Базовые школы ран концептуальные положения и опыт реализации проекта

Обновлено: 06.07.2024

Редакция ActivityEdu уже давала общую информацию о проекте базовых школ РАН: что такое базовая школа, каковы могут быть модели ее функционирования, что РАН планирует предложить таким школам и каков ожидаемый эффект от реализации проекта. Мы отметили, что для талантливых детей и их родителей проект – в случае успешной реализации – будет только во благо, поскольку взаимодействие школьников, пусть и не ежедневное, с учеными из академических институтов не может не дать положительного эффекта.

Неконструктивная критика

И все же, понимая и поддерживая в целом стремление РАН поучаствовать в развитии школ для талантливых детей, редакция ActivityEdu не может не отметить целый ряд не до конца проработанных и вызывающих вопросы и сомнения положений проекта.

Школа или центр дополнительного образования

Финансы и кадры

В презентации вице-президента Российской академии наук, посвященной базовым школам, не был затронут такой немаловажный аспект, как оплата труда сотрудников РАН, которые будут проводить факультативы и заниматься со школьниками в исследовательских лабораториях. Набрать большой объем учебной нагрузки у сотрудника академического института не получится, поскольку у него все же есть основное место работы, а при оплате нескольких часов занятий в неделю по действующим ставкам запал любого энтузиаста быстро сойдет на нет. Сколько кандидатов и докторов наук РАН планирует привлекать к работе в одной школе и как часто они будут появляться на занятиях, если школа находится на расстоянии 600 километров от ближайшего учреждения, относящегося к ведомству РАН?

Речь, разумеется, не о том, что все проанонсированное невозможно реализовать в принципе. Академик Алексей Хохлов говорил о том, что отобранные школы в ходе реализации проекта перейдут из муниципального на региональный уровень подчинения, то есть возможностей для финансового и кадрового маневров станет больше, но никакой конкретики пока не прозвучало – отсюда и скепсис.

Кто научит педагогов

Что же в итоге

Возможно, на первом этапе реализации проекта имеет смысл ограничиться участием сотрудников РАН в работе центров дополнительного образования. Что касается отобранных для проекта школ, то было бы весьма заманчиво попытаться в этих школах реализовать право обучающихся на индивидуальные учебные планы, то есть на давно декларируемые, но по-прежнему отсутствующие индивидуальные образовательные траектории. Почему бы Министерству просвещения не привлечь к реализации принципа индивидуализации обучения преподавателей местных вузов и ученых из академических исследовательских институтов? Оценив промежуточные результаты проекта, можно будет понять, куда двигаться дальше, а к тому времени РАН, возможно, уже окончательно определится, базовые или опорные школы она планирует создавать.

Метод

Директорская -

-->

В Комиссию РАН по научно-организационной поддержке проекта поступило более 140 разработок (значительно больше, чем в прошлом году), авторами которых являются региональные координаторы, ученые и преподаватели вузов, директора базовых школ РАН и их заместители, педагоги.

Участниками проекта представлена интересная и разнообразная тематика статей, в них рассматриваются вопросы ориентации обучающихся на выстраивание своей будущей профессиональной карьеры в сфере науки и высоких технологии, популяризации и пропаганды науки среди школьников и педагогов, реализации стратегии развития базовых школ РАН , их взаимодействия с научными и образовательными организациями, развития у обучающихся проектных и исследовательских умений, апробации новых учебных курсов и программ внеурочной деятельности и другие.

После экспертизы поступивших материалов и их согласования с авторами принято решение о публикации 70 статей (это тоже существенно больше, чем в выпущенном год назад сборнике).

Во вступительной части сборника будут размещены: обращение к участникам проекта президента РАН А.М. Сергеева ; аналитические материалы вице-президента РАН академика А.Р. Хохлова , в которых раскрываются особенности реализации проекта и формулируются задачи на предстоящий период.

1-2 июля 2021 г. в Российской академии наук (г.Москва) проходит совещание участников проекта "Базовые школы РАН". Делегацию от города Ростова-на-Дону представляют директор Захарова Лилия Геннадьевна и заместитель директора Максимова Елена Николаевна МБОУ "Школа 60". Первый день - пленарное заседание, на котором с приветственным словом выступил Сергеев Александр Михайлович, президент РАН, академик РАН. Выступили - Хохлов Алексей Ремович, вице-президент РАН, академик РАН - о ходе реализации проекта "Базовые школы РАН" и задачах на предстоящий период, а также выступили представители регионов, координаторы с опытом реализации проектов.

1WhatsApp Image 2021-07-02 at 12.36.29.jpg

2 июля - работа круглых столов, где заявлены выступления Захаровой Л.Г. и Максимовой Е.Н. "Инновационный проект "Базовые школы РАН": трудности и перспективы развития". Участникам совещания выданы сертификаты и сборник материалов "Базовые школы РАН: концептуальные положения и опыт реализации проекта", в котором также представлен опыт реализации проекта в МБОУ "Школа 60" г. Ростова-на-Дону.

Официальный портал
городской Думы и Администрации города
Ростова-на-Дону


В Комиссию РАН по научно-организационной поддержке проекта поступило более 140 разработок, авторами которых являются региональные координаторы, ученые и преподаватели вузов, директора базовых школ РАН и их заместители, педагоги.

Участниками проекта представлена интересная и разнообразная тематика статей, в них рассматриваются вопросы ориентации обучающихся на выстраивание своей будущей профессиональной карьеры в сфере науки и высоких технологии, популяризации и пропаганды науки среди школьников и педагогов, реализации стратегии развития базовых школ РАН, их взаимодействия с научными и образовательными организациями, развития у обучающихся проектных и исследовательских умений, апробации новых учебных курсов и программ внеурочной деятельности и другие.

После экспертизы поступивших материалов и их согласования с авторами принято решение о публикации 70 статей.

Во вступительной части сборника будут размещены: обращение к участникам проекта Президента РАН, академика РАН Александра Сергеева; аналитические материалы вице-президента РАН, академика РАН Алексея Хохлова, в которых раскрываются особенности реализации проекта и формулируются задачи на предстоящий период.

Читайте также: