Анализ звукового состава слова в пределах школьного фонетического минимума

Обновлено: 07.07.2024

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс.Он осуществляется в различных видах деятельности детей: — это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.

В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Основа звукобуквенного анализа - четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.

Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяет и полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.

При несформированности фонематических представлении готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

  • различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,
  • выделять любые звуки из состава слова;
  • членить слова на слоги, а слоги на звуки;
  • объединять звуки и слоги в слова;
  • определять последовательность звуков в слове;
  • членить предложения на слова.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте по Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. И. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д. Очень важно объяснить детям различия между звуком (то, что мы произносим и слышим) и буквой (тем, что мы читаем и пишем). Это лучше сделать в виде игры, ведь в начальной школе очень важна мотивация к занятиям.

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные - синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко - буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

  1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка . На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу ).
  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
  4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).

Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

Дети узнают основные признаки гласных - они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков - произносятся несвободно, встречая преграды.

О звуках они должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.

Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной букв

Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стр ижи, стр ойка.

Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Отбор слов для звукового (фонетического) анализа. Содержание и порядок проведения звукового разбора.

Прежде чем перейти к вопросу отбора слов для звукового анализа необходимо понять что такое звуковой анализ . И так звуковой анализ — это во-первых, определение порядка звуков в слове, во-вторых, выделение каждого отдельного звука, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. В русском языке это противопоставление гласных и согласных, глухих и звонких , твердых и мягких согласных звуков.

Не каждое слово в русском языке может стать объектом звукового анализа поэтому при отборе слов для звукового анализа учитель должен уметь давать фонетическую оценку их звукового состава и меру сложности, которую представляют для ученика каждое анализируемое слово. С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка делятся на три группы:

1) Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, день, шмель и т.д. Слова данной группы чаще всего односложные, так же к этой группе можно отнести двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: горы, раны, рыбы .

2) Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса, суп, мак .

3) Слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях: мороз, стена, часы, вечер .

Важно понимать что не все слова подходят для анализа слов младшими школьниками так например для в начале для формирования способов звукового разбора хорошо подойдут слова первых двух групп , так как ни помогут приучить детей прислушиваться к звучащему слову. Двусложные слова с ударением на первом слоге можно предлагать детям для анализа, если во втором слоге находится фонема или , так же можно использовать и трехсложные слова, если во второй слабой позиции находится фонема или . П.С.Жедек выделяет слова, которые не следует брать для фонетического анализа в начальной школе это двусложные слова с ударением на первом слоге, так как в них имеется очень краткий гласный.

Таким образом, выбор слов для фонетического анализа должен иметь обоснованный характер и главными критериями отбора являются:

1) фонетические особенности слов;

2) уровень владения учащимися материалом по фонетике и графике;

3) связь с изучаемой темой.

В начальной школе различают два вида звукового анализа :

План фонетического разбора был детально разработан и обоснован П.С.Жедек [2, 94-97]:

1. Произнести и послушать слово.

2. найди ударный слог, а затем сказать слово по слога.

3. Протянуть(выдели голосом) первый звук в полном слове, назвать его и охарактеризовать.

4. Обозначить выделенный звук условным знаком.

5. протянуть(выделив голосом) второй звук в полном слове, назвать его и охарактеризовать. И так все последующие звуки в слове до конца.

6.Произнести подряд все названные звуки и послушать мне искажается ли слово(проверь получилось ли слово).

Данный звуковой разбор может стать исходной ступенью для фонетического анализа. Если в указанный план добавить один пункт: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор то ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному разбору.

В ходе фонетического разбора учителем решаются следующие задачи :

1. Развивать у школьников фонематический слух.

2. Учить делению слов на слоги.

3. Учить находить ударные и безударные слоги.

4. Выяснять последовательность звуков в слове.

5. Характеризовать звуки (гласные, согласные, гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие).

6. Учить устанавливать соответствие между звуковым и буквенным составом слова.

7. Обозначать звуки буквами.

Так мы можем прийти к выводу что фонематический разор один из важнейших методических приёмов при изучении фонетики .Он имеет большое значение изучении морфологии, а так же при повторении ,закреплении и изучении материала.

Список использованной литературы:

Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988.

Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию.// Начальная школа. -1991. - №8. – С.65 – 69.

Имамова З.Х. Существующие подходы к фонетическому разбору.// Начальная школа. – 2003. - №9. – С. 35 – 38.

Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К. Д..

Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать речевой слух у детей, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

Фонетический разбор - основной вид упражнений, который развивает фонетические способности учащихся.

По мнению Д.Б. Эльконина, фонемный (звуковой) анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове [ Эльконин Д.Б. -1976. – С.48] .

В методике различают собственно фонетический (звуковой) и фонетикографический (звукобуквенный).

Цель собственно звукового разбора – это характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам. Собственно звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. При переходе к изучению букв, как показывает практика преподавания, звуковой разбор полностью исключается из употребления.

Мы думаем, что звуковой разбор может использоваться на всём протяжении обучению языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

Во-первых, этот вид фонетического анализа убеждает, что со звуками можно работать и без букв, а это очень важно, чтобы освободить школьника от переоценки роли буквы.

Во-вторых, способы осознанного звукового анализа, сформированные без опоры на буквы, воспитывают у ученика отношение к материи языка как некой реальности, с которой можно производить свои особые действия и которая предполагает специфические средства контроля за выполнением этих действий.

Рассмотрим и проанализируем программы и учебники по русскому языку разных образовательных систем.

Анализ программы Т.Г.Рамзаевой (образовательная система “Классическая начальная школа”) показывает, что выдвигаются такие требования к умениям учащихся: производить анализ делением слов на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж (2 класс).

В 4 классе программа предлагает проводить звукобуквенный анализ систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений. Для анализа взяты слова типа лодка, школьный, площадь.

В учебнике Рамзаевой Т.Г. для 3 класса предлагается порядок звукобуквенного разбора слов на форзаце:

1. Напиши слово, поставь знак ударения.

2. Определи, сколько слогов в слове.

3. Сколько гласных букв и сколько согласных?

4. Какой звук обозначает согласные буквы: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Льдинка – 2 слога, 6 звуков, 7 букв; 2 гласных, 4 согласных, [л ] - звонкий, мягкий; [д ]– звонкий, мягкий; [н ] - звонкий, твердый; [к ]– глухой, твердый.

Как видим, под фонетическим разбором понимается звукобуквенный анализ.

Составители учебника Русский язык 2. класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. предлагают такой порядок звукобуквенного анализа слова:

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Раздели слово на слоги.

3. Прочитай ударный слог.

4. Прочитай безударные слоги.

5. Назови звуки, какими буквами они обозначены.

6. Дай характеристику звуков.

7. Сосчитай, сколько в слове звуков, сколько букв.

В данной системе обучения “Школа 2100” по программе Бунеевых Р.Н. и Е.В. в период обучения грамоте дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ доступных слов.

Основные требования к умениям второклассников: производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах.

Таким образом, в данной программе под фонетическим разбором понимается звукобуквенный [Программно-методические материалы. 2000. С.37, 44, 215, 227, 231, 236].

В учебниках Поляковой A.B. по русскому языку (система развивающего обучения Л.В.Занкова) порядок разбора не предлагается, хотя раздел “Фонетика” представлен с 1 по 4 классы.

В программе по развивающей системе Л.В. Занкова в основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам за 1 класс написано, что учащиеся должны уметь:

• производить фонетический разбор: вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов и ударный слог;

• различать твердые и мягкие согласные;

• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком и различать эти способы обозначения мягкости согласных: с одной стороны, буквами, которые обозначают звуки, с другой - мягким знаком, который никакого звука не обозначает;

• различать звонкие и глухие согласные звуки [Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.; 2005. С.49].

В соответствии с действующей сейчас вариативной программой по русскому языку в системе Л.В.Занкова фонетические знания также являются ведущими в букварный период. Это вполне справедливо, так как они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям - чтению и письму.

В первый месяц обучения по букварю [Андрианова Т.М., Андрианова И.Л., 2003] на фоне знаний о речи, предложений, слове проводятся наблюдения позиционной смены звуков. Ученики, сопоставляя слова, слышат разницу в произношении гласных и согласных, составляют двуцветные схемы (гласные - красный цвет, согласные - бесцветные).

Затем также при сопоставлении слов (мал – мял, Маша - Миша) устанавливается разница в произношении твердых - мягких согласных. Делается вывод о том, что для правильного чтения согласного необходимо посмотреть, какой гласный следует за ним, составляются трехцветные схемы: (мягкий согласный - зеленый цвет, твёрдый согласный - синий цвет, гласный - красный цвет).

Далее проводится сопоставление слов, раскрывающих явление глухости - звонкости: папа - баба.

Итак, на первом этапе обучения чтению по развивающей программе Занкова звуковой анализ превалирует над самой процедурой чтения.

В данный период ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова работа над звуковым анализом ведется в основном в букварный период, а затем она проводится над звуком и буквой параллельно. Во 2, 3, 4 классах работа над собственно звуковым анализом не планируется, а в основном идет звукобуквенный разбор слов.

Как показывает школьная практика, собственно звуковому разбору на уроках уделяется недостаточно времени. Поэтому нами была разработана программа, направленная на формирование умений собственно звукового разбора слов и состоящая из блоков: 1 блок – “Звуки”, 2 блок – “Слоги”, 3 блок – “Ударение”.

Работа имела системный характер: начиналась в букварный период в первом классе и была продолжена во втором классе. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволило, во-первых, учить детей без принуждения. Во-вторых, игра помогала, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия, организовать учебную деятельность ребенка, обогащала его новыми сведениями по фонетике, активизировала мыслительную деятельность, внимание, развивала речь. В-третьих, игра применялась в различных вариантах (иногда использовался только фрагмент игры), при этом обновлялся учебный материал, включался в нее материал разноуровневого характера.

В первом блоке работа велась над гласными и согласными звуками.

Первоначальная работа (1 этап) проводилась с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки ( - гласный звук, - мягкий согласный звук, - твердый согласный звук).

По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществлял ученик, представляло собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

На 2 этапе формировались действия звукового разбора в речевом плане. Называлось слово, определялся первый, второй, третий звуки, уточнялось их количество, давалась характеристика звукам.

Второй блок – деление слова на слоги – не вызывал у учащихся трудностей, если слоги были открытыми. Формировались умения деления слов на слоги с неслоговым [й']. Проводились наблюдения правил слогораздела (до-брый, у-до-бный).

В третьем блоке у учащихся формировалось представление о словесном ударении и его роли в русском языке. Дети учились находить и выделять в словах ударный слог.

Цели программы: развитие фонематического слуха ребенка, формирование умения сознательно выполнять собственно звуковой разбор слова, развитие памяти, внимания, наблюдательности.

С целью отслеживания эффективности данной программы проводился эксперимент. В эксперименте участвовали два класса (1 “А”, 1 “Б” (контрольный класс), [2”А”, 2”Б”]).

В 1 “А”, [2 “А”] классе с первого года обучения велась систематическая работа над звуковым разбором по разработанной нами программе. В 1 “Б”, [2 “Б”] обучение велось только в рамках учебной программы.

Первая диагностика была проведена в марте 2007 года в 1 “А” и 1 “Б” классах. Учащимся предлагалось провести звуковой разбор слов по вариантам.

1 вариант: пила, карась, стул, малина.

2 вариант: грибы, шарик, лиса, природа.

Слова состояли из одного, двух, трех слогов.

Задание: разделить данные слова на слоги, определить ударный слог, записать звуковую “рубашку” слова.

Далеко не каждое слово, может стать объектом звукового разбора. При отборе слов, учителю необходимо учитывать фонематические особенности слов, и меру сложности, кот-ю представляют для ученика каждое анализируемое слово. Все слова можно разделить на 3 группы:1) Слова состоящие из звуков в сильных позициях.(сын,день, тюльпан.)2) Слова состоящие из звуков в сильных позициях и слабых практически совпадающих по своим акустическим характеристикам сильными позициями, тех же фонем.(трава, лиса, суп). Слова 1-й и 2-й группы не представляют сложности для звукового разбора.3) Слова кот-е имеют в своем составе звуки в сильных и слабых позициях при чем,последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех-же фонем(мороз). Среди слов 3-й группы есть такие, кот-е необходимо анализировать в мл-х классах(двусложные слова с ударением на 2 – е слоги:нога,бегун,пятно и т.п), но есть и такие кот-ые лучше не использовать для фонетического анализа. Не рекомендуется брать:1. Слова с редуцированными гласными( во 2,3-м предударном и в заударном слогах есть буквы е,а,о,я,э.н-р вечер,грохот.2. Слова с непроизносимыми буквами согласных.Н-р: солнце, лестница.3. Слова с упращением и ассимиляцией.счастье,сшить и др.4. Слова с удвоенными буквами согласных.:сумма,гамма.

Богатые возможности формирования фонетических знаний первоклассников в период обучения грамоте предоставляет букварь Д. Б. Эльконина.

Этот букварь (Часть 2) в настоящее время хорошо методически оснащён.

Учебно-игровые формы введения букварных понятий существенно отличаются от широко распространенных игровых приёмов оживления учебного материала в традиционной школе.

Во-первых, игровая форма введения понятий позволяет мотивировать постановку новых учебных задач так, чтобы у самих детей (а не у учителя или автора учебника) возникли те вопросы, на которые дети ищут ответ на уроке и способствует развитию познавательного интереса и поисковой деятельности первоклассников. В результате возникает возможность с самого начала обучения включить в поиск общих способов действия (общих способов обозначения звуков буквами) большую часть класса, а не только тех нескольких первоклассников, у которых уже сложился познавательный интерес.

Во-вторых, специально сконструированные понятийно-игровые персонажи, воплощающие неосознанные, спонтанные лингвистические ориентировки маленьких школьников, позволяют учителю создать условия для того, чтобы дети сами обнаружили свою собственную наивную концепцию слова, увидели ее отличие от учительской ( нормативной) концепции и сами с собой не согласились. Возможность с самого начала обучения заложить необходимые и достаточные условия для возникновения в классе разных точек зрения на изучаемые языковые явления – основа учебной дискуссии – главной формы организации учебной деятельности. Методические разработки к букварю Д. Б. Эльконина содержат также рекомендации по организации совместной работы детей в малых группах, которая является “ инкубатором” развитой общеклассной учебной дискуссии.

В-третьих, игровые персонажи служат не только для более глубокого понимания лингвистических понятий. Она апеллирует к эмоциям и воображению детей. В результате резко обогащается поисковая активность класса: дети используют все свои познавательные возможности, а не только формально-логическое мышление, недостаточно развитое у многих 6-7-летних школьников.

Далеко не каждое слово, может стать объектом звукового разбора. При отборе слов, учителю необходимо учитывать фонематические особенности слов, и меру сложности, кот-ю представляют для ученика каждое анализируемое слово. Все слова можно разделить на 3 группы:1) Слова состоящие из звуков в сильных позициях.(сын,день, тюльпан.)2) Слова состоящие из звуков в сильных позициях и слабых практически совпадающих по своим акустическим характеристикам сильными позициями, тех же фонем.(трава, лиса, суп). Слова 1-й и 2-й группы не представляют сложности для звукового разбора.3) Слова кот-е имеют в своем составе звуки в сильных и слабых позициях при чем,последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех-же фонем(мороз). Среди слов 3-й группы есть такие, кот-е необходимо анализировать в мл-х классах(двусложные слова с ударением на 2 – е слоги:нога,бегун,пятно и т.п), но есть и такие кот-ые лучше не использовать для фонетического анализа. Не рекомендуется брать:1. Слова с редуцированными гласными( во 2,3-м предударном и в заударном слогах есть буквы е,а,о,я,э.н-р вечер,грохот.2. Слова с непроизносимыми буквами согласных.Н-р: солнце, лестница.3. Слова с упращением и ассимиляцией.счастье,сшить и др.4. Слова с удвоенными буквами согласных.:сумма,гамма.

Богатые возможности формирования фонетических знаний первоклассников в период обучения грамоте предоставляет букварь Д. Б. Эльконина.

Этот букварь (Часть 2) в настоящее время хорошо методически оснащён.

Учебно-игровые формы введения букварных понятий существенно отличаются от широко распространенных игровых приёмов оживления учебного материала в традиционной школе.

Во-первых, игровая форма введения понятий позволяет мотивировать постановку новых учебных задач так, чтобы у самих детей (а не у учителя или автора учебника) возникли те вопросы, на которые дети ищут ответ на уроке и способствует развитию познавательного интереса и поисковой деятельности первоклассников. В результате возникает возможность с самого начала обучения включить в поиск общих способов действия (общих способов обозначения звуков буквами) большую часть класса, а не только тех нескольких первоклассников, у которых уже сложился познавательный интерес.

Во-вторых, специально сконструированные понятийно-игровые персонажи, воплощающие неосознанные, спонтанные лингвистические ориентировки маленьких школьников, позволяют учителю создать условия для того, чтобы дети сами обнаружили свою собственную наивную концепцию слова, увидели ее отличие от учительской ( нормативной) концепции и сами с собой не согласились. Возможность с самого начала обучения заложить необходимые и достаточные условия для возникновения в классе разных точек зрения на изучаемые языковые явления – основа учебной дискуссии – главной формы организации учебной деятельности. Методические разработки к букварю Д. Б. Эльконина содержат также рекомендации по организации совместной работы детей в малых группах, которая является “ инкубатором” развитой общеклассной учебной дискуссии.

В-третьих, игровые персонажи служат не только для более глубокого понимания лингвистических понятий. Она апеллирует к эмоциям и воображению детей. В результате резко обогащается поисковая активность класса: дети используют все свои познавательные возможности, а не только формально-логическое мышление, недостаточно развитое у многих 6-7-летних школьников.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: