Бинарный урок план урока

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.

Несколько слов из истории педагогических технологий.

Интегрированный урок — это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Его могут проводить как один, так и несколько человек.

Задача интегрирования — не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего мира. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности. Структура интегрированных уроков - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагаетиспользование сплава из различных педагогических технологий.

Общее представление о методики организации и проведении бинарной лекции

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников.

На бинарных уроках можно соединить казалось бы несовместимые предметы, например, биология и английский язык.

Бинарные уроки требуют очень большой подготовки, как учителей, так и учащихся. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. Почему? Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь школьников, спровоцировать творческий поиск?

Это новое явление в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде презентаций, таблиц, соцопроса, работы с микроскопами и микропрепаратами, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовка к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.

Технология подготовки и проведения бинарных уроков .

Технология подготовки и проведения бинарных уроков. Первый этап - формирование команды учителей - это один из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Необходимо создать атмосферу взаимного доверия и уважения, в которой работать будет легко и приятно, что будет являться одновременно элементом здоровьесбережения.

Первым шагом в работе творческой группы является планирование. Планирование начинается с анализа учебных программ с целью выявления близких тем. Однако многие существующие программы имеют слабые межпредметные связи. Каждый предмет имеет свою логику построения содержания, отличную от других предметов, поэтому сложно реализовывать все темы, вызывающие интерес. Критерием отбора тем являются дидактические цели урока. С самого начала необходимо ответить на вопросы: для чего проводится бинарный урок? Какие образовательные задачи он поможет решить?

Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а также усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. Хорошо известно, что при решении воспитательных задач зачастую более важно создать яркий эмоциональный образ, чем передать сумму знаний.

Можно выделить следующие функции бинарного урока:

1) вводно-обзорная (цель: формирование первоначальной целостной картины, изучаемой темы);

2) обобщение (цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках).

Более удачными повторительно-обобщающие уроки. Почему считается, что именно при проведении повторительно-обобщающих уроков проявляется творчество учителя и учеников? Во-первых, потому что на этих уроках можно использовать новые варианты преподнесения прежнего материала, создать другие условия и формы работы, чтобы ученики смогли проявить активно-творческие способности, приложив полученные ранее знания. Во-вторых, такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения.

Определив тему и задачи урока, необходимо определить состав и структуру содержания урока. Желательно, чтобы бинарный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать личностно - значимые проблемы. Процедура конструирования содержания урока связана с определением оснований интеграции. Для этого необходимо ответить на вопрос: на базе каких знаний будет осуществляться интеграция? На первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению, предлагает различные варианты, методы и формы работы. Затем группа приступает к созданию плана – конспекта урока. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную картину урока.

Новые технологии позволяют экономить время, а это значит, что увеличивается плотность урока. С одной стороны хорошо - больше узнали, успели сделать. Но нельзя забывать, что перенасыщение урока приводит к нарастанию напряжения учащихся и учителя. Лучший отдых - это смена деятельности. Бинарный урок позволяет реализовать этот принцип на уроке, что играет немаловажную роль в здоровьесберегающих технологиях.

Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании является активное вовлечение учащихся в процесс образования. Активность методик состоит не во внешних эффектах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности обучающихся. Бинарный урок не позволяет им выступать в роли пассивных созерцателей, а учителя выступают в роли сотрудников. Сотворчество, сближая в познавательной деятельности учителя и ученика, становится той почвой, на которой взрастают семена взаимного доверия и уважения.

Ковальчук Сергей Васильевич

Обозначенные в концепции модернизации российского образования и отраженные в ФГОСе цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенции современного специалиста, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды.

Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения. Как вид учебного занятия, бинарный урок предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид урока.Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.

Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарныхуроков? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов. Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы проведения урока. Это может быть урок-театр, урок-пресс-конференция, урок-концерт, урок-путешествие, урок-исследование, урок-заседание редколлегии и т.д. Но бинарный урок можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изученного материала, лекцией преподавателей, сопровождаемой мультимедийной презентацией, закреплением материала в условиях учебной лаборатории или учебного полигона, проверки знаний студентов в режиме on-linе.

Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение бинарны х уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплины: Конструкция подвижного состава

Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения

Разделы: Автосцепное устройство вагонов

Тема учебного занятия: Конструкция автосцепных устройств и требования, предъявляемые к содержанию автосцепок в эксплуатации

Продолжительность учебного занятия: 90 мин

Тип учебного занятия: Комбинированный

Вид учебного занятия: Бинарный

Преподаватели:Ковальчук Сергей Васильевич, Гладкова Агата Викторовна

Ведущие методы: Практико-ориентированный, проблемный

Формы организации деятельности студентов: Индивидуальная, коллективная, фронтальная

Методическая цель: Показать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин

Обучающая цель: Закрепление знаний студентов о конструкции автосцепных устройств и требованиях, предъявляемых к содержанию автосцепок в эксплуатации

Развивающая цель: Формирование у студентов умений применять теоретические знания на практике

Воспитательная цель: Развитие умения работать в команде (ОК 6) и брать на себя ответственность за работу команды и результат выполнения задания (ОК 7)

Межпредметные связи: Конструкция подвижного состава, Технология ремонта подвижного состава , Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения

Средства обучения: Мультимедийное оборудование, сеть Internet, рейка для измерения высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов (УГР), шаблон 873

Критерии уровня формируемых знаний, умений, навыков

Назначение, конструкцию автосцепных устройств и требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками. Ответственность за правильное сцепление автосцепок в поезде

Применять на практике нормы по содержанию высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Структура учебного занятия

Наименование этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

1 Организационный момент

-Проверяет внешний вид студентов; готовность кабинета к учебному занятию;

-Проводит перекличку; объявляет тему и цели занятия, ставит проблему

-Слушают тему и цели занятия, проблемный вопрос

Правила соревнования, жеребьевка

Объявляет этапы учебного занятия. Проводит жеребьевку

2 Первый этап - Повторение изученного материала

Активизирует мыслительную деятельность студентов посредством поставленных вопросов. Выдает жетон за правильный и полный ответ

Отвечают на поставленные вопросы устно с места

3 Второй этап - Изучение нового материала

Назначение и месторасположение автосцепного оборудования

Объясняет назначение и месторасположение автосцепного оборудования с использованием натуральных образцов (макет)

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте назначение и месторасположение автосцепного оборудования

Требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Знакомит с основными требованиями ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте основные требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Приводит типы автосцепок с использованием наглядных примеров схем перемещения сцепленных автосцепок

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте типы автосцепок

Нормы содержания высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Приводит нормы содержания высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок с применением наглядных примеров

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте нормы содержания оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Конструкция автосцепного оборудования

Объясняет конструкцию автосцепного оборудования (частей)–ударно-центрирующего прибора, расцепного устройства, упряжного устройства и автосцепки с деталями механизма с использованием натуральных образцов (макетов) и наглядных примеров

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте основные части автосцепного оборудования

Ответственность за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда

Знакомит с требованиями ПТЭ об ответственности за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда на наглядных примерах

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте требования ПТЭ об ответственности за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда

4 Третий этап – Применение теоретических знаний на практике

Инструктаж по технике безопасности

Проводит инструктаж по технике безопасности

Расписываются в журнале по технике безопасности (ТБ), получают спец. одежду. Для выполнения задания выходят на учебный полигон

Выполнение работ на учебном полигоне подвижного состава

Озвучивает поставленную задачу для каждой группы студентов. Контролирует технологию замера норм содержания автосцепок. Задает дополнительные вопросы

В условиях, приближенных к реальным, каждая группа представляет технологию замера норм содержания автосцепок.

5 Четвертый этап – Закрепление нового материала

Фронтальный опрос (on-line тестирование)

Организует тестирование студентов в on-linе режиме

Отвечают на поставленные вопросы on-line теста

6 Пятый этап – Подведение итогов

Подведение итогов занятия

Активизирует внимание студентов на решении проблемного вопроса. Подводит итоги учебного занятия


Представлен конспект завершающего урока по пошиву рюкзаков. Принтом для изделий были выбраны смайлы готове и разработанные самими учащимися. Психолог рассказала детям об эмоциях и способах их выражения.

Содержимое разработки


бинарного урока в 7-Г классе.

Дата проведения: 18.04.2019.

Место проведения: кабинет технологии.

Предметы: технология, психология.

Цель урока: завершить изготовление рюкзака.

образовательная: закрепить знания детей о творческом проекте, об этапах проектной деятельности;

развивающая: развивать умение различать эмоциональные состояния и способы их выражения;

воспитательная: воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;

практическая: научить делать лямки рюкзака из шнура с помощью простых швейных приспособлений.

Знания: о последовательности изготовления изделия.

Умения: правильно подбирать соответствующие материалы, инструменты и приспособления, осуществлять дизайн-анализ изделия.

Знания: о различных способах выражения и изображения эмоций.

Умения: понимать собственные эмоции и эмоциональные послания других людей, настраивать себя на доброжелательное взаимодействие с окружающим миром.

Проявление познавательных интересов и активности в области в области предметной технологической деятельности. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.

Оборудование: компьютер; дидактический материал для проведения игр и упражнений; рюкзаки, иглы, булавки, верёвки, ножницы.

Межпредметные связи: история, ОБЖ, ИЗО.

Работа с психологом.

Итог урока. Рефлексия.

1.Организационный момент. Психолог работает с участниками мероприятия.

Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст- хлопнуть в ладоши над головой, на слог вуй- хлопнуть по ладошкам соседей справа и слева, на слог те- хлопнуть себя по коленкам.

Скажите ребята, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга?

2.Основная часть. История создания смайла.

Само слов смайлик происходит от английского smile, что значит улыбаться. А кто придумал смайлик, кому первому пришло в голову использовать улыбающееся лицо в качестве выражения эмоций при невербальном общении? Обратимся к истории. Первый смайл в виде забавного желтого колобка нарисовал художник из Америки Харви Болл.


Харви Болл

В начале 60-х в США происходило слияние страховых компаний, сотрудники они испытывали тревогу за свое будущее, стали раздражительными и неуверенными. Все это сказывалось на их продуктивности. Чтобы вселить в них уверенность, разрядить обстановку руководство компании StateMutualLifeAssuranceCos. ofAmerica провело акцию, заказав дизайнеру Харви Боллу придумать символ для значка, который затем раздавался бы всем сотрудникам компании с целью повысить их настроение, мотивацию, и вместе с тем — производительность. Этим символом стало счастливое лицо — два овальных глаза и улыбка на желтом фоне. За свою работу, которую он сделал, по его собственному признанию, за 10 минут, в декабре 1963 года, Харви получил всего 45 долларов. И, как ни странно для американца, не стал регистрировать авторское право на смайлик — это стало в своем роде его подарком всему человечеству.

Значки с изображением улыбающегося лица оказались весьма и весьма успешны. Компания впоследствии сделала заказ еще на десять тысяч значков со смайлами.

В 1971 году француз Франклин Лауфрани зарегистрировал смайлик в качестве торговой марки и утверждал, что именно он придумал смайлик. Хотя, надо отдать должное, название smiley придумал именно он. Харви Болл не стал с ним судиться, даже несмотря на то, что Лауфрани заработал немало денег на его придумке. Впоследствии Харви все же зарегистрировал собственную версию символа со своими инициалами. Вообще же, в США смайлик является общественным достоянием.


Скотт Эллиот Фалман

Считается, что именно с этого предложения Фалмана в сентябре 1982 года смайлики появились в сети. К его чести, он не претендует на абсолютное авторство, а допускает, что, возможно, что-то подобное могло придти кому-нибудь в голову и использоваться и до него.

(^_^) улыбка
(o_o) удивление

И все же, кто бы ни придумал смайлик, одно можно отметить с точностью — сейчас трудно представить себе общение в интернете без этих милых, смешных колобков. Порой достаточно одного смайлика вместо тысячи слов, чтобы передать свое настроение или отношение. Можно сказать, что современное общение без них было бы весьма затруднительно.


Но не только Фалман предлагал использовать скобку в качестве улыбки. Еще до него предлагал это сделать известный писатель Владимир Набоков. Придумать смайлик для него означало – ввести специальный знак пунктуации, чтобы графически отображать эмоции. -

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, почему мы сегодня так много говорим об эмоциях и способах их выражения? (ответы детей)

- Конечно, это связано с вашими проектными работами, а точнее их общей творческой тематикой. Мы с вами проделали большой путь в осуществлении проектных работ. На сегодняшнем занятии нам предстоит завершить изготовление рюкзачков. И прежде, чем мы приступим к практической части нашего занятия, я попрошу вас ответить на мои вопросы.

- Что такое проект?

- Назовите этапы проекта?

- Что мы делали на первом этапе?

- Что на втором? Что необходимо было для этого этапа(технологическая карта, эскизы, выбор темы)?Какими инструментами и материалами мы пользовались(палаточная ткань, фетр, иглы, булавки, бумага, карандаши, ножницы, швейные машины, линейки)?

- На каком этапе мы находимся сейчас?

4. Учитель технологии:

- Сегодня мы завершим практический этап в нашей проектной работе. Вам нужно будет сделать лямки для рюкзака, и изделие будет полностью изготовлено. Для выполнения этого задания нам понадобится шнур, булавки, иглы, нитки, ножницы.

Учитель демонстрирует способ выполнения задания.

- Всё ли понятно? Есть ли вопросы по практическому заданию?

- Тогда нам необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с лежащими перед вами инструментами. Эти правила вам очень хорошо знакомы.

Дети вспоминают правила ТБ.

Выполняют практическое задание.

- Ну, вот работа и завершена, мы можем полюбоваться прекрасным результатом творческого труда. Что было самым сложным в выполнении этой работы? Самым интересным? Лёгким? Что вы сейчас чувствуете, гладя на ваши прекрасные изделия? Хотелось бы вам что-либо изменить? Так ли вы представляли себе конечный результат? Чему вы научились? Что у вас получалось не очень хорошо? Чему бы вы хотели научиться ещё? Сможете ли вы повторить все этапы этой работы самостоятельно?

6. Рефлексия.

- А теперь, я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Повторяйте за мной. (встать в круг)

Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Взяли мы немножко смеха,

И немножечко успеха,

Удивления на ложке,

Много радости налили,

Тесто быстро замесили.

Испекли пирог мы в печке,

Остудили на крылечке.

А потом пирог делили

И гостей всех угостили.

Все ладошки подставляйте,

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?

- Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно? ( жёлтый мячик по кругу)

- Что было сложно, не понравилось? ( синий мячик по кругу)

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.

Бинарный урок (математика + русский язык)

Учитель русского языка: Митюшкина Т.В.

Учитель математики: Анкудимова Р.С.

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

Спор математика и филолога.

Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать слова… Но разве это труд?
Филолог:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.
Математик:

Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Филолог:

Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, и счастье, и любовь
Учитель русского языка:

Друзья мои! не надо ссор,
Не разрешить вам этот спор.

Учитель математики и русского языка вместе:

Решение всего одно

И лишь в гармонии оно!

I. Организационный момент.

Учитель математики.

Учитель русского языка.

- Решение задач требует не только собственно математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения естественным языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста. Человек, приступающий к решению задачи, должен не только видеть в ней математическую проблему, но и относиться к ней как к языковому материалу, требующему лингвистической расшифровки. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка.

Учитель математики.

Учитель русского языка.

II. Словарная работа.

-Начнем мы нашу работу со словарного диктанта.

Биссектриса, классика, катет, квартира, гипотенуза, препятствие, касательная, хорда окружности, профессия.

Проверка

- Выделите слова, которые относятся к математике.

Биссектриса, катет, гипотенуза, касательная, хорда окружности.

III. Работа с терминами.

- Как называются слова, относящиеся к определенной области науки, техники, искусства:

- Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства.

- Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Лев Васильевич Успенский)

Учитель математики.

- Давайте вспомним определения этих слов (ответы обучающихся)

- Катет - одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Противоположная прямому углу сторона называется гипотенузой.

- Гипотенуза- самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора.

- Касательная - прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

- Хорда окружности - отрезок прямой линии, соединяющий две точки данной кривой (например, окружности, эллипса, параболы). Хорда находится на секущей прямой — прямой линии, пересекающей кривую в двух или более точках.

Учитель русского языка. Вы повторили лексическое значение слов.

IV. Работа с синтаксическими конструкциями.

- Выполнив следующее задание, мы повторим синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ.

Найдите предложения с обособленным согласованным определением. Укажите их номера.(2,3) Вспомните, что относится к обособленным определениям. (Обособленные определения – это выделяемый запятыми причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами)

Угол между биссектрисами смежных углов равен 90 0 .

Катет, лежащий против угла 30 0 , равен половине гипотенузы.

Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.

Учитель математики.

- Укажите номера предложений неверных утверждений

Угол между биссектрисами смежных углов равен 90 0 .

Катет, лежащий против угла 30 0 , равен половине гипотенузы.

Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.

V. Языковой анализ текста.

Учитель русского языка.

- Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из заданий ОГЭ по русскому языку

Работа с текстом задачи 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли. (2)Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t 2 , где h-высота в метрах, t- время в секундах. (3)С вершины первого сооружения камень падал 6 с. (4)На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?

Прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним способы подчинительной связи в словосочетании (согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое; управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу)

ОГЭ. 9 задание. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения(1), подчеркните обособленное обстоятельство. Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? (Обособленные обстоятельства могут быть выражены одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, сравнительным оборотом)

Учитель русского языка. Ребята, ещё раз внимательно прочитайте задачу и выделите основную информацию. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность.

VI. Решение задачи №1.

Учитель математики.

- Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того чтобы решить задачу необходимо:

понять смысл происходящего;

установить связь между объектами;

выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

Прочитайте условие задачи, обратите внимание на выделенные фрагменты текста.

Работает с задачей №1 (слайды 5-10)

Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи.

VII. Языковой анализ микротекста. (задача № 2)

Прежде чем решать 2 задачу, проведём языковой анализ текста с выполнением заданий из ОГЭ по русскому языку.

Работа с текстом задачи №2 (слайд 11-15)

(1) Пригородный поезд и скорый поезд дальнего следования выехали в 11:05 утра в один день из населённых пунктов А и В соответственно и встретились в точке между А и В в 11: 25 того же дня.(2) С какой скоростью двигался пригородный поезд, если скорый поезд прибыл в пункт А на 19, 5 минут раньше, чем пригородный в В?(3)Расстояние между А и В равно 65 км.

Учитель русского языка.

- Давайте вспомним какие у нас бывают приставки. (пре-, при-, на с-, з-, приставки, которые пишутся одинаково)

Прочитайте текст и выполните задания.

- Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Предложения бывают двусоставными и односоставными и тогда грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, или только из подлежащего, или только из сказуемого)

ОГЭ. Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой. (2)

ОГЭ. Задание 8. Выпишите грамматические основы из предложения 2. (поезд двигался, поезд прибыл)

- А теперь давайте вспомним, какие предложения называются СПП. (Если на границе простых предложений находится подчинительный союз, то предложение СПП. Подчинительные союзы: что, чтобы, когда, потому что, если и т.д.)

ОГЭ. Задание 14.

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(Из первого предложения выписать все словосочетания со связью согласование.

Пригородный поезд, скорый поезд, один день, населенных пунктов, того дня).

Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.

VIII. Решение задачи №2.

Учитель математики. Решение задачи №2 ( Слайд 16-20)

IX. Подведение итогов урока, рефлексия.

Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики?

Что мы делали на уроке?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к ОГЭ.

X. Домашнее задание.

Учитель математики.

Дорешать задачу №2

Учитель русского языка.

- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе уровень домашнего задания.

1.Сложный уровень: к любой математической задаче составить задания подобные заданиям ОГЭ.

2. Средний: выполнить тест из типовых экзаменационных вариантов

3. Простой: выполнить задания 4, 5, 7, 8, 9, 11 из 3 варианта типовых экзаменационных вариантов.

Мы благодарны каждому из вас за тот вклад, который вы внесли в нашу совместную деятельность. Мы желаем вам больших побед и отличных конечных результатов. Спасибо. До свидания.

Читайте также: