Анохин п к иван петрович павлов жизнь деятельность и научная школа

Обновлено: 02.07.2024

Краткая биография И.П. Павлова русского ученого, физиолога, нобелевского лауреата в области медицины. Исследование физиологии кровообращения, пищеварения. Создание учения о физиологии высшей нервной деятельности. Вклад ученого и его основные труды.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.05.2015
Размер файла 17,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

4. Основные труды

1. Биография

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в городе Рязани. Отец его был священником, мать не получила никакого образования. Окончив Рязанское духовное училище в 1864 г. был принят в местную духовную семинарию. В 1870г поступил на Физико-математический факультет Петербургского университета, где специализировался по физиологии животных у И.Ф Циана и Ф.В. Овсянникова.

В 1875 г. Павлов блестяще закончил университет, получив ученую степень кандидата естественных наук. В том же году Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия, ВМА) и одновременно работает в физиологической лаборатории К.Н.Устимовича. В 1879 был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С.П.Боткина.

· 1884-1886 -- был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у В. Вундта, Р. Гейденгайна и К.Людвига.

· 1890 -- избран профессором фармакологии в Томске и заведующим кафедрой фармакологии Военно-Медицинской академии, а в 1896 -- профессором заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов -- заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда Институте экспериментальной медицины.

· 1901 -- Павлов был избран членом-корреспондентом

· в 1907 -- избран действительным членом Петербургской Академии наук.

· 1904 -- Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения

· 1925 -- до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

· 1936 -- 27 февраля Павлов умирает от пневмонии.

2. Творчество

Исследование физиологии кровообращения

После окончания Медико-хирургической академии И.П. Павлов возглавил в клинике Сергея Петровича Боткина небольшую физиологическую лабораторию, где проводил исследования по изучению физиологии кровообращения. Именно в этот период Павлов провозгласил идею проведения физиологических экспериментов на живом не наркотизированном животном, т.е. в хроническом эксперименте, что он и делал, изучая работу сердца и давление в кровеносных сосудах на собаках, приученных спокойно лежать на экспериментальном столе, позволяя вводить в кровеносные сосуды иглы, соединенные с прибором для измерения кровяного давления и электроды к нервам, регулирующим деятельность сердца. И.П. Павлов открыл, что деятельность сердца регулируется четырьмя центробежными нервами - замедляющим и ускоряющим, ослабляющим и усиливающим.

В 1883 году И.П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины "О центробежных нервах сердца". В этот период он дважды был в заграничных командировках в Германии, работая в лабораториях Р.Гейденгайна и К.Людвига.

Изучение физиологии пищеварения

И.П. Павлов разработал новое направление в изучении физиологии пищеварения. Он проводил исследования функционирования желез желудочно-кишечного тракта на здоровом ненаркотизированном животном в условиях хронического эксперимента при сохранении непрерывной работы всех отделов пищеварительной системы организма животного.

Павловым были изучены как основные закономерности деятельности отдельных звеньев этой системы, такие как работа желудка, печени, поджелудочной железы и другие, так и закономерности взаимодействия этих звеньев в процессе целостной деятельности желудочно-кишечного тракта и всей пищеварительной системы, включая процессы переработки пищи в ротовой полости с участием слюнных желез. Важным открытием явилось определение регулирующей роли центральной нервной системы в обеспечении целостной деятельности системы пищеварения.

За выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения в 1904 году И.П. Павлову присуждается Нобелевская премия.

Создание учения о физиологии высшей нервной деятельности

Результаты экспериментальных исследований в области физиологии пищеварения послужили толчком для создания представлений об условном рефлексе - универсальном способе реагирования организма на условия изменяющейся внешней и внутренней среды.

Создание И.П. Павловым метода условного рефлекса на базе работы слюнной железы дало в руки исследователей метод объективной и количественной оценки психических процессов у животных и привело к созданию учения о высшей нервной деятельности и механизмах головного мозга, обеспечивающих высшие проявления психической деятельности у животных. Были исследованы процессы возбуждения и торможения, изучены проблемы сна и гипноза, особенности экспериментальных неврозов. Было создано учение о типах нервной системы, изучены многие вопросы фармакологии высшей нервной деятельности, создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, о системности в работе больших полушарий, и, наконец, о деятельности первой и второй сигнальных систем.

павлов физиолог кровообращение нервный

3. Вклад

Павлов был удостоен Нобелевской премии в области медицины и физиологии в 1904 году за работы по физиологии пищеварения. Он был удостоен этой награды первым из всех российских ученых, первым из физиологов всего мира, первым за теоретические изыскания в области медицины.

Научное творчество И.П.Павлова оказало огромное влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подхода к изучению высших функций мозга животных и человека.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условно рефлекторной деятельности, открытие такого важного явления как торможение нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П. Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга. Эти исследования позволили И.П.Павлова сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы - основы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

В 1925 г. академик И.П.Павлов организовал и возглавил Физиологический институт академии наук. Основная задача Института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных обезьянах и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках позволили И.П.Павловув эти годы сформулировать новые важные закономерности работы коры головного мозга - принцип структурности, принципы взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервной системе, основные типы нервной системы и зависимость условно рефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, разработать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов. Эти результаты дали мощный импульс углублённым исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.

Научное наследие И.П.Павлова в значительной мере определило облик физиологии ХХ века и направление ее развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.

4. Основные труды

Полное собрание трудов, М.-Л., 1940, т. I (Общественно-научные статьи; статьи по физиологии, кровообращению, физиологии нервной системы),Лекции о работе пищеварительных желез, М.-Л., 1924; Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных (условные рефлексы), М.-Л., 1938; Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М.-Л., 1938.

Список литературы

1. Ю.П. Фролов. Иван Петрович Павлов, Воспоминания, Издательство Академии медицинских наук СССР, Москва 1949 год.

2. П.К. Анохин. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. Издательство Академии Наук СССР, Москва 1949 год.

3. Э.А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. Издательство "Наука", Москва, 1981 год.

ПАВЛОВ, ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849–1936), русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности. Родился 26 (14) сентября 1849 в Рязани. Был старшим сыном в многодетной семье приходского священника, который считал своим долгом дать детям хорошее образование. В 1860 Павлов был принят сразу во второй класс Рязанского духовного училища. После окончания в 1864 поступил в духовную семинарию. Через шесть лет, под влиянием идей русских революционных демократов, в особенности трудов Писарева, и монографии Сеченова Рефлексы головного мозга оставил учебу в семинарии и поступил в университет. В силу существовавших тогда ограничений в выборе факультета для семинаристов, Павлов в 1870 поступил вначале на юридический факультет, затем перевелся на естественное отделение физико-математического факультета.

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ. IGDA

В то время в числе профессоров университета были выдающиеся ученые – Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, Ф.В.Овсянников, И.Ф.Цион. На третьем курсе университета, не без влияния Циона, Павлов решает специализироваться в области физиологии.

В 1875 Павлов окончил университет со степенью кандидата естественных наук. Цион предложил ему стать своим ассистентом на кафедре физиологии Медико-хирургической академии (с 1881 – Военно-медицинская академия, ВМА). Он же убедил ассистента получить еще и медицинское образование). В том же году Павлов поступил в МХА на третий курс и получил диплом лекаря в 1879.

После ухода Циона из академии Павлов отказался от должности ассистента при кафедре физиологии, предложенной ему новым руководителем кафедры И.Р.Тархановым. Он решил остаться в МХА лишь в качестве студента. Позже он стал ассистентом профессора К.Н.Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии, где проделал ряд работ по физиологии кровообращения.

В 1878 знаменитый русский клиницист Боткин пригласил Павлова работать к себе в клинику (здесь он работал до 1890, проводя исследования центробежных нервов сердца и работая над докторской диссертацией, с 1886 – руководитель клиники).

В конце 70-х познакомился со своей будущей женой, С.В.Карчевской. Свадьба состоялась в мае 1881, в 1884 супруги уехали в Германию, где Павлов стажировался в лабораториях ведущих физиологов того времени Р.Гейденгайна и К.Людвига.

В 1890 был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. С 1890 Павлов также заведует физиологической лабораторией при Институте экспериментальной медицины.

С 1925 до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН.

В 1904 первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии за работу в области физиологии пищеварения.

Павлов был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу был признан старейшиной физиологов мира.

Умер 27 февраля 1936 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Все научное творчество ученого объединено общим принципом, который в то время называли нервизмом – идеей о ведущей роли нервной системы в регуляции деятельности органов и систем организма.

Научный метод.

Исследования по физиологии кровообращения.

Одно из первых научных исследований Павлова было посвящено изучению роли нервной системы в регуляции кровообращения. Ученый установил, что перерезка блуждающих нервов, иннервирующих внутренние органы, приводит к глубоким нарушениям способности организма регулировать уровень артериального давления. В результате был сделан вывод, что значительные колебания давления улавливаются чувствительными нервными окончаниями в сосудистой сети, которые посылают импульсы, сигнализирующие об изменениях, в соответствующий центр мозга. Эти импульсы порождают рефлексы, направленные на изменение работы сердца и состояния сосудистого русла, и артериальное давление быстро возвращается к наиболее благоприятному уровню.

Исследования по физиологии пищеварения.

Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению работы слюнных желез. Ученый установил зависимость между составом и количеством выделяемой слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости каждым из раздражающих агентов.

Исследования, касающиеся физиологии желудка, являются наиболее значительными достижениями Павлова в объяснении процессов пищеварения. Ученый доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.

Благодаря усовершенствованию операции по созданию изолированного желудочка удалось выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом исследований ученого в области физиологии пищеварения явился его труд под названием Лекции о работе главных пищеварительных желез, опубликованный в 1897. Этот труд в течение нескольких лет был переведен на немецкий, французский и английский языки и принес Павлову всемирную славу.

Исследования по физиологии высшей нервной деятельности.

Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвел физиологический фундамент под учение Гиппократа о темпераментах.

Павлов разработал также учение о сигнальных системах. По Павлову, специфической особенностью человека является наличие у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными (разнообразные сенсорные раздражители, поступающие из внешнего мира), также и второй сигнальной системы – речи и письма.

Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека при помощи объективных экспериментальных методов.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Издания: Павлов И.П. Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 1–6, М.,1951–1952; Избранные труды, М., 1951.

Петр Кузьмич Анохин ученый физиолог, академик, основоположник новых знаний о человеческом мозге, основатель научной школы, внес огромный вклад в науку.

Детство

Родился Петр Кузьмич в простой рабочей семье 27 января 1898 года. Волей судьбы этот человек получил всемирную славу в области физиологии, принес науке признание в нейрофизиологии, периодически подвергался преследованию за свои не типичные для тех времен убеждения.

Родители Петра Кузьмича были неграмотными, подписывались крестиками. Его семья жила в Овраге, пролетарской частице Царицина. Отцом будущего академика был рабочий железной дороги. Кузьма Владимирович, отец Петра Кузьмича, являлся выходцем из донских казаков, был молчаливым и суровым человеком. Мать Аграфена Прокофьева была родом из Пензенской губернии, отличалась общительным и живым характером. В детстве Петр Кузьмич был любознательным, стремился узнать что- то новое.

Годы учебы

Получил Петр Кузьмич до революции среднее образование, окончил в 1914 году реальное училище, затем поступил в городе Новочеркасске в землемерно- агрономическое училище. Интересовался биологическими науками, знаниями относительно человеческого тела, особенно что касается мозга. Обучаясь в училище Петр интересуется научной литературой, активно общается с преподавателями естествознания.

Могут быть знакомы

Участие в гражданском противостоянии

Петр Кузьмич Анохин

У молодого человека проявляется писательский талант, в результате чего он регулярно пишет статьи для газеты. Которые и привлекают внимание А. В. Луначарского, наркома просвещения, который неоднократно ездит на фронт в агитационных целях. Он знакомится с автором статей, и эта встреча для Анохина выявляется судьбоносной. Молодой человек рассказывает наркому о своем интересе к человеческому мозгу, об огромном желании учиться.

Школа Бехтерева

Молодого ученого Павлов привлекает к экспериментам касательно вопросов внутреннего торможения.

Ученик Павлова

Великий физиолог учил в науке бояться рутинности, избегать однобоких взглядов и выводов. Павлов всячески продвигал своего талантливого ученика, в результате чего Анохин сперва стал преподавателем кафедры физиологии в зоотехническом институте города Ленинграда, после профессором факультета медицины университета города Нижегорода.

Через некоторое время на базе данного факультета был создан Горьковский медицинский институт. Там на кафедре физиологии он начал самостоятельную научную деятельность. Петр Кузьмич оставил значимый след не только в истории института и города.

Работа в институте экспериментальной медицины

В 1932 году в Горьковском институте на базе кафедры физиологии, являлась которая лучшей в России благодаря стараниям Анохина, открыто было отделение Всесоюзного института непосредственно экспериментальной медицины, которое он и возглавил. В 1935 году он перешел в столицу в ВНИЭМ, где руководил отделением нейрофизиологии. В этот же период деятельности он установил связи с клиническими учреждениями, осуществлял исследования вместе с многими нейрохирургами и неврологами. Результаты осуществленных работ помогали Анохину решать проблемы травм нервной системы полученные во время войны.

Преследование

Некоторые исследователи считают, что Анохин был переведен в Нижний Новгород из столицы по желанию Павлова, который целенаправленно спасал его от преследования за независимые идеи.

Петр Кузьмич Анохин

Многих соратников Анохина привело в смятение решение не платить партийные взносы и выйти из партии. Петр Кузьмич считал что общественная деятельность будет мешать ему проводить научные исследования. Критике также подвергались взгляды академика.

Последние годы

В последние годы жизни Петр Кузьмич активно изучал теории сна и бодрствования, теории эмоционального состояния, механизмы внутреннего торможения. Академик совмещал исследования в области науки с деятельностью в зарубежных и отечественных научных обществах, принимал участие в редакционных коллегиях изданий. Умер Анохин пятого марта 1974 года, после себя оставил большое научное наследие.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Написать научную биографию великого исследователя — это значит прежде всего восстановить творческую историю различных этапов его жизни, дать посильный анализ тех руководящих его идей, которые определили успех отдельных блестящих фактов.

Нет действия без причины — вот тезис, которого держался И. П. Павлов всю жизнь в своей научной творческой деятельности. Точно так же не может быть никаких серьезных научных открытий или обобщений, которые бы не были строго обусловлены предшествующими этапами научного развития, совокупностью знаний и общественным строем данной эпохи.

Читайте также: