Анализ стихотворения цветаевой родина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная обстановка, насыщенная творчеством, и стала основополагающей в творческой жизни Цветаевой. Ведь недаром, первые свои произведения поэтесса написала ещё в детстве, в возрасте 6 лет, причём не только на русском языке, но и на немецком и французском.

В творчестве Марины Цветаевой прослеживается множество тем и идей. Это и любовная лирика, которой поэтесса отвела большую часть своих произведений, так же не чужды были Цветаевой и рассуждения на философские темы. Но больше всего в жизни, она любила свою родину. Хоть Цветаева и провела большую часть своей жизни за границей, но она всегда отождествляла себя с Россией, тосковала по ней.

Анализ стихотворения Родина Цветаевой

Марина Цветаева, провела большую часть своей жизни за границей. Сперва, она окончила школу во Франции, а потом, после революции, переехала в Прагу, где прожила недолгие годы. После этого, она вновь поехала в город любви - Францию, где прижила счастливую жизнь со своим мужем Сергеем Эфронтом. Марина воспитывалась в семье, в которой все дети были культурно образованы, обладали высочайшими манерами. Им с первых дней жизни, доставались различные духовные ценности, которые очень высоко почитались в то время.

Можно сказать, что это стихотворение - собственное воспоминание Цветаевой, о её прошлом. Оно с самых первых строк пронизано печалью. Поэтесса хотела позабыть все то, что ей приходилось переживать после революции, ради того, чтобы вновь оказаться в родном доме.

Вариант №3

М. И. Цветаева – известная поэтесса, писательница, автор множества критических статей и переводчица Серебряного века. Она стала одной из немногих женщин, которым удалось прославиться благодаря своему литературному творчеству. Для ее лирики характерны темы непринятия одиночества и трагичной любви, однако особое место в ее творчестве занимали патриотические произведения, написанные в период эмиграции.

М. И. Цветаева была поэтессой со сложной и трагичной судьбой. Большую часть своей жизни она провела за рубежом. Поэтесса была вынуждена покинуть страну после революции 1917 года, поскольку, будучи представителем интеллигенции, находилась под угрозой расстрела. Только сбежав из страны, она могла избежать голода, разрухи и страха за свою жизнь. Но, несмотря на все ужасы, творившиеся в послереволюционной России, М. И. Цветаева испытывала неуемную тоску по родной стране.

Интересно, что, когда семья поэтессы захотела вернуться обратно в Москву, это стихотворение стало одним из аргументов в пользу разрешения М. И. Цветаевой приехать в Советский Союз. Однако, несмотря на то, что произведение явилось доказательством нейтрального отношения к новой власти, в нем отсутствуют всякие размышления о политической системе в стране. Стихотворение написано в форме воспоминаний о родном крае, пронизанных ностальгической тоской по былому.

Но, к большому сожалению, возвращение на Родину не принесло ни поэтессе, ни ее родным счастья. Муж М. И. Цветаевой – С. Я. Эфрон был провозглашен иностранным шпионом и расстрелян в 1941 году. Их дочь – Ариадна 15 лет провела в лагерях, а сын был убит на фронте. Сама поэтесса покончила жизнь самоубийством в августе 1941 года.

9 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Родина

Родина Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Первопричина стиха – безразличие людей. Натянутая маска приличия дает уверенность, что никому не видно истинное бездушное лицо. Во все времена, некоторые особы в полной уверенности, что их никто не разгадает, жили спокойно и владели,

Стихотворение "Кинжал" молодой поэт Александр Сергеевич Пушкин пишет, находясь в ссылке. Так как произведение несет в своем замысле революционное содержание "Кинжал" не печатают. Однако данный шедевр достаточно широко распространился

Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

Стихотворение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня задает своему отцу, генералу, вопрос о том, кто построил железную дорогу. На что тот отвечает ему, что это сделал граф Клейнмихель. Разговор этот происходит в вагоне поезда.

“Тоска по родине! Давно…” – это ностальгическое стихотворение, созданное Мариной Цветаевой в эмиграции, почти в изгнании, куда она отправилась, чтобы воссоединиться с мужем-эмигрантом. Краткий анализ “Тоска по родине! Давно…” по плану поможет школьникам лучше понять настроения поэтессы в этот период её жизни и творчества. Его можно использовать на уроках литературы в 11 классе в качестве основного или дополнительного материала.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тоска по родине!.

История создания – найдя мужа, во время Гражданской войны служившего в белой армии, Цветаева отправилась к нему для воссоединения семьи. В Советской России её поэзию считали буржуазной и вредной, но Марина Ивановна не хотела уезжать из страны, это был вынужденный шаг. В 1922 году она с дочерью оказалась в Берлине, затем приехала к мужу в Чехию, а в 1925 году семья поселилась во Франции, в пригороде Парижа. Там в 1934 году и было написано стихотворение “Тоска по родине! Давно…”.

Тема стихотворения – ностальгия по родине, тоска от разлуки с ней.

Композиция – произведение отличается особенной ритмичностью, характерной для стихов Цветаевой. Композиция линейная, в чувствах героини постепенно нарастает напряжение.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры – “среди лиц ощетиниваться”, “из людской среды быть вытесненной в себя “, “единоличье чувств”, “газетных тонн глотателем”, “доильцем сплетен”, “я – до всякого столетья”, “душа, родившаяся – где-то”, “сыщик вдоль всей души родимого пятна не сыщет”.

Эпитеты – “разоблачённая морока”, “пленным львом”, “призывом млечным”, “камчатским медведём”, “зоркий сыщик”, “дом чужд”, “храм пуст”.

Сравнения – “дом как госпиталь или казарма”, “остолбеневши, как бревно”, “ощетиниваться пленным львом”, “не ужиться камчатским медведём”.

История создания

Революция стала сложным периодом в жизни русского дворянства и интеллигенции. Можно считать, что Марине Цветаевой повезло – после революции она осталась жить в своём доме в Москве, правда это было больше похоже на выживание. Судьба безмолвной поэтессы, которую нигде не печатают и которая нигде не выступает, казалась ей ещё горше всех наказаний. Она осталась одна с дочерью, долго искала мужа, эмигрировавшего вместе с белой армией после её разгрома в Гражданской войне. Найдя его в Праге, в 1922 году Цветаева уезжает к нему, однако жизнь на чужбине также её не радовала. Чехия на три года стала для них домом, потом пришлось переехать во Францию, где было много русских эмигрантов, издавались журналы и книги. Цветаева тосковала по России. Поэтическим выражением её ностальгии стало стихотворение “Тоска по родине! Давно…”, написанное в 1934 году.

В нём выражена мысль, что на чужбине она чувствует себя чужой, бездомной и, скрывая это, пронзительно хочет вернуться. Спустя пять лет мечта воплотилась в реальность: в 1939 году Цветаева действительно приехала в СССР, однако уже спустя два года покончила с собой. И кажется, что предчувствие этого выражено уже в стихотворении “Тоска по родине!

Основная тема стихотворения обозначена в первой строчке – это ностальгия по России. Поэтесса явно даёт понять, что в счастливый конец своей истории она не верит, поступиться своими убеждениями не может. Но это не значит, что она не скучает по дому – по тому дому, которого больше нет и куда она тем не менее хотела бы вернуться.

Композиция

Она развивается линейно – от первой строфы, где Цветаева высказывает мысль, что ей всё равно, где быть одинокой, до последней, в которой она признаётся, что всё-таки сильно тоскует по родине. Лирическая героиня хочет убедить себя, что мысль о родной стране стала для неё неважной, равнодушие победило былую любовь. В то же время она понимает, что возврата к прошлому нет и не может быть, а мрачная действительность стёрла из её жизни радость. Цветаева не может не грустить при виде напоминания о местах, которые она покинула. Обличительный пафос стихотворения к финалу сменяется глубокой печалью и отчаянием.

Лирическое стихотворение. Цветаева выражает собственные чувства: она действительно сильно привязана к родине, скучает по русской речи, а любая рябина напоминает ей о России. И, кажется, героиня уже понимает, что эти чувства её погубят.

Часто применяемый поэтом четырёхстопный ямб благодаря своей простоте позволяет наилучшим образом передать душевные порывы лирической героини. Усложняют размер часто встречающиеся пиррихии.

Средства выразительности

Сложная образность, свойственная поэзии Цветаевой, видна и в этом стихотворении, что выражается многочисленными метафорами – “среди лиц ощетиниваться”, “из людской среды быть вытесненной в себя “, “единоличье чувств”, “газетных тонн глотателем”, “доильцем сплетен”, “я – до всякого столетья”, “душа, родившаяся – где-то”, “сыщик вдоль всей души родимого пятна не сыщет” .

Эпитеты – “разоблачённая морока”, “пленным львом”, “призывом млечным”, “камчатским медведём”, “зоркий сыщик”, “дом чужд”, “храм пуст” .

Сравнения – “дом как госпиталь или казарма” , “остолбеневши, как бревно” , “ощетиниваться пленным львом” , “не ужиться камчатским медведём” .

Эмоциональный настрой поэтесса выражает с помощью перекрёстных рифм, которые усиливают общий строй неровного, почти нервного изложения, и восклицательных знаков, использованных в большом количестве. Свойственную Марине Цветаевой напряжённость, лаконичность, предельную сжатость текста мы ощущаем через многочисленные тире, скобки, многоточия.

Яркое повествование очень эмоционально. Чувства нарастают и нарастают – строки почти кричат, пока в какой-то момент напряжение внезапно не опускается до тихой грусти: поэтесса говорит о любимом дереве – рябине, которая видится ей символом России. Фигура умолчания в финале стихотворения обрывает эмоциональное повествование, как будто у лирической героини прервалось дыхание.

Поэтесса никогда не была космополитом, и эту мысль она выражает очень чётко – если не жить на родине, то ей всё равно, где быть одинокой, непризнанной, “где унижаться”.

История создания

Для Марины Цветаевой Родина стала и непосредственно тем местом, где она родилась, и её духовным Отечеством. Это было свойственно модернистам того времени.

Так получилось, что Марина Ивановна не смогла принять революционные события, которые происходили в стране в 1922 году, поэтому ей пришлось эмигрировать из России.

На момент написания произведения Марина Ивановна находилась во Франции вместе со своими родными, и испытывала сильные материальные трудности. Свое произведение великая поэтесса посвятила своему любимому государству, которого ей так сильно не хватало. Так же поэтесса писала своим соотечественникам, которые были вынуждены терпеть те тяжелые испытания, которые выпали на судьбу государства.

Через все произведение проходит неимоверная тоска Цветаевой по Родине, которую она была вынуждена навсегда покинуть. Она вспоминает ту самую Россию, которую она знала до начала революции, тем самым возвращаясь в прошлое.

Жанр, размер

По жанру анализируемое стихотворение – это патриотическая лирика, каждая строка которого пропитана чувствами к родному государству, но основывается на противоречиях. Цветаева рассказывает о тех тяжелых и напряженных отношениях с Родиной, которая резко стала для неё чужой.

Стихотворение напоминает исповедь, в которой лирическая героиня открывает свою душу и прямо говорит о чувствах, переполнявших её. Она обращается ко всему, что продолжало связывать её с Россией.

В большей части произведения преобладают воспоминания, которые заставляют героиню на некоторое время вернуться в прошлое.

Так же свой отпечаток наложил модернизм, из-за которого жанрово-тематическая система представлена размыто.

Размер написания – четырехстопный ямб, рифмовка парная.

Композиция

С самых первых строк поэтесса призывает задуматься об известных словах, которые теряют свою силу в тот момент, когда связь с Родиной разорвана. Главная истина исходит от простого мужика-крестьянина, который с самого рождения связан с землей. Эта связь настолько сильна, что он не может представить свою жизнь без столь родной и любимой земли.

Во втором четверостишье поэтесса делится с читателем всем тем ужасом расставания, который ей пришлось пережить, покидая Родину.

В третьем четверостишье идет речь о невероятной духовной связи с родной землей. Здесь Родина выступает в роли действующего лица, и начинает призывать лирическую героиню. В этом четверостишье так же хорошо видно, что воспоминания о родном крае преследуют героиню. Она начинает жить воспоминаниями, которые значат для неё так много. Куда бы она ни ехала, ни шла – всюду с ней следуют воспоминания о Родине.

В двустишье выражается тот самый переломный момент, в котором отчетливо видно, что Цветаева позволяет воспоминаниям взять верх.

Заключительное, кульминационное четверостишье говорит о том, что лирическая героиня признается в том, что Родина стала для неё и рождением и смертью.

Образы и символы

Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Благодаря этому читателю достаточно легко понять, кем именно является лирическая героиня. Для неё вся жизнь стала сплошным противоречием, столкновением несовместимых вещей, которые она отчетливо демонстрирует благодаря использованию антонимов.

В лице лирической героини не сложно узнать саму Марину Ивановну, которая наделяет её своими же чертами и мыслями.

Что же касается непосредственно образа Родины, то в данном стихотворении поэтесса показывает его одушевленным, и наделенным собственной волей.

Темы, проблемы

Темы и проблемы поднимаются очень серьезные, что весьма характерно для творчества поэтессы.

Главной темой стихотворения становится тема Родины. Лирическая героиня делится всеми трудностями, которые ей пришлось пережить, а так же размышляет о своем государстве. Ей очень тяжело дается разлука с Родиной, которую она так любила.

Патриотическая тема так же представлена весьма своеобразно: поэтесса не использует торжественные интонации и громкие похвалы. Автор не пытается показать величие Родины. Она показывает те чувства, которые возникают у человека, чья судьба была далеко не из простых.

Что же касается проблем произведения, то они напрямую связаны с исторической эпохой. Основными проблемами, о которых говорит автор – это проблема изгнания и связь человека с родным краем.

Во всем стихотворении чувствуется крик отчаяния, которое проявляется из-за того, что героине пришлось навсегда потерять свою Родину. Ей очень тяжело от того. Что она была вынуждена покинуть столь родные и любимые места, что она продолжает думать о них в своих воспоминаниях. Её душа мечется и не может успокоиться, потому что Родина непрестанно зовет её домой. Но героиня принимает решение, что будет продолжать стойко делить с Родиной ей горькую участь.

Средства художественной выразительности

Большую роль играют и метафоры, благодаря которым создается некий контраст и усиливается впечатление внутреннего конфликта.

Так же в тексте встречаются сравнения и анжамбеманы. Совокупность всех средств художественной выразительности помогают поэтессе подчеркнуть те вещи, которые стали для неё главными в жизни, раскрыть свои чувства и дать читателю возможность прочувствовать их вместе с ней. Марина Ивановна умело расставляет необходимые акценты, добавляет краски и контраст. Её поэзия напоминает живопись, в которой художник при помощи игры красок усиливает эффект главной мысли.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения Родина становится то, что жизнь любого человека сложно представить вдали от своего родного края. Ежеминутную ностальгию невозможно унять ничем.

Раскрывая свои непростые чувства читателю, поэтесса доносит до нас главную мысль произведения – любовь к тому месту, где было суждено родиться будет сопровождать на протяжении всей жизни. Куда бы ни довелось уехать – ты всегда забираешь в своем сердце самые теплые и дорогие воспоминания о родной земле.

Для лирической героини разрыв с родными краями стал серьезным ударом. Она постоянно вспоминает родне места, которые все еще продолжают занимать огромное место в её сердце.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей, по праву считающаяся одним из самых выдающихся представителей Серебряного века. Свои первые стихи Цветаева писала уже в шестилетнем возрасте, причем не только на русском языке. Многие из её творений были положены на музыку и стали популярными романсами.

  • Марина Цветаева ~ Обнимаю тебя кругозором… - 21.01.2022
  • Марина Цветаева ~ Декабрьская сказка - 01.12.2021
  • Марина Цветаева ~ Кто создан из камня, кто создан из глины…(+ Анализ) - 27.10.2021

Марина Цветаева

Пейзаж, Родина

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом, в прошлом – белогвардейским офицером.

Сергей Эфрон, Марина Цветаева, сын Георгий и дочь Ариадна

Сергей Эфрон, Марина Цветаева, сын Георгий и дочь Ариадна

Поэтесса, чьи детство и юность прошли в интеллигентной семье, где детям буквально с первых лет жизни прививались высокие духовные ценности, с ужасом восприняла революцию с ее утопическими идеями, которые впоследствии обернулись кровавой трагедией для целой страны. Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.

Родина

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

В этом стихотворении красной нитью проходит мысль о связи всех людей со своей родной землей. Цветаева ставит себя рядом с простым русским мужиком и невероятно гордится этим фактом. Поэтесса пишет, что ее желание вернуться домой, в родные края очень сильно, что зов сердца сильнее голоса разума. Цветаева утверждает, что готова защищать и восхвалять Отечество до последнего вздоха, что гордится своей Родиной и готова вместе с ней разделить ее судьбу.

p, blockquote 2,0,1,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,1,0,0,0 -->

Судьба самой Цветаевой и ее семьи после возвращения в СССР оказалась трагичной. Мужа приговорили к расстрелу, дочь на 15 лет отправили в ссылку, сын погиб на фронте ВОВ, а сама она в 1941 году покончила с собой.

Родина, Россия

p, blockquote 6,0,0,1,0 -->

Читайте также: