Балетмейстер и сфера его деятельности кратко
Обновлено: 05.07.2024
Балетмейстер — это автор и постановщик танцевальных номеров в различных выступлениях, например на концерте, в опере или балете.
Сейчас танец является высоким искусством, балетмейстер необходим не только в классическом балете, но и для постановки спортивных танцев, подготовки выступлений отдельных пар или коллективов.
Чем занимается балетмейстер и что входит в его обязанности
Балетмейстер – это сложная профессия. В обязанности специалиста входит не только постановка танцевальной композиции, но и работа с танцорами. Балетмейстер доносит до танцоров свой замысел, обучает новым движениям, проводит репетиции.
В обязанности балетмейстера входит ведение номера от его замысла и до концертной постановки, можно сказать, что это профессия аналогична театральному режиссеру-постановщику. В процессе работы над танцевальным номером специалисту приходится решать следующие задачи:
- продумать композицию (подобрать музыку, определить важные технические составляющие);
- подобрать танцоров (если планируется постановка с определенными танцорами, то при подготовке номера нужно учитывать их способности, уровень подготовки, слабые и сильные стороны);
- провести обучение танцоров (специалист доносит до своих подопечных идею постановки, разучивает новые движения, связки и переходы, проводит репетиции).
Кроме того, в процессе своей деятельности балетмейстеру приходится взаимодействовать со звукооператорами, костюмерами, декораторами и гримерами. В постановке танцевального номера множество нюансов, и все их должен учитывать опытный балетмейстер.
Направления деятельности балетмейстера
- Сочинитель. Этот специалист занимается непосредственно сочинением композиции. Балетмейстер-сочинитель отвечает за танцевально-пантонимную партитуру.
- Постановщик. Балетмейстер-постановщик занимается постановкой спектакля. В его компетенции обучение танцоров. Специалист должен показать, как нужно танцевать определенную партию, поставить движения, помочь вжиться в образ.
- Репетитор. Специалист отвечает за проведение репетиций: составляет график, подбирает танцоров на определенные партии. Репетитор должен не только понять все тонкости замысла сочинителя и идеи постановщика, но и знать особенности танцоров, помогающие распределить партии.
- Танцмейстер. Этот специалист занимается постановкой и отработкой малых номеров в составе общей композиции.
В небольших танцевальных коллективах нередко бывают ситуации, когда все этапы постановки спектакля или номера выполняет один человек.
Какими качествами должен обладать балетмейстер
Балетмейстер должен иметь отличную хореографическую подготовку, как правило, в эту профессию идут люди, посвятившие танцам большую часть своей жизни. Кроме того, специалист должен обладать следующими знаниями и навыками:
- основы педагогики и психологии (это необходимо, чтобы проводить успешное обучение танцоров, уметь находить подход к каждому члену коллектива, быстро объяснять непонятные моменты);
- знание музыкальных направлений и стилей;
- безупречный музыкальный вкус;
- знание принципов работы декораторов, костюмеров, звукооператоров и прочих специалистов, участвующих в постановке номера или спектакля;
- хорошее знание музыкальной и танцевальной классики.
Кроме того, хореограф должен быть в хорошей физической форме, ведь ему приходится не только объяснять танцорам замысел постановки, но и демонстрировать движения, когда это необходимо.
Стоит отметить и личностные качества, необходимые для успешного балетмейстера. Это организаторские способности, развитое воображение, умение мотивировать на работу, тяга к постоянному самосовершенствованию.
Где работают балетмейстеры
Балетмейстеры требуются везде, где ставят танцевальные номера. Представители профессии работают в театрах, в кинематографе, в хореографических студиях, проводят частные уроки и т.д.
Как стать балетмейстером
Преимущества и недостатки профессии
Балетмейстер – интересная и креативная профессия, хорошему специалисту несложно найти работу с достойной оплатой и возможностью творческой реализации. Однако у этой специальности есть и определенные недостатки: нужно постоянно поддерживать отличную физическую форму, балетмейстерам часто приходится ездить на гастроли и в творческие поездки, кроме того, как и любая работа с людьми, профессия постановщика танцев связана со стрессами. Нередко приходится решать конфликты, находить общий язык с танцорами и другими членами творческого коллектива.
Известные балетмейстеры прошлого и настоящего
От балетмейстера в огромной мере зависит успех танцора или танцевального коллектива. Балетмейстеры ставят постановки, которые находят отклик в душе зрителей и помогают лучше понять музыкальный замысел.
Из знаменитых балетмейстеров прошлого можно выделить:
Есть и немало других хореографов, имена которых вошли во всемирную историю искусства наравне с танцорами, дирижерами, скульпторами или художниками.
Если у вас есть желание погрузиться в атмосферу театра, научиться танцевать и принять участие в танцевальном номере под руководством опытных специалистов, то приглашаем записаться на пробное занятие, для начала подойдут такие стили, как бальные танцы, современные танцы или танго. Подготовка шоу-номеров у нас возможна по всем направлениям.
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА
Классический балет
Опера, музыкальная комедия, драма, кино
Ансамбли народного танца
Ансамбли песни и танца
Шоу-балет
Эстрада
Массовые хореографические постановки
Современная хореография
Бальный танец
Спорт (гимнастика, фигурное катание)
Телевидение
Театр танца, ансамбль классического танца
Ансамбли народного танца
Ансамбли современного танца
Фольклорные ансамбли
Ансамбли песни и танца
ЖАНР – это в широком смысле – некий род произведения. Понятием жанра определяется характер творчества, а также связанная с ним манера исполнения.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
Народный танец
Историко-бытовой танец
Классический танец
Бальный танец
Современные виды хореографии.
Виды творческой деятельности балетмейстера
Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении
Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:
1) сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)
2) произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)
3) исторического события (героические события, исторические личности)
4) фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)
5) образного впечатления от прослушанного музыкального материала
(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание
поделиться своими впечатлениями с другими).
Известные балетмейстеры-сочинители: М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Устинова, М. Мурашко.
Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.
Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией. Примером творческого союза балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-репетитора является сотрудничество М. Мурашко и Геннадия Петровича Гусева, в результате чего ансамбль Марий Эл отличался высоким исполнительским мастерством именно в годы работы данных балетмейстеров.
Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.
Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.
Специфика работы балетмейстера
в любительском творческом коллективе
Любительское творчество является общедоступным и добровольным. В процессе занятий хореографией исполнители-участники коллектива
1. физически развиваются, приобретают технику исполнения танцевальных движений.
2. учатся понимать и слушать музыку
3. духовно обогащаются от соприкосновения с искусством танца
4. интеллектуально обогащаются, узнавая историю, культуру народов.
5. вырабатывают художественный вкус
6. вырабатываю личностные качества, способность к творческой самореализации.
Специфика работы балетмейстера любительского творческого коллектива состоит в том, что он одновременно является сочинителем и постановщиком танцев, а также проводит работу балетмейстера-репетитора. Одновременно с вышеперечисленным, проводит учебную работу с участниками коллектива, а также занимается воспитательной работой. В основном не имеет возможности работать с композитором, поэтому работает с готовыми музыкальными фонограммами. В процессе работы в настоящее время используются компьютерные технологии, что значительно облегчило процесс подготовки музыки для танцевальных постановок (это и обработка, и купирование музыкальных произведений в соответствии с замыслом балетмейстера, замедление и ускорение музыкального темпа).
Существует 4 раздела работы руководителя коллектива:
Организационная работа.
Хорошая организация – залог успешной работы.
При планировании организации коллектива мы определяем жанровую направленность деятельности коллектива: классического танца, народного танца, эстрадного, бального, фольклорные ансамбли, танцевальные группы ансамблей песни и танца, шоу-балет.
Есть деление возрастное – детские, юношеские, взрослые и смешанные. Возраст учитывается при выборе репертуара и направленности работы коллектива
Классификация коллективов по форме и целям:
1. обучающие (детские школы искусств, студии)
2. творческо-исполнительские (Театры и ансамбли танца)
По источникам финансирования:
1. на бюджетном финансировании
2. на самоокупаемости
Работа коллектива предусматривает планомерность и систематичность занятий.
Но прежде организационным моментом является создание условий для занятий (наличие специального класса, оборудованного по всем требованиям, наличие раздевалки).
К организационной работе относится проведение отбора в коллектив (реклама, критерии отбора, расписание занятий).
Учебно-воспитательная работа
Руководитель выполняет не только роль учителя, но и воспитывает участников своего коллектива. Для этого он сам должен обладать определенными личностными качествами: выдержка, умение управлять своими эмоциями, знание методов и методик преподавания, знание возрастной психологии. Посредством соприкосновения с искусством танца участники получают интеллектуальное развитие. Культурное развитие, эстетическое развитие. Формируется художественный вкус. Знакомство с историей и культурой и есть воспитание. Воспитывается дисциплина в совместном труде. Посредством подбора репертуара тоже воспитываются участники. Учебная работа происходит на каждом занятии – осваивается новый танцевальный материал, изучаются тренировочные упражнения у станка и на середине зала. Основная цель учебной работы - овладение исполнительским мастерством, техникой исполнения танцевальных движений. В рамках воспитательной работы руководитель может организовать совместный выход на концерты и балетные спектакли, а также выходы в музеи для изучения, например, событий того времени, на основе которого планируется поставить танцевальную композицию.
Постановочно-репетиционная работа
Репертуар коллектива определяет направленность деятельности коллектива. Он должен быть уникальным и оригинальным. Должен быть подобран с учетом исполнительских возможностей участников, но в то же время должен способствовать росту исполнительского мастерства участников. На формирование репертуара влияет состав (мужской, женский или смешанный). Выбор репертуара зависит от руководителя. Репертуар – означает подбор танцевальных номеров коллектива. Именно репертуар является одним из показателей развития и уровня исполнения участников коллектива.
После изучения танцевальных движений необходимых для исполнения танца, проводится постановочная работа. А затем репетиционная. От качества данной работы зависит успех концертных выступлений.
Работа репетитора важна и ответственна, нужно своевременно увидеть неточности исполнения, точно сделать замечания и добиться исправления ошибок исполнителями, видеть танец в целом и каждого исполнителя в отдельности. На каждой репетиции нужно создать атмосферу творчества и сотрудничества между исполнителями и балетмейстером.
Концертная деятельность
Это все, ради чего работает коллектив. Концерт-стимул творческого роста коллектива. От руководителя требуется умение планирования и организации концертных выступлений коллектива. Полезно и участие коллектива в творческих конкурсах.
И здесь вновь возникает специфика работы руководителя любительского коллектива – т.к. создать эскизы костюмов, подобрать ткань, организовать пошив костюмов – все это задача руководителя. Кроме этого, следует обратить внимание и на сценическое оформление танца – работа со светом, музыкой.
Балетмейстер – специалист, создающий хореографические постановки, танцевальные номера, балетные фрагменты в оперетте и опере. Профессия неразрывно связана с творчеством, однако требует управленческих черт характера. Балетмейстером могут стать и мужчины, и женщины, прошедшие подготовку в вузе или ссузе. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Балетмейстер – идейный вдохновитель и постановщик танцевальных номеров. Он продумывает костюмы и грим, создает танцевальные формы и выполняет другие важные работы. Может заниматься выбором танцоров, проводить кадровые перестановки, прорабатывать концепцию оформления – от цвета нарядов до освещения. Специалист постоянно находится в поиске свежих идей, способен наполнить классический образ или танец новым смыслом, понятным для современного зрителя.
Особенности профессии
Балетмейстер решает много задач, ведь он не только занимается технической стороной танца, но и является автором хореографических произведений. Балетмейстер проводит творческую работу, его деятельность направлена на повышение профессионального мастерства каждого члена хореографического коллектива или балетной труппы. В его обязанности входит:
- руководство хореографическими коллективами и ансамблями;
- планирование и проведение репетиций;
- выбор репертуара, разработка концепции постановки, распределение танцевальных партий;
- контроль коллектива: плановые занятия, повышение квалификации, физическая форма и здоровье, другое;
- оценка перспективности танцоров, проведение проб и внутренних кадровых перестановок;
- контроль работы костюмеров, декораторов, осветителей и других специалистов, несущих ответственность за оформление;
- составление сметы и планирование расходов, необходимых для реализации той или иной постановки.
Балетмейстер великолепно знает историю хореографического искусства, его цель – создание интересных танцевальных постановок, которые привлекут максимальное количество зрителей. Эта профессия открыта для профессиональных танцоров, которые по тем или иным причинам больше не могут выступать на большой сцене.
Плюсы и минусы профессии балетмейстер
Плюсы
- Балетмейстеры заняты творческой работой, которая приносит им моральное удовлетворение и неплохой доход.
- Балетмейстеры, не получившие признание, не останутся без работы. Они могут заниматься с учениками разного возраста в частном порядке, открыть собственную школу или вести блог в интернете.
- Работа связана с физическими нагрузками и постоянным движением, поэтому балетмейстеры отличаются крепким здоровьем и не склонны к профессиональному выгоранию.
- Профильное образование можно получить как в ссузе, так и в вузе.
- Талантливые балетмейстеры, обладающие работоспособностью и силой воли, могут быстро продвинуться по карьерной лестнице.
- Нередко балетмейстеры выполняют дополнительные заказы, например, несут ответственность за постановку танцевальных номеров для рекламы, телевизионных шоу, кинофильмов или музыкальных клипов. Все это помогает им приобрести популярность и существенно повысить уровень благосостояния.
Минусы
- Растяжение связок, ушибы, синяки, мозоли, деформация пальцев стоп – это лишь малый перечень профессиональных травм, от которых страдают балетмейстеры.
- Возможны конфликты, ведь творческие люди очень чувствительные, требовательные и капризные.
- Профессия требует полной самоотдачи, ведь график может быть ненормированным, а гастроли – длительными.
- Небольшая часть балетмейстеров добивается успеха, многие специалисты на протяжении всей жизни дают частные уроки и работают с непопулярными коллективами.
Важные личные качества
Балетмейстер отличается великолепной физической формой, он прекрасно танцует, обладает пластичностью и грациозностью, развитой фантазией, умением смотреть на ситуацию под другим углом. Однако в его характере преобладают черты руководителя:
- требовательность,
- авторитарность,
- психологическая устойчивость,
- энергичность,
- объективность,
- рассудительность,
- инициативность.
Он без сожаления может исключить из постановки танцора, который не справляется с возложенными на него задачами. Балетмейстер умеет планировать, он контролирует свои эмоции и быстро улаживает любые конфликты.
Обучение на балетмейстера
Балетмейстер – это призвание, сфера, которой нужно посвятить всю жизнь. Поэтому рассматриваемую профессию выбирают ребята, которые занимаются танцами с ранних лет. Будущих балетмейстеров заинтересуют следующие направления подготовки, которые открыты во многих отечественных вузах:
Для поступления в вуз необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществу и другим предметам, перечень которых зависит от выбранной специальности. Нужно успешно пройти творческий экзамен и собеседование. Балетмейстером можно стать после окончания хореографического училища, во многие образовательные учреждения принимают учеников начальной школы и выпускников 9-х классов.
Танец — вид искусства, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально хореография носила ритуальный характер, в Древнем Риме, например, танцы были неотъемлемой частью праздника начала урожая. А боевые танцы до сих пор используются некоторыми народами для поддержания боевого духа воинов.
Раньше не было специального термина для специалистов по хореографии, но сейчас есть профессия балетмейстер — это тот, кто занимается постановкой хореографических номеров.
Так как танец — это не столько элитарное искусство, сколько способ самовыражения, то востребованы специалисты, способные работать как с профессиональными танцорами, так и с любителями.
Кто такой балетмейстер и чем он занимается
Балетмейстер — это постановщик хореографических номеров, танцев, балета, элементов движения.
Также в его обязанности входит:
- Обучение артистов движениям.
- Объяснение творческого замысла постановки.
- Репетиция номеров.
Трудится балетмейстер в различных театрах, студиях и школах, но традиционно его профессию связывают с балетом.
Обычно балетмейстер — это бывший танцор, который по разным причинам не может участвовать в постановках. Часто танцевальная карьера завершается примерно к 35 годам, после этого танцоры, желающие продолжить работать в этой сфере, становятся балетмейстерами.
Что делает балетмейстер
Балетмейстер ведет танцевальный номер от момента его создания до финального показа перед зрителями. Это режиссер-постановщик, но только в танцевальной сфере.
Обязанности балетмейстера:
- продумать композицию и техническую составляющую номера;
- провести кастинг и подобрать подходящих танцоров;
- разучить с выбранными танцорами их элементы, провести необходимые прогоны и репетиции;
- взаимодействовать с костюмерами, гримерами, декораторами.
Источник фото master1305/freepik
Требования к балетмейстеру
Балетмейстер — это тот, кто соответствует следующим требованиям:
- танцевальные навыки;
- музыкальный вкус;
- знание основ педагогики и психологии;
- хорошая физическая форма;
- понимание принципов работы костюмера, гримера, декоратора;
- хореографическая подготовка;
- знание различных музыкальных направлений и стилей, умение их сочетать.
Где могут работать балетмейстеры
Представитель этой творческой специальности может работать в разных местах:
- театры;
- любительские труппы;
- танцевальные студии;
- креативные агентства;
- частные занятия.
Область применения навыков и умений балетмейстера ничем не ограничена. Поэтому при желании он может разработать наиболее подходящий ему график, определившись, как и с кем он будет работать. А успешность его дела будет зависеть от собственного таланта и креативности.
Обучение на балетмейстера
Некоторые танцоры получают образование в иностранных учебных заведениях, изучая особенности различных школ. Таким образом, они получают уникальный опыт, который используют для создания номеров в России.
Чаще всего балетмейстеры — это бывшие танцоры, но для полноценной работы они должны получить соответствующее образование. Отсутствие педагогических знаний и неумение управлять коллективом снижает возможность успешного преподавания.
Личностные качества балетмейстера
Профессиональный балетмейстер — это тот, кто обладает следующими качествами:
- развитое воображение;
- креативность;
- художественный вкус;
- терпение;
- внимательность;
- умение мотивировать на работу;
- энтузиазм;
- стремление к совершенствованию навыков;
- организаторские способности.
Источник фото master1305/freepik
Сколько зарабатывают балетмейстеры
Зарплата балетмейстера зависит от его стажа и мастерства. Если специалист занимается с детьми, имеет небольшой стаж работы, то он может рассчитывать на зарплату примерно в 20 тысяч рублей.
Профессионал, имеющий большой стаж и профессиональную труппу, может ориентироваться на доход в 80 тысяч рублей.
Наибольший доход наблюдается у преподавателей, основавших свою танцевальную группу.
Данные о зарплате собраны с помощью интернет-сервисов по поиску работников.
Читайте также: