Анализ работы с будущими первоклассниками в школе

Обновлено: 04.07.2024

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:

Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе

Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения

Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс

Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения

Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности

Исходя из названных выше проблем, в нашей школе сложилась и вот уже успешно действует определенная система по подготовке детей к школьному обучению.

Несколько лет назад педагоги нашей школы разработали программу

2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.

Наша программа – это программа работы с детьми и их семьями.

Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Стратегической целью курса является:

выполнение социального заказа родителей по подготовке детей к школьному обучению

удовлетворение потребностей самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов

обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения

- знакомятся с помещением классов и их оборудованием;

- узнают как проходит учебное занятие;

- овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;

- обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.

- ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;

- активно общаются с родителями;

- накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье;

- заблаговременно и качественно готовятся к началу нового учебного года.

- налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;

- получают конкретные рекомендации по оказанию детям дома помощи и поддержки в процессе их обучения.

Программа направлена на изучение и совершенствование познавательных процессов каждого ребенка. Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности. Процесс обучения осуществляется с активным использованием специфических дошкольных видов деятельности (игры, рисование, эксперименты с реальными предметами и т.д.).

Педагогические кадры – учителя 4-х классов, которые будут набирать первоклассников, педагог-психолог, завуч начальной школы, логопед.

Каждый учитель отвечает за свое направление занятий:

- развитие логического мышления;

- развитие математических представлений;

- развитие внимания и памяти;

- развитие речи и мелкой моторики.

Группы детей имеют сменный состав, занимаются в разных кабинетах с разными учителями, что способствует меньшей утомляемости, поддержанию познавательного интереса, возможности познакомиться со всеми детьми и учителями.

Ежегодно каждый новый состав учителей, работающий с будущими первоклассниками, опирается на предшествующий опыт своих коллег, привнося свое творчество.

Курс подготовительных занятий для родителей дошкольников составлен для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности будущих первоклассников. Целью курса являются рекомендации для родителей по оказанию помощи детям в подготовке их к обучению в школе. Он позволяет взрослым создать условия ля самопознания, овладения своим поведением и учебной деятельностью.

показать родителям приемы и методы совместной работы учителей и детей;

способствовать повышению школьной мотивации у дошкольников;

выявить творческие способности детей;

пронаблюдать за поведением будущих первоклассников в большой аудитории.

Это мероприятие – итоговая точка в трехмесячном марафоне совместной деятельности детей, родителей, педагогов. Праздник проходит ярко, на эмоциональном подъеме. Дети приглашаются по группам, что снимает проблему боязни выступления перед большой аудиторией. Они практически не допускают ошибок, внимательны и дисциплинированы. В конце праздника ребята получают подарки и Приглашение в 1 класс .

Большое значение имеет для нас мнение родителей на основании которого мы вносим коррективы, совершенствуем данную работу. Среди родителей проведено анкетирование о деятельности школы по подготовке детей к школьному обучению. Результаты следующие:

1. Нужна ли детям предшкольная подготовка в стенах школы?

2. Что вы считаете самым главным в работе ШБП (проранжировать)?

- ШБП помогает прожить интересный, полезный период в жизни и сделать переход к школе радостным и безболезненным – 90%;

- ШБП помогает лучше подготовиться к школе – 82%;

- ШБП помогает детям заранее познакомиться с кабинетами, их оборудованием, учителями, учебными занятиями, т.е. снижает их степень тревожности – 79%;

- дети овладевают основными нормами и правилами школьной жизни – 64%;

- ребята приобретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и будущими одноклассниками – 64%;

- занятия в ШБП и ГКП помогают решать проблему выравнивания предстартовых возможностей будущих первоклассников – 62%.

Все это говорит о том, что занятия наших педагогов по развитию школьно-значимых функций продуктивны и необходимы.

Система работы по подготовке детей к школьному обучению, сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.


Полный текст материала Статья "Школа будущего первоклассника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Оценить 3211 0

Подготовилаучитель начальных классов Беличенко Н.А.

Анализ работы с будущими первоклассниками.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.

Цели занятий с дошкольниками:

создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

формирование познавательной активности и учебной мотивации детей;

формирование познавательных процессов , необходимых для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;

формирование психологической готовности к школе.

На занятиях с малышами оптимально сочетались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике. Дети изучали такие предметы, как грамота, математика, художественный труд, уроки здоровья, английский язык. Занятия проводились по субботам (с октября по апрель).

Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики.
Для проведения занятий у детей были тетради на печатной основе, простой и цветных карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, клей, для учителей – демонстрационный и раздаточный материал.

Занятия посещали 64 человека, из них 34 мальчика и 30 девочек.

На занятиях по математике у детей сформированы пространственные представления (вправо, влево, вверх, вниз, второй предмет слева, четвертый справа и т.п.):

на высоком уровне 22% дошкольников

на среднем уровне -55 % дошкольников

на низком уровне – 23 %.

Большинство детей (80%) владеют счетом в пределах 20.

Умеют распознавать геометрические фигуры безошибочно – 47 % детей; допускают ошибки при определении фигур -53 % дошкольников.

Хорошую сформированность мелкой моторики можно отметить у 22дошкольников

31 дошкольник (из 64 детей) умеет читать по слогам, что составляет 48 %; 33 человека знают только буквы и то не все – 52 %.

У многих детей в ходе занятий выявлены логопедические проблемы в устной речи.

Посещают детские сады - человек.

Не посещают детские сады - человек.

Занятия с дошкольниками позволят им в дальнейшем легко адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Значит, первый класс серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы семейного воспитания.
Знакомство с родителями будущих первоклассников я начала в феврале месяце, чтобы они после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе.
К первому родительскому собранию я готовилась задолго до намеченного времени, ведь от того, как он пройдет, зависит все дальнейшее сотрудничество с семьей будущего первоклассника.

Рассказала родителям о документах, которые они должны предоставить для поступления в школу: медицинская справка, заявление, свидетельство о рождении, СНИЛС.

До начала учебного года, с целью узнать психологический климат в семье, материально-бытовые условия, посещала семьи на дому с предварительной договоренностью с родителями. Таким образом, был создан банк данных, составлен социальный паспорт класса.

Только в тесном контакте с родителями будущих первоклассников задолго до школы, устраняя недостатки в семейном воспитании, оказывая помощь молодым родителям в вопросах воспитания детей в семье, в их психолого–педагогическом просвещении, вооружив знаниями и умениями положительного воспитательного воздействия на детей, можно сохранить физическое и психическое здоровье учащихся.
Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться хороших результатов в первый год обучения в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причём проводимой именно учителями начальной школы, направленной на осуществление преемственности между детским садом и школой.

Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована, как проблема несколько десятилетий назад. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание учёных и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить поступательный переход ребёнка из детского сада в школу.

Изучив вопросы теории по данной теме, мы выделили наиболее приемлемые для нашей школы основополагающие идеи:

создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

создание системы занятий, обеспечивающей преемственность в содержании образования, методах и формах организации;

формирование психологической готовности у детей к школе.

В своей работе с дошкольниками мы учитываем идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации детей к школьному обучению, формирование психологической готовности детей к школе.

организация сотрудничества с психологом по выявлению причин тревожности у детей (если они есть);

сотрудничество с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.

Исходя из данных, задач мы выстроили систему работы по подготовке детей к обучению в школе. Она включает в себя 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь):

Посещение родителями и воспитателями уроков в 1 и 4 классах. Выстраивание преемственности в формах организации, методах и приёмах должно осуществляться не только теоретически, но и через наблюдения на практике. Выстраивание системы взаимопосещений уроков даёт возможность оценить педагогам свою деятельность, совершенствовать её.

Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями. Консультации проводились по субботам с 10 до 12 часов. Родители обращались с вопросами, которые в дальнейшем послужили основой для выстраивания тематических лекториев для родителей.

Основной этап (ноябрь-май):

Бланки результатов наблюдения по обоим разделам представлены для удобства работы в виде таблицы, параметры наблюдения в таблице выражены утверждениями. Мы не рассматриваем данные утверждения, как абсолютно исчерпывающие все возможные описания деятельности ребёнка. Это лишь определённые углы зрения, позволяющие отслеживать нам наиболее важные моменты его индивидуального развития.

1 – желание учиться в школе;

2 – навыки учебного сотрудничества (с детьми, с учителем, связность речи);

3 – самостоятельность и произвольность поведения (произвольность, рефлексивность, ответственность, самостоятельность);

4 – психофизическое развитие (мелкая моторика, устойчивость внимания, распределение внимания, наблюдательность, память, познавательная активность).

1. Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок.

2. Умеет сравнивать предметы, явления.

Умеет правильно пользоваться рукой при письме.

Умеет, развернуто и аргументировано отвечать на вопросы.

Умеет составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Умеет находить слова с определенным звуком, различает звуки на слух.

Умеет членить слова на слоги.

8. Умеет определять место звука в слове.

9. Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать
содержание небольших текстов.

10. Умеет составлять (читать) схемы слов, предложений.

11. Умеет выделять признаки предмета.

12. Умеет различать и называть геометрические фигуры.

13. Умеет ориентироваться на листе клеточной бумаги.

14. Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников
фигуры большого размера.

15. Умеет называть числа в прямом и обратном порядке.

16. Умеет осуществлять основные действия при решении задач.

17.Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры.

18.Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

19.Умеет называть и писать цифры 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

20. Умеет соотносить цифру и число предметов.

21.Умеет делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

22.Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

Данные диагностической карты позволили составить характеристику класса, которая в свою очередь способствует продуктивному планированию работы в 1 классе, с учётом индивидуальных возможностей детей. Были выявлены трудности в умениях выполнять звуковой анализ слов, словарный запас многих детей достаточно скуден, отмечаются трудности в ориентировке на клетчатом листе бумаги, при заучивании стихов наизусть. Но больше всего удивило слабое формирование кисти детей. 68 % детей набранного класса имеют те или иные проблемы: 56% детей держат ручку не правильно, что является следствием бесконтрольности со стороны воспитателей за положением в руке карандаша ещё в дошкольном возрасте; 14 % детей не могут контролировать степень нажима и т.д.

Организация посещений родителями подготовительных занятий.

Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями.

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. И это вполне понятно - ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого буду­щего школьника.

Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: фи­зическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовность оценивают психологи и педагоги на ПМПК.

Психолог должен дать учителю необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятель­ности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления.

Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых - спе­циальная система заданий, помогающая преодолеть эти недостатки, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как правило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приоб­рела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика - самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями. Поэтому, мы постарались разработать индивидуально-личностные маршруты развития детей, которые на наш взгляд помогут им самореализоваться в учебной деятельности.

Составление индивидуальных маршрутов развития детей использовали не только в работе со слабыми детьми, но и с детьми одарёнными, способными.

Достигнутые результаты хоть и промежуточные, но очень важные для меня – педагога, начинающего работу с новыми детьми. Возникает ощущение, что этот класс мне уже хорошо знаком.

Читайте также: