Арт терапия как здоровьесберегающая технология в школе

Обновлено: 06.07.2024

Для педагогов и психологов особую актуальность приобрёл сегодня вопрос охраны и укрепления психического здоровья детей и подростков. Экономические катастрофы, неблагоприятные социальные условия, конфликтные социальные ситуации, чрезмерное психосоциальное напряжение, всё это приводит к увеличению числа нервно-психических расстройств среди населения, особенно это касается детей и подростков.

К сожалению, эмоциональные проблемы ребенка привлекают к себе внимание родителей и педагогов лишь в крайней степени своего проявления, в формах депрессивных состояний, ситуативных расстройств с нарушением поведения, неврозов и невротических состояний, психопатоподобных расстройств и т.п.

Между тем, на ранних этапах эмоциональная сфера поддаётся корректировке силами педагогов и родителей. Таким образом, встаёт вопрос о ранней диагностике эмоциональных проблем ребёнка.

Проблема обучения и школьной адаптации становятся всё более распространёнными вследствие изменений условий жизни. Среди школьников всё чаще встречаются такие эмоциональные поведенческие нарушения, как повышенная агрессивность и склонность к насилию, тревога и страх, нарушение концентрации внимания, гиперактивность, нарушение пищевого поведения, речевые расстройства и др. На современных детей оказывают влияние разрушительное воздействие средств массовой информации и коммуникации и компьютерной техники, массовая миграция, изменение культурной среды, растёт число психически больных членов семьи [1]. Дети при этом страдают от недостатка родительского ухода. Учителя сталкиваются с многочисленными учебными проблемами детей. В целом, можно сказать, что современные дети живут в значительно усложнившемся мире, освоить и понять который им становится всё труднее. В данных условиях возрастает необходимость развития профилактических, коррекционных и инклюзивных мероприятий, чтобы способствовать более успешной адаптации и социализации учащихся. При этом средства творческого самовыражения, арт-терапии могут играть важную роль в профилактике школьной дезадаптации и иных нарушений жизнедеятельности.

«Имеются значительные возможности для внедрения арт-терапии не только в массовых и специализированных школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также в высшей школе, в том числе в качестве одного из методов психологического сопровождения студентов. В качестве приоритетных задач применения арт-терапии при этом могут выступать:

- коррекция девиантного поведения и эмоциональных расстройств у детей и подростков;

- профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации;

- содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности учащихся, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также профилактики экстремизма и насилия в обществе, достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации;

Применение методов арт-терапии в образовательных учреждениях может тесно переплетаться с воспитательными, социализирующими, развивающими и коррекционными методами.

Система психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает взаимодействие специалиста, реализующего арт-терапевтические методы, со всеми субъектами образовательного пространства: учащимися, их родителями и педагогами. С точки зрения использования арт-терапевтических методов для специалиста, наиболее значимыми будут такие направления, как психологическое консультирование (прежде всего индивидуальное), а также психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа. Арт-терапия в учреждениях образования - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности применения методов арт -терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Часто дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Арттерапевтические методы позволяют ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В практике проведения рисуночной терапии выделяют несколько типов заданий:

5. Задания на совместную деятельность - могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Арт-терапия это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

- в работе может участвовать каждый, т.к. она не требует наличия художественных навыков;

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- она является средством свободного самовыражения;

- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;

- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Использование арт-терапевтических методов на групповых и индивидуальных занятиях

Упражнение на творческое развитие

Представьте, что на ваши ладошки опустились лёгкие, красивые, узорчатые снежинки. У каждого своя снежинка, и они не похожи друг на друга. Но они могут растаять. Давайте нарисуем свои, уникальные снежинки.

(дети получают заготовки разных форм снежинок, раскрашивают так, как считают нужным).

Упражнение на ритм и темп (дети двигаются под ритм)

Под звуки музыки двигайтесь так, как вам хочется, как только музыка закончится – замрите в образе снежинки.

Зима - время холодное, всем нужны тёплые вещи. И варежки нужны обязательно. Сейчас разбейтесь на пары. Каждая пара получает варежки.

Они должны получиться одинаковые.

Дети садятся парами, договариваются об узоре на варежках. Выполняют узоры. Варежки прикрепляются на большой лист, пары соединяются линией.

- работа в мини-группах.

Класс произвольно разбивается на 4 группы. Каждая подгруппа получает лист А-3, набор карандашей, клей, цветную бумагу, любые дополнительные материалы (старые журналы, вырезки и т.п.)

Выполняется работа в мини-группах (зима в парке, зима в лесу, зима на моей улице, зима на реке). После того, как работа выполнена, все работы соединяются в один большой коллаж.

Упражнение на ритм

Психолог: Слышу, как кто-то постукивает в лесу. Кто это? (дятел)

Постучим тихонько по коленкам, чтобы не спугнуть дятла.

Дети садятся в круг и придумывают своё ритмичное движение удара по коленкам. Упражнение выполнятся по очереди. После тренировки дети закрывают глаза, звучит музыка, и каждый по очереди воспроизводит своё движение.

2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Цель: замечать эмоциональное состояние других людей. Учиться анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Учиться анализировать собственные эмоции.

Материалы: белая бумага, краски, кисточки, ножницы, клей.

На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски (взрослый работает вместе с ребёнком). Каждый участник примеряет себе любую маску и изображает эмоцию, зафиксированную на ней.

Цель: учиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши.

Литература.

1. Инклюзивное образование и арт-терапевтическое вмешательство для учащихся школ. Статья Хампе Руфь, Международный журнал арт-терапии, №4, 2014.

2. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам.

3. Использование проективных рисуночных методик в исследовании самовосприятия и аффективной сферы у девочек-подростков с самоповреждающим поведением. Статья Левковская О.Б., Международный журнал арт-терапии, №3, 2014.

4. Гандт Л. Арт-терапевтические исследования, Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина. - СПб. Литер, 2001.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

У детей нашей группы были обнаружены сочетание нарушения речи, развития психических процессов (память, внимание, мышление) и эмоциональной сферы. В связи с этим у детей наблюдались трудности в общении со сверстниками, многие из них были гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждались в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого я начала использовать одну из коррекционных здоровьесберегающих технологий - арт-терапию.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами.

Арт-терапия направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми, позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия развивает творческие возможности, во время занятий человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения (невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме). Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.

В работе с детьми применяю следующие виды арт-терапии : рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками (проступающий рисунок, с помощью крупы и соли, платилинографию, оригами.

Условия подбора техник и приемов создания изображений.

Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом (рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д.). Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, развивающую.

Использование арт-терапии в коррекционной работе способствует :

- развитию мелкой моторики;

- повышению речевой активности;

- улучшению внимания, памяти, восприятия;

- коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;

Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся. Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, развитии саморегуляции, формировании ответственности за свое здоровье и жизнь.

Формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности осуществляется благодаря социально-адаптирующим и личностно-развивающим технологиям. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, коррекционные программы, психотерапевтические методы, направленные на укрепление и развитие духовного, личностного здоровья учащихся.

Формирующаяся личность ребенка не всегда может являться серьезной опорой в коррекции его поведения, самооценки, прео доления эмоциональных трудностей именно потому, что у него мо жет существовать нарушение в онтогенетически ранних этапах развития эмоциональной сферы.

Согласно концепции, разработанной В.В.Лебединским, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг (1990, 2000) можно выделить четыре уровня в структуре организации базальных эмоциональных процессов: уровень полевой реактивности (организация аффективной преднастройки к активному контакту с окружающим); уровень стереотипов (адаптация субъекта к окружающему), уровень экспансии (овладение меняющейся, динамической средой) и уровень эмоционального контроля (эмоциональное взаимодействие с другими людьми).

Психологическая коррекция эмоционально неблагополучных детей методом арт-терапии должна представлять собой ряд этапов, логика следования которых основывается на принципах онтогенетически ориентированного подхода.

Так, на первом этапе, для активизации уровня полевой реактивности, в изобразительной деятельности детей используется работа с насыщенным цветом и светлым фоном, определение эмоциональной природы цвета, выражение характера персонажей и их настроения с помощью цвета.

Основной задачей второго этапа коррекционной работы - (уровень стереотипов), является выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта: аффективное переживание синестезии, упорядочивание психосоматических переживаний в совместном рисовании, аффективное насыщение психического ресурса ребёнка посредством ритмического рисования под музыку.

На третьем этапе - уровне экспансии - аффективное переживание теряет свою конкретную сенсорную окраску, проигрывает в многообразии, но выигрывает в силе, напряженности. Через осознание конфликта желания и возможности здесь впервые возникают предпосылки выделения себя из ситуации как субъекта аффективного поведения.

Для ребёнка переживания успеха, победы, конечно, связаны с переживанием избавления от опасности, преодоления преграды, т.е. с динамикой преобразования отрицательного впечатления в положительное. На этом этапе используются следующие арт-терапевтические приёмы: рисование страхов, снов, ситуаций одиночества, устрашающих сюжетов с реальной перспективой их успешного разрешения.

Четвёртый коррекционный этап обеспечивает налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением - радость от похвалы и огорчение от неприятия. Это осуществляется в групповой изобразительной работе с учащимися на заданную тему, метафорических портретах членов группы, создание композиций на конфликтные темы.

Уровневый подход арт-терапии эмоциональных нарушений детей позволяет определять последовательность коррекционных этапов и выбирать соответствующие художественные техники, игры и упражнения арт-терапевтической работы. Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются (в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно) и обеспечивают стабилизацию аффективной жизни, снижают уровень тревожности, формируют механизмы эмоциональной саморегуляции, развивают позитивное самоотношение.

Таким образом, арт-терапия как психологический метод здоровьесберегающей технологии направлен на оптимизацию аффективных ресурсов учащихся, укрепление их психологического здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений. Растущая популярность и профессионализация арт-терапии ведут к тому, что этот метод превращается в одну из активно развивающихся форм современной практической психологии, выполняющей задачу здоровьесбережения в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка описывает использование средст арттерапии в работе психолога с детьми.

АРТТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается применение методов психологической психотерапии при работе с участниками образовательного процесса, в частности метода арттерапии. Автор обращает внимание, что данный метод может наиболее успешно применяться в качестве здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию психического и духовного здоровья, а также укреплению стрессоустойчивости. Универсальность метода позволяет широко применять его в образовательных учреждениях различного вида.

Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, психическое здоровье, стрессоустойчивость, саморегуляция, самовыражение, арттерапия

Происходящие в современном обществе социальные изменения приводят к возникновению проблем в жизни людей, что, несомненно, негативно сказывается на обществе в целом. Известно, что неблагоприятные стрессогенные жизненные события – важный фактор развития различных физиологических и психологических расстройств ведущих к различного рода нарушениям в жизнедеятельности современного общества и стимулиции различного рода социально-психологические отклонения.

Жизнестойкость личности предполагает способность быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внешних условий и требований. Эти адаптационные способности необходимо развивать с первых дней жизни ребенка. Личность может совершенствоваться только на основе постоянного усилия, напряжения, творческого горения, разрешения противоречий, преодоления стрессовых ситуаций.

Проблема здорового образа жизни не может быть решена, если не сформировать у субъектов диалектического мировоззрения, социально-позитивный взгляд на цель и смысл жизни. Одним словом, процесс формирования ЗОЖа интегративен. Под ним понимается не только физическое воспитание, но и формирование духовной и психической культуры индивида.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется методологически очень точно – не только как отсутствие болезни, но и как состояние физического, духовного и социального благополучия человека.

Отсюда, важнейшей задачей видится – воспитание стрессовоустойчивой личности.

Психическое здоровье – состояние психической сферы – основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию, и есть основной фактор стрессоустойчивости.

Поэтому на данном этапе так актуально стоит проблема внедрения в образовательные учреждения таких методов здоровьесберегающих технологий, которые будут направлены на координирование жизнедеятельности организма, усиление его жизнеспособности, стабилизации физического, психического и духовного равновесия.

Как следствие, в решении этой задачи на помощь приходят различные методы психологической психотерапии, доступные для реализации в образовательных учреждениях различного вида. Одним из таких методов выступает арт-терапия.

Основная часть

Человек в любых ситуациях действует на фоне определенного психофизиологического состояния, поддерживаемого и регулируемого одной из важнейших физиологических способностей организма – механизмом саморегуляции. При этом, по мнению академика П.К. Анохина, все функции организма, так или иначе отклоняющиеся от нормы в результате эмоционального перенапряжения, снова приходят к норме, когда напряжение снимается. Однако в определенных ситуациях механизм саморегуляции может и не сработать, что вызовет отклонения в нормальном функционировании систем организма. Возникает необходимость чередовать периоды наибольшего нервного напряжения с моментами отдыха, положительными методами, приносящими успокоение и радость.

По мнению Е.И. Шварца психическая саморегуляция – свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов, действий, осуществляемых самим организмом с помощью своей психической активности.

Тем не менее, иногда, собственных усилий организма бывает недостаточно и тогда субъект как бы зависает в негативном переживании, усиливая тем самым перенапряжение организма. В этот момент одним из способов психической саморегуляции выступают различные методы психотерапии.

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении, эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

В нашем случае, из принятых к определению моделей психотерапии, нас интересует психологическая модель, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход. Она направлена на разрешение внутренних проблем, индивидуальное развитие, оптимизацию качества жизни, личностный рост субъектов терапии.

Цель достижения результатов в личностно-ориентированной психотерапии подразумевает изменение того, что детерминирует развитие личности и запускает новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс свободного развития.

В качестве наиболее эффективных методов коррекции психологического дискомфорта практикуется широко распространенный в современной педагогической психологии и психотерапии метод арттерапии.

Популярность арттерапии в научной среде создает полярность взглядов: она или панацея, или модное веяние. Однако это ни то, ни другое.

В основе первых западных техник арттерапии лежат работы таких авторов как В. Ловенфельд, Е. Кейн, М. Наумбург, Э. Крамер, И. Чампернон, К. Кейз, и др. В отечественной психологии широкое распространение получили работы Л.Д. Лебедевой, А.И. Копытина, Е.Е. Свистовской, А.В. Гришиной, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко и др.

занятостью (с целью обучения и отвлечения субъектов терапии от переживаний связанных с негативными, отрицательными или болезненными установками);

социальной адаптацией и реабилитацией (на основе производственной деятельности);

трудовой деятельностью (ремесла и прочие виды художественно-эстетического творчества).

Условно, данный вид терапии можно классифицировать следующим образом:

Тип: терапия искусством.

Класс: терапия творчеством (креативная терапия).

Подкласс: экспрессивная терапия.

Семейства: терапия творческим самовыражением (креативно-экспрессивная терапия); музыкальная терапия; игровая терапия; драма-терапия; сказко-терапия; библиотерапия; танцевальная терапия; телесно-двигательная терапия; поэтическая терапия; арттерапия (в контексте – художественная терапия).

Центральная фигура в арттерапевтическом процессе – не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье – не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе творческого самовыражения.

С позиции феноменологии творческий продукт субъекта терапии рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть его личности.

В арттерапии используются элементарные художественные средства, не требующие предыдущего опыта в искусстве. Тем не менее, вовлеченность субъектов в тот или иной вид терапевтической деятельности и их активное участие в процессе, помогают им раскрыть в себе творческие способности и в дальнейшем открывают возможность более серьезного отношения к понравившемуся виду искусства.

На сегодняшний день, арттерапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

В данной статье мы белее подробно остановимся на арттерапевтических методиках, наиболее широко используемых в образовательных учреждениях.

Арттерапия.

В данном методе изобразительная деятельность и изображение выступают как способы коммуникации и послания, определяя уникальность этого метода в формировании психологического комфорта человека.

Очевидные достоинства арт-терапии состоят в том, что она помогает установлению и углублению терапевтического контакта; служит одновременно терапевтическим и динамически диагностическим методом; применима в любых ситуациях; позволяет широко разнообразить средства – от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний и применима при широчайшем круге расстройств. Она создает и углубляет чувство безопасности, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.

Арттерапия зачастую служит способом освобождения от внутренних конфликтов и переживаний, катализатором психотерапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретации и диагностической работы; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной ценности и повышения художественной компетенции. В случае терапии искусством спонтанное рисование и лепка выступают разновидностью деятельности воображения, а не реализации художественного таланта. В рамках психодиагностической ориентации, в этом случае подчеркивают важность сублимации.

Терапевтический эффект обеспечивается сплавом катарсиса, инсайта, десенсибилизации, суггестии, символического отреагирования и совладения, обучения, терапевтического моделирования и, как результат, перестройки отношений и личностного роста.

Процесс проекции субъектами внутренних переживаний вовне, помогает им, как бы со стороны, взглянуть на проблему, со стороны увидеть и оценить свой внутренний мир.

Музыкотерапия.

Восходит к опыту древней медицины, Атарведам в Индии, работам Авецины, Маймонида и др.

Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Специфика того или иного музыкального сопровождения зависит от личностного восприятия его конкретным человеком, поэтому в запасе психолога занимающегося психокоррекцией, должна быть обширная фонотека.

Музыкотерапия используется для индивидуальной и групповой психотерапии как фоновое сопровождение, в рамках эмоционально-стрессовой терапии. Кроме того, музыкотерапия может быть использована не только как самостоятельный вид терапевтического процесса, но и как вспомогательная форма при проведении образовательных занятий с детьми, где музыка используется в качестве фонового компонента. Данная форма использования музыкальных произведений носит опосредованное терапевтическое влияние на детей, способствуя достижению состояния психологического комфорта на занятии.

У детей чаще используется в сочетании с пластическими, ритмическими, танцевальными занятиями. У старших подростков может применяться как самостоятельный вид терапии.

Танцевальной терапии.

Метод хорош аффективно-спонтанным высвобождением скопившихся чувств, выплеском эмоций вовне. Может применяться с субъектами различных возрастных групп.

Танцевальная терапия берет свое начало от творческого танца, но в отличие от последнего использует неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Ведущими целями танцевальной терапии являются расширение сферы осознания собственного тела и развитие его положительного опыта. Основными для такой терапии является взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и осознанием, работа с психосоматическими проявлениями.

Танцетерапия помогает совместить приятное с полезным: укрепить здоровье, снять стресс, пообщаться и просто получить массу удовольствий. Этот метод выступает как универсальный язык общения и как одна из лучших форм психотерапии. Танец удовлетворяет сразу несколько потребностей человека: в движении, ритме и общении. А психоаналитики единодушно утверждают: данный своеобразный вид психотерапии не имеет ни противопоказаний, ни побочных эффектов. Любой танец не только приносит радость, но также является отличной профилактикой физического и эмоционального здоровья. На данном этапе, когда перед педагогикой стоит проблема творческого (креативного) самовыражения и становления активной внутренней позиции ребенка – танцетерапия в широком объеме позволяет удовлетворить этот процесс. Танцуя, ребенок самовыражается, преодолевает различные страхи и комплексы, заряжается уверенностью, выпускает на волю эмоции. Не говоря о том, что танцы в группе это хороший опыт выработки навыков социального общения и положительного самопозиционирования. Танцетерапия это хорошее настроение, прилив новых сил и желаний. Причины происходящих метаморфоз скрыты в эндорфинах (гормонах радости) – морфиноподобных веществах, которые при физической активности вырабатывает наш гипофиз.

Поэтическая терапия.

В сочетании с креативными и экспрессивными формами психотерапии субъектам отводится активная роль в процессе коррекции психологического дискомфорта.

Поэтическая терапия используется с целью избавления от накопившегося психоэмоционального напряжения, возможности выразить свое внутреннее мироощущение, раскрыть свое внутреннее Я через ассоциации путем творческого самовыражения.

может использоваться с 4-х летнего возраста;

не имеет нозологических и синдромальных ограничений (поэтому приемлема даже в коррекции деструктивных отклонений);

возможность использовать в любой ситуации.

Психотерапия творческим самовыражением.

По М.Е. Бурно, - одна из систем креативно-экспрессивной терапии, использующая творческие занятия (дневники, литература, фотография, рисование, любительский театр и т.д.) для укрепления веры в себя, оптимизации коммуникативных установок и возможностей, личностного роста. Применение подобного рода терапии начинается с подросткового возраста. Хорошо подходит для склонных к рефлексии субъектов.

Куклотерапия.

Это раздел частной арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Поскольку мир ребенка – это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. В организации терапевтических занятий важно правильно подобрать соответствующие игрушки, тем самым, облегчая ребенку выражения чувств.

Сказкотерапия.

Метод, использующий сказочную форму для разностороннего развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы.

Метод сказкотерапии тесно связан с методом драматизации, где через обыгрывание образов ребенок познает социальные роли, учится управлять ими.

Мы рассмотрели лишь некоторые, наиболее популярные методы арттерапии. В их основе лежит:

Физическая безопасность (правила – контракт; запрет физической агрессии).

Психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие арттерапевта (педагога или психолога).

Исключительная сосредоточенность на субъектах терапии.

Невербальное и вербальное общение.

Как западные, так и отечественные психологи отмечают, что при работе с методами арттерапии субъекты получают:

возможность творческого самовыражения, развитие творческого потенциала и художественных способностей в целом;

формирование механизмов саморегуляции и исцеления;

формирование позитивного восприятие окружающего мира и себя в нем;

облегчение процесса протекания хронических заболеваний и методов их лечения;

разрешение внутренних конфликтов и противоречий;

огромный обучающий потенциал;

формирование положительной социализации и др.

Таким образом, арттерапия как психологический метод здоровьесберегающей технологии широко направлен на оптимизацию аффективных ресурсов субъектов, формированию саморегуляции, укрепление их психологического, психического и духовного здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений, способствующей социализации. Растущая популярность и профессионализация арт-терапии ведут к тому, что этот метод превращается в одну из активно развивающихся форм современной практической психологии, выполняющей задачу здоровьесбережения в образовательном процессе.

В заключении мы можем сказать, что использование арттерапии выступает как целительное творчество, позволяющее не только разрешить накопившиеся внутренние конфликты и противоречия, но и обогатить опыт духовных переживаний, способствовать внутренней саморегуляции субъекта.

Сплоченность и поддержка в арттерапии, молниеносное получение обратного эффекта, атмосфера психологического комфорта позволяют широкому введению этого метода в организацию образовательного процесса и решению задач по формированию стрессоустойчивости участников этого процесса. Это отличный метод здровьесберегающих технологий в образовании, профилактика психического и психологического благополучия, предотвращение душевных срывов, нервного истощения и эмоционального выгорания.

Список литературы:

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал - №3-1995.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я, Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб, 2005.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.

Лещинский В.И. Педагогические технологии личностной ориентации. Воронеж, 1998.

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М., 2004.

Психология. Словарь /А.В.Петровский. М., 1990.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб, 1999.

Холомогоров А.Б., Гаранен Н.Г. Культура, эмоции и психологическое здоровье //Вопросы психологии -№2 –1999.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Арт-терапия/под редакцией А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.

Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.

Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Читайте также: