Бизнес план уроки рисования

Обновлено: 12.05.2024

Моя подруга Настя подрабатывала преподавателем живописи в арт-студии.

Формат студии живописи

Студии живописи бывают любительскими и профессиональными.

Любительские студии рассчитаны на творческий отдых. В них не учат академическому рисунку и живописи, но можно интересно провести время: нарисовать незатейливую картину, выпить чаю и пофотографироваться.

Такие студии зарабатывают за счет мастер-классов для людей, которые хотят рисовать, но не умеют. Клиент платит пару тысяч рублей и в течение пары часов рисует что-то простое вместе с преподавателем. Если гостю понравилось, он придет еще на несколько мастер-классов, постепенно ему надоест. Такая студия вынуждена постоянно искать новых клиентов и придумывать новые форматы развлечений, чтобы не скучали старые.

На другом полюсе — мастерские профессиональных художников. Здесь мастера учат начинающих. Мастер-классы здесь длятся месяцами — пока не напишется картина. Занятия строго по абонементу или по знакомству, случайных людей нет. Если и есть платное обучение, то оно стоит десятки тысяч рублей. Эти мастерские дополняют или конкурируют с художественными училищами, на выходе у них художники тяжелой судьбы.

У Насти развлекательная студия. Она зарабатывает на тех, кто художниками быть не хочет, но хочет развернуться творческими сторонами души.

Выкуп студии

В студии работали три человека: Настя, администратор и руководитель. Руководитель решил сосредоточиться на основном бизнесе и закрыть студию. А Настя решила уйти с постоянной работы, чтобы заниматься студией полноценно.

Настя изменила формат студии. Прежний руководитель не набирал учебные группы, и формат мастер-классов был разовым и более развлекательным. Настя решила проводить больше длинных курсов по живописи. Поэтому не всё из того, что уже было в студии, пригодилось. Пришлось покупать много нового.

Можно просто арендовать

Если денег на собственную студию нет, можно арендовать помещение у уже существующей студии. Это не всегда удобно: занятия не должны пересекаться с учебными курсами арендодателей. Если вы не раскрутили себя как художника, собирать публику на разовые мастер-классы будет сложно.

Такой вариант подойдет художникам и организаторам: если всё, что вам нужно, — это помещение, то можно смело арендовать чужую студию.

Чтобы принимать наличные в студии, нужна онлайновая касса с подключением к ОФД. Чтобы принимать платежи картой, нужен торговый эквайринг — терминал, который принимает карты и выдает слип об операциях.

Наличными, картой и в интернете. ФЗ-54 и не только

Помещение

Помещение для студии очень важно: оно должно быть удобным и в приличном месте. На мастер-классы редко приходят случайно, поэтому проходимость и первая линия некритичны. Но будет плохо, если по дороге на мастер-класс студенты будут пересекать свалку или плутать по подвалам полуразрушенного завода.

С точки зрения ежедневной работы в студии, главное — это свет. Почти все картины пишутся при дневном свете, поэтому в студии должны быть большие окна на солнечной стороне. Электрический свет разрушает форму предмета и искажает цвета.

Для живописи маслом используют разбавитель — он растворяет краску и имеет химический запах. Мастер-класс длится 3—5 часов — за это время гости захотят в туалет, в помещении может стать душно, от разбавителя может разболеться голова. Поэтому студия должна быть просторной, хорошо проветриваемой, желательно с кладовкой и своим санузлом.

Обязательно придется оборудовать место, где ученики будут мыть кисти и палитры. Это может быть общий санузел: очередей не бывает.

Насте повезло: студия изначально арендовала подходящее помещение с большими окнами, санузлом и кладовкой и переезжать не пришлось.

Минусы очевидны: когда в актовом зале идет концерт, студию тяжелее найти и преподавателю приходится лично встречать клиентов.

Поэтому Настя ищет новое помещение. Аренда чего-то подходящего в центре Воронежа стоит 18—25 тысяч рублей в месяц. После открытия надо иметь сумму для оплаты аренды на несколько месяцев вперед.

стоит аренда помещения для студии в месяц

Ремонт, мебель и оборудование

Насте не пришлось делать ремонт после выкупа студии. На ремонте она сэкономила 50 000 Р . А вот оборудование и мебель пришлось закупать.

Чтобы писать картины, нужны мольберты. Это подставки, на которые ставят холсты во время работы. Настя купила у бывшего собственника десять самых простых мольбертов по 1000 Р за штуку.

В помещении уже был рабочий стол для преподавателя, мягкие пуфики, стулья, вешалка и небольшой столик. За них Настя заплатила бывшему собственнику 10 000 Р . Это меньше, чем если покупать всё заново. Для занятий по прикладному творчеству Настя купила два больших стола за 3000 Р и шесть деревянных табуретов из Икеи по 300 Р за штуку.

Небольшая обеденная зона — обязательный элемент творческих студий. Ученикам должно быть удобно попить чай, поговорить, расслабиться. Жесткие занятия по 10 часов у мольберта — другой жанр. Посуда и чайник обошлись Насте в 1000 Р .

В основном занятия проходят при дневном свете, поэтому покупать специальные светильники Настя не стала.

Затраты на мебель, оборудование и посуду:

  • мольберты — 10 000 Р ;
    разная мебель — 15 000 Р ;
    посуда — 1000 Р .

Материалы для живописи

Профессиональные краски, кисти, холсты и инструменты для живописи стоят дорого. Настя старается покупать их оптом, чтобы сэкономить. Обычная закупка стоит для Насти 30 000 Р — этих материалов хватит на 3—4 месяца. Но всё равно каждый месяц приходится покупать что-нибудь по мелочи: краски, карандаши, бумагу.

Для занятий по классической живописи надо собрать натюрмортный фонд. Это предметы, которые интересно рисовать: вазы, керамика, хозяйская утварь, муляжи овощей и фруктов, ткани, драпировки и так далее.

Для натюрмортного фонда подходят не все предметы: нельзя просто набрать первые попавшиеся с антресолей. Предметы должно быть легко рисовать. Чтобы из них составить композицию, они должны сочетаться друг с другом по цветам и форме. Сначала Настя потратила на натюрмортный фонд 5000 Р .

Ткани для драпировки, гипсовые фигуры, искусственные цветы и фрукты стоят дороже. Всё это Настя закупает постепенно, по возможностям. В среднем она тратит на это 1000—2000 Р в месяц.

Каждый месяц Настя тратит еще 5—10 тысяч рублей на материалы, продукты, хозяйственные мелочи, одноразовые фартуки, мелочи для приятной атмосферы, мелкие предметы интерьера. Если в этом месяце лимит исчерпан, покупка переносится на следующий. Исключения — только для самого необходимого для занятий.

Затраты на материалы для живописи:

  • материалы для живописи — 30 000 Р ;
    натюрмортный фонд — 5000 Р ;
    ежемесячные траты — 10 000 Р .

Реклама

После ухода руководителя у студии осталось два десятка учеников и небольшая группа во Вконтакте. Настя сменила название и добавила новые услуги. Всю раскрутку пришлось делать с нуля.

Дизайн Настя придумала сама. Она заплатила только за небольшое количество рекламной полиграфии: буклеты, листовки, визитки. На всё ушло 2000 Р — это ежемесячная трата.

Настя не тратит денег на раскрутку студии. Клиенты приходят через соцсети и по рекомендациям и отзывам. Много клиентов приходит после мастер-классов на стороне: в хобби-маркете, чайном клубе, в школах и торговых центрах.

Розыгрыши через группы во Вконтакте оказались неэффективными. Они не привели реальных клиентов: многие отписываются, как только узнают, что не выиграли. Из тех, кто не отписался, большинство не доходит до студии.

Настя считает, что группа с живыми подписчиками и качественным регулярным контентом привлекает внимание людей, которые помогают в раскрутке. Это журналисты, администраторы творческих и культурных пабликов, организаторы фестивалей. Поэтому Настя постит во Вконтакте заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах.

Весной студию пригласили на местное телевидение. Настя записала два мастер-класса, одна из преподавателей снялась в утренней программе. Это дало новый опыт и привело в студию новых людей.

Преподаватели

Помимо Насти в студии работают еще двое преподавателей. Они не состоят в штате, а арендуют студию под собственные занятия. Настя получает от них процент за аренду и помогает привлечь клиентов.

Сама Настя ведет мастер-классы по живописи маслом, занимается рисованием с детьми, выполняет работу администратора, помогает как ассистент на мастер-классах коллег.

Клиенты и заработок

Большинство клиентов — женщины от 25 до 45 лет и дети. Значительная часть женщин — преподаватели. Мужчины приходят гораздо реже.

Есть отдельные группы для детей и множество мастер-классов в разных техниках: рисование на воде, восточная живопись, правополушарное рисование и другие. Они не делают основной выручки, но помогают заинтересовать новых клиентов.

Часто гости студии возвращаются и становятся постоянными клиентами. Многие после мастер-класса записываются на какой-нибудь курс.

Самый популярный мастер-класс и основной источник выручки — живопись маслом. Он стоит от 900 до 2000 Р в зависимости от размеров холста. Мастер-класс по пастели стоит 450 Р , по восточной живописи — 650 Р , по правополушарному рисованию — 1500 Р .

стоит мастер-класс по правополушарному рисованию

Курс по акварельной живописи из 12 занятий стоит 5760 Р с материалами студии и 5000 Р с материалами ученика. Урок рисования для детей стоит 300 Р .

Мастер-классы открывают людям живопись, зажигают интерес к классическому искусству. Например, первый раз я рисовал маслом на занятии у Насти. После мы с женой купили холст, кисти и палитру. Теперь в свободное время мы рисуем.

Траты на старте

Минимальная сумма для открытия студии живописи — 150 000 Р без ремонта. Этой суммы хватит для работы студии в течение трех месяцев. Если всё делать правильно, за это время студия должна выйти в плюс.

Когда студия только открывалась, онлайновая касса не требовалась. Сейчас по закону она нужна. Поэтому к затратам Насти надо добавить 30 000 Р — стоимость кассы.

Как открыть художественную студию? Это относительно свежая бизнес-идея, которая пока что только открывает новую нишу для предпринимателей. Почему художественные студии редко рассматривают в качестве источника стабильного дохода? В нашей стране студии и школы для рисования долгое время оставались бесплатными.

Даже сейчас практически в любом небольшом городке есть центры досуга, где уроки рисования преподают бесплатно или за символическую плату. Ориентированы такие курсы на детей школьного возраста. Если у детей есть экономная альтернатива, то взрослым, желающим рисовать, деваться некуда.

Ниша коммерческих занятий живописи для взрослых почти не занята, так почему бы не приступить к поиску своего места в ней?

Студия живописи: зачем людям рисовать

Рисовать действительно могут все. Если у вас проблемы с анатомическими пропорциями, то рисуйте в стилях авангард, кубизм, абстракционизм, примитивизм, сюрреализм, конструктивизм. Если вы плохо чувствуете цвета, то почему бы не попробовать себя в направлении гризайль? Если у вас ничего кроме моря не получается, то станьте маринистом.

Любителям монотонной работы подойдут гиперреализм или точечная роспись. В живописи каждый может найти направление для себя, с которым он действительно справится. В этом и проявляется многогранность искусства: талантлив каждый, но не все могут правильно определить талант. Ваша задача, как создателя студии живописи, донести эти знания до начинающих художников.

Информация Помимо обретения новых навыков человек, который учится рисовать, избавляется от депрессии и стресса, улучшает работу головного мозга, учится сосредотачиваться и развивает в себе чувство прекрасного.

Известный американский психолог Михаем Чиксентмихайи выдвинул концепцию так называемого потока. Процесс рисования, как один из наиболее ярких примеров творчества, стал предметом его изучения.

Чиксентмихайи установил, что во время работы над рисунком человек достигает особого психического состояния полной сосредоточенности, которая затмевает конечную цель. Это помогает человеку стать более терпеливым, собранным и научиться выкладываться по полной, чтобы достичь успехов во всех своих начинаниях.

Студия живописи

Формат студии

Студии живописи можно разделить на два типа:

  • Студии, где учат академической живописи. Они ничем не отличаются от учебных заведений, где ученики получают среднее специальное или даже высшее образование. Занятия делятся на теоретические и практические. Мастерству здесь учат долго и методично. Ученикам придется потратить много времени на то, чтобы довести свое мастерство до совершенства.
  • Креативные студии, здесь процесс обучения проводится нестандартно. Главная цель преподавателей — не оттачивание навыков учащихся, а демонстрация того, что рисование — это увлекательное, веселое занятие. Они практикуют экспресс-курсы для быстрого обучения.

Каждый из этих двух форматов имеет свои недостатки и преимущества. К студиям где учат академическому рисунку, не будут выстраиваться длинные очереди из желающих. Больше половины новичков отсеются по истечении одного-двух месяцев, когда поймут, что занятия живописью — это утомительный, тяжелый труд, который требует терпения и самоотдачи. Зато ученики, которые пройдут этот отбор, станут постоянными клиентами на длительное время.

Креативные студии не ставят перед собой цели взращивать великих художников. Здесь значение имеет только увлекательность процесса. Они часто практикуют нестандартные способы обучения, превращая его в игру. Здесь нет такого жесткого отбора, как в студиях, обучающих академической живописи.

Однако, клиенты после нескольких месяцев посещений обычно прекращают свои уроки. Программа надоедает, теряется эффект новизны. Креативные студии находятся в постоянном поиске новых клиентов, но недостатка в желающих они не испытывают. Именно этот формат мы и будет рассматривать в качестве основной идеи для открытия студии живописи.

бизнес-план художественной студии

Готовый бизнес-план художественной студии

Креативные студии в основном встречаются только в крупных городах, где у людей достаток выше. Для периферии подобное — редкость. Основное преимущество этого формата — учащиеся видят плоды своих усилий. К примеру, в студиях, где учат академической живописи, новички могут прикладывать массу усилий, но результат появится спустя долгое время. Многие люди из-за этого бросают курсы.

В креативных студиях все иначе. Стандартный урок представляет собой копирование какой-либо известной картины.

Ученики просто собираются в аудитории и начинают рисовать то, что видят, под руководством учителя. Он подсказывает и направляет каждого из них, дает ценные советы.

Урок закончен, картина готова, ученик доволен. Вот он, результат вложенных усилий. Что нужно для открытия студии? Этот процесс можно разделить на четыре этапа.

Конкуренты и целевая аудитория

Перед открытием необходимо провести анализ рынка и определить свою целевую аудиторию. Вы можете частично предугадать, насколько успешным будет ваша студия, узнав мнение потенциальных учеников. Для этого нужно провести опрос или социологическое исследование, чтобы точно узнать, какой именно жанр рисования заинтересует вашу ЦА, какая цена за урок будет для них приемлемой.

Совет Когда вы определитесь с этим вопросом, нужно разузнать про конкурентов. Есть ли они в этом городе, где расположены их студии, сколько стоят их уроки, какие акции они предлагают клиентам.

С регистрацией предпринимателю придется повозиться. Если вы планируете выдавать своим ученикам официальные сертификаты, которые будут свидетельствовать о том, что они прошли обучение под чутким руководством преподавателей-профессионалов, то придется регистрировать негосударственное учебное заведение. Это займет много времени, и связано в большими денежными затратами. Такие расходы при открытии креативной художественной студии не всегда оправданы.

Вспомните о своей целевой аудитории. Это люди, которые рассматривают занятия живописью в качестве развлечения. Большинство из них не планирует становиться профессионалами или идти дальше по тернистому пути художника. Сертификаты им нужны исключительно для украшения стен дома. Стоит ли тратить столько средств в самом начале, если это не имеет смысла? Зарегистрируйте обычное ИП. Если ваша студия будет развиваться, то форму всегда можно изменить.

студия

Поиск помещения и покупка мебели

Помещение должно быть просторным и хорошо освещенным. Если вы хоть немного разбираетесь в живописи, то должны понимать, что искусственный свет никогда не заменит художнику естественный. Необходима хорошая вентиляция. Краски и разбавители источают сильные специфические запахи, которые нужно выветривать из комнаты.

Для студии нужно правильно рассчитать площадь помещения. За основу нужно брать примерно 1-1,5 кв.м на каждого ученика. Этого достаточно для размещения стула и мольберта. Если вы открываете студию академической живописи, в которой помимо практических занятий будут проводиться еще и теоретические, то необходимо рассчитывать еще и на размещение парт.

Внимание Еще один важный нюанс — наличие умывальника. Ученики будут регулярно пачкать руки во время уроков. Умывальник — это необходимость, а не роскошь в школе живописи.

Теперь можно приступить к закупке мебели. Скажем сразу, если бюджет ограничен, то можно приобрести подержанные мольберты и стулья. На некоторое время этого хватит, а спустя год-два после открытия можно будет закупить новые. Стоимость одного мольберта составляет от 2 000 до 5 000 руб.

Сотрудники

Это один из самых важных аспектов успешного бизнеса. Ваш преподавательский состав должен не только обладать багажом знаний, но и уметь доносить их до учеников и быть креативными.

Совет Оптимальными считаются группы в 6-9 человек. Тогда учитель сможет каждому из них уделить достаточно внимания.

Художественная студия

Художественная студия для детей

Креативная студия рисования для детей — формат, который оптимально сочетается со школой для взрослых. Дело в том, что уроки для взрослых лучше проводить либо в выходные дни, либо во второй половине дня. Здесь нужно учитывать занятость учеников на работе.

Чтобы в будни до вечера студия не простаивала, можно набрать группы детей. Оптимальным временем для их занятий станет период с обеда и до вечерних курсов. Работу школа должна начинать ближе к 11-12 часам дня. Длительность одного занятия должна составлять 1,5-2 часа. Давать короткие уроки смысла нет, так как этого недостаточно при занятиях, которые необходимо посещать всего один-два раза в неделю.

Заключение

Для открытия креативной студии понадобится стартовый капитал в 400 000-500 000 руб. Из них 40 000 руб уйдет в зарплатный фонд для сотрудников, 5 000 будет потрачено на регистрацию бизнеса, около 200 000-300 000 придется отдать за ремонт помещения и аренду, еще порядка 100 000 руб нужно отложить на закупку инвентаря и мебели. Рекламная кампания с раздачей флаеров и расклеиванием объявлений обойдется в скромные 4 000-5 000 руб.

Ежемесячные расходы (оплата аренды, коммунальных платежей, зарплата преподавателям, закупка расходников) составят около 70 000-100 000 руб. Прибыль за этот же период может превысить 150 000-170 000 руб. Достаточно 10-12 месяцев, чтобы полностью окупить свои вложения в открытие художественной студии.

Коммерческие художественные школы набирают все большую популярность. Особенно востребованы они для взрослых людей, которые желают реализовать свой талант или мечту детства. Однако занятие такого рода бизнесом имеет свои особенности и сложности. Наш пример поможет рассмотреть возможности, рассчитать рентабельность и потенциальную прибыль – представляем вам бизнес-план художественной школы.

Бизнес-план художественной школы

Резюме проекта

Частная художественная школа – относительно редкое явление в нашей стране. А все потому, что практически в каждой общеобразовательной школе и центре досуга школьников есть секции и кружки по рисованию и художественному искусству. Однако уровень образования там дается начальный, да и для взрослого человека, который вдруг решил реализовать мечту детства, иного варианта, кроме как искать частного репетитора, нет. А художественная школа как раз и способна дать альтернативу: высокий уровень образования, удобное место для занятий и общение с другими начинающими любителями пластических искусств.

В основном, в художественных школах предлагают обучиться искусству графики и живописи. Но есть и другие варианты: художественная лепка, вышивка и многое другое. Все зависит от наличия в регионе преподавателей. В зависимости от предложения формируются группы учеников. Стоимость часового урока составляет около 500 рублей с человека. На занятии одновременно занимаются 5-10 человек. Возможны дополнительные индивидуальные занятия стоимостью от 1 тыс. рублей. Также предполагается предлагать абонементы, стоимость занятия при покупке которых составит около 5 тыс. рублей за 12 занятий. Для владельца художественной студии абонементы положительно сказываются на посещаемости студии и увеличивают доходность.

Прежде чем открыть художественную школу следует определить целевую аудиторию (потенциальных учеников). Изначально надо понять, кто будет ключевым клиентом: ребенок или взрослый человек. В соответствии с этим и определяется месторасположение школы, подбираются специалисты, которые готовы работать с детьми, выбирается дневной график и закупается соответствующее оборудование.

Можно открыть художественную школу смешанного типа: и для детей, и для взрослых. В этом случае необходимо проводить занятия для детей с 13 до 15 часов, а для взрослых – с 17 до 19 часов в будни. В этом случае основной процент учеников будет приходится на школьников – около 40%, потом женщины с 30-40 лет – около 30%, далее молодые девушки и парни от 25-35 лет.

Прежде чем арендовать помещение, закупать материалы и нанимать на работу учителей, следует определить количество учащихся. Если разбить группы по 5 человек при 5-дневном рабочем графике, получается посещаемость около 200 человек в месяц. 100 из них занимаются по оплате за каждое занятие, остальные по абонементу.

Для того чтобы открыть частную художественную школу, необходимо пройти обязательную юридическую регистрацию. В том случае, если школа не будет выдавать официальные дипломы и сертификаты об образовании и квалификации, будет достаточно регистрации ИП. Если в планах владельца школы предоставлять ученикам выпускные официальные документы и сертификаты, необходимо пройти регистрацию как ООО и получить соответствующее разрешение в Министерстве культуры РФ и других органах образовательной системы.

Начиная работать как частная художественная школа-студия, собственник в достаточно короткие сроки регистрируется как индивидуальный предприниматель, получает разрешение от Роспотребнадзора и пожарной инстанции и начинает внедрение своей бизнес-идеи. Затраты на регистрацию ИП и разрешения будут составлять около 2-5 тыс. рублей.

Для обучения 10 учеников в день необходимо минимум 2 педагога, которые смогут уделить внимание каждому ученику. Можно отдельно нанять художника для взрослых учеников и учителя с необходимым опытом для детей.

Кроме того, понадобится уборщик помещений, заведующий художественной школой, специалист по PR, хотя функции двух последних сотрудников может выполнять сам владелец школы.

Наименование должности Заработная плата (руб.)
Художественный руководитель для взрослых 17 000
Учитель рисования и живописи для детей 17 000
Уборщик помещений (2 часа в день) 6 000
Итого: 40 000

Если функции заведующего школой, закупщика материалов и пиарщика будет выполнять сам собственник художественной школы, потратиться придется только на двух учителей и уборщика помещений, причем учителя будут работать в день всего ли 4-5 часов, а уборщик – не более 2 часов в день.

Аренда зала

Для художественной школы отлично подойдет помещение в государственном учреждении, во дворце культуры либо в любом другом свободном помещении в центральном районе города. Обязательное условие выбора помещения для художественной студии – это удобная транспортная развязка или близость к станции метро.

Размеры помещения следует рассчитывать в зависимости от количества учеников. Например, в нашем случае для пяти учеников в группе будет достаточно 100-150 кв. м. Помещение должно состоять из основного зала для уроков, где разместятся мольберты, стулья и столы для учеников. Также в зале необходимо установить не менее 2-3 раковин с водой для того, чтобы ученик мог помыть руки и кисти. Еще в школе нужно уделить место кабинету учителей и заведующего, где они смогут подготовиться к работе и отдохнуть.

Средняя цена аренды помещения будет варьироваться от 50-100 тыс. рублей за зал в месяц.

Не стоит забывать о косметическом ремонте помещения, ведь художественная школа должна воплощать красоту и гармонию. Соответственно, вложения в ремонт студии и установку раковин в зале будут составлять не менее 150 тыс. рублей.

Наименование затрат Цена
Аренда зала за первый месяц 50 000
Коммунальные платежи за первый месяц 5 000
Косметический ремонт 250 000
Итого: 305 000

Инвентарь и материалы

При расчете на 10 человек в день надо закупить столько же наборов для рисования.

Наименование Цена Количество
Мольберт 2 000 5
Стул 1 000 5
Парта 3 000 5
Модели 1 000 5
Набор кистей 2 000 5
Бумага 1 000 5
Краски 1 000 5
Диван в холл 20 000 1
Стол в учительскую 3 000 2
Стул в учительскую 1 500 2
Диван (маленький) в учительскую 15 000 1
Осветительные приборы 1 000 5
Дополнительные расходы 16 000
Итого 120 000

В бизнес-план художественной школы с расчетами надо внести минимальные затраты на оборудование и материалы. Однако рекомендуется приобретать с запасом на 1-2 учеников наборы кистей, бумагу, краски. Сэкономить на мебели и мольберте можно, купив их в хорошем б/у состоянии.

Рекламная кампания

Основными инструментами для привлечения учеников и продвижения бренда художественной школы являются:

Как только появится дополнительный доход на развитие бренда, необходимо создать свой одностраничный сайт и активно вкладывать деньги в рекламу. На это дополнительно понадобится 25 тысяч рублей (создание) и 5 тысяч рублей в месяц (продвижение). На сайте будут контактная информация, работы учеников, отзывы, выгодные предложения и преимущества вашей художественной школы. Также нужно сделать фотоотчеты с занятий: как дети рисуют, их положительные эмоции, их навыки в художественном искусстве.

Финансовый план

С учетом ориентировочных расчетов, инвестиции в художественную школу на 10 учеников в день и по 5 человек в группе относительно невысоки. В месяц на зарплаты, помещение, покупку расходных материалов, рекламу, налоги и отчисления в фонды планируется тратить около 115 тысяч рублей.

В месяц предполагается продавать 20 абонементов на 12 посещений (по 3 раза в неделю) и около 80 разовых посещений по 500 рублей.

Оплата Количество выручка
Ученики по ежедневной оплате 80 х 500 40 000
Ученики по абонементу 20 х 5000 100 000
Всего 140 000 / мес.

Подсчеты показывают, что даже при полной загрузке доходность художественной школы невелика: в остатке всего около 25 тысяч рублей. А это существенный риск, что низкая посещаемость загонит вас в минус. Поэтому особое внимание нужно уделить самому затратному моменту – помещению. Его размещение должно быть максимально удобным для привлечения большого количества клиентов, а цена максимально низкой.

Увеличение посещаемости в будущем планируется за счет открытия новых творческих групп (лепка, вышивка, плетение бисером и другое). Также предполагается проведение мастер-классов местных художников и специалистов в других областях hand-made.

В итоге

Художественная школа – задумка непростая. В регионах делается упор, в основном, на услуги эконом-класса. В столице есть возможности побороться за услуги премиум-класса. Здесь делается упор на сервис высокого качества и приглашение в качестве преподавателей известных художников. Обучение в такой школе стоит от 1000 долларов за месячный абонемент. Однако и затраты на открытие такой школы значительно выше. Если вы сами известный в своем регионе художник и продвигаете школу, используя в рекламе свое имя, шансов добиться успеха гораздо больше, чем в любом другом случае.

Анастасия Андреева, 26 лет, основатель академии онлайн-рисования ARTLIFE . Окончила художественную школу, высшее образование получила в Сочинском институте моды, бизнеса и права. После переезда в Москву в 2016 году открыла студию, в которой проводились мастер-классы по рисованию. Позже у проекта появился формат онлайн-обучения, а студия была переименована в академию. С 2018 года проект является организатором международного фестиваля современного искусства ARTLIFE FEST в Москве.

Анастасия Андреева

Свои вложения в будущий бизнес она оценивает на тот момент в 120 тысяч рублей. Именно столько стоил месяц аренды помещения. В нём сначала устраивались мероприятия для ближайшего круга знакомых. Приглашённые художники проводили мастер-классы, а их участники оплачивали гонорар приглашённого эксперта и материалы.

Artlife

Фотографии с таких дружеских вечеров Анастасия выкладывала в Instagram . Весной она поняла, что её подписчикам такие мероприятия тоже интересны. В апреле 2016 года она организовала первый мастер-класс для всех желающих, что позже переросло в бизнес.

Для первого мастер-класса по акварели в студии ARTLIFE пригласили преподавателя, у которой была собственная большая аудитория. Она рассказала в своих соцсетях про предстоящее событие и пригласила на него всех желающих. Информация об этом мероприятии появилась и в соцсетях проекта.

Практически сразу после запуска мастер-классов проекту ARTLIFE потребовался собственный сайт. Для его создания пригласили фрилансеров. Работа с ними шла долго из-за необходимости постоянно вносить изменения в сайт.

Artlife

Спрос на мероприятия был таким высоким, что позволил набрать группы желающих на полгода вперёд. Если сначала мастер-классы проводились только по выходным, то теперь были задействованы и вечера будних дней. По вечерам проходили занятия курсов, длящихся по нескольку недель или месяцев. Длительный курс стоил 15 тысяч рублей в месяц, а мастер-класс – 14 тысяч рублей за два дня.

Изначально было принято за правило, что в студии ARTLIFE – дружественная обстановка. С приглашёнными педагогами основательница проекта отдельно оговаривала, чтобы они терпимо относились к людям, у которых что-то получается не сразу. Это правило и сегодня является одной из ценностей проекта.

Для запуска нового формата сначала использовали платформу GetCourse. На ней можно было выгружать свои курсы, а пользователи получали доступ к ним в личном кабинете после оплаты. Сотрудничество с внешним ресурсом выявило ряд проблем. Техподдержка, по словам Анастасии Андреевой, неоперативно реагировала на запросы клиентов. Поэтому если происходили сбои, то приходилось долго ждать ответа на запросы.

Анастасия Андреева

С решением этой технической задачи тоже возникали сложности. Но собственная платформа для просмотра курсов на сайте ARTLIFE была запущена примерно через полгода. Изначально планировалось потратить за это техническое решение один бюджет, но в процессе его создания стоимость постоянно увеличилась. В итоге платформа для онлайн-курсов обошлась проекту примерно в полмиллиона рублей, взятых из оборота.

Параллельно с разработкой своего решения онлайн-курсы продолжали предоставлять на стороннем ресурсе. Это было необходимо для того, чтобы не потерять привлечённых клиентов и продолжать зарабатывать на этом направлении деятельности.

Сначала Анастасия Андреева приглашала к сотрудничеству только российских художников и педагогов. Когда появилось онлайн-направление, она попробовала наладить диалог с иностранными художниками. Многие из них до этого неохотно соглашались приехать в Москву, чтобы провести мастер-класс. Анастасия считает это закономерным – тогда проект ARTLIFE и его основательница были мало кому известны. Другая причина – в ограниченном бюджете.

Artlife

С мастерами не из России проект ARTLIFE сотрудничал следующим образом. Они приезжали в Москву, как правило, на пять дней. Два дня из них они проводили мастер-класс в офлайне, а в остальные дни записывали онлайн-курсы.

Проект ARTLIFE сейчас отказался от проведения мастер-классов в офлайне. Этот формат проходит только в рамках фестиваля. На сайте проекта доступны демо-классы – это снятые на видео мастер-классы художников.

Онлайн-курс идёт в записи. Доступ к нему открывается целиком или поступательно - от одного урока к другому. Некоторые видео хранятся в личном кабинете пользователя постоянно, некоторые через месяц после прохождения обучения удаляются.

Во время учебного модуля студент может смотреть курс в любое удобное время. Он должен выполнять домашние задания в отведённый срок. Работы проверяет преподаватель, с ним у ученика поддерживается обратная связь.

Курсы и демо-классы по техникам рисования привлекают, как правило, творческих людей. Эта аудитория, по наблюдению Анастасии Андреевой, в основном женская. Ядро проекта - женщины от 28 лет. Как правило, они занимаются творчеством, чтобы расслабиться, отдохнуть от детей или самореализоваться.

Покупателями онлайн-курсов, которых сначала привлекали с помощью рекламы в соцсетях и контекстной рекламы, становились не только россиянки, но и российские эмигрантки.

Artlife

Сейчас аудитория курсов расширяется за счёт иностранцев. Они смотрят видео, хотя те пока не переведены на английский язык. Чтобы повторять за мастером, демонстрирующим технику рисунка, знания языка не требуется. Но в планах проекта выполнить перевод своих курсов на английский.

В начале 2018 года Анастасия Андреева обсуждала вместе с Крестиной Ланцовой, на тот момент администратором студии, что неплохо было бы провести мероприятие, участники которого смогут не только поучаствовать в мастер-классах по рисованию, но и увидят выставку, послушают лекции об искусстве. Крестине эта идея понравилась, и она предложила реализовать её. Так возникла идея провести ARTLIFE FEST 2018.


На ARTLIFE FEST в 2018 году работала выставка современных художников, проводились мастер-классы, лекторий и активности для детей. Вложения в проект составили несколько десятков миллионов рублей. Посетители фестиваля платили за вход и выбранные активности.

Artlife Fest

Сейчас команда проекта договорилась об участии в фестивале 40 художников. Они приедут в Москву, где проведут занятия и представят свои работы на выставке. Кроме этого они запишут онлайн-курсы для проекта ARTLIFE.

В 2019 году основательница проекта решила провести ребрендиг. Студия ARTLIFE была переименована в академию, сменился стиль ведения Instagram-проекта, с осени в линейке появятся новые продукты.

Она предполагает, что это приведёт к некоторому оттоку аудитории. Но это неизбежные последствия отстройки от конкурентов и нового этапа развития проекта. Раньше месячный оборот проекта ARTLIFE составлял 2-2,5 миллиона рублей. С осени изменится ценовая политика, но как это отразится на обороте, Анастасия пока затрудняется сказать.

Читайте также: