Анализ стихотворения к статуе петра великого 7 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

М.В.Ломоносов сочинил несколько стихотворений "К статуе Петра Великого".В данном вопросе речь идет об этом стихотворении:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

Нужно проанализировать его.

Известно,что Михаил Васильевич Ломоносов с трепетным уважением относился к Петру Первому, считая его образцом правителя.Стихотворе­ ние было написано в 1746-1747 г.г. Это было время царствования "дщери Петра", Елизаветы Петровны,которую Ломоносов чтил исключительно как дочь великого царя.

К знаковым датам Ломоносов обычно готовил комплиментарные стихи и оды,посвященные Петру или его дочери (как впоследствии писал и для Екатерины второй, выражая тем самым надежду, что эти царствующие особы будут достойными продолжательницами дела Петра).

В подобных произведениях Ломоносов вспоминает о славных делах царя-труженика, руки которого предназначались для того, чтобы держать знаки царской власти - скипетр и державу, а вместо этого Петр предпочитал больше иметь дело с разными столярно-слесарными инструментами, что особенно восхищает Ломоносова.

Петр,не зная покоя, день и ночь заботился об усилении государства, о строительстве флота,городов, о победах русского оружия, о привлечении всего нового и прогрессивного для блага страны, об укреплении политики и экономики империи.

Именно таким, по мысли Ломоносова, и должен быть настоящий Отец государства российского,настоящи­ й правитель.

В стихотворении "К статуе Петра" поэт использовал много старославянизмов, устаревших слов. Именно такая лексика, по мнению Ломоносова, должна придавать произведению торжественность.Это слова, так называемого, высокого стиля,которым и нужно писать и говорить тогда, когда дело касается особо важных событий или лиц.

Примеры слов "высокого стиля" здесь такие:

Рожденны - ( в данном случае, "руки были рождены" или, точнее: человек был рожден для царствования,правлен­ ия,но не для тяжелой физической работы)

Сносил труды в войнАх (трудился, испытывал трудности в боевых походах)

Сбирал - (художников "собирал",т.е. приглашал лучших архитекторов,художни­ ков, строителей для создания "окна в Европу", Петербурга)

Сопостатов - ("домашних побеждал и внешних супостатов".

10cgqWUQapaChYcCnb3Rypy4LG5NJ.jpg

pGdLOWylnUC48zVtXFhWHjbsOag7U22N.jpg

Ломоносов дает определение Петру,приравнивая его к "земному Божеству", перед образом которого все жители России восхищенно, как перед настоящим божеством, готовы устраивать настоящие "олтари" - то есть, алтари, как в храмах,где зажигают свечи и читают молитвы.

"Пред зраком сим" - в данном случае, зрак - это образ,хотя слово "зрак имеет и другие значения.

Причина такого поклонения - это множество "обязанных сердец", благодарных соотечественников, сердца которых восхищенно бьются каждый раз,когда вспоминают о славных делах Петра Первого.

Замечательное стихотворение Ломоносова "Вечернее размышление" было написано в 1743 году, когда Ломоносов вынужденно находился под стражей. Именно в этот период жизни из под переа Ломоносова выходит большое количество самых разных произведений, как правило созданные в жанре оды, к которому относится и данное стихотворение, написанное четырехстопным ямбом.

В нем Ломоносов описывает мысли, которые посетили его при наблюдении северного сияния, в частности высказывает предположение об электрической природе последнего. Кроме того, в этом же стихотворении мы встречаем знаменитые строки:

pTYF2mgJb9u3eWgnmiAqx1TWIsYAsiO.jpg

в которых Ломоносов высказывает предположение о бесконечности вселенной и об огромном количестве обитаемых миров, звезд.

При чем же тут Бог, чье имя вынесено в заголовок? В самом тексте про бога нет ни слова и даже напротив идеи, которые в нем высказывались шли наперекор с тогдашними представлениями о вселенной, как создании бога. Только в конце Ломоносов словно в насмешку вопрошает нас:

Je8FdRsY8z7tyH4ntzCCVS1HfTHo1.jpg

Эта ода - глубокое философское произведение, положенное в стихотворной форме для придания ему убедительности.

В это время Державин уже имеет чин статского советника и параллельно с общественной и политической деятельностью публикует первые стихи, которые обеспечили ему известность в салонах и в императорском дворце. Екатерина II, поощряющая свободолюбивые мысли, благосклонно отнеслась к стихотворению.

Вершителей человеческих судеб поэт называет богами на земле и напоминает, что и они когда-нибудь предстанут перед высшим судом. Державин говорит голосом Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость их поступков:

1jr1ppB9mTQgvGkg6X4WuQLG5OuGxbzN.jpg

Вторая часть произведения резко обличительна. Поэт утверждает, что люди давно уже попрали божьи заповеди:

5Uhdpn5Qsr5y3Z1LpDQzTzt29X1dVaq.jpg

Обращаясь к царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками. Однако поэт не сомневается, что

TDPkoaZorkgcEIm5buu39Zg1hYjGcoqu.jpg

В финале звучит мольба ко Всевышнему о том, чтобы Он спустился вершить суд над людьми:

Без божественного вмешательства установить в стране власть справедливости и гуманизма невозможно даже самому мудрому и честному царю.

К образу Петра Великого обращались многие творческие люди. О подвигах царя-реформатора свидетельствуют оды, романы, картины, а начиная с 20 века – и фильмы. Так же еще при жизни Петра ему начали ваять статую. А надписи к ней принадлежать знаменитому русскому ученому и литератору Михаилу Ломоносову.

Можно предположить, что хвалебные слова Ломоносова, обращенные к Петру, были искренними, а не простым политическим заданием. Их личности во многом были сходными: крутой нрав, тяготение ко всему новому. Петр не боялся внедрять новое в общественную жизнь граждан, Михаил Ломоносов совершил немало удивительных новых открытий в области науки.

Третья надпись гласит о том, что если бы металл мог передавать не только черты лица Петра, но и его душевные качества, то не было бы образа за этот лучше.

Четвертая и пятая надписи утверждают величие Петра, что даже его образ способен вселять страх во врагов.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать КРАТКИЙ АНАЛИЗ К статуе Петра великого: ЖАНР, главная мысль, способ рифмовки.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


К статуе Петра великого – это знаменитая поэма Ломоносова, которая была написана между 1743-1747 годами. Она подробно рассказывает о некоторых эпизодах из жизни царя Петра.

Жанр – историческая поэма с примесью народной сказки. Элементы фантастические – это встреча с морским царем, который дал Петру власть над морями.

В поэме есть 2 главных события. Первое событие – это бунт, где разбирался вопрос права на царство.

Одной из главных героинь там выступала София. Во время бунта были убиты многие знатные люди, некоторые острижены. Текст поэмы дает нам отличное представление о духе того времени.

Вторая часть – это облога древней крепости, которую шведы отобрали во время смуты. Петр привел свое войско и показал шведам, что теперь его государство снова стало мощным.

Главная мысль – это вознесение русского народа, русского войска, а главное, вознесение царя Петра, который своей мудростью и смелостью смог восстановить государство и победить своих врагов. Произведение К статуе Петра великого – это одно из лучших творений Ломоносова, где он доказал свой талант составлять памятные оды.

В Надписи “К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО” Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияло поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный отзыв всем реформам Петра Первого, упуская любые негативные последствия для простого народа.

Мы видим, что “игра”, по – мнению Ломоносова, стоила

И что он, как человек своим трудом и талантом добившийся успеха, понимает, что не бывает блестящих результатов без значительных жертв. Мы видим, что оправдания жестокости Петра автор находит в желании Императора помочь своим подданным. И действительно, мы можем сравнить управление государством с работой опытного врача, где для того, чтобы исцелить болезнь нужно причинить некую боль пациенту, но только для того, чтобы он в последствии начал жить здоровой полноценной жизнью.

Образ же самого Петра поэт превозносит и доводит его чуть ли не до уровня Бога: “Но в жизнь его уже за бога почитали”.

Он подчеркивает сильный дух, волевой характер, принципиальность, трудолюбие и многие другие положительные качества первого Императора Российской Империи: “Се образ изваян премудрого героя, что, ради подданных лишив себя покоя, последний принял чин и царствуя служил, свои законы сам примером утвердил…”. Читая это произведение, действительно переполняешься гордостью за Отчизну и ее “Отца”.

Это произведение является попыткой увековечить бессмертный лик одного из главных героев не только своего времени, но и своей страны, всю красоту его души, которую невозможно передать созданием каменной бездушной статуи, как это признает сам поэт: “Но если бы его душевны красоты изобразить могло притом раченье наше, то был бы образ сей всего на свете краше”. Таким образом, мы видим ту цель, которую преследовал Михаил Васильевич – передать словами то, что невозможно уловить лишь по чертам лица и внешней оболочки, так как поставить памятник такому человеку – это слишком малая благодарность за то, что он сделал.

Сказки

К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. М. В. Ломоносов


Между 1743 и 1747 годами.


Читайте также: