Анализ реализации образовательной программы доу

Обновлено: 06.07.2024

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС

Ольга Кабанкова

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС

Главными целями любого дошкольного образовательного учреждения являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности дошкольного образования.

Методическая служба в ДОУ относится к управленческой деятельности, т. к. призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Поэтому грамотная организация методической службы невозможна без знания основных особенностей и закономерностей управленческой деятельности

Понятие качества образования многогранно, включает не только качество образованности и уровень развития воспитанников, но и качество воспитательно-образовательного процесса – педагогического мастерства, образовательной предметно-развивающей среды.

Процесс организации методической работы, как и любой управленческой деятельности, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.В каждом цикле методической работы можно выделить несколько направлений: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.

Педагогический анализ позволяет мне оценить педагогический процесс,

выявить причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов я выявила, что основным методом работы педагогов с детьми (как того и требует программа)

, который проводили дети подготовительной к школе группы и их воспитатель. Мастер-класс проходил в стенах ОГИ.

Артикуляционная гимнастика в группе компенсирующей направленности.

При организации образовательного процесса были учтены принципы интеграции образовательных областей.

В результате образовательной деятельности у детей получаются вот такие шедевры.

Приоритетными направлениями работы детского сада являются театрализованная деятельность детей дошкольного возраста и приобщение детей к истокам русской народной культуры Подмосковья в условиях городского детского сада. Накоплен большой опыт, созданы костюмы, как сценические, так и фольклорные, сшитые по всем канонам русского народного костюма. Работа ведется систематически, 2 раза в год по этим направлениям работает школа передового педагогического опыта.

Педагогический коллектив, понимая значение игровой деятельности в жизни дошкольников, уделяет особое внимание её развитию. В группах имеются специально оборудованные уголки для сюжетно – ролевых игр, театральные зоны. Игры переходят в праздники. В детском саду прошел КВН по правам ребенка, праздник встречи с летом, Масленица, в гости приходил сотрудник ГИБДД, День защитника отечества дети с родителями встретили спортивным состязанием, а мамы в свой праздник не прочь были поучаствовать в веселых играх детей.

Специалисты ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации, за последние пять лет на одного педагога в среднем приходится 191,6 часов курсовой подготовки, что составляет 88,7% от необходимой нормы. Выстроенная таким образом работа с кадрами, обеспечила непрерывное образование педагогов, их творческий рост, способствовала созданию атмосферы психологического комфорта в коллективе. Работа педагогического коллектива строилась в рамках основных направлений деятельности учреждения в соответствии с Уставом, в соответствии с поставленными задачами реализуемых программ.

В результате правильно построенного на основе педагогического анализа образовательного процесса, созданных условий и знания технологий, дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы показывает устойчивую положительную динамику. По сравнению с прошлым учебным годом показатель успешности детей вырос в среднем на 1,2%.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Определяются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом ДОО.
Цели реализации Программы:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

•Могут быть дополнены целями коррекционно-развивающей работы

Задачи реализации программы определятся на основе п. 1.6 ФГОС дошкольного образования:

•Могут быть дополнены в соответствии с целями реализации парциальных образовательных программ и коррекционно-развивающих программ (в соответствии с Уставом)

Принципы и подходы к формированию Программы

•Формулируются на основе ФГОС ДО п.1.4.

•Могут быть дополнены принципами и подходами авторской комплексной образовательной программы и парциальных образовательных программ, при условии их непротиворечивости и отсутствия дублирования.

Значимые для разработки Программы характеристики

Место расположения дошкольной образовательной организации, особенности здания и прогулочной площадки, их влияние на организацию образовательной деятельности.

Характеристика национально-культурных особенностей, социального окружения, влияющих на организацию образовательной деятельности.

Сведения о группах, функционирующих в дошкольной образовательной организации (количество функционирующих групп, наполняемость, направленность групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная направленность), количество групп разной направленности)

Сведения о родителях как участниках образовательных отношений (характеристика благополучия / неблагополучия семей на момент создания программы, образовательных запросов родителей на момент создания программы).

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (указываются основные возрастные психолого-педагогические характеристики, их значимость для реализации Программы)

Планируемые результаты освоения Программы

1 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе целевых ориентиров ФГОС ДО

2 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе образовательных областей ФГОС и с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО

Пример образовательной области познавательное развитие.

Пример. Социально-коммуникативное развитие (3-4 года)

  • Ребенок участвует в совместных действиях с воспитателем
  • Договаривается о совместных действиях со сверстниками, вступает в парное взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение в детском саду
  • Эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких взрослых и сверстников
  • Использует формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности
  • В самообслуживании требуется небольшая помощь взрослых
  • Подражает трудовым действиям взрослых
  • Показывает на картинках способы безопасного и потенциально опасного использования предметов

Сетевая форма реализации образовательной программы дошкольного образования

необходимым элементом сети дошкольных образовательных учреждений является система информирования родителей, иных заинтересованных лиц по вопросам, связанным с особенностями различных видов учреждений дошкольного образования, а также система организации и координации консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;

необходимо установление норм, исключающих возможность перепрофилирования помещений детских садов под иные объекты, за исключением случаев крайней необходимости

сетевое взаимодействие образовательных учреждений понятие сущность, особенности организации Сеть — это конструкция, которая такую синхронизацию обеспечивает. Основу сети, как конструкции, составляют:

Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

Распределённость работ по участникам сети;

Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Основные типы сетей, в том числе, в образовании, выстроены по отношению к базовому процессу и продукту/результату их деятельности.

Можно выделить следующие типы организационного оформления сетевого взаимодействия:

спонтанные, не структурированные связи в едином ценностно-смысловом поле;

внутренние сети, имеющие как иерархические, так и горизонтальные связи;

Для решения отраслевых, территориальных задач адекватно устройство сетей по типу внутренних. Для решения задачи образовательной политики, реализации ИОП более продуктивными считаются динамические сети с разнотипными ресурсными узлами. Типология относительно форм сетевого взаимодействия.

Сегодня в практике сетевого взаимодействия можно выделить следующие формы:

Сетевые образовательные программы.

Сетевые экспериментальные, аналитические, мониторинговые исследовательские программы.

Сетевые структуры (организации) в образовании. Под сетевыми образовательными программами

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОУ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

Казарина Дарья Николаевна

Студентка 5 курса

ЛПИ- филиала СФУ

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

повышение социального статуса дошкольного образования;

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

-обеспечение полноценного, разносторонне- го развития каждого ребенка,

-формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества;

-создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

обеспечить каждому ребенку адекватную возрасту максимально высокую динамику развития, возможность самоутверждения: восприятие себя как личности, как способного человека, уверенный старт перед вступлением в школьную жизнь.

1.создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, 2.формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, 3.подготовка к жизни в современном обществе, 4.формирование предпосылок к учебной деятельности, 5.обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности средствами вальдорфской педагогики.

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2)обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3)обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 4)создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7)обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; 8)формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.Формирование личностных качеств ребенка на основе передачи ему духовно-нравственного и социокультурного опыта семьи и общества, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, природой, миром.

2. Целенаправленное укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование у него устойчивых позитивных представлений о ценностях, связанных со здоровым образом жизни.

3. Формирование общей культуры ребенка на основе его приобщения к общечеловеческим ценностям, искусству, эстетической стороне жизни.

4. Формирование у ребенка устойчивой позитивной мотивации к различным видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и к деятельности как процессу.

5. Формирование творческой активности – на основе амплификации (обогащения) детского развития.

8. Осуществление необходимой профилактики и коррекции психологического развития дошкольников с использованием нейропсихологических методов.

9. Адекватное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья – на основе корректного подхода к созданию специальных условий для их образовательной деятельности.

10. Обеспечение каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможности самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования Я - концепции.

11. Обеспечение ребенку возможностей многогранного выбора: в игре, познавательной, исследовательской и другой деятельности, на протяжении режимных моментов, в свободном времяпрепровождении; поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

12. Достижение необходимой степени преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

13. Создание необходимых и достаточных условий для реализации оптимального варианта взаимодействия субъектов образовательных отношений – взаимодействия, в котором должны быть обеспечены интересы ребенка, педагога, родителей.

создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

- создание условий для максимально-возможной интеграции содержания образования в различных областях развития, предусмотренных стандартом;

- включение содержания образования в контекст повседневного уклада жизни группы, использование образовательного потенциала так называемых режимных моментов;

- формирование социальной и предметной среды, способствующей усвоению нравственных ценностей и норм межличностной коммуникации посредством качественного взаимодействия и общения детей между собой, а также детей и взрослых;

- возрождение опыта детских разновозрастных групп;

- развитие в условиях детского сада свободной спонтанной детской игры;

- осознанное партнерство с семьями воспитанников.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3.Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4.Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5.Принцип сотрудничества с семьей.

6.Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления. 5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемо- го условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

4. Стандарт: принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. В программе с ним коррелируют: принципы добровольности и альтернативности действий ребенка.

5. Стандарт: принцип сотрудничества Организации с семьёй. В программе с ним коррелирует: принцип продуктивной деятельности Образовательного сообщества.

6. Стандарт: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В программе с ним коррелирует: принцип развития социокультурной креативности.

7. Стандарт: принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В программе с ним коррелирует: принцип свободного образовательного проектирования.

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической примени- мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель- ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь- ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс- твии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

Подражание и пример

Ритм и повторение

Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя

Художественно-эстетический общий фон

Требования к качеству предметно-развивающей среды

Принцип разновозрастного состава группы

Сотрудничество с семьями детей

Интеграция элементов традиционной народной культуры

Таким образом, проанализировав программы дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО, мы пришли к выводу: образовательные программы не противоречат федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Однако, стабильность не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг. Целенаправленность поиска, его оптимизацию призвана обеспечить Программа развития детского сада. Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Содержимое разработки

Анализ выполнения мероприятий программы

«Развитие муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска

за 2015 -2016 учебный год

Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Однако, стабильность не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг. Целенаправленность поиска, его оптимизацию призвана обеспечить Программа развития детского сада. Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Программа развития разработана на период 2015-2020гг., принята на собрании трудового коллектива от 14.11.2014г., протокол № 7, принята Советом родителей от 25.11.2014г. и утверждена приказом от 27.11.2014г. № 335. Данная программа является долгосрочным планом со своими целями и задачами.

Цель Программы. Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования физических и волевых качеств у воспитанников.

3.Создать условия для развития у воспитанников основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

4. Создать условия для организации взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей, формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Общественно - государственное управление.

5.Совершенствование развивающей среды детского сада в соответствии с ФГОС.

6. Создание условий для поддержки инновационной деятельности и развития кадрового потенциала в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

7. Развитие спектра образовательных услуг, современной образовательной среды, обеспечивающей комплексную безопасность и комфортные условия образовательного процесса.

8. Максимальное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, поддержка детской одарённости.

Анализ потенциала развития дошкольной образовательной организации

За период 2015-2016 учебного года деятельность образовательной организации соответствовала законодательству Российской Федерации в области образования. Оснований о приостановлении и/или досрочном прекращении исполнения государственного задания не возникло. Предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования и отчетов об их исполнении за период 2015-2016г. не было. (Управление Роспотребнадзора, Главное управление МЧС России, Отдел надзора, контроля в сфере образования и регламентации деятельности образовательных учреждений).

Государственное задание на оказание государственных услуг соответствует показателям отчетности и реализовано в полном объеме.

Дети запускают машинку с помощью ноутбука

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) регламентируется целым рядом документов. При этом основополагающим, устанавливающим основные векторы учебно-воспитательного взаимодействия в конкретном детском саду, будет образовательная программа. Существует несколько программ, по которым сегодня строят свою работу ДОУ. Все они имеют свои особенности, плюсы и минусы, а также тонкости внедрения в практику.

Важные теоретические нюансы

Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.

Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.

Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.

Воспитатель собирает с детьми пирамидки

Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе

Разновидности образовательных программ

Предназначение образовательной программы состоит в структурировании целостного педагогического процесса, способствующего многогранному развитию ребёнка — физическому, социально-коммуникативному, интеллектуальному, речевому и художественно-эстетическому. Пути реализации этой цели могут быть разными, поэтому существует несколько видов образовательных программ. Причём одна группа этих видов подходит к решению задач педагогического взаимодействия с дошкольниками комплексно, то есть сразу по всем векторам развития, а другая — с акцентом на одном или нескольких направлениях формирования личности ребёнка, такие программы называются парциальными. Как правило, детские сады работают по одной из комплексных программ и выбирают в дополнение парциальную, максимально вписывающуюся в образовательный контекст конкретного ДОУ, для введения в учебно-воспитательный процесс вариативной части, то есть дополнительных учебных курсов, кружков.

Некоторые комплексные программы, кроме основного образовательного курса, предлагают также и вариативные. Например, в программе Васильевой одним из таких курсов является английский язык.

Таблица: суть комплексных образовательных программ

  • использование здоровьесберегающих технологий для гармоничного развития ребёнка;
  • одобрение инициативы в освоении разных видов деятельности, в том числе творческих;
  • воспитание духовной культуры.
  • детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком;
  • дети учатся учиться, находить нужную информацию.

Минус — нечастое использование фронтальных видов работы обуславливает отсутствие должной подготовки детей к обучению в школе.

  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • приобщение детей к нормам морали и поведения через соответствующие их возрасту виды деятельности;
  • побуждение к творчеству.
  • детальное описание организации периода адаптации;
  • наличие модели инклюзивного образования;
  • методическое сопровождение занятий.

Минус — скомканное описание предметно-развивающей среды.

  • творческое освоение культуры через игру;
  • развитие креативности как ведущего личностного качества;
  • приобщение взрослых в совместную деятельность;
  • развитие умения учиться.
  • внедрение здоровьесберегающих методик в работу ДОУ;
  • приобщение семьи в процесс образования;
  • применение современных технологий при разработке занятий;
  • формирование условий для познавательного, физического, творческого и эмоционального развития дошколят.
  • формирование предпосылок будущей учебной деятельности;
  • создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
  • осуществление индивидуального подхода.

Минус — нацеленность на личный успех, что нивелирует ответственность каждого за коллектив.

  • развитие художественных и интеллектуальных способностей детей как основного вектора процесса образования;
  • формирование видения мира через игру;
  • поощрение инициативы в работе.
  • гармоничный подход к решению задач математического обучения — дети начинают не со счёта, а с математических отношений — больше/меньше/поровну;
  • детально прописанные рекомендации по организации предметно-окружающей среды.

Минус — отсутствие полноценного учебно-методического сопровождения.

  • интеграция видов активности для усиления результативности учебного процесса;
  • творческий подход к выбору приёмов и средств взаимодействия с детьми;
  • использование технологий здоровьесбережения;
  • координация воздействия детского сада и влияния семьи;
    индивидуальный подход;
  • обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы.
  • эффективность организации процесса взаимодействия с детьми, проверенная годами;
  • всестороннее методическое сопровождение.

Минус — отсутствие адаптации к современным дошкольникам, в частности, использованию в работе ИКТ.

  • обеспечение условий для получения ребёнком опыта в разных видах активности;
  • формирование представлений о мире посредством решения посильных возрасту задач и проблем;
  • подготовка к непрерывному обучению и самообразованию.
  • укрепление здоровья малышей;
  • развитие ключевых качеств личности;
  • создание условий для сбалансированного развития в соответствии с гендерными и личностными особенностями;
  • развитие речи и способностей в творческой деятельности;
  • воспитание патриотизма;
  • тесное сотрудничество детского сада с семьёй.
  • создание в группах моделей социума, где ребёнок учится анализировать ситуации, находить выход;
  • поощрение самостоятельности дошкольников.
  • расхождения тем занятий с темами недели;
  • недостаточно проработанные разделы, касающиеся организации индивидуального подхода.
  • формирование положительной мотивации к разным видам активности;
  • развитие творческого потенциала, в том числе и через индивидуальный подход;
  • воспитание основных личностных качеств на основе духовно-нравственного опыта семьи и значимых взрослых.
  • организация процесса обучения через игру;
  • создание отношений в коллективе по типу семейных;
  • развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка.
  • недостаточное внимание к индивидуальному подходу;
  • отсутствие детально прописанного предметно-развивающего окружения.
  • укрепление физического здоровья детей;
  • обеспечение равных условий для развития;
  • реализация целостного учебно-воспитательного процесса начиная с детского сада и заканчивая школой;
  • обогащение общего культурного уровня ребёнка;
  • обеспечение вариативности способов организации учебного процесса (занятия разных видов, проекты и пр.);
  • просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
  • ребёнок получает максимальный для его уровня развития объём информации, но от него требуется усвоить минимальный объём для данного возраста;
  • логопедическая направленность занятий;
  • успешная подготовка к школе.

Минус — излишняя техническая направленность процесса образования.

Таблица: цели, задачи, достоинства и недостатки парциальных образовательных программ

  • воспитание бережного отношения к миру вокруг;
  • организация процесса познания через совместную с педагогами и родителями деятельность;
  • развитие социальной активности дошкольников для облегчения процесса социализации.
  • наличие методической литературы не только для педагогов, но и для родителей;
  • практика работы детей в мини-группах и в парах.

Минус — возможные сложности в работе с детьми, чьи семьи придерживаются иных культурных традиций.

  • развитие природных возможностей и способностей детей;
  • формирование дошкольника как субъекта определённых видов активности.
  • развитие познавательной сферы через предметную деятельность;
  • стимуляция развития речи;
  • формирование ведущей деятельности дошкольников — игровой.
  • детальное методическое сопровождение (игры, виды работы);
  • опора на преемственность со средним дошкольным возрастом.

Минусом некоторые методисты называют зацикленность на играх.

  • интеграция личности ребёнка в культурное наследие;
  • формирование деятельностной и коммуникативной личности;
  • воспитание объективного восприятия окружающего мира.
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма;
  • обогащение представлений о русской народной музыке в контексте мирового музыкального наследия;
  • подготовка к освоению навыков игры на музыкальных инструментах.
  • познание мира через игру;
  • организация работы детей в разновозрастных группах;
  • формирование интеллектуальной, социально активной личности через творческую деятельность;
  • воспитание трепетного отношения к правилам и устоям вальдорфского детского сада.
  • организация просветительской работы с родителями относительно возрастных особенностей детей;
  • привлечение семьи в работу группы;
  • создание максимально комфортных условий для малышей.
  • индивидуальный подход является первостепенной целью;
  • успешная адаптация детей к детскому саду.

Минус — отсутствие обновлений методического сопровождения работы с детьми.

  • формирование условий для развития понимания речи через подражание;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие навыков построения грамматически правильных высказываний.
  • эффективность условий для развития понимания речи;
  • методическое сопровождение программы.

Минус — отсутствие системы адаптации всех образовательных курсов под коррекционные занятия.

  • адаптация всех рабочих программ под цели коррекционно-развивающей деятельности;
  • тесная связь педагогов и медиков.
  • укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование владением мячом и улучшение координации;
  • формирование технико-тактических умений в играх с мячом;
  • воспитание умения работать в команде.
  • формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
    создание условий для всестороннего изучения правил ПДД;
  • воспитание ответственных участников движения на дороге.
  • развитие критического мышления;
  • поощрение инициативы;
  • формирование умения ставить и решать задачи;
  • развитие креативности;
  • воспитание уважительного отношения к людям и природе.
  • повышение защитных функций организма;
  • тренировка дыхательной системы;
  • профилактика плоскостопия;
  • реализация потребности детей в движении;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Виды занятий по образовательным программам

Структура учебного процесса устанавливается по ФГОС, в то время как образовательные программы определяют его содержание. В связи с этим такие структурные элементы, как занятия, претерпевают изменения в самом ходе урока, но не в его организации (за исключением Вальдорфского детского сада). Что касается направленности занятий, то всеми комплексными программами предполагается следующий перечень:

Дети за столом рассматривают книги

Курс риторики предполагает, кроме разных форм говорения, постоянное обращение к книгам

Изучение немецкого языка в детском саду носит форму экспериментальной кружковой работы, причём его организация инициируется родителями.

Методические приёмы

Кроме того, обязательными приёмами, используемыми на занятиях вне зависимости от программы, будут:

  • наглядность (картинки, показ видео, демонстрация порядка выполнения того или иного задания, движения и пр. по теме);
  • слово — развитие речи воспитанников по любой программе является одним из приоритетных направлений, а без слушания и говорения в диалогах, монологах реализовать это невозможно.

Педагог объясняет материал детям, сидящим за столами

Объяснение является ведущим словесным приёмом

Как написать рабочую программу

Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:

  • титульный лист;
  • содержание документа;
  • раздел целевого компонента;
  • раздел содержания.

Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.

Читайте также: