Анализ стихотворения воспоминание пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Создано это душевное стихотворение Александром Сергеевичем Пушкиным было в 1828 году, в эти годы он был уже достаточно известным поэтом. Большое количество произведений Пушкина написанных именно на этом отрезке творческой жизни, были про прожитые годы самого поэта. Несмотря на то, что он в те годы был совсем молод, он как будто ощущал близкую смерть и старался проанализировать все ошибки и неправильные поступки юных лет.

Само произведение написано шестистопным ямбом, чередуясь с четырех стопным. Употребленные мужские и женские рифмы созвучно чередуются. Безусловно, читая стихотворение, читатель без труда может понять, что оно написано словно из личного дневника прожитой жизни писателя. И оно не может оставить равнодушным после прочтения, в нем тонко изложена прошлая жизнь поэта, которую нельзя начать сначала.

Анализ стиха Пушкина Воспоминание

Главным героем произведения стал, безусловно, сам поэт. В произведение рассказывается об ужасном прошлом лирического героя, не вызывающего ни капли восхищения, а только отвращение. Происходит анализ совершенных ошибок и действий, и, проанализировав свою жизнь, поэт понимает, что жизнь прошла, а вспомнить хорошего нечего. Ему становиться очень больно и тягостно от этого, и он готов все поменять в лучшую сторону, но уже очень поздно время прошло и нечего не изменить. Остается только вспоминать и жалеть.

Заключение

Анализ стиха Пушкина Воспоминание в царском селе. Кратко

Картинка к стихотворению Воспоминание

Воспоминание Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Владимир Маяковский писал произведения, за главную тему в которых использовал разные общественные пороки. Стихотворение "Гимн обеду" является одним из таких. Судя по выбранному названию для стиха, Маяковский относится с сатирой

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и

Николай Степанович Гумилев написал много интересных и увлекательных стихотворений за свою жизнь. За год до своей смерти у него словно было некое предчувствие того, что она уже близка. Это чувство не хотело отпускать его, он решил передать

Стихотворение написано в 1941 году как раз во время Второй мировой войны. Время, когда везде были тяжелые времена, но как оказалось Борис Леонидович, все же нашел среди жестокости красоту природы и написал о ней.

Стихотворение “Кавказ” А. С. Пушкина, которое поэт написал под впечатлением от красоты кавказских гор и заново обретённой собственной свободы, традиционно изучают на уроках литературы в 7 классе. Полный и краткий анализ “Кавказ” по плану облегчит подготовку к уроку и поможет более глубоко осмыслить тему.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – стихотворение написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – лирическое стихотворение. В нём описан пейзаж сквозь призму восприятия лирического героя.

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “весёлым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

История создания

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился с их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то, от чего захватывает дух, передать атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находиться “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта, говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы” .

Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной” , что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Пушкин рассказывает о тяжелых воспоминаниях, которые томят человека, делая акцент на том, что от этих воспоминаний невозможно избавиться. Тяжесть, которую человек несет – это бремя судьбы, она ему предначертана и совершенно не зависит от его воли. Как древнегреческий герой, он не может противиться року. Единственный путь – подчинение.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

Это философская лирика, в которой жизнь рассматривается с позиции человека, верящего в судьбу. Он принимает свое прошлое как нечто неизбежное, но это не означает, что все разочарования его сломили.

Стихотворение написано ямбом – четырех- и шестистопная его разновидности чередуются, придавая жалобам лирического героя торжественность и тяжеловесность. Пушкин также использует перекрестную рифмовку и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.


История создания

Жанр и композиция

Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:

  • жалуется;
  • трепещет;
  • проклинает;
  • предается воспоминаниям;
  • мучается угрызениями совести.

Однако в итоговом варианте стихотворение остается незаконченным, что свидетельствует в пользу реализма. В целом можно сказать, что произведение написано в жанре философской лирики.

Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.

Анализ стихотворения

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь,

и горько слезы лью, —

Но строк печальных не смываю.

История создания

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть.

В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен.

Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой — романтик. Ночь для романтика — время философских рассуждений.

Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Все стихотворение — это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения — тяготящие человека тяжелые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны.

Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями.

Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрестная.

Тропы и образы

Высокий стиль создается старославянизмами стогны града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры . Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слезы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день — немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых — глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слезы лью.

Трем строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Похожая лирика других авторов

Одноименные творения были и у других авторов русской литературы:

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

  • Дар напрасный, дар случайный,
  • Жизнь, зачем ты мне дана?
  • Иль зачем судьбою тайной
  • Ты на казнь осуждена?
  • Кто меня враждебной властью
  • Из ничтожества воззвал,
  • Душу мне наполнил страстью,
  • Ум сомненьем взволновал…
  • …Но кончится обман игривый!
  • Мы привыкаем к чудесам
  • Потом на все глядим лениво,
  • Потом и жизнь постыла нам;
  • Ее загадка и завязка
  • Уже длинна, стара, скучна,
  • Как пересказанная сказка
  • Усталому пред часом сна.

Литературное направление

Могут возникнуть трудности с определением литературного направления. Лирический герой переживает волнения, что характерно для романтизма. Но в стихотворении нет кульминации, которая всегда есть в романтических произведениях, нет наивысшей точки переживаний. Поэтому стихотворение следует отнести к реализму.

Жанр произведения

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой рассуждает о судьбе, о ее влиянии. Он понимает, что судьбу нельзя изменить, забыть прошлое тоже нельзя. Прошлое неизменно, и часто трагично, но не стоит поддаваться печальному року. Нужно сохранять расположение духа, быть сильным, чтобы не сломится.

Стихотворение рассказывает о человеке, который томится из-за воспоминаний. В то время, когда все спят, он бодрствует, вспоминает все события, которые повлияли на него. Эти события не всегда приятные, и хотелось бы их забыть, но они всегда будут рядом с человеком, он будет помнить о них, они будут влиять на героя. Это нельзя изменить, это вечно. И герой может только лишь смириться и подчиниться.

Композиция

Композиция стихотворения очень интересна. Стихотворение представляет всего одно предложение. Это вносит некоторую стремительность. Произведение читается на одном дыхании. Повествование начинается с показа места событий. Становится понятно, что это Петербург. Далее идет пояснение, мы понимаем, почему герой страдает бессонницей – его мучают воспоминания. Оканчивается произведение заключением рассуждений. Поэт утверждает, что нельзя убежать от своего прошлого, оно всегда будет рядом, ни смотря не на что.
Рифмовка в произведении перекрестная. Чередуются также шестистопный и четырехстопный ямб. Все это придает произведению некоторую тяжесть и торжественность, но это делает стихотворение более живым, понятным.

Средства выразительности

Читайте также: