Анализ стихотворения пригвождена кратко

Обновлено: 02.07.2024

Образовательная: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: Продвинутая лекция.

Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?

В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?

Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?

Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице.

СВОБОДА, ДВИЖЕНИЕ, ЖИЗНЬ

НЕСВОБОДА, СТАТИКА, СМЕРТЬ,

Лирическая героиня стихотворения в постоянном творческом поиске, в полете, значит тема нашего урока -

Если душа родилась …

Вся моя жизнь – роман с ….

Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.

Как прочитать книгу души Марины Цветаевой? (Познакомиться с фактами биографии, с творчеством)

Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.


– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень, - загадывает Марина.

– Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем. Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист.

Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?

(Правая и левая рука – две половинки целого.

Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).

Бездна любви, бездна чувств, бездна желаний, бездна возможностей, бездна времени…

Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех. Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)

За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)

О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)

Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

Каким чувством наполнена каждая строка стихотворения?

(Чувством трагической разъединенности, безысходности)

Посмотрите, как необычно записан этот текст. Для чего так членить слово рас-стояние?

(Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты друзей, родины, читателей. Отрывая приставку от слова, она подчеркивает свое неприятие этого разъединения, движения в разные стороны.)

Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом. Какой знак препинания предпочитает Цветаева?

(Тире у Цветаевой – это нож, режущий, ранящий, рвущий душу на два берега. Ее тире – это шест, на который нанизываются слова, нить души, нерв.)

Обратите внимание на посвящение Б.Л. Пастернак. Кем он был для Цветаевой?

Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?

Что объединяет эти произведения?

(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.

Рябина – символ судьбы)

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года

1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)

2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)

3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все —равно, и все — едино. Но если по дороге - куст встает, особенно - рябина.

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина - Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина — контекстуальные синонимы слова ря­бина.

В бедламе нелюдей

С волками площадей

1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место - переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву к самоубийству.

Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.

Нежной рукой отведя

В щедрое небо рванусь

за последним приветом.

И ответной улыбки прорез…-

Я и в предсмертной икоте

На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева". Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.

Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

О чем вам захотелось узнать?

Какие строки запали в душу?

Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

Записки собираются и три ученика и учитель читают их классу.

У каждого в душе есть заветная тетрадь, куда мы записываем мудрые мысли и афоризмы, где живут наши любимые стихи. Для меня Цветаева – птица-феникс, сгорающая в своем творческом порыве.

Птица-Феникс я, только в огне и пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий стан –

Собеседницы и наследницы!

Технологическая карта урока литературы в 11 классе

(По лирике М.И. Цветаевой)

Цели урока по содержанию:

Образовательная: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Средства обучения: стихотворения М.И. Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни.

Создает эмоциональный настрой через приглашение к прочтению книги души Марины Цветаевой

Выстраивают ассоциативный ряд.

Открывают тему урока и эпиграф.

Погружение учащихся в тему, заинтересованность, желание сотрудничать с учителем.

Предлагает в ходе лекции-визуализации открыть сквозные образы-символы лирики Марины Цветаевой

Выразительно читают стихотворения.

Выбирают личностно значимые строки.

Отвечая на вопросы учителя, учатся постигать метафоризм цветаевской лирики, ее интонационное своеобразие, ритм.

Создание собственного представления о лирической героине М.И. Цветаевой.

Пополнение поэтического багажа.

Предлагает поделиться своими впечатлениями, определить перспективы чтения.

Высказывают свои мысли, задают вопросы. Делятся своими впечатлениями.

Определение перспектив чтения.

Самоанализ урока литературы.

Общедидактическая цель: создать условия для восприятия биографии и первичного осмысления идейно-художественного своеобразия лирики М.Цветаевой

Исходя из общедидактической цели тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

ТДЦ включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательный аспект включал в себя следующие задачи: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающий аспект: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательный аспект: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать выразительно. Воспитывать эстетическую культуру учащихся через постижение красоты художественного слова, синтез литературы, музыки и живописи.

Мотивационная цель была поставлена учащимися на основе ранее полученного читательского опыта и личностного представления о поэте.

Цель урока формулируют сами учащиеся под руководством учителя, что способствует достижению качественного результата и осмыслению своей деятельности. Она ранжируется по уровням:

1. знать содержание текста, уметь выделять главное в содержании, давать интерпретацию поэтическому тексту.

2.1 уровень + давать оценочные суждения прочитанному, делать выводы на основе сравнительной характеристики образов.

3. 1,2 уровни + переносить знания в творческую ситуацию.

На уроке велась работа по формированию указанных в ТДЦ умений и навыков:

учебно-информационные: умение работать со словарем и текстом художественного произведения;

учебно-организационные: планировать учебную деятельность с учетом рекомендаций учителя, участвовать в организации познавательной деятельности;

учебно-коммуникативные: вступать в коммуникацию с учителем, с текстом художественного произведения, с автором, рассказчиком.

учебно-интеллектуальные: анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения, рассуждать об особенностях языка, подтверждать свои мысли цитатами.

Межпредметных: связь с другими видами искусства.

Специальных: придать тексту художественного произведения эмоциональную окраску при чтении, выявить особенностями языка поэзии М.Цветаевой, показать взросление лирической героини,

Урок проведен в технологии развития критического мышления, которая включает в себя три стадии: вызов, на котором происходит пробуждение интереса к получению новой информации; постановка целей обучения; осмысление новой информации через непосредственный контакт с текстом художественного произведения, его анализ, создание собственного представления о сквозных образах-символах поэзии М.Цветаевой, рефлексия личностная интерпретация изученной информации.

На данном уроке приоритетное значение имели фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности, это обусловлено типом урока, поставленными целями и задачами, технологией, возрастными особенностями учащихся.

Выбранные ФОПД позволили включить каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность, при этом ФОПД соответствовали ТДЦ, содержанию учебного материала, методам обучения. На уроке активно использовались следующие методы обучения: частично-поисковый, элементы проблемного. Выбор данных методов обусловлен целями урока, спецификой предмета, содержанием и используемой технологией проведения урока. Система контроля включала в себя оценочные суждения учителя, самооценку на каждом этапе урока.

Сравнивая желаемый результат с реальным, делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели реализованы.

Русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей, по праву считающаяся одним из самых выдающихся представителей Серебряного века. Свои первые стихи Цветаева писала уже в шестилетнем возрасте, причем не только на русском языке. Многие из её творений были положены на музыку и стали популярными романсами.

  • Марина Цветаева ~ Обнимаю тебя кругозором… - 21.01.2022
  • Марина Цветаева ~ Декабрьская сказка - 01.12.2021
  • Марина Цветаева ~ Кто создан из камня, кто создан из глины…(+ Анализ) - 27.10.2021

Марина Цветаева - памятник

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

p, blockquote 8,0,1,0,0 -->

Пригвождена к позорному столбу,
Я всё ж скажу, что я тебя люблю.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Что ни одна до самых недр – мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь – малы мои слова! –
Как мало мне позорного столба!

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы т ы предстал перед глазами –
С другим в руке – окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя…
И эту честь последнюю поправ, –
Прениже ног твоих, прениже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена – березкой на лугу.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Сей столб встает мне, и на рокот толп –
То голуби воркуют утром рано…
И, всё уже отдав, сей черный столб
Я не отдам – за красный нимб Руана!

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Ты этого хотел. – Так. – Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

В грудь оттолкнувшую – к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал – тишину.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
– Мое дитя становится послушным!

p, blockquote 16,1,0,0,0 -->

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Монашеская – хладная до жара! –
Рука – о Элоиза! – Абеляра!

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

В гром кафедральный – дабы насмерть бить!
Ты, белой молнией взлетевший бич!

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Год написания: 1920

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Марина Цветаева - памятник

Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой пришлось продавать свои вещи и немногочисленные украшения.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

p, blockquote 24,0,0,1,0 -->

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

Цветаева ради любимого готова на любое унижение и предательство. В частности, поэтесса без сомнений бросила бы доверенное ей знамя при виде на стороне противника своего мужа. Такая позиция была просто невозможной в Советской России. Неудивительно, что творчество поэтессы находилось под негласным запретом.

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Пригвождена к позорному столбу,
Я всё ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр — мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь —- малы мои слова! —
Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы т ы предстал перед глазами —
С другим в руке — окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя…
И эту честь последнюю поправ,—
Прениже ног твоих, прениже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена — березкой на лугу.

Сей столб встает мне, и на рокот толп —
То голуби воркуют утром рано…
И, всё уже отдав, сей черный столб
Я не отдам — за красный нимб Руана!

Ты этого хотел.— Так.— Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую — к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал — тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
— Мое дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская — хладная до жара! —
Рука — о Элоиза! — Абеляра!

В гром кафедральный — дабы насмерть бить!
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Цветаева ради любимого готова на любое унижение и предательство. В частности, поэтесса без сомнений бросила бы доверенное ей знамя при виде на стороне противника своего мужа. Такая позиция была просто невозможной в Советской России. Неудивительно, что творчество поэтессы находилось под негласным запретом.

"Расскажите, птицы, времечко пришло, что планета наша — хрупкое стекло". .

Рамочка "С Масленицей!" Поздравляю Вас с Масленицей! Пусть минувшая зима заберет с собой все, что.

Я помолюсь сегодня за врагов. .

-Приложения

-Метки

-Рубрики

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика


Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Пригвождена к позорному столбу,
Я всё ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр — мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь —- малы мои слова! —
Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы т ы предстал перед глазами —
С другим в руке — окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя.
И эту честь последнюю поправ,—
Прениже ног твоих, прениже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена — березкой на лугу.

Сей столб встает мне, и на рокот толп —
То голуби воркуют утром рано.
И, всё уже отдав, сей черный столб
Я не отдам — за красный нимб Руана!

Ты этого хотел.— Так.— Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую — к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал — тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
— Мое дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская — хладная до жара! —
Рука — о Элоиза! — Абеляра!

В гром кафедральный — дабы насмерть бить!
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой пришлось продавать свои вещи и немногочисленные украшения.

Читайте также: