты работы школы с семьей: тема номера // Классный руководитель. – 2006. – №7.

Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями / В.А. Ахметшина // Справочник классного руководителя. – 2007. – №1. – С. 65 – 73.

Быкова Т.В. Индивидуальная работа с родителями / Т.В. Быкова // Справочник классного руководителя. – 2007. – №3. – С. 73 – 79.

Ведерникова, Т.Б. Родительская академия – новая форма взаимодействия школы и семьи / Т.Б. Ведерникова // Управление начальной школой. – 2010. – №2. – С. 58 – 68.

Вершинин В. Модель взаимодействия семьи и школы / В. Вершинин // Управление школой. – 2010. – №4. – С. 43 – 47.

Взаимодействие школы и семьи: педагогический всеобуч / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 91 с.

Григорьев Д. Школа и родители: социальное партнёрство / Д. Григорьев, О. Кожурова // Воспитательная работа в школе. – 2009. – №1. – С. 47 – 51.

Григорьев Д. В. Эффективное воспитание: школа и семья как партнёры / Ю.А. Чистяков, О.Ю. Кожурова // Народное образование. – 2010. – № 10. – С. 241 – 250.

Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.

Губкина Т.К. Программа работы с родителями (сценарий родительского клуба) // Завуч начальной школы. – 2002. - № 3. – С. 69 – 90.

Грызулина А. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности / А. Грызулина, О. Романова // Учитель. – 2002. - № 4 – С. 67 – 71.

Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников / Н. Дереклеева // Школьное планирование. – 2005. – №6. – С. 68 – 108.

Директору школы о сотрудничестве с родителями / под ред. А.С. Роботова, И.А. Хоменко, И.Г. Шапошникова. – М.: Сентябрь, 2001.– 176 с.

Духовно-нравственные основы семьи: хрестоматия для учителя: в 3 ч.
/ сост. Т.Г. Кислицына. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Журавлёва Г.И. Совместная работа школы и семьи в деле обучения и воспитания детей / Г.И. Журавлёва // Школа. – 2002. – № 1. – С. 60 – 66.

Землянская Е.Н. Организация работы с родителями учащихся начальной школы / Е.Н. Землянская // Завуч начальной школы. – 2008. – №3. – С. 113 – 134.

Зиятова М. Диагностика взаимодействия семьи и школы / М. Зиятова, В. Ларина
// Директор школы. – 2007. – №9. – С. 83 – 87.

Капустина А. Сотрудничество школы и семьи / А. Капустина // Социальная педагогика в России. – 2008. – №5. – С. 29 – 33.

Колмакова Н.К. Взаимодействие семьи и школы / Н.К. Колмакова // Справочник классного руководителя. – 2007. – №10. – С. 59 – 62.

Кружилина Т.В. Педагогизация сознания родителей учащихся общеобразовательной школы / Т.В. Кружилина // Начальная школа плюс До и После. – 2002.- № 10. – С. 3 – 9.

Кучмаева О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи / О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова // Педагогика. – 2008. – №3. – С. 53 – 59.

Литарова Н. Противоречие в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения / Н. Литарова, В. Аксюченко // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – С. 16 – 17.

Лодкина Т. Диагностика в работе классного руководителя с семьёй / Т. Лодкина,
Ф. Кевля // Педагогическая диагностика. – 2005. – №3. – С. 80 – 96.

Мальтиникова Н.П. Школа и родители (технология психолого-педагогического взаимодействия) / Н.П. Мальтиникова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 8. – С. 85 – 89.

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй // Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С. 3 – 10.

Михайлова Н.В. Формы работы с родителями // Справочник классного руководителя. – 2007. – №2. – С. 62 – 66.

Недведская М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недведская. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 84 с.

Недведская М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: учебно-методическое пособие / М.Н. Недведская. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 148 с.

Нотарева Т.П. Программа педагогического сопровождения семейного воспитания
/ Т.П. Нотарева // Классный руководитель. – 2008. – № 7. – С. 82 – 90.

Панфилова Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия / Л. Панфилова // Директор школы. – 2006. – №6. – С. 86 – 92.

Педагоги, дети и родители: взаимодействие и взаимопонимание: тема номера // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 3.

Потеряева Т.М. Программа взаимодействия школы с семьями учащихся / Т.М. Потеряева // Справочник классного руководителя. – 2007. – №8. – С. 50 – 53.

Прохорова С.Ю. Организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей в сельской начальной школе полного дня / С.Ю. Прохорова,
З.Д. Трубина, О.А. Еремеева // Начальное образование. – 2007. – №6. – С. 4 – 8.

Репринцева Г.И. Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье / Г.И. Репринцева // Педагогика. – 2008. – №3. – С. 48 – 52.

Семья: книга для чтения: в 2 ч. / сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.

Симакова Т. Современная семья и образование: на пути к партнёрству / Т. Симакова // Народное образование. – 2009. – №9. – С. 214 – 219.

Скворцова Ю.С. Первое знакомство с семьёй ученика / Ю.С. Скворцова // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 122 – 125.

Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы
/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

Толстова Е.А. Общешкольная программа работы школы с семьёй / Е.А. Толстова,
Л.Д. Арланова // Завуч начальной школы. – 2007. – №8. – С. 4 – 12.

Управление и программирование работы с родителями. Материалы для М/О и педсоветов по работе с родителями. Сценарии родительских собраний. Документальное обеспечение взаимодействия семьи и школы. Диагностический инструментарий для работы с родителями: рубрики номера // Научно-методический журнал ЗДВ. – 2005. – №6.

Устинова Г.Н. Работа с родителями в школе / Г.Н. Устинова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2006. – №2. – С. 42 – 45.

Федотов В. Годовое планирование работы школы с семьёй / В. Федотов // Воспитательная работа в школе. – 2003. – №2. – С. 81 – 82.

Ходаева Л.Ю. Формы учебного взаимодействия с семьями младших школьников
/ Л.Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2009. – №5. – С. 67 – 72.

Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. Кн.1 Информирование / И.А. Хоменко. – М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.

Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. Ч.2 Изучение семьи / И.А. Хоменко. – М.: Сентябрь, 2010. – 192 с.

Хоменко И.А. Семья как педагогическая система и партнёр школы / И.А. Хоменко.
// Народное образование. – 2009. – №8.– С. 123 – 127.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семинар классных руководителей МО классных руководителей

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семинар классных руководителей МО классных руководителей

Семинар классных руководителей МО классных руководителей

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трех.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством.

Введение ФГОС требует иных взаимоотношений семьи и школы, взаимоотношений, ко.

Введение ФГОС требует иных взаимоотношений семьи и школы, взаимоотношений, которые построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.

Семинар «Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя ка.

Психолого – педагогическая компетентность - это интегральная характеристика.

Психолого – педагогическая компетентность - это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.

Компетентность здоровьесбережения Нормативно – правовая компетентность Аналит.

Компетентность здоровьесбережения Нормативно – правовая компетентность Аналитическая компетентность Социокультурная компетентность Компетентности КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Психолого – педагогическая компетентность Коммуникативная компетентность

Формула успешного сотрудничества Школа= педагоги+ администрация Сверстники Уч.

Формула успешного сотрудничества Школа= педагоги+ администрация Сверстники Ученик Семья Классный руководитель

Нормативно – правовая основа деятельности классных руководителей в работе с.

Нормативно – правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися и родителями Конституция РФ Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4 базовых варианта деятельности классного руководителя Организатор Психолог.

4 базовых варианта деятельности классного руководителя Организатор Психолог Поддерживающий Социальный организатор умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Стремится развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимает взаимоотношения школьников и умеет регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов. стремится увлечь школьников социально- направленной общественной деятельностью. умеет строить с детьми доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками, родителями, учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направ.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия: Смысл пе.

Совместная деятельность родителей и обучающихся Информирование о содержании.

Совместная деятельность родителей и обучающихся Информирование о содержании учебно- воспитательного процесса Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом Психолого-педагогическое просвещение родителей Изучение семей обучающихся Взаимодействие осуществляется по направлениям:

 Опрос родителей.

Формы взаимодействия классного руководителя с семьей ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНД.

Формирование благоприятного социального психологического климата в классном к.

Формирование благоприятного социального психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей.


Работа в группах

Работа в группах

1 группа Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейш.

1 группа Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества. Эффективность этой работы повышается, если: 1)у взаимодействующих сторон сформирована положительная установка на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл; 2)осуществляется совместное планирование, организация, подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций в этом процессе; 3)участники взаимодействия могут выбирать виды и способы совместной деятельности. Согласны ли вы с этим? От чего ещё зависит успех сотрудничества семьи и школы?

2 группа Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –.

4 группа Иванов И.П. считает, что совместное творческое дело – это совместна.

4 группа Иванов И.П. считает, что совместное творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат. Предложите виды совместной деятельности родителей, педагогов, детей и социальных партнёров. Какие формы работы могут быть использованы при организации этой деятельности?

 Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере о.

Правила эффективного взаимодействия 1. Не беседуйте с родителями второпях, на.

Правила эффективного взаимодействия 1. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. 2. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать. 3. Умейте терпеливо выслушать, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. 4. Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо, что вы услышали от родителей. 5. То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов 6. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. 7. Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика. 8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам 9. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Рефлексия. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноцен.

Решения семинара: В работе руководствоваться нормативно – правовыми докумен.

Использованная литература: Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.

Использованная литература: Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. – М.: Вако, 2004. – 272 с. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №3. Виды приглашений на родительские собрания. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 111 с. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №4. Тесты для пап и мам. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 117 с. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №6. Формы взаимодействия педагогов и родителей. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 109 с. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 144 с. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие/Под ред. Рожкова М.И. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 280 с. Российский общественно-педагогический журнал "Народное образование" №1, 2004. – 288 с. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). – Волгоград.: Учитель, 2005. – 91 с

Читайте также: