Автоматизированное рабочее место в школе что входит

Обновлено: 30.06.2024

С приходом в нашу жизнь персональных компьютеров, перед представителями различных профессий открываются новые возможности. В настоящее время любого учителя можно сравнить с инженером. Инженер - учитель - это учитель эры информатизации. Он обладает мобильными знаниями, гибким методом и критическим мышлением, нужными ему для целенаправленного анализа, проектирования, конструирования и результативного использования дидактических объектов в обучении. А дидактическая инженерия - это научно-практическая деятельность инженера- учителя, в процессе которой он анализирует, проектирует и применяет дидактические объекты в условиях глобального распространения информационных технологий с целью достижения планируемых результатов обучения [3]. Одним из видов конструктивной функции учителя является конструктивно-оценочная: проектирование эффективной системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся.

В начале каждого учебного года учитель начинает работать над созданием своего портфеля учителя-предметника, в который входят все необходимые для этого материалы. С годами материал накапливается все больше и больше. Хранить это все становится тяжело, а выкинуть созданное своим трудом - рука не поднимается. Ведь сколько усилий приходится прилагать для создания всех документов! Это и календарное планирование, и ежегодные различные отчеты по предмету, и мониторинг обученности учащихся.

Итогом моей работы по данной теме стала разработка автоматизированного рабочего места учителя. Его содержание может оказаться полезным для любого учителя.

Первоначально я попыталась найти что-либо готовое, что можно было бы просто применять в повседневной практике. В различных интернет - сообществах учителей [2] можно найти очень интересные материалы, но все они подходят для конкретного человека. Невозможно найти что-то универсальное, чтобы устраивало всех. Можно использовать идеи готовых ресурсов, но их необходимо перерабатывать под себя. Поэтому я решила, используя идеи других, попробовать сделать что-то свое, что бы упростило повседневный учительский труд.

  1. Календарное планирование.
  2. Тексты самостоятельных работ.
  3. Тексты контрольных работ.
  4. Мониторинг обученности учащихся.
  5. Анализы контрольных работ.
  6. Электронный журнал.
  7. Отчеты о прохождении программы.
  8. Оценки класса
  9. Пропуски уроков

Календарное планирование составляется учителем ежегодно. Электронный вариант позволяет сразу выходить на запланированные самостоятельные и контрольные работы. Например, если у меня на данный урок запланирована контрольная работа по математике, то, нажав на данную строчку, я сразу перехожу к карточкам для данной работы и вывожу их на печать.

Данный мониторинг позволяет сравнивать ученика самого с самим. Результаты контрольной работы, внесенные в сводную ведомость, автоматически переносятся на персональный лист ученика, и по этим данным строится сравнительная диаграмма. По данной диаграмме можно сравнить результаты обучающегося с его же предыдущими результатами.

Анализ контрольных работ

Анализ контрольных работ, выполненный с помощью электронных таблиц, позволяет автоматизировать часть работы, связанную с вычислением процента успеваемости и качества обученности. Не секрет, что именно это и вызывает много трудностей у учителей - предметников. Используя данный анализ, можно не высчитывать все эти проценты самостоятельно. Внесите свои данные в некоторые ячейки таблицы и, все будет подсчитано автоматически. Так, например, вы вносите данные о количестве полученных на контрольной работе пятерок, четверок, троек и двоек, а компьютер сразу подсчитывает количество присутствующих учеников на контрольной работе и выводит, необходимые проценты.

Электронный журнал позволяет отслеживать все оценки учащегося. Вы всегда будете иметь перед собой четкую картинку, показывающую, что выходит на данном этапе у ученика за четверть или полугодие. Средняя текущая оценка позволяет сравнивать текущие результаты ученика с предыдущими результатами, вовремя обратить внимание учителя на необходимую работу с данным учеником в ближайшее время.

Отчет по прохождению программы

Данная таблица позволяет также экономить время учителя на подведении итогов прохождения программы. Все необходимые подсчеты сделает за вас компьютер. Если учитель работает с классами одной параллели, то достаточно заполнить верхнюю таблицу, остальные заполняются автоматически.

Классному руководителю регулярно приходится выставлять оценки учащихся в дневники для ознакомления родителей с ними. Электронные таблицы позволяют сразу же дать родителям представление о достижениях их детей и видеть средний балл, выходящий у ребенка на данном этапе. Работа ведется только с листом "Предметы". Список обучающихся вносится на один предмет, на остальные предметы происходит автоматическое копирование. На листе оценок классный руководитель выставляет полученные оценки обучающихся за определенный период. Эти же оценки автоматически переносятся на персональные листочки для вклеивания в дневник учащихся.

Каждому классному руководителю в конце четверти проходится сталкиваться с необходимостью подсчитывать количество пропусков за прошедший период. И все знают, как тяжело это бывает подсчитать. Где-то ошибся и в конце года не можешь свести все вместе. А электронные таблицы все подсчитают и проверят.

Егорова Марина Борисовна

ВложениеРазмер
avtomatizirovannoe_rabochee_mesto_uchitelya_i_uchashchegosya_i_perspektivy_ego_razvitiya.docx 592.83 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизированное рабочее место учителя и учащегося и перспективы его развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

Из истории развития информатики в Мариинской гимназии

Функциональные возможности автоматизированного рабочего места

Автоматизированное рабочее место и перспективы его развития

Безопасность автоматизированного рабочего места

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня невозможно себе представить рабочее место учителя или ученика без наличия персонального компьютера и другой компьютерной техники. Ноутбук, принтер, сканер, планшет – прочно вошли в нашу жизнь и облегчают нам не только набор и распечатывание текстов, но и поиск нужной информации, картинок, музыки и всей необходимой для образовательного процесса информации.

Мне показалось интересным разобраться, что такое Автоматизированной рабочее место; какое мнение имеют разные стороны образовательного процесса на оборудование рабочего места персональным компьютером и другими средствами организационной техники; какой набор компьютерной техники на рабочем месте является минимальным и базовым? Кроме того, интересно разобраться в том, а чем будет отличаться рабочее место учителя от рабочего места ученика?

Объектом моего исследования стало автоматизированное рабочее место разных участников образовательного процесса.

Предметом: состав и комплектация оргтехники, необходимой для современного осуществления образовательного процесса.

Цели: определить перечень технических и программных средств, максимально удовлетворяющим требованиям образовательного процесса разных его участников.

Задачи: рассмотреть автоматизированное рабочее место ученика и учителя с точки зрения комфортности и эффективности достижения образовательных результатов.

Методы исследования: сравнение, анализ, синтез, дедукция, моделирование, обобщение, прогнозирование, анкетирование.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ

В МАРИИНСКОЙ ГИМНАЗИИ

Чем рабочее место учителя, ученика, директора школы сегодня отличается от такого же рабочего места в школе 14 лет?

Например, в 1999 году, когда я родилась, в школе не было не только персональных компьютеров для каждого учителя, но даже компьютерного класса.

До 1987 года в нашей гимназии, а тогда в 15 железнодорожной школе Северо-Кавказской железной дороги, такой предмет, как информатика не преподавали. Первым учителем информатики в нашей школе был преподаватель ТРТИ Орехов Борис Иванович, а с 1989 года в школе начала преподавать Егорова Марина Борисовна.

По рассказам моей мамы, которая училась в нашей школе, теоретические занятия информатики проходили в обычном кабинете, а практические занятия проводились в кабинетах Таганрогского Радиотехнического института (фото 1).

Первый компьютерный класс в нашей школе, тогда уже гимназии №15, появился в 2002 году. Персональные компьютеры были с процессором Celeron-1. В этом кабинете было организовано 1 рабочее место учителя и 16 рабочих мест учащихся (фото 2). В это же время персональными компьютерами в школе были оснащены кабинет директора, учительская, кабинет секретаря и бухгалтерия (фото 3,4).

Сегодня в гимназии компьютерной техникой оснащены все учебные кабинеты гимназии, все кабинеты администрации. В библиотеке имеется не только рабочее место библиотекаря, но и небольшая локальная сеть, подключенная в общую локальную сеть гимназии. Персональный компьютер имеется в медпункте. Помимо кабинетов информатики (фото 5, 6), в которых все компьютеры подключены в единую сеть, небольшая сеть имеется и в кабинете русского языка и литературы №15.

Компьютеры, которые в гимназии используются учащимися сегодня, это современные моноблоки Acer, с сенсорными экранами и современной операционной системой. Эти компьютеры надёжно защищены от выхода учащихся на запрещённые сайты, не связанные с целями и задачами учебного процесса.

Таким образом, менее чем за 20 лет рабочее место учителя, ученика, директора школы или завуча стало принципиально отличаться от современного рабочего места.

Из чего же состоит современное автоматизированное рабочее место и каковы перспективы его дальнейшего развития?

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРМ

Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) - совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].

Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций[2].

АРМ - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].

Таким образом, в работе я буду использовать понятие автоматизированного рабочего места, как индивидуальную систему технических и программных средств, обеспечивающих высокоэффективную реализацию поставленных перед работником целей и задач. Другими словами, автоматизированное рабочее место это не просто набор компьютерной техники, собранной по желанию пользователя, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программного обеспечения, которая будет удовлетворять достижению определённых, поставленных перед работником целей и задач.

Для того, что бы АРМ было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:

- доступность - доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

- адаптация в конкретной сфере деятельности (например, АРМ учителя сильно отличается от АРМ инженера космических кораблей);

- осуществление обработки данных самим пользователем.

Для каждой профессии необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:

- системность (АРМ следует рассматривать как системы, состав которых определяется поставленными целями и задачами);

- гибкость (возможность собрать необходимую комплектацию АРМ для конкретной профессиональной области);

- устойчивость (система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема);

- эффективность (можно рассматривать эффективность, как соотношение затрат к качеству выполняемых операций).

Необходимо, чтобы любое АРМ удовлетворяло информационным и вычислительным потребностям работника; было адаптировано к профессиональным запросам; состояло из таких комплектующих, которые мог бы освоить работник; и обязательно АРМ должно иметь выходы, как в локальную сеть учреждения, так и в глобальную сеть Internet.

Обычно в состав АРМ входят :

- комплекс технических средств (печатающее (рис.1, 2), множительное (рис.3), коммуникационные (рис.4, 5, 6, 7, 8) и другое оборудование;

- комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);

- комплекс информационного обеспечения;

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7 Рисунок 8

- сетевые и коммуникационные устройства (локальные сети, электронная почта).

Использование АРМ в современных условиях максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.

Достоинствами внедрения АРМ являются:

1. автоматизация труда;

2. увеличение качества и скорости выполнения поставленных задач;

3. мобильность работников.

Характеристики этих составляющих и определяют уровень АРМ, его назначение и особенности. АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям:

• пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);

• необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);

• пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми комплектующими;

• рациональная организация труда создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда;

• программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Сегодня АРМ можно встретить практически на любом рабочем месте, в любой сфере обслуживания и производства: инженерия, медицина, культура и, конечно же, образование.

Рассмотрим особенности использования и устройства АРМ в школе на примере нашей гимназии.

Для начала выделим те зоны, в которых создаётся и используется автоматизированное рабочее место. В первую очередь:

  • это АРМ учителя,
  • АРМ классного руководителя,
  • АРМ ученика,
  • АРМ администрации (директора, заместителей директора, бухгалтера, секретаря),
  • АРМ библиотекаря гимназии;
  • АРМ психолога гимназии,
  • АРМ медицинского работника,
  • АРМ инженера – программиста гимназии;
  • АРМ работников столовой (возможно в будущем так и будет), а также
  • АРМ диджея гимназии.

Начнем с формирования АРМ учителя.

Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя

по уровням комплектации

Минимальный уровень комплектации

Базовый уровень комплектации

1. Копи-устройство (интерактивная приставка)

1. Интерактивная доска 121x201 (86'')

2. Доска маркерная 120х180

3.Ноутбук учителя (в составе мобильного компьютерного класса)

2.Ноутбук учителя (стационарный)

4. Мультимедийный длиннофокусный проектор

3. Мультимедийный короткофокусный проектор

5. Крепление проекторное потолочное

4.Крепление проекторное настенное телескопическое

6. Документ камера

5. Документ камера с автоматической фокусировкой в зависимости от освещения

7. Многофункциональное устройство (цветное, струйное)

6. Многофункциональное устройство (цветное, лазерное)

8. Колонки фронтальные акустические

7. Колонки фронтальные акустические

9. Фотокамера с возможностью видеосъемки

8. Видеокамера с возможностью фотосъемки

10. Сетевой фильтр

9. Сетевой фильтр

АРМ ученика (из расчета 1 компьютер - 2 ученика)

Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика)

1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика)

2. Система интерактивного голосования на 13 учеников

Рассмотрим, какой минимальный и базовый набор аппаратных средств, по мнению учителей гимназии необходим для подготовки и проведения уроков, классных часов и других внеклассных мероприятий.

Учителям гимназии была предложена анкета (Приложение 1), в которой необходимо было:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования. Поэтому использование ИКТ в образовательном процессе ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это комплекс, в который могут входить компьютеры и мобильные устройства, периферийные устройства (принтеры, сканеры, документ-камеры и т.д.), средства презентации (интерактивные доски, проекторы, экраны) и необходимое программное обеспечение к этим устройствам. В самом общем виде АРМ учителя представляет собой используемый в рабочих целях компьютер, к которому у учителя есть доступ. АРМ учителя является минимальным и необходимым узлом информационной инфраструктуры школы и образует условие для формирования единого информационного пространства образовательного учреждения.

Автоматизированное рабочее место учителя, как система электронных материалов для сопровождения учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

1. Организация обучения не только в классно-урочной форме, но и во внеурочной и дистанционной форме;

2. Создание и накопление информационных ресурсов для их использования в учебном процессе;

3. Создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

4. Удобство и оперативность доступа к информационным ресурсам;

5. Повышение профессионализма учителей;

6. Повышение качества образовательной деятельности учащихся, формирования информационной активности учащихся.

7. Использование АРМ при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

За последнее время школа целенаправленно обновила компьютерный парк. Для кабинетов информатики и для учебных кабинетов были приобретены 27 современных компьютеров, 16 моноблоков, а также 15 ноутбуков, отвечающих самым высоким требованиям.

Все учебные кабинеты школы оснащены автоматизированными рабочими местами, подключенными не только к локальной сети школы, но и к сети интернет, работающей по технологии GPON — оптоволокно, скорость которой достигает до 6 Мб/с. В 24 учебных кабинетах школы установлены интерактивные доски, позволяющие не только делать учебный процесс более наглядным и содержательным, но и принимать участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, вебинарах.

В 2014 году в школе была создана единая корпоративная компьютерная сеть, объединившая в себе локальные сети зданий на улице Алмазной и основного здания школы, значительно удаленных друг от друга.

Системным менеджером школы регулярно проводится отслеживание потребностей в обслуживании, ремонте, усовершенствовании технических средств, пополнении расходных материалов. Проведена большая работа по модернизации и обновлению компьютеров, на всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, антивирусное, системное и сервисное ПО. Проведена инвентаризация компьютерной техники и составлен список на списание части старых компьютеров и мониторов.

Но уникальность рабочих мест педагогов нашей школы заключается не только в том что они оборудованы современной техникой и программным обеспечением, а тем, что каждое АРМ педагогов школы является пультом управления единого информационного пространства учреждения. Информационно-образовательная среда школы №2 состоит из совокупностей сред, которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Каждая среда представляет собой самостоятельную конструкцию со своим содержанием и реализацией свойственных ей функций, но её существование неотделимо связано с другими средами.

Система Информационных экранов школы .

Все – информация о жизни школы, об учащихся, успеваемости, результатах экзаменов, олимпиад, спортивных достижений; поздравления учителям, информация для родителей – организационная, правовая и многое другое. Сеть информационных экранов, расположенных в рекреациях и коридорах школы, позволит реализовать школьное телевидение и показать результаты творческой деятельности учащихся.

Информационный терминал школы.

Это современный продвинутый компьютер, встроенный в специальный защищенный корпус и антивандальным стеклом. Работает абсолютно автономно и оснащается широким спектром встраиваемого оборудования и программного обеспечения. Служит для входа учащихся и их родителей в Электронный Журнал, для чтения новостных лент школы, для связи с администрацией и учителями ОУ.

Региональный Интернет Дневник.

Электронный дневник учащегося - это система позволяющая перевести большую часть оперативной информации используемой в образовательном процессе в электронный вид с последующей доставкой до участников системы (родители, учащиеся, преподаватели) посредством сети Интернет и на различные устройства (стационарный компьютер, мобильный телефон, интернет-планшет и.т.д.) С помощью нашей системы родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, а так же общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Основной задачей системы является ускорение процесса обмена информацией между участниками образовательного процесса и повышение удобства доступа к этой информации.

Создана система локальных папок общего доступа , которая позволяет осуществлять электронный документооборот всем участникам образовательного процесса. Общие папки — это удобный способ обмена файлами на компьютере. С помощью общих папок можно обмениваться файлами с другими пользователями, работающими на одном компьютере, а также с пользователями, работающими на других компьютерах в сети. Любой файл или папка, помещенные в общую папку, автоматически становятся доступными для других пользователей, которые имеют доступ к общим папкам.

Система видеонаблюдения ( c Online -статусом).

Автоматизированная система информационного обеспечения управления (АСИОУ) включает в себя специализированное прикладное программное обеспечение, использование которого дает возможность производить анализ состояния образовательного процесса и выявлять имеющиеся закономерности, учет которых обеспечит достижение большей управляемости системы. Для выявления закономерностей, определяющих состояние образовательного процесса, в АСИОУ используются подходы, разработанные в рамках когнитивной компьютерной графики. Данные, отражающие состояние того или иного элемента образовательного процесса, представляются как с использованием различных типов диаграмм (графиков, гистограмм, лепестковых диаграмм).


Уроки с использованием АРМ учителя позволяют создать условия для глубокого и качественного усвоения учебного материала обучающимися. Изучив ЭОР и компьютерные технологии можно сделать вывод, что их применение возможно практически на любом школьном предмете и на любом этапе урока. В результате использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.

Ключевые слова. автоматизированное рабочее место (АРМ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебные пособия (ЭУП), программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы.

Педагог ставит перед собой цель: практического использования ИКТ на уроках для успешного освоения учебного материала учащимися. Один из путей достижения образовательных результатов — практическое использование автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных учебных пособий (ЭУП), программного обеспечения.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих учеников искать, обрабатывать и осваивать информацию самостоятельно.

Функциональность АРМ учителя

Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) — совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации, и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].

Автоматизированное рабочее место — индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций [2].

АРМ — рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку учителя к уроку. Делает уроки интересными, запоминающимися и более динамичными. АРМ учителя это не просто набор компьютерной техники, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программное обеспечение по учебным предметам. Для того, чтобы АРМ учителя было эффективным, необходимо доступность технических, информационных, программных и др. средств в конкретной сфере учебной деятельности.

− системность, она должна соответствовать поставленным целям и задачам конкретной темы учебной деятельности;

− гибкость, т. е. умение подбирать необходимую комплектацию для проведения урока;

− иметь выход в локальную сеть учреждения и в глобальную сеть Internet.

В состав АРМ входит:

Базовый уровень комплектации

  1. Интерактивная доска 121x201 (86'')
  1. Ноутбук учителя (стационарный)
  1. Мультимедийный короткофокусный проектор
  1. Крепление проекторное потолочное
  1. Документ-камера
  1. Многофункциональное устройство (цветное, струйное)
  1. Колонки фронтальные акустические

АРМ ученика (из расчета 1 компьютер — 2 ученика)

1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика)

2. Система интерактивного голосования на 13 учеников

Обычно в состав АРМ входят:

− комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);

Программное обеспечение АРМ учителя должно обеспечивать:

  • тематическое планирование;
  • методическая работа;
  • ведение классных журналов;
  • разработку уроков;
  • проведение уроков и контрольных работ с использованием ИКТ;
  • получение результатов тестирования и возможность автоматического внесения отметок за тестирование в классный журнал;
  • создание и проведение викторин, конкурсов и т. п.;
  • поиск, сбор и хранение учебных материалов;
  • доступ к информационным базам Online (при условии доступа в Интернет);
  • формирование и печать отчетов;
  • обучающие игры.

− комплекс информационного обеспечения.

Ученики имеют возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением)
  • получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)
  • проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
  • создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;
  • обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.

Безопасное использование АРМ

Чтобы было комфортно работать и не нанести вред здоровью, нужно правильно организовать свое рабочее место. Следить за правильной позой осанки, избегать перенапряжения мышц, чтобы было хорошее дыхание и кровоток в сосудах.

Правильная рабочая поза:

− Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, и немного вперед;

− недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности;

− не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев;

− колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц;

− нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу;

− необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов;

− монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15–20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 1500;

− экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60–70 см, но не ближе 50 см с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов;

− не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы;

Рекомендации при работе скомпьютером:

− дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

− держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

− чаще моргать и смотреть вдаль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации;

− при ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3–5 сек, и на выдохе расслабьтесь, затем можно повторить это упражнение;

− при ощущении усталости глаз следует в течение 2–3 минут окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть вдаль (в окно);

− если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю. [4]

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

Электронные учебные пособия

Для справки: ЭОР (ЦОР) — специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). [4]

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неотъемлемой частью современного образования. Под электронным учебным пособием (ЭУП) понимают образовательный контент, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Как добиться успешности школьников за счёт внедрения ЭОР?

Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:

− как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду;

− с помощью чего учить;

− как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.

Поэтому применение электронных дидактических средств повышает эффективность самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Позволяет управлять обучением, контролировать выполнение учебной деятельности, вести диалоги. Электронные учебные пособия должны быть основной частью программно-методического комплекса, обеспечивающего возможность выполнения различных видов работ.

При помощиинтерактивной доски можно представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Это ценный инструмент для обучения всего класса, который помогает учителям преподносить новый материал увлекательно и динамично, комментировать материал и изучать его максимально подробно.

На доске можно использовать таблицы, легко изменять информацию или передвигать объекты, устанавливать связи. На уроке учитель может совмещать комментирование материала и иллюстрирование, привлекать учащихся в активном пользовании доской не только визуально, но и выполнять интерактивные операции с доской.

Электронное образование

Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн — эргономическим требованиям.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР позволяют создать условия для глубокого и качественного усвоения учебного материала обучающимися. Это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Компьютерные технологии можно применить практически на любом школьном предмете. Позволяет педагогу сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование ИКТ, в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.

Основные термины (генерируются автоматически): автоматизированное рабочее место, программное обеспечение, ресурс, урок, АРМА учителя, учебная деятельность, учебный материал, информационное обеспечение, качественное усвоение, практическое использование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) - совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].

Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций[2].

АРМ - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].

Таким образом, в работе я буду использовать понятие автоматизированного рабочего места, как индивидуальную систему технических и программных средств, обеспечивающих высокоэффективную реализацию поставленных перед работником целей и задач. Другими словами, автоматизированное рабочее место это не просто набор компьютерной техники, собранной по желанию пользователя, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программного обеспечения, которая будет удовлетворять достижению определённых, поставленных перед работником целей и задач.

Для того, что бы АРМ было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:

- доступность - доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

- адаптация в конкретной сфере деятельности (например, АРМ учителя сильно отличается от АРМ инженера космических кораблей);

- осуществление обработки данных самим пользователем.

Для каждой профессии необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:

- системность (АРМ следует рассматривать как системы, состав которых определяется поставленными целями и задачами);

- гибкость (возможность собрать необходимую комплектацию АРМ для конкретной профессиональной области);

- устойчивость (система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема);

- эффективность (можно рассматривать эффективность, как соотношение затрат к качеству выполняемых операций).

Необходимо, чтобы любое АРМ удовлетворяло информационным и вычислительным потребностям работника; было адаптировано к профессиональным запросам; состояло из таких комплектующих, которые мог бы освоить работник; и обязательно АРМ должно иметь выходы, как в локальную сеть учреждения, так и в глобальную сеть Internet.

Обычно в состав АРМ входят:

- комплекс технических средств (печатающее (рис.1, 2), множительное (рис.3), коммуникационные (рис.4, 5, 6, 7, 8) и другое оборудование;

- комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);

- комплекс информационного обеспечения;



Рисунок 1 Рисунок 2



Рисунок 3 Рисунок 4



Рисунок 5 Рисунок 6



Рисунок 7 Рисунок 8

- сетевые и коммуникационные устройства (локальные сети, электронная почта).

Использование АРМ в современных условиях максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.

Достоинствами внедрения АРМ являются:

1. автоматизация труда;

2. увеличение качества и скорости выполнения поставленных задач;

3. мобильность работников.

Характеристики этих составляющих и определяют уровень АРМ, его назначение и особенности. АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям:

• пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);

• необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);

• пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми комплектующими;

• рациональная организация труда создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда;

• программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.

Читайте также: