Бытие материя понятия сознания план урока

Обновлено: 02.07.2024

Сознание является одним из основных понятий ряда научных дисциплин (философии, психологии, социологии, биологии) и одновременно – одной из наиболее дискуссионных проблем. Для демонстрации этого в ходе изучения данной темы учащимся предлагается предварительная задача: “Есть ли у животных сознание?”. Таким образом, изначально раскрытие темы будет построено не на основе механического заучивание материала, а через открытие учащимися проблемы, способов её доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, установление связей ряда наук. В результате происходит переход на уровень проблемного обучения путем создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней вопросы. Главная роль в решении данной учебной проблемы отводится учащимся, учитель только направляет и корректирует их работу на основе лекционного материала в ходе второго урока. При этом материал лекции будет усвоен более качественно, т.к. готовясь к диспуту, учащиеся в определенной мере уже знакомы с данным материалом.

Получив предварительный вопрос для организации диспута о наличии у животных сознания, учащиеся делятся (по собственному выбору) на две группы, соответственно, согласные с этим утверждением и опровергающие факт наличия сознания у животных.

  1. Что такое сознание? Какие варианты определения понятия существуют?
  2. Присуще ли сознание только человеку?
  3. Чем человек отличается от животных? И т.д.

Итого: будет достигнута одна из главных целей курса Основы философии – развитие мышления. Сама задача о наличии сознания у животных мотивирует к изучению нового материала. Внутренней мотивацией, “подогревающей” изучение задачи, выступает наличие у многих учащихся домашних животных и любовь к ним.

Следующий этап – работа с научной литературой, т.к. никакое мнение не может быть голословным, не подкрепленным данными науки. Отсюда - обращение учащихся к монографиям по теме курсов биологии, психологии, философии. Возможна также организация исследовательской деятельности по изучению поведения домашних животных (совместно с учителем биологии). Эта работа не только ведет к использованию межпредметных связей, но и дает возможность углубить знания тех учащихся, которые выбрали предмет биологию в качестве специализации.

Обязательное условие: выступление групп сопровождается презентацией.

Ход диспута

  1. Выступление первой группы (около 10 минут) для обоснования своей позиции.
  2. Ответы членов группы на вопросы, возникшие у оппонентов по ходу их выступления.
  3. Выступление и ответы на вопросы второй группы.
  4. На основе диспута учащиеся и учитель формулируют его итоги для изучения проблемы “Сознание” в целом. При этом объем и изложение темы во многом зависят от широты и глубины, поднятых в ходе дискуссии вопросов, и постоянно апеллируют к полученным в ходе самостоятельного изучения знаниям.
  5. В качестве консультантов и независимых судей можно пригласить учителей биологии и психологов школы, учащихся 11 класса, специализирующихся по предмету биология.

Лекция с использованием компьютерных технологий по теме “Сознание”

(Материал лекции создан на основе: Философия (конспект лекций). / Автор-составитель Якушев А.В. - М.: Приор-издат, 2005; Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Простор, 2001.)

Собирая материал к диспуту по теме “Есть ли у животных сознание?” и в ходе её, учащиеся смогли наглядно убедиться, насколько сложна проблема изучения сознания. Она по-прежнему остается на стадии горячей научной дискуссии, выдвижения гипотез и их исследования.

К истории вопроса

(по ходу лекции ученикам, изучавшим историю философии, можно для смены деятельности предложить самим вспомнить философов и их взгляды).

Вопрос о сознании как о субстанции одним из первых в философии поставил Платон: - материальный мир изменчив и не может рассматриваться как первооснова;

- вечными, постоянными и истинными являются только чистые идеи (эйдосы);

- вещь является материальным отображением первоначальных идей.

В средние века понимание сознания как субстанции (отождествляемой с богом) было тесно связано с религиозным мировоззрением, разделившим бытие на земное (грешное) и божественное (идеальное). С эпохи Возрождения началась традиция антропоцентрического метода в решении целого ряда вопросов, в том числе и проблемы сознания, которую стали воспринимать, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия. Развитие наук в XIX-XX вв. позволило более широко и глубоко исследовать проблему сознания, в чем учащиеся уже могли убедиться самостоятельно, готовясь к диспуту. Одновременно развитие науки еще более активизировало дискуссию по этой теме.

На данный момент в качестве основных концепций сознания выделяют (по ходу лекции можно предложить совместную работу учителя и учеников на основе изучения истории философии и подготовки к уроку 1):

- Августин, Фома Аквинский

- материальный мир – порождение человеческого сознания; форма человеческого опыта;

- материалистическая теория отражения;

Определение понятия “сознание”. Теории происхождения сознания.

Соответственно существующим концепциям сознания формулируются:

1) определение понятия, например:

Бытовой уровень Способность мыслить, рассуждать
Идеалисты Особая, чуждая материи духовная субстанция
Материалисты Высшая, свойственная человеку форма отражения объективной реальности (субъективный образ объективного мира)

2) теории происхождения сознания, например:

- животные обладают не только врожденными, но и приобретенными инстинктами; особенно это заметно у домашних животных;

- животные в течение жизни накапливают и успешно используют опыт;

- животные, особенно высшие, производят ряд сложных действий.

На современном этапе развития науки последняя теория с её излишней абсолютизацией своей позиции уже не является, как ранее, господствующей. Более широко распространен подход, предлагающий считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Также дискуссионным является вопрос о структуре сознания. Предлагаются следующие варианты структурирования сознания:

Материалистическая теория отражения

В современной российской философии наибольшее распространение получило материалистическое объяснение природы сознание, основанное на теории отражения (теория разработана Платоном в рамках субъективного идеализма: теория эйдосов).

Отражение – способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

В зависимости от уровня организации материи выделяют следующие формы отражения: механическая, физическая, химическая, биологическая. Биологическая форма отражения свойственная только живым организмам и проявляется в виде раздражимости, чувствительности, психического отражения и сознания. Возможно, что по мере развития науки будут предложены другие варианты классификации форм отражения или будут выделены новые формы. Таким образом,

Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.

Исследуя сознание, ученые выделяют два основных уровня отражения, соответствующие его структуре – чувственное и мышление (мы не будем рассматривать в рамках курса “Основы философии” уровень бессознательного, требующий специальных знаний из области биологии и психологии).

Процесс чувственного отражения осуществляется на основе:

1. Ощущение Отражение отдельных свойств, предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Через ощущения осуществляется непосредственная связь субъекта и объективной реальности. Возникновение ощущений объясняет физиология высшей нервной системы.
2. Восприятие Целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств. Восприятие человека обычно включает в себя начальную стадию осмысления объектов, их свойств и отношений (более глубоко процесс осуществляется на уровне мышления). Характер восприятия зависит от уровня знаний и интересов человека.
3. Представление Высшая форма чувственного отражения, чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление появляется в результате восприятия внешних воздействий и их сохранения затем в памяти субъекта. В качестве высшей формы представления также рассматривается воображение, как его творческая и продуктивная форма. Оно связано с тем, что образы, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются только воспроизведением чувственного восприятия. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы в своем сознании.

Возникшие на уровне чувственного отражения ощущения, образы перерабатываются в процессе мышления, которое систематизирует данные чувственного восприятия и переходит от постижения внешних свойств к внутренней сути объектов, их взаимосвязей.

Мышление – активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, а также процесс творческого созидания новых идей.

Основными формами мышления (определенными типами организации мысли, характера связи элементов) являются:

1. Понятие Форма отражения мира в мышлении, в которой отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. Свойства понятий: объективны по содержанию; универсальны по форме; классифицируют вещи, свойства, отношения по родовым признакам. Абстрактное мышление рассматривается как процесс оперирования понятиями.
2. Суждение Понятия получают логический смысл в суждениях через выявление связи между предметами. Суждение – мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Законы науки – это суждения, истинность которых доказана. К виду суждений относится и гипотеза. К числу суждений не относятся мысли, которые не могут быть охарактеризованы с точки зрения истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т.п.).
3. Умозаключение Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, логически непосредственно вытекающее из посылок. Виды умозаключающей деятельности: индукция и дедукция.

Подведение итогов работы:

Мы начали изучение второго основополагающего понятия курса “Основы философии” - “сознание” (первым было изучено понятие “материя”). Работая самостоятельно, в ходе обсуждения и лекции вы могли убедиться в сложности и неоднозначности трактовки данной проблемы. При изучении темы мы продолжим опираться на ваши знания, полученные на уроках биологии (изучение темы “Материя” базировалось на изучении курса “Физика”), и, взаимообратно, материал наших уроков может найти применение в курсе “Биология”. Изучение темы “Сознание” на этом не окончено, оно будет продолжено на следующем уроке.

  1. Изучение материала по теме урока (на основе подготовки к диспуту, лекции и в зависимости от учебного пособия);
  2. Выделить философские проблемы, кроме проблемы сознания, поднятые в ходе изучения темы.
  1. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Книжный Дом, 2002.
  2. Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов./ Мамедов Э.Э., Бабленкова И.И., Агеева Е.А. и др.; Под ред. Суровой Е.А. – М.: Налоговый вестник, 2001.
  3. Словарь по обществознанию. / Петрунин Ю.Ю., Панов М.И., Логунова Л.Б. и др.; Под ред. Петрунина Ю.Ю. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2006.
  4. Словарь философских терминов/ Научный редактор проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА – М, 2004.
  5. Философия (конспект лекций). / Автор-составитель Якушев А.В. - М.: Приор-издат, 2005.
  6. Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Простор, 2001.

Примечание: для корректной работы с презентацией желательно установление на Вашем ПК прилагаемых шрифтов, использованных при создании продукта

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа

1. Категория бытия, ее смысл и специфика.

2. Философское учение о материи

3. Пространство и время.

4. Движение как способ существования материи

5. Сущность сознания, его генезис и свойства

6. Проблема идеального

Категория бытия, ее смысл и специфика

Философская категория, обозначающая существование всего объективного мира. Бытие выражает самую общую определенность мира философии. Каждая наука изучает какой-то ряд одинаковых явлений, к которым она применяет свои категории. Философия также постулирует одинаковость всего того, что изучает. Это понятие возникло в решающий период становления философии, в период самоопределения философии, когда было важно решить, может ли теоретическая мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях, независимо от опоры на опыт. Основные формы бытия:

1. бытие вещей, процессов делится на бытие вещей природы как целого и бытие произведенных человеком вещей;

2. бытие человека делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3. бытие духовного (идеального) делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное

4. бытие социального делится на индивидуальное социальное бытие и бытие общества.

2) Философское учение о материи

В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего).

1этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).

2этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).

3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств Развитие науки показало ограниченный характер существующей физической картины мира. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства.

4 этап – философско- гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.

3) Пространство и время

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно свести к двум: субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика), согласно которой они понимаются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Реляционная (Аристотель, Лейбниц), согласно которой пространство и время – формы существования материальных объектов. Пространство выражает структурность и протяженность материальных объектов, порядок их существования, а время – длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.

Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к будущему); необратимость (необратимость изменений); бесконечность (как вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость).

Свойства пространства: трехмерность (широта, высота, длина) – система координат, изотропность, безграничность и бесконечность, однородность.

4) Движение как способ существования материи

Исходные положения диалектической концепции движения были сформулированы в античности Гераклитом, согласно которому материальная субстанция, оставаясь тождественной сама себе, есть в то же время форма пребывания изменения. Движение в применении к материи – это изменение вообще . Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.

Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическая, физическая (притяжение, отталкивание, электричество), химическая, биологическая и социальная. Основные принципы классификации:

--развитие от простого к сложному,

-принцип связи с материальным носителем,

--принцип генетической и структурной связи между формами,

--принцип качественной специфики каждой формы,

--принцип связи каждой формы с группой наук.

5) Сущность сознания, его генезис и свойства

Специфика содержания сознания состоит в том, что его содержание не является содержанием его самого как реальности. Содержанием сознания является отраженная им объективная реальность. Эта специфика содержания сознания вызвала необходимость особой формы его существования, которой является система идеальных образов, абстрактных понятий, категорий. Оно проявляет себя в характере и структуре нашей деятельности, в процессе превращения идеального в материальное, создания человеком нового предметного мира. Таким образом, сознание – это продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение материальный действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека, сложный информационный процесс

Сознание – результат длительного развития природы и общества.

6). Проблема идеального в философии

Сознание не только отражает мир, но творит его. Высшей формой отражения объективного мира в нашем сознании выступает идеальное. Метафизический материализм трактовал идеальное как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания. Марксизм подчеркивает, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксизм не сводит идеальное к состоянию мозга, а рассматривает как особую функцию человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.

Эта проблема дискуссионная. Советский философ Д. Дубровский: идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции.

2. От чего зависит содержательное наполнение категории бытия?

3. Проследите этапы формирования понятия материя.

4. Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза.

5. В чем суть метафизической концепции движения?

6. Раскройте основные концепции пространства и времени.

7. Что такое идеальное?

8. Назовите базовые категории онтологии.

9. В сущность диалектики бытия и небытия?

10. Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.

4. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1999. Ч. 2. Гл. 1. С.133-152.

5.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

6.Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.

7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.19-140, 192-230.

Дополнительная

1. Гарбичевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии. 1994. №.3.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М.,1987.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

4. Жаров А.М. Материя и сознание: Учебное пособие. Спб.,1994.

5.Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.

6.Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Искусство и коммунистический идеал. М, 1984.

7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.

9. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.

10.Канке В.А. Философия. М., 1997.

11. Кучевский В.В. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.

12. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

13. Мамилев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10.

14. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.

15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.

16. Основы онтологии. СПб., 1997.

17. Прист С.Т. Теория сознания. М., 2000.

18.Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6.

Образовательная цель: формировать знания о бытие, об основных категориях бытия, раскрыть представления о материи, движении, пространства и времени в философии.

Развивающая цель: продолжить развивать у обучающихся мыслительные операции: логическое мышление, умение выделять главное в изученном материале, обобщить изученный материал и делать выводы.

Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.

Формируемы компетенции : ОК:1-9.

Требования к результатам освоения занятия:

Обучающийся должен уметь:

- Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Обучающийся должен знать:

- Основные категории и понятия философии.

- Основы философского учения о бытии.

- Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Наглядные пособия: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал.

Вид занятия: Лекция с элементами беседы

Тип занятия: Изложение нового материала-комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный с компьютерным сопровождением.

Продолжительность занятия: 90 минут

- Проверка готовности к работе.

-Обеспечение эмоционального рабочего настроя обучающихся.

- Постановка целей перед обучающимися.

- Подчеркивает актуальность изучаемой темы.

-Знакомство с планом занятия

Слушают преподавателя, записывают тему и план занятия

Проверка знаний по ранее изученному материалу

Раздает карточки с вопросами.

Письменно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Карточки с вопросами

Фронтальный опрос с целью проверки знаний по предлагаемой теме:

  1. Как вы думает, что такое бытие?
  2. Какой раздел философии изучает бытие?
  3. Как по вашему мнению что означает небытие?

Устно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Усвоение новых знаний

Объясняет новый материал по плану

Слушают лекционный материал. Отвечают на поставленные вопрос, ведут запись лекции.

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы, контроль усвоения полученных знаний

Отвечают на поставленные вопросы

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

Выставление оценок в журнал, благодарит за работу на занятиях

Изложение нового материала

  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

материальное бытие (объективная реальность) - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие (субъективная реальность) - существование идеального, как самостоятельной реальности в виде духовного бытия, мир психических состояний, мир сознания.

человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Таким образом, предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

  1. Понятие материи. Современная наука о строении материи.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Материя - это единственно существующая субстанция. Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Элементами структуры материи являются :

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы-страты) - этносы: нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

Вопрос группе: Что по вашему мнению является способом существования материи?

Ответ: Способом существования материи, является движение.

Движение — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. (Движение-всякое изменение вообще).

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи - многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Вопрос группе: Как вы думаете, что является противоположностью движения?

Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен.

Следовательно, любые материальные объекты могут находиться как в состоянии движения, так и в состоянии покоя.

3. Пространство и время.

Важнейшими формами бытия являются пространство и время, Пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциональной концепцией. Её сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую точку зрения именуют реляционной (от лат. relatio - отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория , исходя из которой:

Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности , открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны , и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных коренных форм существования материи.

К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность.

Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, в живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство – время и другие виды времени и пространств.

Пространство так же многообразно как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство.

Биологическое пространство строго соблюдается в растительном и животном мире: дубы растут на определенном расстоянии друг от друга, скученность животных на узком пространстве приводит к истребительной войне между ними, пока не останется ровно столько, сколько нужно для нормальной жизни.

Психологическое пространство – очень важная категория человеческого общежития. Человеку остро необходимо определенное количество свободного пространства вокруг него, иначе он чувствует дискомфорт. Некоторым людям очень плохо в толпе. Проблема психологической совместимости у членов экипажей самолетов, подводных лодок, космических кораблей - это еще и проблема психологического пространства.

Физическое пространство также поражает нас своей значительностью и неоднозначностью: оно трехмерно и изотропно, то есть не имеет предпочтительного направления (в космосе нет ни верха, ни низа, ни запада, ни востока). Но физическое пространство еще и искривляется под влиянием тяготения. Пространство нашего мира имеет положительную кривизну: почти все космические тела - шары, и сама Вселенная, видимо, шар.

Получается, что пространство - это способ выражения человеческой души, выражение того, как она воспринимает и переживает окружающий ее мир.

Время - важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время.

В каждом живом организме есть биологические часы – растения закрываются вечером и открываются по утрам не по солнцу, а по своим часам. Они даже в полной темноте будут делать тоже самое. Человек, перелетев из Европы в Америку, будет долгое время ложится спать в три часа дня и вставать в четыре утра.

У каждого существа разное время и разный ритм жизни - однодневный мотылек проживает свою жизнь так же интенсивно, как черепаха свою за триста лет.

День на Юпитере почти равен земному году, и можно предположить, что мы здесь прожили бы месяц в трудах и удовольствиях, а юпитерианец бы только ложку ко рту поднес.

Когда вам нужно усилить активность, когда лучше посидеть дома и т.д.

Психологическое время – это время наших внутренних переживаний. Всем известно, что когда человек чего-то долго ожидает, то время тянется медленно, а если спешит и не успевает, то оно летит очень быстро. Последний урок в пятницу тянется гораздо дольше, чем первый в понедельник.

В современной науке, промышленности время дробят уже на доли секунды (время химической реакции, время жизни элементарной частицы). Если отвлечься от географических поясов, то нашему взору предстала бы кошмарная картина – во всем западном мире сотни миллионов людей в одно и тоже время встают, в одно и тоже время чистят зубы, идут на работу и т.д.

В рассказе Р. Шекли один служащий выходил из дому ровно в 8.15, так как в 8.17 отправлялся с остановки его автобус. Один раз он опоздал на тридцать секунд, и его автобус ушел. Но тут же подошел второй. Его поразило, что в этом автобусе нет обычной толкучки и даже можно сесть. Приехав на работу, он вошел в лифт и вдруг увидел на панели красную кнопку перед этажом, на котором он работал, раньше этой кнопки не было. Он нажал ее и приехал на этаж, где сидели его сотрудники, но в тоже время здесь все было не так: все были вежливы, начальник добрый, зарплата выше. Короче говоря, он попал в мир, который следовал за прежним миром с полуминутным отставанием, и это был совсем другой мир.

Есть данные, что музыканты стали играть классические произведения на несколько минут быстрее, чем в XIX веке, все торопятся, все спешат и все мечтают когда-нибудь остановиться, задуматься, оглянуться. Но не у всех получается.

Наконец, существует время истории: время жизни народа, историческое время, которое имеет совсем другой ритм, другой способ протекания.

Закрепление изученного материала:

Вы сегодня узнали об основных категориях бытия. Предлагаю вам закрепить свои знания, в ходе выполнения небольшого задания. Работа выполняется самостоятельно на карточках.

Место онтологии в системе философии
Онтология –
один из базовых
разделов системы
философского
знания
Проблема бытия –
определяющая и
центральная для
европейской
философии вплоть
до XVII века
В XX веке философия,
вооружённая новыми
теориями и знаниями,
вновь возвращается к
проблеме бытия

Что общее можно найти между
указанными явлениями?
Камень
Человек
?
?
Явление природы
Произведение искусства

Отдельные вещи
разрушаются и
гибнут
Мир в целом
существует
За всеми возникающими и уходящими
явлениями стоит нечто неизменное –
определяющее то, что они есть
В мире есть нечто стабильное,
устойчивое и вечное
Бытие, лежащее в
основе мира

Бытие
Важнейшая
категория
философии
Необходима для придания
нашей картине мира
целостность и
стабильность
Только после признания существования бытия
можно ставить вопрос о возможности познания
мира, о постановке верных ориентиров и целей
в жизни, о путях развития философии, науки,
морали

Бытие по Пармениду
Парменид
Бытие – это то, что является
причиной всего и ни от чего не
зависит, оно не возникает и не
исчезает; оно неделимо, всегда есть
всё целиком; оно не может,
следовательно, быть меньше или
больше, оно здесь и сейчас, его не
может быть завтра или вчера; оно
завершено, закончено, существует в
строгих границах

Два понимания бытия в философии
Бытие –
это нечто
неизменное, единое,
неподвижное,
самотождественное
Линия Парменида
Бытие – это
изменчивое и
претерпевающее
постоянное
становление
Линия Гераклита

Виды бытия
Бытие
Природное
бытие
Бытие естественных
природных вещей и
процессов
Социальное
бытие
Бытие общества как
объединения разумных
существ
Духовное
бытие
Бытие в сфере субъективной
психической реальности –
внутреннем мире разумного
существа
Компьютерное
бытие
Бытие в сфере искусственной
компьютерной реальности

Представление о природе в древнем мире
Природа
Природа
совершенна
Космос
Бытие
упорядоченное,
организованное
и конечное
Человек должен
учиться у
природы и
стремиться к
своему
совершенству

Представление о природе в
Средние века
Истинное
бытие
Бог
Природа
Отражение
божественного
мира, стоит ниже
Бога
Человек должен стремиться вырваться из
природного мира в мир божественный

Представление о природе в философии
эпохи Возрождения
Природный и
божественный
миры
сливаются
воедино
Природа наделяется
божественными
свойствами
Пантеизм
Человек, как творец,
уподобляется Богу

Представление о природе в Новое
время
Природный мир
сотворён Богом, но
существует по своим
естественным законам
ДЕИЗМ
Природа
Материальна и
познаваема
Цель
человека
Познать законы природы и
покорить её, заставить
служить себе

Представление о природе
в Новейшее время
Утилитарное,
потребительское
отношение к
природе
Экологический
кризис

Экологический кризис
Экологический
кризис
Негативное влияние
деятельности человека на
окружающую природную
среду
Причина негативного
влияния
Мировоззренческое
убеждение
Человек – царь, хозяин,
господин природы,
природа – его служанка

Философская проблема
субстанции
Из чего состоит мир или
что лежит в основе всех
вещей?
Решение проблемы субстанции
Монизм
Дуализм
Плюрализм

Философские представления о субстанции
Вид решения
проблемы
субстанции
Разновидность
Кол-во
субстанций
Что понимается под
субстанцией
Представители
СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ
МОНИЗМ
Материалистический
монизм
1
Материя
Фейербах, Маркс,
Энгельс,
Чернышевский,
Ленин
Идеалистический
монизм
1
Идеальное
начало (Бог,
Логос, Дух,
Космический
Разум, Сознание)
Платон,
Аристотель,
Шанкара,
Августин, Фома
Аквинский, Гегель
Пантеистический
монизм
1
Бог,
отождествляемый
с природой
Кузанский,
Коперник, Бруно,
Спиноза,
Блаватская
ДУАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЙ
2
Материя
(природа) и дух
(сознание)
Капила,
Патанджали,Вьяса
,Декарт
ПЛЮРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЙ
Множество
Монады
(духовные
частицы –
элементы)
Лейбниц

Что есть дух?
РЕЛИГИОЗНОИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Дух есть нечто
нематериальное,
противоположное
вещественному,
телесному,
материальному
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПАНТЕИСТИЧЕСКОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Дух есть
порождение
высокоорганизован
ной материи, тесно
с ней связан и не
имеет
самостоятельной
основы
Дух и материя –
различные
состояния единой
космической
субстанции. Дух –
разреженное,
утончённое,
организованное
состояние
материи

Понятие материи
Материя
От лат.
materia –
вещь,
вещество
Вещественное
начало мира
в отличие
от начала
духовного
Категория,
объединяющая всё
многообразие
предметов,
существующих во
времени и
пространстве,
находящихся в
вечном движении и
развитии

Традиционное определение
материи
В.И.Ленин
1870-1924
Материя есть
объективная
реальность,
существующая вне
человеческого
сознания

Современная наука и философия
рассматривает материю как
То, из чего состоит объективная и
субъективная реальность
Существует вечно
Материя
Постоянно
видоизменяется
Неисчерпаема

Пространство
Пространство
Способность материальных тел
занимать определённое
местоположение, граничить или
располагаться относительно
других материальных тел
Размерность физического
пространства равна трём
(длина, ширина, высота)

Время
Время
Длительность или
скорость развития
материальных процессов,
их ритм или темп
Размерность времени в
физическом макромире равна
единице

Вещество
Вещество
Форма материи,
обладающая дискретным
строением и массой
покоя
Разновидности
Вещество
Кварки
Протоны
Нейтроны
Атомы
Молекулы

Физическое поле
Физическое
поле
Форма материи, обладающая
континуальностью (слитностью,
непрерывностью) и отсутствием
массы покоя
Разновидности
Гравитационное
Физическое
поле
Электромагнитное
Слабое ядерное
Сильное ядерное

Читайте также: