Автора труда педагогические основы школьного краеведения

Обновлено: 07.07.2024

Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись еще во времена М.В.Ломоносова краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания родного края. В советское время М.И.Калинин говорил, что патриотизм начинается с углубленного познания родного края.

Краеведение имеет большое значение в образовательно – воспитательном процессе.

II. Виды краеведения:

1. Научное краеведение. Оно осуществляет поиск и анализ новых сведений о своем крае.

2. Культурно-просветительное краеведение. Этот вид краеведения знакомит население с историей, природой и культурой края через экспозиции краеведческих музеев, публикации в прессе, издание научно – популярной литературы.

3. Прикладное краеведение. Прикладное краеведение решает практические вопросы местного значения: составление карт, разработка туристических маршрутов, выявление природных объектов, подлежащих охране, оценка местных запасов растительного лекарственного сырья, учет и оценка животных и птиц и т. д.

4. Учебно-воспитательное краеведение. Оно является школьным. Изучение родного края с использованием специальных пособий, краеведческих экскурсий, фенологических наблюдений – те вопросы, которые с разным успехом, в зависимости от подготовки и заинтересованности учителей, педагогов, решаются школьным краеведением.

Школьное краеведение – одно из прогрессивных начинаний дореволюционной русской педагогики. Начало ему положено К.Д.Ушинским, который разработал первоосновы краеведения и дал научно – психологическое обоснование целесообразности использования окружающего материала в обучении, начиная с первых классов.

Изучение родного края А.Е.Ставровским (1951) связывается с самой разнообразной общественно – полезной деятельностью. В его работе раскрыта взаимосвязь между учебными предметами и внеклассной работой. Определены основы школьного краеведения, разработаны содержания, принципы школьного краеведения, требования к отбору учебных целей.

В своих работах П.В.Иванов (1990) обосновывает, что школьное краеведение обладает конкретно – познавательной, понятийно – осмыслительной, идейно – воспитательной и практической педагогическими сторонами.

Учеными доказано, что краеведение выступает универсальным педагогическим средством, помогающим учителям формировать и развивать познавательный интерес учащихся, их мотивационную сферу, активизировать их учебную деятельность, воспитывать разносторонне развитого человека, патриота своей родины.

III. Организация эколого-туристско-краеведческой работы в сельской школе

В современных условиях резко повышается социальная ценность выпускника сельской школы, обладающего знаниями, понимающего особенности экономического и социального развития страны, своего региона, умеющего быстро принимать адекватные решения, определять свое место и поведение в сложной системе многообразных социальных отношений, одним из предметов естественнонаучного образования является география.

Национально-региональный компонент преподавания географии дает возможность широко использовать местный краеведческий материал.

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Краеведение способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

Краеведческая работа стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Как учитель-экспериментатор, осуществляя принцип гуманизации образования, руководствуюсь следующим положениям, как личностный подход в обучении и воспитании учащихся. Важное место в образовании занимает дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие познавательный интерес учащихся и овладение навыками исследовательской работы. Каждый ребенок, находясь в школе, не только готовится к будущей взрослой жизни, но и живет реальной жизнью. Каждый должен найти себе полезное дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость будущего гражданина.

В краеведческой работе особое место занимает исследовательская работа учащихся и учителя. Она способствует развитию личности учащегося, формирует современное научно-творческое мышление. Овладеть культурой географического мышления и поведения можно лишь на базе усвоения основ географической науки, излагаемой в логической последовательности и преемственности взглядов, теорий и понятий.

География открывает перед учащимися тесно взаимодействующий мир природы и общества, жизненное пространство с его проблемами, осмысление себя, как неотъемлемой части окружающего мира.

Детское творчество гораздо полнее и ярче проявляется в работе вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы.

Экологическое образование неотделимо от экологического воспитания. Конечная цель экологического образования достигается не только овладеванием совокупности экологических знаний и умений, но и формированием способностей детей к осознанной деятельности.

С 1997 г. преподаю авторские факультативные (элективные) курсы по экологии и охране природы в 5,6,7,8 классов в целях реализации экологизации учебного процесса:

  • Тэрээбут туэлбэм (Родной наслег). Программа. Факультатив. 5кл. 33ч. 1997 г.
  • Основы экологии. Программа. Факультатив. 6кл. 33ч. 1997 г.
  • Мир растений. Программа. Факультатив. 7кл. 33ч. 1998 г.
  • Мир животных. Программа. Факультатив. 8кл. 33ч. 1999 г.

Такая работа способствовала формированию бережного отношения к родной природе, у детей появились новое экологическое мышление.

Формами работы по распространению опыта работы являются:

  • открытый урок;
  • мастер-класс;
  • творческий семинар;
  • авторский семинар;
  • научно-практическая конференция;
  • публикация.

Основными направлениями программы ОЭР были: экологическая публицистика, экологическое краеведение, инженерная экология.

  • наблюдение и исследовательская работа школьников по охране природы, мониторинг водных экосистем малых рек (Синяя, Мэкэлэ), озер (Тысагаччы, Кэптин);
  • описание флоры и фауны;
  • топонимика;
  • таблица-схема наблюдений исследовательской работы;
  • исследование теплового режима жилых и производственных помещений, поиск методов снижения расходов дров для лесных ресурсов, разработка плана постройки экологического дома, анализ связи теплового режима дома и школы со здоровьем людей;
  • исследование радиоактивности территории наслега;
  • разработка методов подготовки проб растительности, грибов, ягод, древесных пород, мяса и рыбы в зимних условиях;
  • отбор проб различных видов мхов, лишайников, лекарственных растений, грибов, ягод, овощей (летом и осенью).

Эксперимент развивал интеллектуальные возможности учащихся, способствовал формированию нравственной экологической культуры. У детей повысился интерес к естественным циклам. Дети научились владеть навыками исследовательской работы. У учителей, работающих в эксперименте, заметно повысился научно – методический уровень.

В школе функционирует краеведческий музей, ведется плановая работа по краеведению. Собран богатый материал по родословной нашего наслега, экспонируются предметы быта, материальной культуры жителей наслега. Проводится целенаправленная работа по изучению истории родного наслега. По материалам переписи 100-летней давности составлена подробная карта дворовых хозяйств и жителей, проживающих в урочищах рек Сыа Салбыт, Улэгир, Мэкэлэ, Нуоралдьыма, Бас, Сиэгэннээх, Сиинэ, в аласах Кэптин, Тонуулаах, Куьуччэ, Тойон Уйата, Сата5ай, Алын Дьампа и др.

В 2006 г. наш Малтанинский наслег отмечал 100-летний юбилей, где в школьном музее экспонировались все собранные материалы по истории родного наслега. В музее древних, ископаемых исполинов ледникового периода – мамонтов, носорогов и пр.

Большое значение в краеведении имеет топонимика. Привлечение топонимического материала на уроке – это не только средство, облегчающее запоминание учебного материала, но и метод учебной деятельности, делающий учебный материал занимательным, легко усваиваемым. Изучение топонимов имеет большое воспитательное значение, служит средством познания родного края. Формы работы на уроках могут быть самыми разнообразными. Изучение топонимов можно применить на определенном этапе урока, как при изучении новой темы, так и при закреплении и повторении пройденного материала. Также можно провести семинары по итогам полевых работ, уроки – экскурсии, музейные уроки, практические и самостоятельные работы со словарями и другими источниками.

Ежегодно нами разрабатываются маршруты экологических походов и экспедиций, которые также входят в системы краеведческой работы, причем как ее самые активные формы.

Туристические слеты и походы занимают особое место внеурочной деятельности по преподаваемым предметам. В нашей школе давно стали традицией осенние и весенние походы. Это волнующий, радостный момент в жизни каждого ученика. К нему долго готовятся, его ждут. Во время походов прививаются туристические умения, навыки, правила поведения на природе.

  • Изучают топонимику местности, урочищ.
  • Знакомятся с ее флорой и фауной.
  • Ведется поиск и распознавание лекарственных растений данной местности.
  • Собирают гербарий, природный материал для уроков географии и экологии, труда и рисования.
  • Ведут дневник похода, который оформляется своими стихами, рисунками и рассказами об увиденном, а также составляют топографическую карту маршрута.
  • Обязательны подвижные игры, спортивные соревнования, соревнования по ориентированию местности.

А на общешкольном турслете наши учащиеся участвуют и как зрители, готовятся к соревнованиям в следующем году.

Одним из наиболее оптимальных путей реализации идеи формирования экологической культуры у школьников в нашей школе является работа эколого- волонтерских лагерей.

Основной целью лагеря является повышение уровня экологического образования, обучение навыкам научно – исследовательской работы, развитие краеведческого кругозора, организация отдыха, занятости, выполнение общественно – полезной работы и оздоровления детей.

В обучающую программу лагеря входят ежедневные занятия, экскурсии, общественно полезная волонтерская работа. Во время летнего лагеря (2007, 2008 гг.) организовано четыре пеших эколого-туристских похода. Общая протяженность маршрута – 150 км.

В конце сезона ребята набираются сил, энергии, умений и навыков полевой работы. Они уже умеют практически работать в полевых условиях, а затем проводить заключения по сделанной работе.

Дети, посетившие лагерь, получают научные знания об окружающей среде, навыки работы, бесценный жизненный опыт общения между собой и живой природой. Мониторинг, проведенный во время полевой работы – неплохой материал для дальнейшего изучения и сравнения состояния экосистем родного наслега в дальнейшем.

Сельские ребята с малых лет знают, что такое труд. Трудовые навыки получают, помогая своим родителям и работая волонтерами в школе.

Работа начинается с уборки территории школы весной и осенью. Два раза в год выходим на очистку улиц родного села, прибрежной полосы озер Кэптин, Сымалаах, территории экотропы. Летом ухаживают за цветами около школы, зимой – за зимними цветами.

Летом 2008 года волонтеры спускали воды сенокосного угодья урочище Тысагаччы. Выравнивали дороги длиной 12 км.

Волонтерская работа помогает ребятам стать добрыми, трудолюбивыми, сплоченными, сделать доброе дело своими руками.

Сегодня, в период социальных преобразований в стране и в республике, дело воспитания молодого поколения приобретает особое решающее значение для развития общества. При этом школа остается важным звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических, психологических и методических основ организационной работы школы.

IV. Краеведческие особенности и возможности Малтанинского наслега Горного улуса

Цели и задачи проекта:

  1. Развитие у подрастающего поколения чувства причастности к экологическим проблемам своей местности.
  2. Поддержать творческую активность учащихся, проявляющих интерес к изучению родного края.
  3. Воспитание экологической культуры учащихся через изучение экологического состояния окружающей среды своей местности.
  4. Развитие проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Содействие интеллектуальному развитию учащихся.
  6. Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22.04.2009 г. «О проведении Года ветеранов ВОВ 1941-1945 годов в Республике Саха (Я), а также усилении внимания общественности и подрастающего поколения к значению Победы в Великой Отечественной войне и увековечении памяти участников ВОВ и тыла.

1. Общая характеристика Малтанинского наслега: географическое положение, геология и рельеф, полезные ископаемые и их значение, климат, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир; сельское хозяйство, транспорт, население и участки.

Экскурсионные объекты: природные объекты (озера Кэптин, Тыьа5аччы, Тэбуруэн, р. Синяя, урочище Кугдьа (Тимир хайа), Булгунньах, Урун хайа и памятные места наслега.

Известные люди наслега: ветераны и погибшие воины ВОВ, заслуженные работники народного хозяйства, ученые, народные мастера и целители, родословные жителей наслега за 100 лет.

2. Практическое занятие.

1) Составление списка объектов родного края, подлежащих изучению младшими школьниками по разделам:

  • объекты природы
  • объекты промышленности и сельского хозяйства
  • объекты истории и культуры.

2) Построение диаграмм и графиков развития сельского хозяйства за последние 10, 20, 30 лет на основании изучения статистических данных.

3. Методика изучения природных объектов.

Организация краеведческого изучения родного края.

Определение темы исследования, выбор района исследования, задачи исследования, выбор методов исследования. Схемы изучения природных и хозяйственных объектов. Ведение личного и группового дневников, стенгазет, фотографирование и зарисовка.

Оформление результатов проделанной работы: электронные презентационные материалы, карты, схемы, графики, таблицы, диаграммы, гербарии и т.д. Системный и комплексный подход при организации краеведческой исследовании.

4. Практическое занятие.

1) Проведение краеведческих исследований местности по следующему плану:

  • изучение литературных, картографических, статистических и др. источников краеведческих знаний, составление библиографии;
  • изучение рельефа;
  • организация и проведение гидрологических и метеорологических наблюдений;
  • организация и проведение фенологических наблюдений.

2) Разработка маршрутов туристических и экологических троп.

5. Конечная цель:

1) Для изучения младших и средних школьников создать дидактические учебные и развлекательные материалы с использованием ИКТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для учителей, кто занимается внеурочной деятельностью по краеведению. Освещены особенности работы по данной теме.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация: в статье рассматривается проблема краеведческой деятельности в начальной школе, понятие краеведение как неотъемлемая часть воспитания и обучения младших школьников, роль краеведческого образования в начальной школе, средства, используемые в начальной школе при реализации краеведческой деятельности, организация краеведческой работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: краеведение, краеведческая деятельность, патриотизм, краеведческая работа, методы, принципы, направления краеведческой деятельности.

Постановка проблемы. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования определены требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным), представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения. Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.

Педагогическое обоснование идей и изучения краеведения в начальной школе были реализованы такими учеными как: Я.А. Каменский, Н.И. Новиков, Н.Х. Вессель, К.Д. Ушинского, Э.Ю. Петри, С.П. Аржанова, А.С. Барков, А.А. Половинкин.

Цель: определить особенности реализации краеведческой деятельности в начальной школе.

Изложение основного материала. В настоящее время прослеживается высокий интерес к исследованию родного края, в частности в начальной школе. Краеведение в начальной школе является одним из ключевых источников формирования учебной мотивации, обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, развитие гражданских позиций и навыков.

Краеведческая деятельность содействует более углублённому изучению истории своей Родины. Под руководством учителей обучающиеся составляют азбуки, словари, сборники игр, произведений, организуют выставки поделок и фотографий, формируют проекты на материале своего края. Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в деятельности присоединяются к краеведению. [2, с. 35]

Специфика организации школьного краеведения заключаеться в характеризующей воспитательно-образовательной цели. Сущность организации школьного краеведения базируется на направленном применении материальных и духовных ресурсов края в решении разных педагогических задач. Содержание и методы школьного краеведения должны отвечать уровню познаний и возрастным особенностям обучающихся, учитывать их индивидуальные черты и наклонности. Развитие патриотизма начинается с углублённого постижения своей Родины. [2, с. 36]

Обязательным условием при организации образовательной работы по изучению своего края является выполнение следующих принципов:

адаптированность научных понятий и терминов;

активность и осмысленность: восприятие учащимся цели и задач; учащийся обучается самоанализу и самооценке, мыслит и действует самостоятельно, обучается опираться не на авторитет педагога, а на доказательства и логику мышления;

деятельностный аспект: применение проблемного материала, установка проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы с самостоятельно, самоанализ и оценка итогов деятельности;

доступность: от легкого к трудному, от незнакомого к известному;

наглядность: применение наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

научность: выполнение логики изложения материала в согласовании с формированием современных научных познаний;

принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, формирование атмосферы доброжелательности талантливости, анализ учителем художественных достоинств детских работ.

системность и очередность занятий: предоставление преемственности обучения;

учёт возрастных особенностей и индивидуальных; [3, с. 26]

Организуя в начальной школе образовательную деятельность согласно изучению родного края, предполагается использовать местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города либо посёлка, зоологический парк, станции юннатов, библиотеки, выставки и иные культурные учреждения, и памятные зоны. Планируются многообразные формы занятий:

встречи с знаменитыми людьми, презентации,

коллективные и индивидуальные проекты.

Краеведческие конкурсы, их основная задача - сформировать у обучающихся заинтересованность к предмету, малой отчизне, району. Разработка и осуществление конкурсов содействуют формированию познаний обучающихся, развитию культуры мышления, речи, умений работы и общения в коллективе.

Предметная неделя – классическая модель, позволяющая вовлечь абсолютно всех учащихся школы к краеведческой деятельности в связи с их интересов и познавательных возможностей. Задача ее проведения – формирование заинтересованности к предмету, увеличение краеведческого горизонта обучающихся. К примеру:

Использование внеклассной работы: школьные кружки и историко-краеведческие конференции. Ключевыми особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего формирования индивидуальных познавательных интересов и наклонностей обучающихся, широкие возможности применения всевозможных форм и способов работы. Внеклассная деятельность по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Школьный кружок не является продолжением классных уроков, а только лишь основывается на познаниях, которые обучающиеся приобрели на уроках. Деятельность в кружке может помочь обучающимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от мастерства, стремления, инициативы его руководителя.

Историко-краеведческие конференции обычно ведутся по результатам определенного периода исследовательской работы кружка, общества.

педагогический состав школы в годы войны,

церковно-приходская школа где я живу и так далее. [4, с.41]

Краеведческий уголок в начальной школе осуществляет ряд функций. Таким (образом, методисты М.А. Никонова и П.А. Данилов отмечают следующие функции краеведческого уголка:

активизация познавательной работы обучающихся;

воспитание патриотических чувств любви к Родине

реализация принципа наглядности в обучении;

решение педагогической задачи соединения обучения с жизнью;

средство осуществления воспитывающего обучения;

средство осуществления межпредметных взаимосвязей;

Целями применения краеведческого уголка при формировании интереса к истории родного края в школе являются:

осознание обучающимися своей связи с окружающим их “малым” миром, вовлеченности к делам и обычаям земляков, развитие личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и района; воспитание гражданственности и патриотизма;

развитие умственных и поисково-информационных умений в процессе изучения местного материала, воображения и эмоций в ходе исторической реконструкции местных сюжетов; развитие ключевых компонентов.

формирование взглядов об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный отпечаток в истории местности, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона; [6, с. 56]

Отдельного внимания требует такое направление школьного краеведения, как школьный музей. Ключевые направления, содержание, формы и способы деятельности школьного музея обусловлены работой с фондом музея, включающей сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и дополнительного фондов по разделам музейной экспозиции.

Основные формы и методы работы школьного музея: поисковые выезды и выходы в местность (походы, экспедиции, экскурсии), общая активность педагогов со школьниками и их родителями, жителями микрорайона по сбору музейных предметов и полевого краеведческого материала; деятельность с краеведческими, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом; анкетирование и опрос местных жителей, членов семьи, дарителей, специалистов для установления и отображения музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.

Музей гарантирует независимый подбор видов работы, в ходе которых создаются и формируются коммуникативные возможности; ориентацию в личностные интересы, потребности, возможности, позволяющей сформировать досуг школьников в свободное от учебных уроков время; формирует способности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, формирования ее креативного, духовно-нравственного и гражданского потенциала. [7, с. 15]

Таким образом, краеведческая деятельность много дает обучающимся в плане развития их интересов, развития их профессиональной направленности, расширения общего кругозора, формирования познавательной самостоятельности. Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по критерию продвижения учащегося через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Этот аспект дает возможность объединить обучение по разным предметам единой идеей: восхищение, гордость и чувство к родному краю, тем самым формируя творческое воображение, внимательность, активность, самостоятельность детей.

Выводы. Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что краеведческая деятельность имеет возможность и должна вступить в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит обучению гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России. Краеведение как предмет непременно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина обучает ребёнка понимать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков учащийся может убедиться в потребности воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, уверенность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе, так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие учащемуся выбрать и создать собственную систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит любовь к родине, а начинается он с любви к своей малой Родине.

Список литературы:

Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-35;

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. – Петрозаводск. – 2006. – с. 25-34

Краеведение: пособие для учителей. – М.: Просвещение. – 2007. – с. 35-44

Маслова А. Н. Краеведение / А. Н. Маслова. – СПб.: Профессия. – 2010. – 368 с.

Маханева М.Д., Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. [Текст] / М.Д. Маханева – М.: АРКТИ. – 2005. – 124 с.

Музеи в современном обществе: миссия выполнена // Соврем. б-ка. – 2014. – № 9. – с. 14-17.

В понятие “краеведение” вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории(1) . В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”(2). Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.

А.С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства”(3) .

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического”(4).

Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А.С. Барков считал, что “объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как “малую географию”, точнее, как малое страноведение”. Л.С. Берг называет краеведение географией родного края (1).

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.

“Географическое изучение местного края нужно для всех специалистов-предметников, а географ может и должен, увязывая разные наблюдения с географией, явиться естественным объединяющим центром общей краеведческой работы”(2) (А. С. Барков).

Исходя из задач краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исполкомов Советов депутатов трудящихся, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями. Домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой.

1. Схема, показывающая структуру школьного краеведения.

Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В преподавании географии краеведение — одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.

Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них—всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всего Советского Союза, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края—средство для непосредственного познания географических явлений.

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так, например, представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на основе описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая' ценность.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т. д.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям/Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду.

Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.

Велико значение школьного краеведения и охрана природы. Закон гласит, что “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в посильный общественно полезный труд и тем самым принять участие в коммунистическом строительстве и дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местных организаций, связанная с помощью в выполнении ими производственного плана, в других случаях — культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники находили новое сырье для местного производства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану природы, озеленяли дороги и поселки и т. д. Нередки случаи, когда школьники успешно выполняли специальные задания плановых, хозяйственных строительных организаций или научных учреждений. Пример этому — задания Института мерзлотоведения АН СССР краеведам Великолукской школы имени академика В. А. Обручева. Школьники с 1950 г. ведут фенологические, гидрологические и метеорологические наблюдения.

С другой стороны, можно привести много примеров, когда краеведческие изучения привлекали внимание местных организаций к природоохранительной деятельности на территории родного края. Ученики Митрофановской средней школы Воронежской области, изучая Евдокимовские овраги дали предложения по прекращению их роста местному лесничеству: овраги обсажены деревьями и кустарниками.

Юные краеведы средней школы рабочего поселка Чишмы изучали причины усыхания озера Аслыкуль, расположенного в районе г. Уфы. Полученный материал позволил сформулировать практические предложения, которые местным Советом депутатов трудящихся были одобрены и претворены в жизнь: на соседней речке поставили плотину — часть воды пошла на пополнение озера.

Примеров того, как школьное краеведение служит хозяйственным запросам, требующим учета местных природных и экономических условий, очень много. Когда краеведческие наблюдения приобретают практическое значение, они вызывают у школьников сознание необходимости участвовать в коммунистическом строительстве родного края.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний п умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала:

“Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников. Атеистическому воспитанию помогает и разоблачение разного рода суеверий и преданий религиозного характера, которые могли сложиться на территории края.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания советского патриотизма.

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении “Родина”:

. Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такою,

Какой ее ты в детстве увидал.

Краеведение прямая дорога для достижения этой цели.

Литература

Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии, гл. “О школьном краеведении”. М., Учпедгиз, 1960.

Барков А. С. О научном краеведении. Еще о научном краеведении Статьи в сборнике “Вопросы методики и истории географии”. М Изд-во АПН РСФСР,1961.

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.

Ефремов Ю. К. Краеведение и география. В кн.: “Советская география”. М. Географгиз, 1960.

Кондаков В. А. Краеведческий принцип в преподавании географии. “Известия АПН РСФСР”, вып. 24, 1950.

“Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии”, под ред. И. С. Матрусова. М., Изд-во. АПН РСФСР, 1963.

Копытов С. К., Сечкина М. Д. Краеведение в профориентационной работе школы. “География в школе”, 1971, № 2.

Лярский П. А. Пособие по краеведению. Минск, “Высшая школа”, 1966.

“Методика обучения географии в средней школе”, под ред. А. Е. Бибик и др. М., “Просвещение”, 1969.

Петров Ф. Н. Краеведение. КГЭ, т. 2. М.,1962.

Половинкин А. А. География и родная природа. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Строев К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии. “География в школе”, 1963, № 3.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Актуальность опыта:

Условия формирования опыта:

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления по знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уро ков.

Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический ха рактер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направлен ность на развитие духовно - нравственной сферы ребенка. Включение краеведческо го материала в содержание образования способствует формированию у детей ин тереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позво ляет учителю чётче конкретизировать учебный план. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Теоретическая база опыта:

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу. Я определила для себя, как педагога, цель — организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Система работы:

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

- развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможно стями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе , особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?

Из своего опыта у меня сложилась своя система работы по краеведению:

- работа с энциклопедической литературой;

- моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика;

- экскурсии: в краеведческий музей, прогулки по родному селу.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Результативность опыта:

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

• умение применять свои знания в решении практических задач;

• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего села, области и района. Выросла активность школьников. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями, на собственном сайте.

К раеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую я через разнообразие форм и методов в изучении краеведения доношу до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

Читайте также: