Балетмейстер и сфера его деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Балетмейстер — это автор и постановщик танцевальных номеров в различных выступлениях, например на концерте, в опере или балете.

Сейчас танец является высоким искусством, балетмейстер необходим не только в классическом балете, но и для постановки спортивных танцев, подготовки выступлений отдельных пар или коллективов.

Чем занимается балетмейстер и что входит в его обязанности

Балетмейстер – это сложная профессия. В обязанности специалиста входит не только постановка танцевальной композиции, но и работа с танцорами. Балетмейстер доносит до танцоров свой замысел, обучает новым движениям, проводит репетиции.

В обязанности балетмейстера входит ведение номера от его замысла и до концертной постановки, можно сказать, что это профессия аналогична театральному режиссеру-постановщику. В процессе работы над танцевальным номером специалисту приходится решать следующие задачи:

  • продумать композицию (подобрать музыку, определить важные технические составляющие);
  • подобрать танцоров (если планируется постановка с определенными танцорами, то при подготовке номера нужно учитывать их способности, уровень подготовки, слабые и сильные стороны);
  • провести обучение танцоров (специалист доносит до своих подопечных идею постановки, разучивает новые движения, связки и переходы, проводит репетиции).

Кроме того, в процессе своей деятельности балетмейстеру приходится взаимодействовать со звукооператорами, костюмерами, декораторами и гримерами. В постановке танцевального номера множество нюансов, и все их должен учитывать опытный балетмейстер.

Направления деятельности балетмейстера

  1. Сочинитель. Этот специалист занимается непосредственно сочинением композиции. Балетмейстер-сочинитель отвечает за танцевально-пантонимную партитуру.
  2. Постановщик. Балетмейстер-постановщик занимается постановкой спектакля. В его компетенции обучение танцоров. Специалист должен показать, как нужно танцевать определенную партию, поставить движения, помочь вжиться в образ.
  3. Репетитор. Специалист отвечает за проведение репетиций: составляет график, подбирает танцоров на определенные партии. Репетитор должен не только понять все тонкости замысла сочинителя и идеи постановщика, но и знать особенности танцоров, помогающие распределить партии.
  4. Танцмейстер. Этот специалист занимается постановкой и отработкой малых номеров в составе общей композиции.

В небольших танцевальных коллективах нередко бывают ситуации, когда все этапы постановки спектакля или номера выполняет один человек.

Какими качествами должен обладать балетмейстер

Балетмейстер должен иметь отличную хореографическую подготовку, как правило, в эту профессию идут люди, посвятившие танцам большую часть своей жизни. Кроме того, специалист должен обладать следующими знаниями и навыками:

  • основы педагогики и психологии (это необходимо, чтобы проводить успешное обучение танцоров, уметь находить подход к каждому члену коллектива, быстро объяснять непонятные моменты);
  • знание музыкальных направлений и стилей;
  • безупречный музыкальный вкус;
  • знание принципов работы декораторов, костюмеров, звукооператоров и прочих специалистов, участвующих в постановке номера или спектакля;
  • хорошее знание музыкальной и танцевальной классики.

Кроме того, хореограф должен быть в хорошей физической форме, ведь ему приходится не только объяснять танцорам замысел постановки, но и демонстрировать движения, когда это необходимо.

Стоит отметить и личностные качества, необходимые для успешного балетмейстера. Это организаторские способности, развитое воображение, умение мотивировать на работу, тяга к постоянному самосовершенствованию.

Где работают балетмейстеры

Балетмейстеры требуются везде, где ставят танцевальные номера. Представители профессии работают в театрах, в кинематографе, в хореографических студиях, проводят частные уроки и т.д.

Как стать балетмейстером

Преимущества и недостатки профессии

Балетмейстер – интересная и креативная профессия, хорошему специалисту несложно найти работу с достойной оплатой и возможностью творческой реализации. Однако у этой специальности есть и определенные недостатки: нужно постоянно поддерживать отличную физическую форму, балетмейстерам часто приходится ездить на гастроли и в творческие поездки, кроме того, как и любая работа с людьми, профессия постановщика танцев связана со стрессами. Нередко приходится решать конфликты, находить общий язык с танцорами и другими членами творческого коллектива.

Известные балетмейстеры прошлого и настоящего

От балетмейстера в огромной мере зависит успех танцора или танцевального коллектива. Балетмейстеры ставят постановки, которые находят отклик в душе зрителей и помогают лучше понять музыкальный замысел.

Из знаменитых балетмейстеров прошлого можно выделить:

Есть и немало других хореографов, имена которых вошли во всемирную историю искусства наравне с танцорами, дирижерами, скульпторами или художниками.

Если у вас есть желание погрузиться в атмосферу театра, научиться танцевать и принять участие в танцевальном номере под руководством опытных специалистов, то приглашаем записаться на пробное занятие, для начала подойдут такие стили, как бальные танцы, современные танцы или танго. Подготовка шоу-номеров у нас возможна по всем направлениям.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Классический балет
Опера, музыкальная комедия, драма, кино
Ансамбли народного танца
Ансамбли песни и танца
Шоу-балет
Эстрада
Массовые хореографические постановки
Современная хореография
Бальный танец
Спорт (гимнастика, фигурное катание)
Телевидение

Театр танца, ансамбль классического танца
Ансамбли народного танца
Ансамбли современного танца
Фольклорные ансамбли
Ансамбли песни и танца

ЖАНР – это в широком смысле – некий род произведения. Понятием жанра определяется характер творчества, а также связанная с ним манера исполнения.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
Народный танец
Историко-бытовой танец
Классический танец
Бальный танец
Современные виды хореографии.

Виды творческой деятельности балетмейстера

Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении
Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:
1) сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)
2) произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)
3) исторического события (героические события, исторические личности)
4) фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)
5) образного впечатления от прослушанного музыкального материала
(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание
поделиться своими впечатлениями с другими).
Известные балетмейстеры-сочинители: М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Устинова, М. Мурашко.

Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.
Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией. Примером творческого союза балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-репетитора является сотрудничество М. Мурашко и Геннадия Петровича Гусева, в результате чего ансамбль Марий Эл отличался высоким исполнительским мастерством именно в годы работы данных балетмейстеров.

Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.
Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.

Специфика работы балетмейстера
в любительском творческом коллективе

Любительское творчество является общедоступным и добровольным. В процессе занятий хореографией исполнители-участники коллектива
1. физически развиваются, приобретают технику исполнения танцевальных движений.
2. учатся понимать и слушать музыку
3. духовно обогащаются от соприкосновения с искусством танца
4. интеллектуально обогащаются, узнавая историю, культуру народов.
5. вырабатывают художественный вкус
6. вырабатываю личностные качества, способность к творческой самореализации.

Специфика работы балетмейстера любительского творческого коллектива состоит в том, что он одновременно является сочинителем и постановщиком танцев, а также проводит работу балетмейстера-репетитора. Одновременно с вышеперечисленным, проводит учебную работу с участниками коллектива, а также занимается воспитательной работой. В основном не имеет возможности работать с композитором, поэтому работает с готовыми музыкальными фонограммами. В процессе работы в настоящее время используются компьютерные технологии, что значительно облегчило процесс подготовки музыки для танцевальных постановок (это и обработка, и купирование музыкальных произведений в соответствии с замыслом балетмейстера, замедление и ускорение музыкального темпа).

Существует 4 раздела работы руководителя коллектива:

Организационная работа.
Хорошая организация – залог успешной работы.
При планировании организации коллектива мы определяем жанровую направленность деятельности коллектива: классического танца, народного танца, эстрадного, бального, фольклорные ансамбли, танцевальные группы ансамблей песни и танца, шоу-балет.
Есть деление возрастное – детские, юношеские, взрослые и смешанные. Возраст учитывается при выборе репертуара и направленности работы коллектива
Классификация коллективов по форме и целям:
1. обучающие (детские школы искусств, студии)
2. творческо-исполнительские (Театры и ансамбли танца)
По источникам финансирования:
1. на бюджетном финансировании
2. на самоокупаемости
Работа коллектива предусматривает планомерность и систематичность занятий.
Но прежде организационным моментом является создание условий для занятий (наличие специального класса, оборудованного по всем требованиям, наличие раздевалки).
К организационной работе относится проведение отбора в коллектив (реклама, критерии отбора, расписание занятий).

Учебно-воспитательная работа
Руководитель выполняет не только роль учителя, но и воспитывает участников своего коллектива. Для этого он сам должен обладать определенными личностными качествами: выдержка, умение управлять своими эмоциями, знание методов и методик преподавания, знание возрастной психологии. Посредством соприкосновения с искусством танца участники получают интеллектуальное развитие. Культурное развитие, эстетическое развитие. Формируется художественный вкус. Знакомство с историей и культурой и есть воспитание. Воспитывается дисциплина в совместном труде. Посредством подбора репертуара тоже воспитываются участники. Учебная работа происходит на каждом занятии – осваивается новый танцевальный материал, изучаются тренировочные упражнения у станка и на середине зала. Основная цель учебной работы - овладение исполнительским мастерством, техникой исполнения танцевальных движений. В рамках воспитательной работы руководитель может организовать совместный выход на концерты и балетные спектакли, а также выходы в музеи для изучения, например, событий того времени, на основе которого планируется поставить танцевальную композицию.

Постановочно-репетиционная работа
Репертуар коллектива определяет направленность деятельности коллектива. Он должен быть уникальным и оригинальным. Должен быть подобран с учетом исполнительских возможностей участников, но в то же время должен способствовать росту исполнительского мастерства участников. На формирование репертуара влияет состав (мужской, женский или смешанный). Выбор репертуара зависит от руководителя. Репертуар – означает подбор танцевальных номеров коллектива. Именно репертуар является одним из показателей развития и уровня исполнения участников коллектива.
После изучения танцевальных движений необходимых для исполнения танца, проводится постановочная работа. А затем репетиционная. От качества данной работы зависит успех концертных выступлений.
Работа репетитора важна и ответственна, нужно своевременно увидеть неточности исполнения, точно сделать замечания и добиться исправления ошибок исполнителями, видеть танец в целом и каждого исполнителя в отдельности. На каждой репетиции нужно создать атмосферу творчества и сотрудничества между исполнителями и балетмейстером.

Концертная деятельность
Это все, ради чего работает коллектив. Концерт-стимул творческого роста коллектива. От руководителя требуется умение планирования и организации концертных выступлений коллектива. Полезно и участие коллектива в творческих конкурсах.
И здесь вновь возникает специфика работы руководителя любительского коллектива – т.к. создать эскизы костюмов, подобрать ткань, организовать пошив костюмов – все это задача руководителя. Кроме этого, следует обратить внимание и на сценическое оформление танца – работа со светом, музыкой.

Балетмейстер

Балетмейстер – специалист, создающий хореографические постановки, танцевальные номера, балетные фрагменты в оперетте и опере. Профессия неразрывно связана с творчеством, однако требует управленческих черт характера. Балетмейстером могут стать и мужчины, и женщины, прошедшие подготовку в вузе или ссузе. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Балетмейстер – идейный вдохновитель и постановщик танцевальных номеров. Он продумывает костюмы и грим, создает танцевальные формы и выполняет другие важные работы. Может заниматься выбором танцоров, проводить кадровые перестановки, прорабатывать концепцию оформления – от цвета нарядов до освещения. Специалист постоянно находится в поиске свежих идей, способен наполнить классический образ или танец новым смыслом, понятным для современного зрителя.


Особенности профессии

Балетмейстер решает много задач, ведь он не только занимается технической стороной танца, но и является автором хореографических произведений. Балетмейстер проводит творческую работу, его деятельность направлена на повышение профессионального мастерства каждого члена хореографического коллектива или балетной труппы. В его обязанности входит:

  • руководство хореографическими коллективами и ансамблями;
  • планирование и проведение репетиций;
  • выбор репертуара, разработка концепции постановки, распределение танцевальных партий;
  • контроль коллектива: плановые занятия, повышение квалификации, физическая форма и здоровье, другое;
  • оценка перспективности танцоров, проведение проб и внутренних кадровых перестановок;
  • контроль работы костюмеров, декораторов, осветителей и других специалистов, несущих ответственность за оформление;
  • составление сметы и планирование расходов, необходимых для реализации той или иной постановки.

Балетмейстер великолепно знает историю хореографического искусства, его цель – создание интересных танцевальных постановок, которые привлекут максимальное количество зрителей. Эта профессия открыта для профессиональных танцоров, которые по тем или иным причинам больше не могут выступать на большой сцене.

Плюсы и минусы профессии балетмейстер

Плюсы

  1. Балетмейстеры заняты творческой работой, которая приносит им моральное удовлетворение и неплохой доход.
  2. Балетмейстеры, не получившие признание, не останутся без работы. Они могут заниматься с учениками разного возраста в частном порядке, открыть собственную школу или вести блог в интернете.
  3. Работа связана с физическими нагрузками и постоянным движением, поэтому балетмейстеры отличаются крепким здоровьем и не склонны к профессиональному выгоранию.
  4. Профильное образование можно получить как в ссузе, так и в вузе.
  5. Талантливые балетмейстеры, обладающие работоспособностью и силой воли, могут быстро продвинуться по карьерной лестнице.
  6. Нередко балетмейстеры выполняют дополнительные заказы, например, несут ответственность за постановку танцевальных номеров для рекламы, телевизионных шоу, кинофильмов или музыкальных клипов. Все это помогает им приобрести популярность и существенно повысить уровень благосостояния.


Минусы

  1. Растяжение связок, ушибы, синяки, мозоли, деформация пальцев стоп – это лишь малый перечень профессиональных травм, от которых страдают балетмейстеры.
  2. Возможны конфликты, ведь творческие люди очень чувствительные, требовательные и капризные.
  3. Профессия требует полной самоотдачи, ведь график может быть ненормированным, а гастроли – длительными.
  4. Небольшая часть балетмейстеров добивается успеха, многие специалисты на протяжении всей жизни дают частные уроки и работают с непопулярными коллективами.


Важные личные качества

Балетмейстер отличается великолепной физической формой, он прекрасно танцует, обладает пластичностью и грациозностью, развитой фантазией, умением смотреть на ситуацию под другим углом. Однако в его характере преобладают черты руководителя:

  • требовательность,
  • авторитарность,
  • психологическая устойчивость,
  • энергичность,
  • объективность,
  • рассудительность,
  • инициативность.

Он без сожаления может исключить из постановки танцора, который не справляется с возложенными на него задачами. Балетмейстер умеет планировать, он контролирует свои эмоции и быстро улаживает любые конфликты.

Обучение на балетмейстера

Балетмейстер – это призвание, сфера, которой нужно посвятить всю жизнь. Поэтому рассматриваемую профессию выбирают ребята, которые занимаются танцами с ранних лет. Будущих балетмейстеров заинтересуют следующие направления подготовки, которые открыты во многих отечественных вузах:

Для поступления в вуз необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществу и другим предметам, перечень которых зависит от выбранной специальности. Нужно успешно пройти творческий экзамен и собеседование. Балетмейстером можно стать после окончания хореографического училища, во многие образовательные учреждения принимают учеников начальной школы и выпускников 9-х классов.

работа балетмейстером

Танец — вид искусства, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально хореография носила ритуальный характер, в Древнем Риме, например, танцы были неотъемлемой частью праздника начала урожая. А боевые танцы до сих пор используются некоторыми народами для поддержания боевого духа воинов.

Раньше не было специального термина для специалистов по хореографии, но сейчас есть профессия балетмейстер — это тот, кто занимается постановкой хореографических номеров.

Так как танец — это не столько элитарное искусство, сколько способ самовыражения, то востребованы специалисты, способные работать как с профессиональными танцорами, так и с любителями.

Кто такой балетмейстер и чем он занимается

Балетмейстер — это постановщик хореографических номеров, танцев, балета, элементов движения.

Также в его обязанности входит:

  • Обучение артистов движениям.
  • Объяснение творческого замысла постановки.
  • Репетиция номеров.

Трудится балетмейстер в различных театрах, студиях и школах, но традиционно его профессию связывают с балетом.

Обычно балетмейстер — это бывший танцор, который по разным причинам не может участвовать в постановках. Часто танцевальная карьера завершается примерно к 35 годам, после этого танцоры, желающие продолжить работать в этой сфере, становятся балетмейстерами.

Что делает балетмейстер

Балетмейстер ведет танцевальный номер от момента его создания до финального показа перед зрителями. Это режиссер-постановщик, но только в танцевальной сфере.

Обязанности балетмейстера:

  1. продумать композицию и техническую составляющую номера;
  2. провести кастинг и подобрать подходящих танцоров;
  3. разучить с выбранными танцорами их элементы, провести необходимые прогоны и репетиции;
  4. взаимодействовать с костюмерами, гримерами, декораторами.

Зарплата балетмейстера

Источник фото master1305/freepik

Требования к балетмейстеру

Балетмейстер — это тот, кто соответствует следующим требованиям:

  1. танцевальные навыки;
  2. музыкальный вкус;
  3. знание основ педагогики и психологии;
  4. хорошая физическая форма;
  5. понимание принципов работы костюмера, гримера, декоратора;
  6. хореографическая подготовка;
  7. знание различных музыкальных направлений и стилей, умение их сочетать.

Где могут работать балетмейстеры

Представитель этой творческой специальности может работать в разных местах:

  • театры;
  • любительские труппы;
  • танцевальные студии;
  • креативные агентства;
  • частные занятия.

Область применения навыков и умений балетмейстера ничем не ограничена. Поэтому при желании он может разработать наиболее подходящий ему график, определившись, как и с кем он будет работать. А успешность его дела будет зависеть от собственного таланта и креативности.

Обучение на балетмейстера

Некоторые танцоры получают образование в иностранных учебных заведениях, изучая особенности различных школ. Таким образом, они получают уникальный опыт, который используют для создания номеров в России.

Чаще всего балетмейстеры — это бывшие танцоры, но для полноценной работы они должны получить соответствующее образование. Отсутствие педагогических знаний и неумение управлять коллективом снижает возможность успешного преподавания.

Личностные качества балетмейстера

Профессиональный балетмейстер — это тот, кто обладает следующими качествами:

  1. развитое воображение;
  2. креативность;
  3. художественный вкус;
  4. терпение;
  5. внимательность;
  6. умение мотивировать на работу;
  7. энтузиазм;
  8. стремление к совершенствованию навыков;
  9. организаторские способности.

Постановщик танцев

Источник фото master1305/freepik

Сколько зарабатывают балетмейстеры

Зарплата балетмейстера зависит от его стажа и мастерства. Если специалист занимается с детьми, имеет небольшой стаж работы, то он может рассчитывать на зарплату примерно в 20 тысяч рублей.

Профессионал, имеющий большой стаж и профессиональную труппу, может ориентироваться на доход в 80 тысяч рублей.

Наибольший доход наблюдается у преподавателей, основавших свою танцевальную группу.

Данные о зарплате собраны с помощью интернет-сервисов по поиску работников.

Читайте также: