Анализ стихотворения ассаргадон брюсов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Валерия Брюсова без преувеличений можно назвать родоначальником литературного символизма в России. После того, как он увлекся этим направлением и издал первый подобный сборник своих произведений, началось развитие российского символизма, которого до тех пор не было. Для Брюсова символизм стал тонким и очень точным орудием для выражения мельчайших настроений и деталей, создания сложных образов и олицетворения народов и стран в одном герое.

Следуя за этой звездой, поэт увлекся историей и мифологией, и полученные знания стал применять в своем творчестве. Что, как не символизм, способно воссоединить прошедшее и грядущее, на примере древних персонажей показать положительные и отрицательные стороны настоящего времени. Работая с яркими образами, Брюсов старается найти принципы перемены событий, опираясь на историю.

На примере царя Ассаргадона Валерий Брюсов тонко передал проблему каждого, кто в наше время стремится за славой и благами мира и в этом стремлении проносится мимо чего-то более важного, за что расплачивается одиночеством.

Литературное направление и жанр

Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета (тезис – антитезис – синтез – развязка). Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определённых устоявшихся правил, а развязка - это внезапное осознание ошибочности своего мнения. Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идёт в своих сомнительных рассуждениях по кругу.

Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя (древние надписи могли иметь такую форму), то есть от первого лица. Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.

Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и всё предаётся забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью. Стихотворение – постановка проблемы, а не её решение.

Тропы и образы

Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает своё обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождём земных царей и царём. Подобное определение власти (царь царей) давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своём богоподобии.

В первом терцете Ассаргадон задаёт два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдёт, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне (сравнение и эпитет), а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.

В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, ещё раз подчёркивает своё богоподобие и пренебрежение к простым смертным.

Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойдённым (в этом была доля истины). Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречён на одиночество. В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает её.

Размер и рифмовка

Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа. Мужские рифмы чередуются с женскими.

История создания

Брюсов обожал тему историческую, в которой он черпал силы, находил своё вдохновение. Также он уделял внимание полководцам и известным личностям, которым посвящал многие стихотворения. Среди них стоит отметить ассирийского царя Ассаргадона, проживающего в 7 столетии до нашей эры. Эта личность была неоднозначной, и Брюсов был привлечен к ней; поэтому поэт и решился на создание стихотворения.

Читайте по теме:

В тексте повествование ведется от лица самого ассирийского царя. При этом затронута тема кончины. Царь по сути сам себе читает эпитафию. Но это следует из контекста. Присутствует и отчетливо слышится тема величия Ассаргадона.

Композиция

2 четверостишия и 2 трёхстишия – вот композиция стихотворения. Мысли излагаются последовательно. В конце царь называет себя, утверждая собственное земное величие.

Стихотворение написано в жанре сонета, при этом его можно назвать своеобразной эпитафией,

Средства выразительности

Тропов много: это объяснимо тем, что говорит сам царь. Да и не стоит забывать о специфике жанра, оценивая средства выразительности в произведении.

Читайте по теме:

Эпитеты

Земных царей, мощный трон – вот пафосные эпитеты, уместно вписанные в полотно стихотворного текста.

Олицетворение

Египту речь моя звучала – олицетворение.

Метафоры

На костях врагов, величьем упоен, читал судьбу – вот примеры метафор, которых в стихотворении Валерия Яковлевича много.

Стихотворение “Ассаргадон” Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике “Книга раздумий”, изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов.

В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова “Tertia vigilia” в цикле “Любимцы веков”.

Литературное направление и жанр

Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.

Тема, основная мысль и композиция

У стихотворения есть подзаголовок: “Ассирийская надпись”. В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н. э.

Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета (тезис – антитезис – синтез – развязка). Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определенных устоявшихся правил,

Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идет в своих сомнительных рассуждениях по кругу.

Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя (древние надписи могли иметь такую форму), то есть от первого лица.

Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.

Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и все предается забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью.

Стихотворение – постановка проблемы, а не ее решение.

Тропы и образы

Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает свое обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождем земных царей и царем. Подобное определение власти (царь царей) давалось в древности Богу.

Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своем богоподобии.

Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям – это начало и конец обращенной к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне (“камни бросил в море” – метафора). Это путь обращения с непокорными – воздвигнуть “мощный трон” (эпитет) “на костях врагов” (метафора).

Другой путь завоевания – порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя (метафора).

В первом терцете Ассаргадон задает два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдет, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне (сравнение и эпитет), а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.

В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, еще раз подчеркивает свое богоподобие и пренебрежение к простым смертным.

Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна (метафора). Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья (“величьем упоен” – метафора). Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием.

Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.

Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойденным (в этом была доля истины).

Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречен на одиночество. В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает ее.

Размер и рифмовка

Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа.

Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих поэтов. Конечно, в какой-то степени и те и другие являются властителями человеческих дум, но все-таки разница заметна и при поверхностном взгляде.

Особенностью поэтического видения нередко является гипербализация и чрезмерное усложнение фигур различных великих завоевателей, хотя, конечно, не следует отрицать возможности великому завоевателю являться также и глубокой натурой. Так или иначе, Брюсов берет героем своего стихотворения фигуру царя Ассаргадона, который до сих пор известен как грандиозная историческая личность. Про него свидетельствуют надписи, которые до сих пор хранятся на некоторых зданиях в Сирии.

Равно как для любого правителя, для Ассаргадона основной целью на земле является обретение земной славы и величия. При этом этих целей он действительно достигает и теперь располагается как бы на самой вершине всего мира. На этом миге Брюсов и предлагает рассмотреть фигуру властителя, который фактически выполнил свою цель и более не имеет пределов, к которым следует стремиться.

Конечно, Ассаргадон упивается земным величьем, но он не может ни с кем разделить свое счастье, да и счастлив ли Ассаргадон. Ведь, оказавшись на вершине, он обретает только одиночество.

Вариант 2

Как известно из библейского предания, царь Навуходоносор, который возомнил себя владыкой мира, оказался в итоге в весьма плачевном положении. Его Господь превратил в животное и тем самым преподал урок усмирения гордыни. История довольно известная и типичная, если вообще говорить о специфике высшей власти.

Когда человек достигает определенного предела, он более не знает к чему стремится и становится отделенным от людей, становится как бы существом другого порядка. Конечно, иногда становится так как описывает Библия про Навуходоносора, но иногда бывает и так, когда царь просто остается наедине со своим величием. Брюсов описывает именно такую ситуацию.

Именно так выглядит властитель в собственном зените. Он упивается величием и становится царем царей. Его имя остается не только на устах людей своего времени, но и в веках.

Читайте также: