Анализ стихов окуджавы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Стихотворение “Живописцы” было написано Булатом Окуджавой в 1959 году. Оно ценно для нас прежде всего тем, что в нем поэт раскрывает свои взгляды на творчество. Является ли искусство отражением жизни – или же оно создает свою новую, неизвестную реальность?

Должно ли искусство быть понятным людям – или же оно должно служить избранным? Эти вечные вопросы всегда волновали и художника, и поэта, и композитора, поэтому, хотя речь в стихотворении идет о живописцах, Булат Окуджава объединяет различные виды искусства и определяет основную

Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется…
Что гадать нам: удалось – не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Наше лето, нашу зиму и весну…
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.

Творчество, по мнению Окуджавы, начинается с предельного приближения к повседневной реальности, погружения в обыденность и в невыдуманную красоту бытия. И это приближение диктуется не рассудком, не соображениями долга и высокого служения искусству, а живым чувством любви к людям. Именно любовь к жизни и людям в любых ее проявлениях – это то, что в первую

Живописцы, окуните ваши кисти
В суету дворов арбатских и в зарю,
Чтобы были ваши кистья словно листья.
Словно листья, словно листья к ноябрю…

Вера в достоинство искусства, в его незаменимость, заинтересованное отношение к творчеству многих поэтов-современников звучит во многих стихотворениях Булата Окуджавы: “Главная песенка”, “Берегите нас, поэтов, берегите нас”, “Поэтов травили, ловили…” и др.

В стихотворении звучит тема войны . Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Лирический герой в этом стихотворении лишен конкретных черт. Он выступает здесь в качестве поэтического символа. Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.

Стихотворение написано анапестом (два безударных слога и один ударный слог): ах войнА что ж ты сдЕлала пОдлая.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

Выводы : Анализ стихотворения помог нам выявить индивидуальные особенности стиля Б. Ш. Окуджавы.

Его поэзия относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице

Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная интимность, проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия Окуджавы очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм. Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.

Список литературы

Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты / Сост. Л. А. Шилов. М.: Музыка, 1989. — 224 с.


Полный текст материала Анализ стихотворения "До свидания, мальчики. " Б.Ш. Окуджава; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Анализ стихотворения "Осень ранняя. Падают листья. "
В стихотворении "Осень ранняя. Падают листья. " Б.Окуджава размышляет о красоте осенней природы. Всё в лесу он представляет как единое целое, сравнивает растения с животными "каждый лист ‐ это мордочка лисья", "каждый ствол - это тело оленье", "красный дуб с голубыми рогами". Стихотворением автор показывает гордость за свою Родину и любовь к ней, несколько раз он повторяет слова: "вот земля, на которой живу". Используя олицетворения, автор показывает, что в природе всё связано "лисы ссорятся, лисы тоскуют. а когда они трубки раскурят, значит – дождички скоро прольют". Также он добавляет в стихотворение эпитеты: "красный дуб", "голубыми рогами", "соснового входа", метафоры: "красный дуб с голубыми рогами", "топор под ногами".

Романс – это небольшое лирическое произведение напевного типа, чаще всего, на тему любви.

Особенности поэзии Б. Окуджавы. Стихи-песни

Писать стихи Окуджава начал еще в школе. Это были лирические, простые, добрые стихи. С юности умея играть на гитаре, Окуджава стал напевать свои стихи, даже не подозревая о том, что он становится родоначальником нового направления в советской песне.

В 1960-1970 гг. Б. Окуджава писал прозу:

Даже в прозаических жанрах он остается поэтом, размышляя о затаенно-личном.

Песенная поэзия Окуджавы привлекает вниманием широкой аудитории. Его песни-стихи звучат с концертной эстрады, по радио, с кино- и телеэкранов.

Б. Окуджава не столько пел, сколько нежно и тихо под простенькие аккорды рассказывал стихи. Известно, что поэт не имел вокальных данных. Он умел без пафоса говорить о важном и сложном, о второстепенном и главном.

Готовые работы на аналогичную тему

Вокруг стихотворений Б. Окуджавы часто возникала полемика. Оппоненты в этих спорах стремились вскрыть достоинства произведений поэта и их слабости, а также разобраться в своеобразии его поэтического таланта. Многие критики, рассуждая о популярности произведений Окуджавы, на первый план выдвигают именно содержание песни, ее задушевность, лиризм, а не мелодию.

Множество своих произведений Б. Окуджава посвятил Москве. Его стихи конкретны, смелы и глубоко правдивы. Но утверждать, что поэтический мир Окуджавы сужен до рамок Арбата было бы ошибочным.

В лирическом мире поэзии Окуджавы много сказочного, условного. В его произведениях присутствуют и элементы игры, и необычные персонажи (Голубой Человек, Веселый Барабанщик, сверчки, муравьи и т.д.). При этом в его произведения ощущается неразрывная связь с реальностью и современной жизнью. И осуществляется она путем использования разнообразных мотивов. Одним из самых важных для поэта был мотив надежды.

Для поэзии Булата Окуджавы характерным является широкое использование междометий, вводных слов, антонимов, союзов.

Будучи тонким, романтичным поэтом, Окуджава при этом никогда не упрощал стилистику произведений. Несмотря на это, понимали его все, независимо от образования, класса, профессии. В каждом человеке есть то, о чем писал Окуджава: любовь, грусть, мечта, вера в хорошее, надежда.

Жанр романса в творчестве Б. Окуджавы

Тема женщины и тема любви занимает ведущее место в лирике многих поэтов. И творчество Б. Окуджавы в этом смысле не исключение.

Баллада – это разновидность романса.

Как для бытового романса, для стихов Окуджавы являются характерными:

  • Императивность;
  • Адресация;
  • Символизация имени любимой.

В произведениях поэта достигается особая атмосфера доверительности благодаря использованию иных интонационных и лексических средств, чем в бытовом романсе. При всех параллелях и связях бытовой романс – лишь один из истоков поэтики Окуджавы.

Поэзия Булата Окуджавы синкретична. Здесь органично соединились различные жанровые и стилевые прообразы: фольклорные, песенные, поэтические.


Май 26, 2018 | 0 комментариев

Сегодня в школе мы знакомились с творчеством Булата Окуджавы, анализируя его стихотворения. На дом нам также задали сделать анализ еще одной его работы под названием Молитва. У данного стихотворения своя история и оно имеет второе название, что звучит как Молитва Франсуа Вийона. Но почему в этом стихотворении два названия, мы рассмотрим в анализе Молитвы.

Булат Окуджава: Молитва

Еще в 1963 году Окуджава написал стихотворение Молитва, которое можно отнести к философской лирике писателя. Вот только цензура не пускала его в печать, так как имело оно религиозную тематику. Чтобы изменить ситуацию, Окуджава меняет его название, где приписывается имя легендарного французского поэта. Таким образом второе название, как та маска, что скрывает настоящую сущность. О чем же само стихотворение?

Окуджава написал стих Молитва, а мы делая анализ, можем сказать, что это хоть и небольшое произведение, но очень жизненное. В нем писатель освещает драматизм жизни со всей ее остротой взаимоотношений, с ее конфликтами, переживаниями и противоречиями. Уже с первой строки уставший герой от безнадежности, обращается к Богу. Он его последняя надежда, ведь так хочется лучшей жизни.

Читая первую строфу, чувствуется даже не просьба а приказ, где герой требует дать людям все, что им нужно и в чем нуждается человечество. Вот только драматизм в том, что люди сами не знают, чего хотят. Вернее, хотят не того, что им нужно на самом деле. Так умный просит голову, трусливому нужен конь. Счастливому для полного счастья недостаточно денег и при этом герой говорит, чтобы и про него Господь не забыл. Дальше мы видим, как героя достала несправедливость, и просить дать всем, кто так нуждается во власти, навластвоваться. Это позволило бы им понять, что и в бочке с медом всегда найдется деготь.

Булат Окуджава: Молитва

Знакомясь с Окуджавой и его Молитвой в анализе его произведения, переходим к третьей строфе, которая пронизана отчаянием. Оно появилось оттого, что приходит осознание неправильных действий, ошибок. Ведь многие, в том числе и герой стихотворения, не ведают что творят.

А дальше финишная прямая, которая завершает стихотворение. И здесь лирический герой, обращаясь к Господу, просит дать людям всего понемногу, в том числе и ему.

Завершая анализ стихотворения Молитва отметим, что мир не совершенен и это волнует героя. Он не может быть в стороне и чтобы что-то изменить, он обращается к Господу, как к последней надежде. Ведь только Бог может изменить несовершенную земную жизнь. по крайней мере герой на это очень надеется.

Читайте также: