Анализ стихотворения бальмонта бабочка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цели урока: познакомить учащихся с фактами биографии из детства К. Бальмонта; продолжать обучение анализу лирического произведения (развивать умение исследования поэтического текста, закрепить знания учащихся о тропах, их роли в тексте, развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать чарующую красоту русского слова).

Словарная работа:

Троп, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, стихотворные размеры (ямб, хорей), лирическая проза, лирика, лиризм

Ход урока

Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений… К. Бальмонт

1. Вступительная беседа.

– Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего урока близка, понятна и приятна всем: и детям, и взрослым. Разговор будет о детстве, о сказке, о волшебстве.

Давайте вспомним, какие запахи вынес из детства Иван Алексеевич Бунин.

– Запахи леса, сосны, смолы – запах Родины.

– Правильно. А почему так дороги были ему эти запахи?

– Был эмигрантом, жил вдали от Родины.

– У каждого человека остаётся свой запах детства. Вы ещё не вышли из этой чудесной поры и в своих сочинениях рассказали об этих запахах. Что же вам запомнилось?

– У многих это запахи леса, ягод, грибов, высушенного сена.

– Запах садика, молока, конфет и школы (Панова В.).

– Запах бабушкиных пирогов – запах тепла, уюта, доброты и детства, нежный запах сирени, едва уловимый аромат розы – запах красоты (Кочина О.).

– Запахи весны и мандаринов – запахи счастья (Разина Н.).

– Вот вы сами вернули нас к запаху родной земли, как у Бунина, и к аромату солнца. Кто писал об аромате солнца? (К. Бальмонт)

– Сегодня мы будем говорить о поэзии нашего великого земляка, которому в 2007 году исполнилось 140 лет со дня рождения. Мы вспомним его детские годы, прочитаем стихи, вслушаемся в них, попробуем увидеть в них чудо и сказку стиха, а главное – почувствовать чарующую красоту русского слова.

– Записываем тему урока и эпиграф.

Если хочешь в край войти вечно-золотой, Облачную лестницу нужно сплесть мечтой. Облачные лестницы нас ведут туда, Где во сне бываем мы только иногда. А и спать не нужно нам, лишь возьми росу, Окропи вечернюю света полосу И, скрепивши облачко месячным лучом, В путь иди, не думая больше ни о чём.

– Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие.

– Как вы думаете, кому открывается облачная лестница?

– Облачная лестница открывается каждому, кто умеет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом.

– Где же мы окажемся?

– Конечно, в селе Гумнищи, где в ночь с 3-го на 4 июня (по ст. ст.) 1867 года в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим; старинная усадьба, маленький пруд и несколько изб. Жители Гумнищ были трудолюбивыми. Само название сельца говорило об этом. Гумно – это площадка, где молотили сжатый хлеб. Хозяином усадьбы и крестьян был барин Дмитрий Константинович, отец Константина. Это был человек очень приятный, умный, спокойный, никогда в жизни не повышавший ни на кого голоса.

Дмитрий Константинович любил охоту. Когда наступала осень, он со сворой собак пропадал в лесу. Служил Дмитрий Константинович в Шуе, прошёл путь от мирового посредника до председателя Шуйской уездной земской управы.

Мать Константина – Вера Николаевна – была женщиной образованной, энергичной, пользовалась большим авторитетом. На свои средства она построила в Гумнищах школу и была её попечительницей. С юных лет она обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. В молодости она устраивала любительские спектакли, была режиссёром и актрисой. Комната её в Гумнищах, уставленная диковинными растениями – большими пальмами, диким виноградом, кактусами, – тонула в аромате лимонных и апельсиновых деревьев. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Этот парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик.

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

– Кому же посвятил К. Бальмонт эти сказки?

– (Нинике – своей маленькой дочке. Нинике, которую любил со всей отцовской нежностью).

Солнечной Нинике, с светлыми глазками — Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После – блеснёшь мне зелёными глазками, В них не хочу я росинок. Вечер далёк, и до вечера встретится Много нам: гномы, и страхи, и змеи. Чур, не пугаться – а если засветятся Слёзки, пожалуюсь Фее.

Выходят дети, звучит музыка. Чтение стихотворений.

– Кто является героем этих стихотворений? (Яга, Кощей, Змей; цветы: одуванчик, маргаритка; насекомые, птицы.)

– Где мы встречаемся с этими героями? (В русских народных сказках.)

– К. Бальмонт использовал сказочные фольклорные образы в своей поэзии, опираясь на устное народное творчество.

– Какой троп (троп – художественный приём, употребление слова в переносном значении) использовал поэт при изображении насекомых, цветов и птиц?

– Что такое олицетворение?

– Литературный приём, когда неживые предметы, явления природы изображаются в виде живых существ, называется олицетворением.

– Где поэт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их?

– В детстве, в парке.

– Одуванчики, маргаритки, насекомые и птицы и до сих пор живут в парке и липовой аллее, куда мы с вами летом обязательно совершим путешествие. И, кроме липовой аллеи, мы увидим пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась удивительная золотая рыбка.

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! Это может передать только лирическое произведение! Давайте вспомним, что главное в лирике?

(Лирика – род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.)

Лиризм – это эмоциональная окрашенность, поэтическая взволнованность, задушевность.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Настроение радостное, приподнятое.

– Правильно. Скажите, что же сразу настраивает на такую радостную волну и встречу с волшебством? Даже до начала чтения!

– Почему стихотворение так называется?

(Золотая рыбка – центральный образ стихотворения.)

– Появляется ли рыбка с самого начала?

– Нет. А волшебство мы чувствуем с самых первых строк. Какими средствами поэт передает необычность, волшебство?

– В стихотворении первые строки всегда отмечены особым вниманием автора: ими задаётся общий тон, намечается направление авторской мысли.

Давайте займёмся словесным рисованием.

В замке был весёлый бал – картина сказочного дворца и весёлого бала Музыканты пели – л – музыка Ветерок в саду качал Лёгкие качели – л – сад и качели.

В замке в сладостном бреду – звукописьПела, пела скрипка – музыкаА в саду была в пруду – восторг, ликование, восхищениеЗолотая рыбка.

– Какие ещё образы, кроме рыбки, мы видим?

– Луна, бабочки, звезда, травы… весна, вечер.

– Какой вы видите рыбку: золотая рыбка – это изображение живого существа или сказочной героини?

– В чём волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит? (От неё звучит музыка.)

– Как мы слышим эту музыку? (к первым строчкам…)

Мерный скрип качелей, музыку скрипки, песню музыкантов, шелест травы, шум крыльев ночных бабочек.

Мягкие сонорные л, н – звуки скрипки

Твёрдые з, р, п – звуки рыбки в воде, весёлого бала, танца.

– Как пела скрипка?

– Какую роль играет повтор во второй строке строфы?

– Звукопись, размер – ямб, разная длина строк в строфе.

– Чередование длинной и короткой строки рождает своеобразный ритмический рисунок, помогая передать звуковые ассоциации.

– Пофантазируйте и скажите, какого характера музыку исполняет скрипка? Весёлую? Грустную? Тихую или громкую? Медленную, быструю? Танцевальную или нет?

– Танцевальная мелодия, прекрасная, лёгкая, то немного грустная, то безудержно весёлая.

– Что принесла людям эта золотая рыбка?

– Что из-за неё произошло и без неё не могло произойти?

– О чём же поет музыка?

– Музыка поёт о любви, весне, о красоте природы. Музыка и стихотворение рождают в нас настроение радости, счастья, восторга, полноты жизни.

– Где ещё в литературе встречается образ чудесной золотой рыбки?

– Похожа ли золотая рыбка на героиню сказки Пушкина?

– Обе рыбки волшебные, обе творят чудеса, но у Пушкина рыбка дарит материальные богатства, а бальмонтовская – духовные.

Бальмонтовский образ более сложен, романтически возвышен, он создает особое настроение восторженности, лёгкости.

– Как нужно выразительно читать это стихотворение? (Нужно передать его тайну, музыкальность, напевность.)

– Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов стали песнями. Особенно любили композиторы К. Бальмонта. На его стихи написано свыше 600 музыкальных произведений.

Песня звучит в исполнении учеников.

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! А этот чародей, сумевший преобразить обыкновенное, привычное превратить в чудо, это тот мальчик, который вырос и начал писать стихи.

– Возвратимся к эпиграфу.

– Почему столь дороги поэту, взрослому человеку, воспоминания о детстве?

– Стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее.

– Чему вас научил сегодняшний урок? Что вы узнали нового?

– Изменилось ли ваше настроение после урока?

Просветленный (48536) 5 лет назад

Афанасий Фет. Бабочка. Стишок начинается как бы не сначала. Бабочка говорит незримому собеседнику, что она хорошая и сейчас сваливает. Стих скучный и безликий.

Ты прав. — Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась, И вот — дышу. На долго ли без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.

Бальмонт. Бабочка. В стихе Бальмонта больше динамизма, даже трагедия существа потерявшего свободу. Драма больше смахивает на фарс, ибо жизнь бабочки ничего не стоит. Также, бабочкам не свойственна борьба и сила духа проявленная бальмонтовским насекомым. Автор явно ее жалеет.

Залетевшая в комнату бабочка бьется О прозрачные стекла воздушными крыльями. А за стеклами небо родное смеется, И его не достичь никакими усильями.

Но смириться нельзя, и она не сдается, Из цветистой становится тусклая, бледная. Что же пленнице делать еще остается? Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!

Оба творения не являются шедеврами. У таких мастеров, как Фет и Бальмонт есть посильнее вещи.

Японцы короче пишут.

Гляжу, опавший лист На дерево взлетел. То бабочка была

Владимир Поболь

Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад

вот другие бабочки. сравните сами.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Стихотворение Бальмонта "Бабочка" о том, как бабочка залетела в комнату и не смогла вылететь обратно в мир. Сам же Бальмонт написал данное стихотворение исходя из своих детских воспоминаний. Однажды, в детстве у него произошел аналогичный случай. Бабочка залетела к нему в дом, и он ее освободил. Однако в стихотворении бабочку никто не освобождал, и она билась о стекла изо всех сил, пытаясь выбраться наружу. Она бьется, и у нее иссякают силы, она становится бледная и тусклая.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: