Анализ стихотворения лебедь тютчева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема анализируемого стихотворения – рассказ о птицах, противоположных по характеру. Автор утверждает, что всякие взгляды и характеры имеют право на существование. Он также показывает, что умиротворенность и спокойствие – мудрость, которую дают высшие силы. Нужно уметь принимать и гордо нести этот дар.

В стихотворении видим два образа – орла и лебедя. Последний играет главную роль. В начальных строках Ф. И. Тютчев описывает орла – смелую птицу, которая бесстрашно летит навстречу молнии и купается под лучами солнца. Лаконичной характеристики достаточно, чтобы читатель ярко представил птицу.

Литературное направление и жанр

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф, в которых по нескольким признакам противопоставляются орёл и лебедь.

Орёл находится выше лебедя, за облаками. Он почти достигает Бога. Тем более что орёл в христианстве – символ победы божественного над плотским и возносимой к Богу молитвы. Он – проводник к Богу. Лебедь – между двумя безднами (земной и небесной, в центре творения).

Орёл воплощает активное, действенное начало, бодрствование, а лебедь – пассивное, он позволяет окружать себя заботой и лелеять, беречь свой сон. Орёл воплощает мужское начало, а лебедь – женское.

Тема стихотворения – два типа творчества, две жизненных позиции, из которых лирический герой выбирает важнейшую. Основная мысль: не могучий орёл - сотворец Божий, а отдающийся воле стихии лебедь – идеал лирического героя.

Тропы и образы

Стихия орла – заоблачные выси, горний мир. Он не только сопричастен акту творения, встречает (и, очевидно, провожает) молнии, он пропитан божественным светом. Его глаза вечно открыты, он не спит, вбирая в себя свет солнца.

Стихия лебедя – пространство земное. Он не сосредоточен на божестве-солнце, он всезрящий (эпитет). Но состояние лебедя – сон. Он всё видит и замечает, но остаётся спокойным благодаря чистой стихии, которая ему присуща как божественный дар. В стихотворении сказано, что божество одело лебедя чистой, как и он сам, стихией (метафора и сравнение). Во второй строфе два раза повторяется эпитет чистый. Кроме внутренней чистоты, он обозначает белый цвет лебедя, противопоставленный тёмному орлу.

Описанное выше пространственное расположение орла и лебедя было бы очень точным, если бы не загадочный образ чистой стихии, в которую лебедя одело божество и которая лелеет всезрящий сон лебедя. Это стихия, находящаяся между безднами неба и моря, то есть стихия воздуха, наделённая такими важными полномочиями, потому что в ней живёт человек. Воздух – чистое дыхание жизни, сохраняющее саму жизнь.

Некоторые исследователи считают двумя безднами не небо и море, а стихию воды, мирового океана как природного начала и связанную с ним стихию сна. Тютчев усматривает в стихии сна тот источник, откуда приходят к человеку идеи и творческие озарения. На современном языке эту стихию можно было бы назвать подсознанием, так что Тютчев предвидел эту непознанную научную область в начале 19 в.

Противопоставление орла и лебедя начинается словом пускай (встречает, впивает). Придаточное предложение уступки указывает на то, что, хотя орёл ближе к божественному, к свету, к Творцу, слава всей звездной тверди (метафора) достаётся лебедю. Лебедь не просто претворяет в жизнь замысел Божий, но и угадывает его, становится истинным творцом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, в нём используется традиционное чередование женской и мужской рифмы. Тютчев дважды отбрасывает букву ё в рифмах полет - свет, звездной – бездной, что было характерно для 18 в. Этот приём и используемые старославянизмы (очи, удел, стихия, твердь, божество) создают высокий стиль стихотворения.

Стихотворение “Лебедь” Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала “Современник”. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения.

Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того как попала в кораблекрушение в 1837 г., когда вместе с тремя дочерьми чета Тютчевых плыла из Петербурга в Турин на пароходе “Николай I”.

стихотворения восходит к творчеству романтиков Гюго, Ламартина, Шлегеля и Цедлица, в стихотворениях которых борьба и мятеж, воплощенные в орле, противопоставлялись созерцательности и покою, которые воплощал лебедь. Тютчев как раз переводил произведение Цедлица “Байрон” в конце 20-х гг.

Литературное направление и жанр

Тютчев – поэт-романтик. Романтики тяготели к символическим образам. Орел и лебедь воплощают разные типы творческой деятельности.

Тютчев размышляет об этом в философском стихотворении “Лебедь”.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех строф,

Орел находится выше лебедя, за облаками. Он почти достигает Бога. Тем более что орел в христианстве – символ победы божественного над плотским и возносимой к Богу молитвы.

Он – проводник к Богу. Лебедь – между двумя безднами (земной и небесной, в центре творения).

Орел воплощает активное, действенное начало, бодрствование, а лебедь – пассивное, он позволяет окружать себя заботой и лелеять, беречь свой сон. Орел воплощает мужское начало, а лебедь – женское.

Тема стихотворения – два типа творчества, две жизненных позиции, из которых лирический герой выбирает важнейшую. Основная мысль: не могучий орел – сотворец Божий, а отдающийся воле стихии лебедь – идеал лирического героя.

Тропы и образы

Стихотворение “Лебедь” нужно рассматривать в контексте творчества Тютчева. В его стихах мир разделяется на нижний хаотичный мир океана, средний мир упорядоченного космоса и горний мир богов. Человек, находясь в среднем мире, открыт и хаосу, и космосу, и божественной воле.

Стихия орла – заоблачные выси, горний мир. Он не только сопричастен акту творения, встречает (и, очевидно, провожает) молнии, он пропитан божественным светом. Его глаза вечно открыты, он не спит, вбирая в себя свет солнца.

Стихия лебедя – пространство земное. Он не сосредоточен на божестве-солнце, он всезрящий (эпитет). Но состояние лебедя – сон. Он все видит и замечает, но остается спокойным благодаря чистой стихии, которая ему присуща как божественный дар.

В стихотворении сказано, что божество одело лебедя чистой, как и он сам, стихией (метафора и сравнение). Во второй строфе два раза повторяется эпитет чистый. Кроме внутренней чистоты, он обозначает белый цвет лебедя, противопоставленный темному орлу.

Цветовая палитра стихотворения ясная и чистая. Почти черный орел возникает на фоне желтого солнца и молнии над белыми облаками. Белый лебедь на голубом фоне “тверди земной и небесной” гармонирует с сияющими белыми звездами.

Описанное выше пространственное расположение орла и лебедя было бы очень точным, если бы не загадочный образ чистой стихии, в которую лебедя одело божество и которая лелеет всезрящий сон лебедя. Это стихия, находящаяся между безднами неба и моря, то есть стихия воздуха, наделенная такими важными полномочиями, потому что в ней живет человек. Воздух – чистое дыхание жизни, сохраняющее саму жизнь.

Некоторые исследователи считают двумя безднами не небо и море, а стихию воды, мирового океана как природного начала и связанную с ним стихию сна. Тютчев усматривает в стихии сна тот источник, откуда приходят к человеку идеи и творческие озарения. На современном языке эту стихию можно было бы назвать подсознанием, так что Тютчев предвидел эту непознанную научную область в начале 19 в.

Есть точка зрения, что двойная бездна – это жизнь и смерть, а оберегающая стихия, наделяющая человека всеведеньем – стихия сна. Творчество лебедя не рассудочное, а природное, стихийное. Оно тоже берет начало в божественном, но интуитивно, а не ясно и осознанно.

Лирический герой считает именно такой тип творчества завидным уделом, в тайне надеясь, что и он причастен к воспетой им стихии и бездне. Недаром дважды повторяется эпитет чистый, отсылая к евангельскому “чистые сердцем бога узрят”.

Противопоставление орла и лебедя начинается словом пускай (встречает, впивает). Придаточное предложение уступки указывает на то, что, хотя орел ближе к божественному, к свету, к Творцу, слава всей звездной тверди (метафора) достается лебедю. Лебедь не просто претворяет в жизнь замысел Божий, но и угадывает его, становится истинным творцом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в нем используется традиционное чередование женской и мужской рифмы. Тютчев дважды отбрасывает букву е в рифмах полет – свет, звездной – бездной, что было характерно для 18 в. Этот прием и используемые старославянизмы (очи, удел, стихия, твердь, божество) создают высокий стиль стихотворения.

История создания

Читайте по теме:

В стихотворении поэт ищет смысл жизни. Он переосмыслил многое, что бывает с любым человеком, пережившим определенное потрясение в своей жизни.

Композиция

В стихотворении 3 строфы. Тютчев использует перекрёстную рифмовку. Стихотворение читается неспешно.

Средства выразительности

В небольшом стихотворении поэт применяет разнообразие тропов. Но ими не перегружено произведение. Некоторые тропы стоит обозначить.

Читайте по теме:

Эпитеты

Двойною бездной, тверди звездной – эпитеты. Их немного, но они создают особую атмосферу стихотворению.

Олицетворение

Всезрящий сон – олицетворение.

Метафоры

Впивает солнца свет – метафора, которая создаёт несколько физический эффект от описаний поэта. Тютчев всегда умел использовать интересные метафоры в своём творчестве.


В данном произведении автор сопоставляет два мира, и два типа людей, которые в них живут. Важно заметить, то, что стихотворение состоит из трёх строф, в первой строфе идёт повествование о том мире, который, автор считает плохим, и не пригодным для жизни, а две последние посвящены белому и священному миру.

Автор используя образ орла, Тютчев акцентирует внимание на определённом виде людей. Орёл — птица, которая высоко летает, но для этого, ему многое пришлось пережить, и большинство остальных птиц, не любят его, и даже боятся. Это касается и людей, люди такого типа, алчные, лживые, у них нет никаких моральных ценностей. Все что осталось у них, это цель, цель стать выше других на социальной лестнице. И суть в том, что делают они это, всеми возможными и невозможными методами. Это и презирает автор, то что в таких людях, нет того, что было заложено в нас всех в самом начале.

Это любовь и уважение к другим людям, это способность сдерживать свои желания, если из-за них могут пострадать другие люди.

Дальше, автор восхваляет праведных людей. Тех, что могут жить скромно и тихо, тех, кто не гонятся за славой, не хотят властвовать над остальными, тех, которым достаточно своего счастья, и им чужого не нужно.

Автор считает их лебедями, теми чистыми и прекрасными птицами, которые в детстве, не красивее гусенка. Это схоже с темпераментом этих людей, внешне они простые и неприглядные, но в душе они шикарные.

Существует мнение, что в образе лебедя Тютчев показывает свою возлюбленную, которая никогда не предавала своих моральных ценностей, она была чиста в его пониманиях. Себя же, он считал хищным орлом. Ему не раз в жизни приходилось лгать и увертываться, лишь бы достичь того, что ему требовалось. И он презирает свою сущность, свою слабость, но ничего с этим уже не может поделать.

Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнца свет.

Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество.

Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон — И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Главная тема произведения

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

помогите пожалуйста. нужен анализ стихотворения тютчева лебедь. вот оно: —>

Знаток (300), закрыт 2 года назад

Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнце свет.

Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего. И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией Божество.

Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон. И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Татьяна Горелова

Мастер (1380) 5 лет назад

К композиционной антитезе широко прибегает и Тютчев. Например, стихотворение ˝Лебедь˝ строится на противопоставлении двух птиц: орла и лебедя. Как отмечает Г. Гачев, в отличие от немецких романтиков, Тютчев отдаёт предпочтение лебедю, а не орлу. Лебедь – символ света, чистоты, божества, воплощение русского национального космоса: Но нет завиднее удела, О, лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество. В отличие от Фета, птицы у Тютчева связаны не столько с земной природой, сколько с небесной и водной стихиями. Они парят в воздухе (˝И гроб опущен уж в могилу˝), поднимаются ввысь (˝С поляны коршун поднялся˝), гнездятся в вершинах деревьев (˝Так в жизни есть мгновения˝), застывают на глади озера (˝Лебедь˝). Человек не просто наблюдает за птицами, он как бы сливается с ними душой. Поэтому птица – почти всегда романтический образ, проводник в мир инобытия. Тютчев использует пространственный тип композиции, который помогает акцентировать, выделить образ птицы, привлечь к нему внимание читателя. Например, в стихотворении ˝С поляны коршун поднялся˝ происходит перемещение в пространстве: лирический герой, наблюдая за тем, как коршун взмывает с поляны ввысь, ощущает страстный порыв порвать с грешной землёй и устремиться вслед за ним. Возникает символическая параллель: птица – душа, иной мир. Последние строки усиливают символическое звучание стихотворения: человек, именующий себя ˝царём земли˝, обречён на скучное земное существование, а растворившийся в небе коршун – всего лишь мечта, ˝сон души˝.

Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская.

Сюжет: есть сюжет: образы событий (. каких именно. ) ; без сюжета: образы чувств (. ).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: _ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ; _ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный; _ _ _ дактиль; _ _ _ амфибрахий; _ _ _ анапест.

Рифма: аабб — парная; абаб — перекрестная; абба — кольцевая.

Стилистические фигуры: повторы/рефрен; риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация — например: светлый — бледный — едва заметный; инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет). эпитафия (посмертное). элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви). ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Читайте также: