Анализ уровня готовности детей к школе в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является

работоспособность будущего первоклассника,

умение взаимодействовать и подчиняться правилам,

успешность усвоения программных знаний и

необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,

что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

Наибольшее значение имеют

когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;

мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;

волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.

В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:

1) уровня психического и волевого развития;

2) наличия необходимых навыков и умений;

3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.

Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.

Осведомленность. Кругозор

Тест для будущих первоклассников

АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Произвольное внимание

Моторика руки

Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека) ,

Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека),

Произвольная память

Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти,

Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональное отношение к деятельности,

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,

настойчивость, склонность к завершению деятельности,

работоспособность, темп деятельности.

Школьная мотивация

Учитывались такие показатели как:

осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;

состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;

сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;

сформированности причинно - следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);

сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;

объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;

уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ

Умственное и речевое развитие

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИОН НАЯ

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

УРОВЕНЬ / БАЛЛ

достаточный/

недостаточный

БАЛЛ / УРОВЕНЬ

достаточный

38 / условно

достаточный

44 / условно

недостаточный

28 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

34 / не готов

недостаточный

35 / не готов

недостаточный

35 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

27 / не готов

недостаточный

40 / условно

недостаточный

38 / условно

достаточный

47 / условно

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ( % )

Готов / высокий

5-42% достаточный ур

Условно / средний

Не готов / низкий

7-58% недостаточн ур

не готов-5-42%%

1. Результаты ШППК обследования детей следующие:

0%(0) – детей готовы к школьному обучению;

58 %(7) – условно готовы;

42%(5) – не готовы

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1


2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:

72 % детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;

из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2


ДИАГРАММА №3


3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:

83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;

у 17% - низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4


4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:

42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;

у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5


5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:

у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;

8% - имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6


Диагностическая работа позволила

Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;

Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:

органические причины —

различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);

не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи

причины воспитательного характера, связанные с

неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,

соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.

Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –

- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;

- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

Цель: определение уровня готовности детей к обучению в школе.

Задачи диагностического исследования: определить уровень готовности дошкольников готовящихся к обучению в школе; выявить группу дошкольников, с признаками низкой готовности к началу школьного обучения; определить характер и природу трудностей в каждом случае; наметить и провести коррекционно - развивающие мероприятия с данной группой детей.

Обследование детей проводилось в индивидуальной и групповой форме.

Были использованы следующие диагностические методики:

4. Функциональная готовность - ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасика

Результаты по итогам диагностики

Результаты по итогам диагностики на начало уч. года

№ Группы Количество детей по группам Выс ур Сред ур Низк ур

Группа № 2 Ромашка 15 5 6 4

Группа № 10 Капитошка 27 12 11 4

Группа № 11 Светлячок 30 17 11 2

Группа № 12 Радуга 28 9 15 4

Всего детей: 100 43 43 14

Результаты по итогам диагностики на конец уч. года

Количество детей по группам Выс ур Ср. ур Низк ур

Группа № 2 Ромашка 15 11 4 0

Группа № 10 Капитошка 27 22 5 0

Группа № 11 Светлячок 30 28 2 0

Группа № 12 Радуга 28 24 4 0

Всего детей: 100 85 15 0

По результатам диагностики на конец учебного года:

Сравнительный анализ по результатам диагностики показал что, высокий уровень школьной готовности - 85, что составило 83% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ.

Детей, показавших средний уровень школьной готовности - 15, что составило 17% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ.

Детей, показавших низкий уровень школьной готовности на конец года не выявлено.

Вывод: таким образом, уровень подготовки большинства обследованных детей характеризуется как высокий и достаточный.

Необходимо отметить, что трудности во время диагностического обследования детей подготовительных групп на начало учебного года составили задания на определение уровня эмоционально-волевой регуляции (произвольность действий, умения действовать по образцу)

Анализ проведенного психологического обследования дошкольников показал стабильный уровень готовности детей к обучению к школе.

-Рассмотреть результаты диагностического обследования на педагогическом совещании.

-Провести индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностического обследования

Воспитателям групп №2, №10, №11, №12 в развивающей работе со всеми детьми подготовительного дошкольного возраста :

1. Продолжать развивать пространственное восприятие, внимание, логическое мышление, способность к копированию, также продолжать развивать моторику.

2. Активизировать работу по формированию у детей навыков графической деятельности.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитическая справка по итогам воспитательно-образовательной работы подготовительной группы за 2014–2015 учебный год Аналитическая справка по итогам воспитательно-образовательной работы подготовительной группы за 2014-2015 уч. год Возраст воспитанников.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Для выявления уровня психологической готовности к школе подобран комплекс методик на изучение основных компонентов психологической готовности: мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального.

ВложениеРазмер
Анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп 116 КБ

Предварительный просмотр:

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

Группа для детей с нарушениями ОДА

Группа для детей с нарушением зрения

Группа для детей с нарушениями речи

Группы для детей с аллергопатологией

Дети с нормативным развитием

Группы для детей с ЗПР

Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью следующих методик:

Цель скрининг – обследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

По итогам обследования были получены следующие результаты.

Результаты диагностики выпускников по методике Е.А. Екжановой

% успешности выполнения заданий составляет 82 %. Во всех группах он больше 60%. Самый высокий % успешного выполнения заданий имеют дети групп № 1, 3, 6 (92 %, 92 %, 91 % соответственно).

Узоры, состоящие из простых, законченных по содержанию графических эталонов, в которых отражена завершенная программа действия, доступны в выполнении практически всем выпускникам.

Анализ результатов выполнения 4-го узора, графический образец которого отражает незавершенность программы выполняемого действия, показал, что 77 % дошкольников умеют самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия. Однако 23 % выпускников не умеют следовать четко заданной программе двигательного акта, у них недостаточно развиты планирование и самокотроль.

Зрительно-пространственное восприятие сформировано у 87 % детей.

У 67 детей (78 %) операция звукового анализа сформирована на высоком уровне. У выпускников, функциональный уровень интеллектуальных способностей которых соответствует нижней границе нормы и задержанному типу - 9 человек (10 %), операция звукового анализа не сформирована на должном уровне. Они выделяют последовательность звуков в простом слове, но теряют гласные или согласные звуки при воспроизведении звукового состава сложных слов и со стечением согласных звуков.

Выпускники групп КРО имеют более низкие показатели выполнения данного задания. Наибольшие трудности дети испытывали при рисовании дерева и человека. Около 70% выпускников показали хорошие результаты выполнения этого задания. В их рисунках отражены основные признаки предметов, все три изображения, как правило, связаны логически, отображены их пропорциональные соотношения, соединены единым сюжетом.

Четкие движения, необходимые для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без тремора и грязи при хорошем нажиме, сформированы у 36 % выпускников. Данный показатель может быть более высоким . На результат влияло качество выполнения графических заданий (и графических диктантов, и рисунков): недостаточный нажим, не замкнутые контуры и ненадлежащая координация.

Распределение детей на группы по итоговым показателям

(по методике Екжановой Е.А.)

Высокая возрастная норма

Группа для детей с наруш. ОДА

Группа для детей с наруш. зрения

Группа для детей с нарушениями речи

Группы для детей с аллергопат.

Группы для детей с ЗПР

3 ( 2-дети с инвал. )

Успешность выполнения заданий, %

(по методике Екжановой Е.А.)

Успешность выполнения заданий, %

Результаты диагностики выпускников по комплексу методик

Для выявления уровня психологической готовности к школе выпускников дополнительно к психолого-педагогическому скринингу был подобран комплекс методик на изучение основных компонентов психологической готовности : мотивационного, эмоционально-волевого и интеллектуального.

Исследование уровня сформированности интеллектуальных умений показало, что мыслительные операции, такие как: сравнение, аналогия, обобщение, различение, сходство, сформированы лучше на наглядном материале, чем на вербальном.

Так 70 % выпускников имеют высокий уровень развития логического мышления. Они опираются на существенные признаки предметов, объектов при анализе и сравнении, верно объясняют свое решение, подбирают обобщающие понятия, устанавливают причинно-следственные связи.

63 % - имеют высокий уровень развития связной речи (составляют простой рассказ по серии сюжетных картинок, способны самостоятельно выразить свои мысли).

Мотивационный компонент готовности к школе сформирован на высоком уровне у 71% выпускников. Дети выражают желание идти в школу, отвергают учение дома как несерьезное, знают, что нового, интересного будет в школе. 23% обследованных имеют мотивацию игрового или коммуникативного типа.

53% воспитанников имеют высокий уровень сформированности произвольности, программирующих и контрольных функций. Они способны самостоятельно ставить перед собой цель, планировать деятельность, преодолевать свои непосредственные желания, умеют организовать себя, оценивать результат. 38% - нуждаются в некоторой помощи и поддержке взрослого при выполнении заданий, контроле и оценке результатов деятельности. 90% выпускников умеют устанавливать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, находят выход из сложной ситуации.

30% выпускников имеют неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку (выпускники из групп КРО – 50%).

Таким образом, из 86 выпускников 42% (35 человек) имеют высокий уровень готовности к школе (55% от нормы). За все задания они получили, как правило, высокие оценки (до 3-х средних оценок). Это дети с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей. Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

38 % (33) детей выполнили задания на среднем уровне (33% от нормы). Эту группу составили дети, которые получили половину и больше средних оценок. К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно. Дети допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. Но мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребёнок успешно справляется с заданием.

13% выпускников (12% от нормы) условно готовы к обучению в школе. У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. У них наблюдаются явления частичного соскальзывания с предложенной инструкции. Очень часто то, что ребёнок выполнил, он сделал некачественно. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и со своими сверстниками, подготовке базовых, познавательных навыков: сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.

6 детей (7 %) условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. У них наблюдается полное отсутствие понимания того, что от них требуется, смысла многих заданий. В предметных рисунках отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Операция звукового анализа не сформирована. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ уровня подготовленности к школе,

«Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Поступление в школу - переломный момент в жизни детей. Меняются образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества социализации, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности и от развития способностей ребёнка.

Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении. Школа предъявляет требования к самым разным качествам ребенка. Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сфорсированности зависит, как сложиться отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая не успешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.

В качестве основополагающих аспектов выделяются:

· состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;

· уровень развития познавательной деятельности и речи;

· стремление занять более значимую социальную позицию;

· сформированность произвольности поведения;

· вне ситуативное общение со взрослыми и сверстниками.

Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение - это деятельность, предъявляющая особые требования к личности.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Успех обучения в школе зависит от уровня физической, умственной, психологической и нравственной, мотивационной готовностей.

Под физической готовностью следует понимать уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Общеизвестно, что успешное обучение в школе доступно только здоровым детям. В противном случае учебная нагрузка вызывает напряжение многих процессов в организме и приводит к ухудшению здоровья и снижению работоспособности.

Психологическая готовность к школьному обучению является итогом совместного воспитания и обучения детского сада и семьи. Шесть лет - возраст, в котором ребенок из дошкольника превращается в школьника. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. Она определяется тем, как ребенок относится к себе и другим людям, как он выполняет задания, насколько развиты психологические качества, необходимые для усвоения знаний.

Эти качества – внимание, память, мышление, воображение.

В понятие умственная готовность к школе входит несколько взаимосвязанных сторон.

1. Определенный объем знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о труде людей и их профессиях, о событиях и явлениях окружающей жизни.

Важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень их правильности, четкости сложившихся представлений, а также уровень познавательных интересов.

2 . Определенный уровень развития речи: ребенок должен уметь вести диалог и отвечать на поставленные вопросы, пересказывать произведения, составлять рассказы на описание предметов и явлений, составлять рассказы по картине и из личного опыта.

Дети должны употреблять в речи в речи простые и сложные предложения, ис пользовать прямую речь, иметь богатый словарный запас, включая не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения .

3 . Особое место в умственном развитии занимает уровень развития умственных способностей.

Очень важно научить детей владеть способами умственной деятельности: умению воспринимать, сравнивать, анализировать предметы и явления, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Формирование навыков учебной деятельности : обучение элементам грамоты, математики, развитие мелкой моторики (подготовка к письму).

Неотъемлемой частью готовности детей к школе является формирование нравственного облика ребенка, т. е. нравственная готовность.

В понятие нравственной готовности (личностной) входит развитие самостоятельности, организованности, дисциплинированности, умение жить и трудиться в коллективе , быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.

От развития и сформированности этих качеств будет зависеть, насколько обучение в школе станет для ребенка радостным и полезным, как сложатся взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Под руководством родителей и воспитателей ребенок приобретает жизненный опыт: усваивает навыки и нормы поведения в обществе, отношение к людям. Пример педагогов и родителей, нравственная атмосфера в детском саду и семье накладывают глубокий отпечаток на всю последующую жизнь детей.

Эмоционально-волевая готовность (мотивационная ) заключается в выработке мотивов, побуждающих к учению, формирование произвольности поведения и адекватного поведения. Имеется в виду не просто естественный интерес воспитанников к обучению в школе, основанный на поверхностных представлениях, а развитие стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что в учебе неизбежно у каждого будут встречаться определенные трудности. Нельзя забывать, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

На современном этапе развития общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровней развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных задач ДОУ на сегодняшний день, является создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Мониторинг развития представляющий собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Это в первую очередь, такие интегративные качества, как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и т. д.

С этой целью, в начале и в конце учебного года, был проведен мониторинг уровня готовности детей подготовительной группы к школе. В этом году 30 воспитанников, являются выпускниками.

После проведения мониторинга уровня готовности детей к школе в начале года, были получены следующие результаты:

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Читайте также: