Архитектурные решения как здания школы в целом так и отдельных предметных зон

Обновлено: 08.07.2024

Школа типологический представляет собой здание сложной (зально-ячейковой) структуры. Как правило, учебные классы группируются в корпуса, объединяемые широкими освещаемыми рекреациями. Корпуса могут делиться на предназначенный для начальных, т.е. младших классов, и старших и средних. Младшие классы с первого по четвертый нельзя располагать выше первого этажа, что также указывает на их пространственную обособленность; кроме того, у младшеклассников необходим отдельный зал, который будет играть роль спортивного и музыкального одновременно. В зоне между учебными корпусами располагают общешкольные зальные пространства: блок спортзала, столовой и кухни, библиотеки, актового зала. При размещении кухни стоит помнить, что ей нужен подъезд для разгрузки с уровня земли, а столовой - естественное освещение. В свою очередь, над столовой могут располагаться актовый зал или библиотека. Но спортзал и актовый зал делать смежными помещениями нежелательно из-за проблемы шума. К тому же оба эти большезальные пространства требуют достаточно большой высоты и ферменных или балочных перекрытий.

Разные варианты их группировки и оформления и порождают вариативность, в которой может проявиться талант проектировщика, поскольку учебные классы в целом имеют одинаковые размеры и одинаковую требуемую ориентацию на юг, юго-восток и восток, редко - на север и запад (допускается для классов музыки, пения, информатики и художественных).

Основные регулирующие вопросы проектирования школ нормативные документы - это СП 1.13130-2009, рассказывающий о требованиях пожарной безопасности, и относительно свежий СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций", а также многочисленные методические рекомендации по проектированию.

Теперь о тенденциях. В частности, СП 251 вводит новое понятие "сетевая школа", которое обозначает школьный кластер, группу несколько расположенных рядом школьных корпусов и зданий, среди которых начальная школа, к примеру, может работать отдельно, а старшая и средняя - собирать детей из нескольких школ.

Помимо тенденции к сетевому объединению, которое вызвано удобством обслуживания и деления детей по возрасту (младшеклассникам в силу меньшей физической выносливости удобнее учиться отдельно), следующая новая тенденция вызвана приспособлением к обслуживанию маломобильных групп населения. Типовые построенные в середине-конце ХХв школьные здания с введением СП 59 оказались не приспособлены к обслуживанию детей-инвалидов, а высокие школьные крыльца и отсутствие лифтов делают постоянное самостоятельное посещение школ такими детьми невозможным. Современные проекты предусматривают эти требования (наличие пандусов, подъемников) заранее.

Коснемся темы, любимой урбанистами в целом и Варламовым в частности - входа в здание школы с уровня земли. Кажется, это решает проблемы с доступом маломобильных групп населения? Да, но во-первых особенности нашего климата заставляют делать приподнятое крыльцо, что помогает избежать занесения снегом или подтопления. Конечно, при входе можно предусмотреть грязезащитную решетку с дренажируемым приямком и обогреваемым тротуаром, но это вопрос стоимости. Стоимости не только строительства, но и постоянного ухода и обслуживания, а вопрос денег для школ стоит очень остро. Во-вторых, цоколь необходим для размещения продухов в подвале, чтобы там не скапливался радон, т.е. для вентиляции. Искусственно вентилируемый подвал - тоже вещь редкая и дорогостоящая. А подвал большинству школьных зданий нужен, хотя бы для размещения инвентарных и хоз.помещений, особенно с учетом дефицита места на первом этаже.

Впрочем, новый свод правил в пункте 7.2.15.5 допускает размещение входной группы с вестибюлем в цокольном этаже.

Третья тенденция. Альтернативные и смешанные системы преподавания, которые требуют изменений, то есть возможности трансформации от обычного школьного класса. Стандартный класс размерами в плане 6х8 м может видоизменяться, несколько классов можно объединять в единое пространство, или же наоборот делить, если удобнее разбить детей на небольшие подгруппы для практически занятий.

Сюда же относится возможность трансформации внутренних общих рекреационных пространств. В методичке Кузнецова, переизданной Московским архитектурным институтом, приводится пример подобной школы, построенной в Кулосаари, в Финляндии . В ней столовая может объединяться со зрительным залом для получения дополнительных зрительских мест. Подобное объединение может быть общим для трех зальных пространств: школьного спортзала, библиотеки и столовой, однако возможность объединения не должна препятствовать удобству обслуживания и пожарной эвакуации, которые стоят на первом месте.


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

6f1b4ba1979c614eccd6f090659a5967.jpg

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

9570b5376370c8f2c8857812b87fdf9a.jpg

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

5f656c4c4f6a770cf4d2021d723a6fdf.jpg

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

5d447c1e5c46218e0f2901381ce9cb2c.jpg

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

cdb4566cc2c3b5222651fe0bdac2851c.jpg

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

87aa614ce2ccadbff30708d4cc48fc68.jpg

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока — базовые и дополнительные.

257460c66d17af496495e6a6f1c10aef.jpg

Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

57f721f762b80d99eab3a6616f5e6cab.jpg

4d0bf7bfba7b4e9596fc7746f52e73f6.jpg

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

76bb8b66fc910dcf82494528833e4b22.jpg

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

9a2f7130f1e3cde7a44c657969493e0b.jpg

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:


ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ: ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проектирование зданий, прежде всего, основывается на нормативных требованиях. Современные школьные здания во многом отличают от привычных школ, построенных в XX веке. Эти изменения отражены в нормативных документах, применяемых при проектировании в настоящее время. Анализ современных требований по проектированию и документов XX века позволил выявить особенности строительства зданий школ в России в разные периоды, начиная с 1930-х годов до нашего времени.

Главной целью образования, в том числе и школьного, должно являться не только изучение достижений прошлого, но и освоение технологий, способов, тенденций, направленных на будущее.

Для этого необходима современная и многофункциональная школьная инфраструктура, которая поможет обучающимся развиваться в разных направлениях. И в школьных зданиях отчетливо просматриваются все изменения нормативных требований к школьным зданиям.

Анализ изменения нормативных требований показал несоответствие функционирующих школьных зданий, построенных в XX веке, современным стандартам.

В процессе сравнения нами рассмотрены следующие нормативные документы:

СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.

СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения

Интерес для рассмотрения представляло изменение объемно-планировочных решений школьных зданий, изменение состава и габаритных размеров основных и вспомогательных помещений.

Стоит отметить, что основным критерием при массовом строительстве школ в нашей стране, реализованном в 30-е и 50-е годы XX века, являлось экономичность школьного здания, что приводило к намеренному занижению площадей помещений и габаритов зданий в целом.

Строительство, в основном, велось по типовым проектам, которые разрабатывались архитекторами в Москве и других городах СССР. Один из таких проектов предложили в 1939 году архитекторы Л. А. Степанова и Я. Л. Эстрин.

Рис. 1 Проект Л. А. Степановой 1939 года

В этом проекте, в отличие от большинства остальных, классы располагались по обе стороны коридора, таким образом архитекторы пытались достичь большей экономичности.

После окончания Великой Отечественной войны в Москве вновь развернулось активное школьное строительство. Тенденция экономичности здания получило свое развитие в следствии задачи всеобщего перехода на семилетнее образование.

Архитектор Л. А. Степанова внесла преобразования в свой проект 1939 года: просторный холл в средней части здания был заменен классами, в состав помещений были включены актовый и спортивный залы.

Рис. 2. Типовой проект школы на 880 учащихся. Арихитектор Л.А. Степанова. 1949 г.

Фасад и планы этажей

Основным значительным недостатком данного проекта был тесный коридор, шириной всего 3,2 метра. Освещали его два окна в торцах здания, что было недостаточным, т.к. его длина составляла почти 5 метров.

В основном, здания строились трехэтажными, однако возросла площадь пришкольных участков.

Рис. 3 Планы каркасно-панельного здания школы на 1176 мест (30 классов): а – план 1-го этажа, б – план 2-го этажа

Интерес представляет здание экспериментальной каркасно-панельной школы на 1320 учащихся в подмосковном поселке Черноголовка.

Рис. 4 Каркасно-панельное здание школы на 1320 мест в Черноголовке, Московская область

Все помещения здания разделены по предметно-возрастным и функциональным признакам. Каждом этажа четырехэтажного корпуса расположены по две группы учебных секций, состоящих из четырех классов и рекреации.

Т.к. школа предназначалась для углубленного изучения физико-технических наук она была спроектирована с большим количеством лабораторий, а также обсерваторией с вращающимся куполом.

Благодаря украшениям фасада произведениями декоративного искусства и башне обсерватории здание выглядит очень необычным и является архитектурным акцентом жилой застройки.

Но, к сожалению, подобное здание единичный объект среди типовых однообразных зданий школ, построенных в XX веке.

Рассмотрев нормативные документы и отдельные объекты зданий школ, построенных в XX веке, можно сделать вывод, что главным направлением развития архитектуры школьных зданий были переход на индустриальную основу, типовое проектирование, унификация объемно-планировочных решений. Архитекторы пытались внести небольшое разнообразие в художественный образ фасадов зданий с помощью применения различных монументально-декоративных средств, но общий образ здания становился все более однообразным.

Анализ нормативных документов был проведен в сравнении в современными требованиями к школьным зданиям. По результатам сравнения было установлено, что увеличились площади почти всех помещений школьных зданий, как основных, так и вспомогательных, кроме того были введены новые положения, такие как требования к объемно-планировочному решению компьютерных классов, обязательное выделение в отдельный функциональный блок помещений начальной школы. Изменилась возможность использования цокольных и подвальных этажей для размещения в них помещений.

Итак, для того, чтобы грамотно спроектировать современное многофункциональное и комфортное здание школы, нужно обратить особое внимание на современные нормативные требования, а также требования доступности зданий маломобильными группами населения.

Современная школьная архитектура отличается гораздо большим разнообразием форм, строительных конструкций и материалов, а также ярким цветовым решением фасадов.

Опираясь на опыт проектов XX века архитекторы стремятся создать необычные, индивидуальные, а главное, очень комфортные и удобные здания.

Проекты современных школ имеют более сложные объемно-планировочные решения, необычные сочетания объемов корпусов и применяемых материалов.

Первой попыткой изменения внешнего облика здания и его структурных особенностей стала Школа в Северном Бутово, построенная в Москве в 1998 году.

Рис. 5 Школа в Северном Бутово. Москва, 1998 г. Главный фасад.

Главной особенностью здания является необычное сочетания объемов. Важно, что, не смотря на разную этажность и форму блоков, здание воспринимается единым целым, законченной композицией. Объемы выделены не только цветом, но и применением различных материалов – силикатный кирпич, железобетонные блоки, металлические элементы, разнообразное остекление.

Внешний облик здания притягивает внимание и служит ярким акцентом в окружающей застройке жилого комплекса.

Несмотря на необычность здания его планировка является очень удобной для обучения и развития современных детей. Большая площадь здания позволяет разместить в нем не только учебные классы и вспомогательные и административные помещения, но и организовать досуг школьников – различные кружки, студии, секции.

Рис. 6 Школа в Северном Бутово. Москва, 1998 г. План первого этажа

Следующее рассматриваемое здание – Школа на Ходынском поле, город Москва. Школа была открыта 1 сентября 2006 года. Здание спроектировано архитектором Ю.В. Ильиным-Адаевым.

Рис. 7 Школа на Ходынском поле. Москва, 2006. Главный фасад

В этом здании архитектор уделил особое внимание цветовому решению фасада. Активные и яркие цвета создают позитивный настрой учеников, педагогов, родителей и всех жителей района. Применение различных отделочных материалов привело к необычному сочетанию фактур – керамическая плитка, керамогранит и грубая фактурная штукатурка.

Школа рассчитана на 1000 учащихся, а также выполняет функции культурно-досугового и спортивного центра жилого микрорайона.

Рис. 8 Школа на Ходынском поле. Москва, 2006. Спортивный зал

Из-за инсоляционных проблем участка здание построено в углу выделенного участка и является трехэтажным.

На первом этаже здания расположен автономный спортивный комплекс. Оборудованный собственным входом и вестибюлем.

Все здание школы можно разделить на три функциональных блока: начальная школа, средняя школа и спортивный блок.

Для создания объемно-планировочной композиции здания, а также организации освещения были применены световые фонари. С помощью них достигается дополнительная выразительность здания и его архитектурная неповторимость.

Несмотря на особую специфику следующей современной школы ее необходимо отметить. Это школа-интернат в Кожухово, город Москва, для детей-сирот, имеющих отклонения в психическом развитии. Здание построено в 2007 году. Проект осуществляла архитектурная мастерская Атриум по предложению мэра Москвы Юрия Лужкова. Здание рассчитано на 110 воспитанников.

Рис. 9 Школа-интернат в Кожухово. Москва. 2007 год. Проект

Архитекторы стремились создать не просто здание, а полноценную среду обитания для детей. Этот детский мини-город состоит из различных функциональных зон: 3 жилых корпуса, школа, блок администрации, спортивный комплекс и медицинский центр.

Здание состоит из пяти корпусов, которые связаны между собой стеклянной галереей). Такая необычная композиция здания связана прежде всего с инсоляцией – стремление наполнить здание солнечным светом.

Рис. 10 Школа-интернат в Кожухово. Москва, 2007 год. Интерьер

Центром композиции является большой многоуровневый атриум. На первом этаже атриума расположен зимний сад, с открытой террасой наверху. Здесь объединяются все выходы из общественных помещений. Атриум имеет стеклянную стену, сквозь которую виден плавательный бассейн и просторный актовый зал.

Сейчас здание школы, это целый комплекс, включающий в себя детский сад, начальную школу, среднюю школу и административно-спортивный блок.

Одного взгляда на фасад здания хватает, чтобы понять, что это детский комплекс для маленьких принцев и принцесс. Словно сошедшее с иллюстрации детской книжки здание радует всех без исключения жителей Йошкар-Олы.

В Нижнем Новгороде в настоящее время также ведется строительство новых школ. Очень бы хотелось, чтобы эти школьные здания стали новыми достопримечательностями современной нижегородской архитектуры, но прежде всего радовали своих учащихся просторными и светлыми классами, большими актовыми и спортивными залами, просторными рекреациями и фойе, чтобы дети с радостью каждый день спешили возвращаться и достигать все новых и новых успехов.

Список используемой литературы:

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

3.СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения

4.СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения

5. СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

6. СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.

7. Рогачёв А. В. В московских мы учились школах. Новые сорок сороков. — М.: МИРОС, 2001.

8. Колли Н.Я, Быков В.Е. Архитектура и конструкции школьных зданий: сборник материалов по проектированию и строительству. — Государственное Издательство Литературы по Строительству и Архитектуре, 1954.

Существует мнение, что современные школьные пространства не заточены под новый учебный процесс и не способствуют продуктивному образованию. Но какой архитектурный облик должен быть у школы? И какие пространства помогут воспитать в ребенке разностороннюю и проактивную личность? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на дискуссиях в рамках Московского международного Салона образования (ММСО 2021) — публикуем конспект основных паблик-токов.

Среда оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, однако образ сегодняшней школы — это наследие эпохи индустриализации. Школьные здания строятся по принципам, не заточенным под современный учебный процесс. Но чтобы вырастить новое успешное поколение, необходима современная среда, а также иной подход к формированию образовательных пространств.

Школьная архитектура как залог успеваемости и успешности ребенка

Современная образовательная среда тесно связана с актуальными потребностями и образовательной парадигмой времени. В XXI веке фокус образования от подготовки узкопрофильных специалистов сместился на воспитание и обучение разносторонней личности с широким спектром знаний и развитыми жизненными навыками. Наша реальность приводит школы и другие учебные заведения к индивидуальным учебным планам и переводит фокус на личностные результаты. Более высокие рейтинги и привлекательность имеют школы, построенные на принципах инклюзии, совместного и разновозрастного обучения.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Запросы времени диктуют новые требования к учебным пространствам: разнообразие, мобильность, многофункциональность, открытость и доступность

Современная образовательная среда строится на разнообразии типологий пространств, что невозможно без уникальных архитектурных решений и современной эстетики. Параллельно у традиционного образования появился весомый конкурент — онлайн-платформы, которые стали неотъемлемой частью факультативного обучения.

Новый подход к проектированию школ

Актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый — переосмысление функциональной программы, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций, начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Школа-конструктор

Помещение актового зала занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. Есть и другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в комьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс
Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Школа как центр района

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Развитие школы будущего невозможно без решения сегодняшних проблем. Механизмов взаимодействия девелоперов, банков, органов исполнительной власти, частного образования все еще нет, а система предоставления помещений для образовательных организаций до сих пор максимально не прозрачна. Без осознания девелоперами того, что школьные пространства — это социальная инфраструктура, и с точки зрения коммерции они должны идти по другим нормативам, без включения принципов социальной ответственности коммерческих структур, перехода к школе будущего не получится. Тема архитектуры гибридной школы пока остается предметом исследований, и выработка подходящих решений еще только предстоит.

Статья подготовлена с использованием материалов ММСО 2021 и бюро ATRIUM.

план территории школы

Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.

Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.

Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.

Этапы строительства

План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.

проект школы

Готовый проект школы и прилегающей территории

  • выбор территории расположения;
  • разработка проекта;
  • определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
  • установка срока строительства с распределением по годам;
  • подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
  • согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
  • план организации конкурса подрядчиков;
  • непосредственное строительство.

Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.

 школа интернат

Современный проект школы-интерната

План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.

Основные виды школьных комплексов

Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:

  • средние;
  • неполные средние;
  • начальные.

По направлению организации обучения:

  • музыкальные;
  • с глубоким изучением некоторых дисциплин;
  • с обучением на иностранных языках;
  • со спортивным уклоном и др.

Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.

планировка школы

Типовая планировка школьного здания

Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.

Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.

Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.

территория школы

Проект и планировка территории школы

План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.

По композиционному устройству школьные комплексы бывают:

  • централизованные;
  • павильонные;
  • блочные.

Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.

планировка школы

Расположение учебных заведений на плане школы

Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.

План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.

Блочный комплекс

Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:

  1. Три функциональных блока: два боковых учебных и один на всей пришкольной территории в качестве открытой зоны.
  2. Просторный вестибюль со свободным доступом в любую часть школьного здания. Он может быть централизованным или разделённым отдельно для каждой возрастной группы.
  3. Подъезд, обеспечивающий вход не только здоровых детей, но и инвалидов-колясочников. Для этого он оборудуется пандусом, пешеходными дорожками с небольшим уклоном и пониженными поручнями.
  4. Ограждение территории с удобными подходами со стороны больших микрорайонов города.
  5. Изоляцию от школьного двора парковочных участков как для машин своих сотрудников, так и для временной стоянки автомобилей родителей, подвозящих детей.

обустройство школьной территории

Проект обустройства школьной территории

Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.

Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.

Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.

школьная лаборатория

Обустройство и дизайн школьной лаборатории

Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.

Во втором блоке размещают:

  • спортзал с раздевалкой, душем, туалетами для девочек и мальчиков;
  • столовую с баром для витаминных напитков;
  • библиотеку, читальный зал;
  • мастерские для уроков труда;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал с эстрадой, костюмерной;
  • лыжную базу;
  • школьный медпункт.

В наши дни строятся четырёхблочные школьные комплексы, в которых четвёртый блок полностью предназначается для учащихся подготовительных и начальных классов, групп продлённого дня. Малыши имеют оборудованные специально для них учебные помещения, свои гардеробы, санузлы. Им необходимы спальни, кабинет логопеда.

Всё это в рамках этого же здания. Такой тип учебных заведений соответствует европейской психологической модели, проповедующей изоляцию возрастных групп, в отличие от американской теории, предлагающей их тесный контакт.

Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.

Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.

обустройство территории

Обустройство прилегающей школьной территории

План примыкающей к школе территории должен включать:

  • физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, спортплощадками для игры в волейбол, баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разного возраста;
  • площадку со скамейками для бесшумного отдыха;
  • хозяйственную зону;
  • по возможности наличие учебно-опытных участков.

Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.

Читайте также: