Анализ стиха высоцкого высота кратко

Обновлено: 05.07.2024

Войти через uID

В нашей работе исследуются категории высокого и низкого с точки зрения их роли в лирике Высоцкого, так как, на наш взгляд, эти категории отражают характер творчества поэта, помогают найти духовный центр лирики. При всем многообразии лирики, Высоцкий во многом тяготеет к романтизму, который в его стихах становится вызовом эпохе.

Тема работы, на наш взгляд, достаточно актуальна, так как сегодня необходимо еще раз вернуться к пониманию того, что существует четкая граница между добром и злом, высоким и низким, благородным и подлым. И чем чаще мы будем об этом вспоминать и говорить, тем чище будет наша жизнь.

Целью работы было определение роли категорий верха и низа в лирике В.С.Высоцкого.

В работе использованы материалы биографии В.С.Высоцкого и лирические произведения поэта. В центре исследования – категории высокого и низкого в лирике В.С.Высоцкого.

Высоцкий изображает людей романтических профессий в экстремальных ситуациях, когда проявляется характер, испытывается мужская дружба, когда жизнь граничит со смертью:

Ты идешь по кромке ледника…

Если друг оказался вдруг…

Это там, на вершине, имеет свой смысл…

Внизу не встретишь – как ни тянись

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Меняем курс, идем на SOS

Как там, в горах, на зов,

На помощь, прерывая восхожденье.

Скупая океанская огромная слеза

Умоет наши лица просветленные,

Взята вершина, клотики вонзились в небеса.

С небес на землю – только на мгновение.

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса

И снова начинаем восхождение.

Не жажда славы, гонок и призов

Бросает нас на гребни и на скалы.

Изведать то, чего не ведал сроду,

Глазами, ртом и кожей пить простор…

Кто в океане видит только воду,

Тот на земле не замечает гор…

Зачем иду на глубину?

Чем плохо было мне на суше?

…Земные страсти под луной

В обыденной линяют жиже,

А я всплываю в мир иной…

Но я скатом клянусь-

Тех, кого мы возьмем

На два рейса на нашу галеру-

Живо в божеский вид приведем,

И, конечно, в шоферскую веру.

Законы чести, кодекс шоферской веры прост и понятен:

В дальнем рейсе сиденье-

То стол, то лежак,

А напарник считается братом.

Просыпаемся на виражах

На том свете почти правым скатом.

Почти в каждом стихотворении Высоцкого ощущается связь с эпохой, тот подтекст, который помогал оставаться человеком в любой ситуации. Стихи Высоцкого давали силы, учили жить по-человечески, отвергали сытую и бездуховную жизнь:

Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,

Хоть условья паденья не те.

Даже падать свободно нельзя, потому

Что мы падаем в пустоте.

Даже тема любви у Высоцкого связана с категориями верха и низа. Высота чувства отличает лирику любви. Высота – мир, в котором только и может существовать великое чувство.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал,

Потому что, если не любил,

Значит, ты не жил и не дышал.

И вовеки веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем…

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.

Таким образом, исследование лирики В.С.Высоцкого позволяет сделать вывод о том, что категория верха и низа связана с понятиями высоты, глубины, воплощающимися в поэтические образы гор, неба, моря, равнин. Эти образы можно встретить во всех циклах стихотворений В.С.Высоцкого. Это стихи о войне, о друзьях, о детстве, о любви, сатирический цикл, ранняя лирика. Категория верха и низа связана с духовным миром поэта, более того, для Высоцкого высота духа – та самая планка, которую он никогда не опускал. Этой нотой высоты отмечена вся его лирика, это ее смысловой центр. Категория верха и низа, ее поэтическое воплощение помогает глубже понять лирику В.С.Высоцкого, почувствовать состояние поэта. Сегодняшняя жизнь с ее меркантильным засильем материальных низменных интересов губит человека, поэзия В.С.Высоцкого заставляет вспомнить, что ты человек, ты должен жить по законам совести, и по – другому быть просто не должно:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Владимир Семёнович Высоцкий, выдающийся советский поэт, актёр театра и кино, музыкант, прожил достаточно недолгую жизнь, однако оставил после себя огромный след в истории: его произведения до сих пор волнуют сердца многих, вызывая самые разные эмоции: то смех, то слёзы. В. С. Высоцкий, кажется, писал обо всём на свете: о жизни, о смерти, о любви и о дружбе. Тем не менее наиболее ярко в его лирике, на мой взгляд, раскрывается тема войны.

Семь раз занимали мы ту высоту -

Семь раз мы ее оставляли.

В восьмой раз возьмем мы ее насовсем -

Свое возьмем, кровное, наше!



Как видим, военная тема, которая раскрывается В. С. Высоцким с разных сторон, находит яркое отражение в его творчестве.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания

Жанр, направление, размер

Высоцкого принято причислять к поэтам-шестидесятникам. Их творчество отличалось эмоциональным подъёмом, внеидеологической направленностью и скрытой оппозицией к режиму. В годы оттепели их произведения отличались оптимизмом и самоуверенностью. Однако позже каждый поэт пошел своим путем, и движение рассыпалось на отдельные талантливые имена, отличающиеся самобытностью.

Композиция, конфликт

Композиция стихотворения кольцевая: автор начинает и завершает произведение одной и той же мыслью.

Говоря о композиции произведения, мы можем видеть восемь четверостиший с перекрестной рифмовкой, где женские рифмы чередуются с мужскими. В поэзии подобный стихотворный размер называют пятистопным ямбом. Отличительной чертой ямба является двухсложный метр с ударением на втором слоге.

Смысл названия

Суть или, говоря иначе, смысловое содержание данной песни состоит в передаче своих истинных чувств и принципов до аудитории. Высоцкий в каждой строчке говорит о вещах, которые он никогда не сможет полюбить.

Он раскрывает проблемы человеческого цинизма, лицемерия, лени, предательства, отсутствия чести, насилия и уязвимости, чем высказывает свою гражданскую позицию.

Образы и символы

Его герой представляется молодым, храбрым, нравственным и неравнодушным человеком, для которого честь – не просто слово, а жизненное кредо.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Средства художественной выразительности

Антитеза в стихотворении построена на контекстуальных антонимах:

Перечислим тропы, придающие речи образности и выразительности:

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.02.2020 · Last modified 01.02.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Махонина Зоя Ивановна

Учитывая познавательный характер моей работы, материалы могут быть использованы на уроках литературы, русского языка, открытых урока, на уроках истории, во внеурочных мероприятиях.

Глава 1: Автобиография В.Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.

В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.

С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.

В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.

В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).

Владимир Семёнович Высоцкий, выдающийся советский поэт, актёр театра и кино, музыкант, прожил достаточно недолгую жизнь, однако оставил после себя огромный след в истории: его произведения до сих пор волнуют сердца многих, вызывая самые разные эмоции: то смех, то слёзы. В. С. Высоцкий, кажется, писал обо всём на свете: о жизни, о смерти, о любви и о дружбе. Тем не менее наиболее ярко в его лирике, на мой взгляд, раскрывается тема войны.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя

Мне не стало хватать его только сейчас

Когда он не вернулся из боя


Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20-летию Победы спектакль "Павшие и живые". Юбилей отмечался мощно – Брежневу, тогдашнему руководителю нашего государства, надо отдать должное: он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.

"Павшие и живые" - это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого. Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Ю.Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню, точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача! Высоцкий справился с блеском.


По выжженной равнине -
За метром метр -
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".


И ритм нашел - в нем угроза, напор и в то же время обреченность.


А перед нами все цветет -
За нами все горит.
Не надо думать! - с нами тот,
Кто все за нас решит.

К этим словам - "Не надо думать! - с нами тот, кто все за нас решит" - комиссия по приемке спектакля и прицепилась. Увидели в них, как тогда говорили, аллюзию. И не только к этому прицепились - чуть ли не каждая строчка из стихов военного времени вызывала подозрение. Спектакль запретили. И только после многочисленных переделок к концу юбилейного года разрешили. Песню "Солдаты группы "Центр" удалось отстоять.

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял - "На братских могилах. ", "О погибшем друге", "Штрафные батальоны", "Военная песня", "Песня о госпитале", "Сыновья уходят в бой", "Тот, который не стрелял", "Про Сережку Фомина". Другие реже - "Баллада о ненависти", "Баллада об оружии", "В плен - приказ: не сдаваться, - они не сдаются", "Песня о конце войны".

Как видим, военная тема, которая раскрывается В. С. Высоцким с разных сторон, находит яркое отражение в его творчестве.

Читайте также: