Аспекты педагогической работы в школе

Обновлено: 06.07.2024

1 Стерлитамакский институт физической культуры(филиал)ФГОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной подготовке будущих учителей. В данной работе автором проанализированы психолого-педагогические аспекты деятельности будущего педагога. В статье выделяются и описываются следующие аспекты психологии педагогической деятельности: проблема проективных педагогических способностей; проблема учебного взаимодействия педагога с учащимися; формирование профессиональной мотивации; терпимость как профессионально значимое свойство личности; социально-когнитивные проблемы педагогической деятельности. В статье раскрывается проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности. Данное направление дополняется рассмотрением психологической структуры деятельности педагога, которая является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Проведен анализ деятельности педагога, с целью определения её психологического содержания.


1. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы.- Педагогика. - 1992. - № 1-2. - С.61-65.

4. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. - 83с.

5. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 160с.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. – Ярославль, 1981. – 70с.

В современных условиях профессиональный труд учителя значительно усложняется, так как изменяются цели, содержание, технологии. Согласно этому значительно повышаются требования к педагогу как к личности и профессионалу; предусматривается качественно иной уровень сформированной мотивационной сферы, профессионально-педагогического мышления, творческого потенциала и способности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

В работах, направленных на изучение психологии педагогической деятельности, рассмотрены структура и содержание психолого-педагогической подготовки студентов, динамика отдельных профессионально значимых свойств личности будущего педагога (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов и др.).

А.А. Реан рассмотрел следующие аспекты психологии педагогической деятельности: проблема проективных педагогических способностей; проблема учебного взаимодействия педагога с учащимися; формирование профессиональной мотивации; терпимость как профессионально значимое свойство личности; социально-когнитивные проблемы педагогической деятельности [4].

Исследована проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности. С точки зрения В.А. Сластенина, важнейшим субъективным условием успешной педагогической деятельности является правильное представление студентов о её содержании и структуре, определяющих совокупность профессиональных качеств учителя. Наряду с этим он отмечал неполноту и фрагментарность соответствующих представлений будущих учителей [5].

Некоторые исследователи отмечают отсутствие ориентации учебного процесса педагогического вуза на освоение студентами психологической структуры педагогической деятельности, склонность пренебрегать теоретическим содержанием своей профессиональной подготовки [1].

В любой педагогической системе процесс обучения и воспитания протекает в условиях видоизменения педагогических целей. По мере развития общества возникают новые задачи в области обучения и воспитания, формируются учебные предметы и дисциплины, создаются новые формы и методы обучения. Поэтому модель педагогической деятельности должна отвечать современным требованиям и быть теоретически обоснованной. По мнению В.Д. Шадрикова, только благодаря учителям, строящим свою деятельность в школе на определенных теоретических принципах, мы можем добиться существенного прогресса в теории и практике обучения [6].

Н.В. Кузьмина считает, что психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. С её точки зрения, в психологическую структуру деятельности входят взаимосвязь, система и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В психологической структуре она выделяет конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Конструктивный компонент: 1) отбор содержания информации, которая должна стать достоянием учащихся; 2) проектирование деятельности учащихся, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Гносеологический компонент включает в себя изучение содержания и способов воздействия на других людей; возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.

Коммуникативный компонент включает в себя установление правильных взаимоотношений с теми, на кого направлено воздействие; установление правильных взаимоотношений с теми, кто выступает в роли руководителя данной системы; соответствие деятельности государственным нормам и принципам [3].

Анализ деятельности педагога, с целью определения её психологического содержания, проведен с помощью построения теоретической модели, отражающей типичные цели, задачи и функции. Создание такой модели предполагает учёт психологических состояний субъекта и объекта, анализ педагогической ситуации, выделение её основных проблем, обоснование вариантов решения проблем, выбор оптимальных решений, организации и контроль исполнения решений, контроль за результатом деятельности, корректировку принятых решений на основе анализа результата.

Рассмотрение данной модели обусловлено содержанием профессиональной подготовки, развитием профессиональной направленности педагога, спецификой профессиональной адаптации в процессе становления субъекта педагогической деятельности.

С позиции системного подхода, педагогическая деятельность характеризуется следующими признаками: иерархичность, целенаправленность, взаимовлияние, преобразуемость, обратная связь элементов. Так, по мнению Н.В. Кузьминой, педагогическая система - это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Основной функцией педагогической деятельности является интеграция, при помощи многих средств, форм и методов организаторской деятельности (учёт, контроль, проверка исполнения, установление индивидуальной ответственности). Интеграция рассматривается нами как сочетание коммуникативного и гностического компонентов педагогической деятельности.

При анализе психолого-педагогической литературы, многими авторами понятие учебной деятельности рассматривается как система умственных и практических действий, осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач. Такой подход к определению деятельности не удовлетворяет принципу единства обучения, воспитания и развития (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), а так же не отражает наличие и взаимосвязь психологических характеристик принципиального значения, таких как активность, цель, потребности, мотивы и др.

Особое значение имеет предметность педагогической деятельности, поскольку в процессе учебной деятельности ученики производят разнообразные виды предметной деятельности - наблюдают, слушают объяснения учителя, усваивают знания и пр. Учебная деятельность - это коллективная деятельность объединенных индивидов, опосредованная педагогическим воздействием, предполагающая общение между учителем и учащимися, а также между самими учениками, наличие совместных усилий, направленных на реализацию цели деятельности. Это предполагает особый характер коммуникации и организации профессиональной педагогической деятельности.

Исходным пунктом педагогической деятельности является процесс целеполагания. На данном этапе учебной деятельности можно разграничить цель деятельности, определяемой общей целью образования и воспитания, воплощенной в учебных программах и цель учителя, являющейся отражением его потребностей.

Следующим аспектом деятельности является характеристика познавательных потребностей и мотивов, как внутренних условий включения учителя в активную педагогическую деятельность. Они являются и первопричиной и в то же время результатом этой деятельности.

Особого внимания заслуживают такие характеристики познавательных потребностей и мотивов, как их структура (исследования А.К. Марковой и др.) их динамика.

Ещё одним элементом системы педагогической деятельности является педагогическая задача. В задаче реализуется цель деятельности, определяется содержание усваиваемого материала, его объем, глубина, степень сложности, задаётся характер предстоящей умственной, практической деятельности условия её решения, способы действий (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин и др.).

Педагогические задачи становятся средством отдаленной цели обучения тогда, когда они представляют собой систему, каждая очередная задача которой направлена на формирование желаемых элементов обученности, качеств личности ученика. Содержание, характер, степень сложности задач определяют формы организации учебной работы по их решению, а процесс решения - развивающее и воспитывающее обучение, посредством формирования направленности личности ученика, его психических процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер.

Системообразующим элементом педагогической деятельности является управление. Управление учебной деятельностью - это целенаправленное и полное использование интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов учащихся, создание условий, обеспечивающих их деятельность на уровне потенциальных возможностей, включающее получение учителем и самими учащимися обратной информации, её переработку и соответствующее коррегирование процесса обучения [2].

Управление деятельностью включает следующие функции: планирование, организация, контроль. Обозначенные функции управления учебной деятельностью характеризуются, во-первых, принятием решений, во-вторых, обменом информацией (коммуникацией).

Управление педагогической деятельностью состоит из этапов диагностики возможностей учащихся, определения цели учебных действий, определения содержания, характера, степени сложности учебных задач, способов действий.

Рассматривая структуру профессиональной деятельности учителей физической культуры необходимо подчеркнуть в её реализации сочетания спортивной и педагогической деятельности. Такое своеобразное наложение предполагает особые формы реализации педагогических задач, конструктивного и организационного компонентов профессиональной деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность отмечается высокой социальной значимостью, характеризующейся воспроизводством ценностей общества в сознании последующих поколений.

Целью педагогической деятельности учителя физической культуры является формирование у учащихся установок на поддержание здорового образа жизни, что включает в себя знания, умения и навыки в области физической культуры и спорта. Очевидна базовая гуманистическая направленность деятельности, реализующая в сохранении здоровья человека.

Некоторые особенности педагогической деятельности учителей физической культуры рассмотрены с позиции тренерской деятельности. Формируется направление, занимающееся исследованием акмеологического развития тренеров, изучается гуманистическая направленность учителя физической культуры, которая обусловлена актуальностью проблемы сохранения здоровья. Между тем, в современных исследованиях не представлено работ, рассматривающих особенности профессиональной деятельности и профессионально важные качества учителей физической культуры.

Гносеологический компонент предполагает освоение профессионально значимых знаний, умений и навыков, формирование информационной модели деятельности. Основной функцией учебной деятельности является познавательная, которая направлена на удовлетворение потребностей ученика в знаниях об окружающем мире, в ходе которой он реализует жизненные, специфические мотивы и потребности.

Следующей функцией учебной деятельности является преобразующая, которая проявляется в переосмыслении ранее усвоенных знаний, умений и навыков, формировании на этой основе новых выводов и обобщений и последующее применение их в решении нестандартных творческих теоретических и практических задач.

Поскольку в процессе учебной деятельности задействованы все стороны личности ученика - потребности, мотивы, интересы, способности, познавательные процессы, волевые свойства и эмоциональные отношения к изучаемому материалу, на фоне различных психических состояний, невозможно обойти воспитательную (формирующую) функцию учебной деятельности. Организаторский компонент интегрирует функционирование всех компонентов.

Ведущими компонентами учебной деятельности являются следующие: содержание учебного материала, методы, формы, средства и способы организации. В условиях реальной учебной деятельности ученика они слиты воедино и представляют собой её содержательную и процессуальную стороны, а по отношению к учителю и - методическую, организационную.

Для конструктивного компонента деятельности характерно планирование содержания будущей деятельности, структурирование материала. Коммуникативный компонент деятельности характеризуется умением объяснить и показать учебный материал, регулировать взаимодействие учащихся в течение занятия.

В системе педагогического взаимодействия традиционно выделяются три категории взаимоотношений: ученик, учитель, учебная информация, соответственно, система психолого-педагогического взаимодействия обусловлена спецификой взаимоотношений выделенных категорий. Основным результатом психоло-педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Таким образом, важным условием успешного освоения педагогической деятельности является формирование правильного представления студентов о ее содержании и структуре.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, кафедра педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак.

Канбекова Р.В. д.п.н., профессор, факультет педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак.


Многие люди выбирают педагогическую деятельность в качестве будущей профессии и посвящают ее аспектам всю свою сознательную жизнь. Однако мало быть просто педагогом, важно быть грамотным педагогом.

Аспекты педагогической деятельности — это перечень условий и задач, на которые каждый преподаватель должен знать четкие ответы и неустанно им следовать. Это, как Библия для верующего человека, позволяющая встать на праведный путь. Но все же стоит вернуться к педагогической деятельности и достоверно выяснить все ее цели, методы и задачи.


Основная цель классическая — обучение детей, предоставление новых знаний в сжатой и доступной пониманию форме. Профессиональный педагог — это не тот, кто знает, а тот, кто может научить и передать свои колоссальные знания другому человеку. А вот этому еще поучиться необходимо. Но в любом случае все возможно, если своевременно найти контакт с детьми, заинтересовать их и стать в коллективе тем неформальным лидером, который будет направлять толпу.

Кто-то скажет, что это нереально, но для человека с высшим педагогическим образованием в плане детей нет ничего невозможного. Самое важно — выбрать наиболее оптимальную форму передачи информации, например, это может быть личная беседа, внеклассные уроки и мероприятия, коллективное творчество, семинары, конференции и даже театрализованные представления. То есть требуется заинтересовать учеников и показать всю полезность знаний, и только после этого они начнут к ним сознательно стремиться. На самом деле в этом нет ничего сложного, особенно для педагога, поскольку его чутье подскажет, какую именно тропинку выбрать по направлению к детской сознательности и ответственности.


После того как выбрана манера общения с учениками, требуется обратить внимание на стиль подачи информации, от которого также зависит школьная успеваемость и осознанность изучаемого предмета. Вот здесь есть несколько маленьких секретов, которые помогут даже на подсознательном уровне отложить в голове школьника как можно больше полезной информации по теме.

Во-первых, читать новую тему следует небольшими отрывками, абзацами, и в каждом выделять главную мысль. Желательно, чтобы эта мысль была записана в школьные тетради и максимально отражала суть изучаемой темы. Во-вторых, после прочтения такого отрывка следует поднять одного из учеников и совместно разобрать его содержание. Возможно, учитель говорит сложными словами и фразами, но на примере одноклассника можно разложить все по полочкам более доступным и понятным языком. В-третьих, каждый раз подбирать новый метод подачи информации, чтобы учащимся было интересно, в противном случае желание получать новые ценные знания и вовсе будет оттеснено на задний план.


Во время преподавания учитель должен внимательно наблюдать за целевой аудиторией, чтобы понимать ее настроение, заинтересованность и поведение. Здесь вовсе не требуется быть чутким психологом, чтобы понять, как настроены дети: если им скучно и явно неинтересно, самое время сменить стиль подачи информации. Такие неожиданные перемены становятся прекрасной встряской для мозга, а ученик начинает произвольно вслушиваться в преподносимый материал. Это великое умение заинтересовать аудиторию, а освоить его может далеко не каждый педагог пусть и с колоссальным опытом работы с детьми.

Очень важен и авторитет преподавателя. Нет, детей вовсе не требуется запугивать, но важно уметь отстоять свою лидерскую позицию, в противном случае внимания от класса не добьешься. Методы достижения такого результата самые разнообразные, но ясно одно — ученики должны уважать и слушаться. Например, преподаватель должен обладать грамотной речью и правильно формулировать свои мысли, поскольку одна неверная фраза, и хохот класса обеспечен. о дальнейшем авторитете и вовсе говорить уже не приходится.


А вообще, любой педагог — это прирожденный оратор, который должен чувствовать аудиторию, ее настроение и отношение к выступающему. Учащихся нельзя запугивать, поскольку учиться они будут только из чувства страха, зато за спиной придумают злому учителю много смешных прозвищ. Также не исключаются мелкие пакости, например, кнопка на стуле или вся спина в мелу. Так что криком явно не привлечь внимание классного коллектива, зато воспользоваться детским любопытством обязательно стоит. Если удерживать интригу, то с каждым новым уроком успеваемость в классе будет только улучшаться и радовать.

Есть мнение, что не любой человек может быть хорошим педагогом, и это правда. Выбирать данный род деятельности необходимо тогда, когда имеются очевидные способности в умении обучить детей. Иногда происходит так, что учитель сам знает, но научить не способен. А вообще, это дело наживное, тем более, что сегодня имеется достаточное количество справочной литературы, которая позволяет оттачивать мастерство преподавания и доводить его своими же усилиями до совершенства. Главное — иметь благие намерения и поверить, что вы — преподаватель от Бога.

Аспекты педагогической деятельности озвучены во многих тренингах, которые обязательно рекомендуется прослушать. Педагогические учебники также помогут освоить эту непростую науку.


1. Проблемы современного образования.

В современном мире проблемы образования находятся в центре внимания как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Эти проблемы обсуждаются на международных конференциях по образованию, а также на конференциях различного уровня в отдельных странах. Такое внимание к образовательной сфере вполне объяснимо.

Образование в нашем мире обусловливает личное и общественное развитие.

В современном обществе образование:

- оказывает влияние на продуктивность национальной экономики, способствует развитию науки, технологическим преобразованиям, социально- культурным изменениям, влияет на отношение человека к окружающей среде;

- способствует формированию у людей умений понимать, слушать друг друга, уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам;

- играет основополагающую роль в развитии и укреплении духовного, интеллектуального и культурного сотрудничества стран;

- имеет важное значение в сохранении природной среды и решении экологических проблем;

- является источником развития личности, расширяет возможности человека. формирует отношение к миру, обществу, другим людям, самому себе;

- способствует повышению социальной мобильности, а также доходов и качества жизни людей.

Сегодня именно образование определяет прогресс общества и всей человеческой цивилизации. Поэтому обновление современной школы, учреждений профессионального образования, всей системы образования и воспитания — актуальная задача для всех стран.

Только наличие эффективной системы образования позволит государству быть независимым и процветающим.

Обновление современной школы и образование в целом ориентировано на развитие следующих актуальных направлений: освоение школьниками информационных технологий, использование активных методов и технологий обучения, профилизация старшей школы.

В XXI веке широко внедряются инновационные формы образования и методы обучения:

- информационно — коммуникативные технологии;

- метапредметный подход и др.

2. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы.

При освещении вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно идет речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

3. Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.

Чем же занимается учитель в современной школе? Каждый к кому будет обращен этот вопрос, ответит: учит, воспитывает детей, преподает, выставляет оценки, проводит собрания с родителями.

Все эти действия педагога вполне очевидны. Вот он приходит на урок, отмечает отсутствующих, начинает спрашивать домашнее задание, вызывая учеников к доске; прохаживается по классу, наблюдая за учащимися. Потом объясняет, используя доску, карты, картины наглядные пособия. Если остается время, закрепляет то, что объяснил на уроке, потом задает домашнее задание. На первый взгляд кажется все просто и понятно.

Однако за этими видимыми учениками действиями скрывается и много других, невидимых. Что же это за действия?

Много времени занимает подготовка к уроку. Нужно просмотреть очередную тему, перечитать методические пособия, решить, какие из рекомендаций можно использовать на уроке.

В ряде случаев необходимо перечитать художественный текст, решить намеченные на урок задачи, подобрать наглядный и дидактический материал (карточки с заданиями, тесты, кроссворды и др.).

Самое трудное — продумать, как построить урок, решить в какой последовательности, что и как делать на уроке, как организовать работу разных учащихся (более сильных и более слабых, интересующихся и не интересующихся предметом), какие виды работ осуществить на уроке.

Предварительная работа учителя отражается в его плане или конспекте урока. В течение дня у педагога несколько уроков, поэтому и планов нужно составить несколько.

Дома учитель часто проверяет письменные работы учащихся (сочинения, диктанты, контрольные работы, контурные карты, рабочие тетради и др.).

Это весьма трудоемкая работа.

В начале учебного года педагог должен спланировать работу в зависимости от того, в каких классах он будет преподавать. Это так называемое календарно — тематическое планирование изучения программного материала.

В конце четверти или полугодия учитель выставляет ученикам итоговые оценки по предмету, отчитывается перед администрацией о выполнении учебной программы. Классный руководитель выставляет итоговые оценки учащихся в классный журнал и ведомости успеваемости, сообщает родителям об успехах их детей.

В течение рабочего дня педагоги обычно по графику дежурят на переменах и в столовой, поддерживая порядок и дисциплину. Учителя младших классов сопровождают детей в столовую, гардероб, организуют их отдых на перемене.

Учителя постоянно повышают профессиональный уровень: знакомятся с достижениями в областях педагогики и психологии, выступают с докладами, обсуждают проблемы развития образования, своей школы, пути совершенствования обучения и воспитания детей.

Это далеко не все виды деятельности, которые выполняет учитель. Иногда ему приходится заниматься дополнительно с учениками, пропустившими занятия.

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.

Это профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными видами деятельности школьников, на оказание учащимся помощи в решении значимых для них проблем.

Осуществляется эта деятельность классным руководителем, педагогом — организатором, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом. Но главное действующее лицо — классный руководитель.

В начале года классный руководитель должен составить план воспитательной работы с классом. В плане предусматриваются коллективные мероприятия: экскурсии, трудовые дела, тематические классные часы, родительские собрания, праздники и другие занятия. По окончании уроков учителя проводят занятия кружков, секций, клубов. Эта работа тоже планируется заранее.

Деятельность классного руководителя сложна. Каждый день приносит заботы, радости, волнения, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитанниками определяются рядом факторов: особенностями образовательного учреждения, класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами.

Чем занимается классный руководитель? Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помогает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы учащихся, связанные с общением с одноклассниками, учителями, родителями.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремится стать помощником, советчиком, он побуждает детей к активности и самодеятельности. Во всех видах совместной деятельности классный руководитель отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей. В центре его внимания — воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности.

В зависимости от возраста учеников классный руководитель выполняет разные роли: в младшей школе он опекун; в основной и старшей — куратор, друг, наставник. Отношения между ним и воспитанниками должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.

Кроме того, учителя несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

Каковы права учителя общеобразовательного учреждения?

Каждый педагог имеет право на обоснованный самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, пособий, методов оценки знаний обучающихся.

Учитель имеет право на повышение своей профессиональной компетентности в высших образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

В связи со сложным характером труда педагог имеет право на удлиненный отпуск в летний период (продолжительностью 56 календарных дней), на получение пенсии за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет. В регионах России педагогическим работникам также предоставляются дополнительные льготы.

Учитель имеет также и определенные обязанности. Как и права, они довольно широки. Педагог должен:

- соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, своевременно и точно выполнять распоряжение администрации;

- стремиться к повышению качества педагогического процесса, проявлять творческую инициативу, использовать результаты инноваций;

- соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, санитарии, гигиены, экологической и противопожарной безопасности;

- быть внимательным к детям, родителям, членам педагогического коллектива;

- систематически повышать свой профессиональный уровень, квалификацию, коммуникативную культуру;

- регулярно проходить медицинские осмотры.

Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью. Необходимо призвание. Учитель должен любить свое дело, быть увлечен процессом обучения и воспитания.

Прежде всего человек должен обладать определенными профессиональными качествами, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности.

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. И. Прозументовой. — Барнаул; Томск, 1997.

2. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3 —10 октября, 1993 г.) / под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.

3. Костикова М. Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1998. — Ч. 1.

4. Клименко Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1997. — Ч. 1.

5. Лихачев Б. Т. Лекции по педагогике. — М., 1995.

6. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.

7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. пособие. — М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учитель, педагог, ребенок, современная школа, урок, воспитательная работа, воспитательный процесс, домашнее задание, значительный вклад.

Похожие статьи

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Изменение роли учителя в современной школе

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Сотрудничество классного руководителя.

Система работы администрации школы, учителей-предметников, классного руководителя должна

Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

Особенности воспитательной деятельности классного.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике.

Роль учителя в современной школе. Автор: Горохова Юлия Витальевна.

Какую роль он отводил учителю в образовательном процессе?

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Построение образовательной среды современной школы.

Роль и миссия учителя в современном образовательном.

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний, информационный тип общества, учебный процесс, современная начальная школа, значительная роль, гуманитарное мышление, роль учителя. Творчество педагога как норма.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения.

В ней можно выделить следующие компоненты: мотив → цель → предмет→ способы осуществления → результат.

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания - разностороннее развитие ребенка - у многих воспитателей дошкольных учреждений конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия материал, уникальный но своей ценности. Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении.

Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога. Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Она выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Педагогическая деятельность относился к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.).

Педагогическое творчество - непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий). Присутствие творческого начала обусловлено самой сущностью образовательного процесса. Невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни воспитанников дошкольного учреждения, учащихся школы, колледжа.

В содержании работы, в подборе средств и методов воздействии на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, даже старению личности, к прекращению интеллектуального роста, к снижению общей активности.

Важнейшие профессиональные функции педагога:

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога.

Реализация первой функции сопряжена с созданием так называемой развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера.

Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д.

Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе се результатов.

Современный педагог, осознает, что основы личности человека закладываются в семье. Поэтому в интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе.

Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие:

- участвовать в педагогическом просвещении родителем;

- регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольник) учреждения.

Современным, повышенным в ходе демократизации общественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекулътурной и профессиональной подготовки. В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога - самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной), посещения музеев и т.п. до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др. Цель самообразования - поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессионально необходимым еще одно направление в деятельности педагога - участие в опытной, исследовательской работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций).

Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.

Читайте также: