Анализ программы по изо перспективная начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

воспитание качеств личности, отвечающих требова ниям информационного общества на основе уважения многонационального,

В первом к лассе выдел яется несколько содержа тельных линий. Первую и з них составляет ознакомление с п риродой

(природа, неживая природа, живая природа, растения, жи вотные и др.). Дети учат ся распознавать растения и животн ых

своей местности. Изучение учебного материала по каждому вр емени года и дет по единому плану: неживая при рода —

В качестве другой содержательной линии курса выделено оз накомление с изменениями природы, начина я с природы

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью

ребенка (правила гигиены, правила поведения н а воде, безопасное п оведение дома, на ул ице, на дороге, при контактах

Задачи, решение которых направлено н а достижение основных ц елей начального математического образования п о

программе ПНШ и Школы России совпадают, а также совпада ют плани руемые результаты и содержа тельные линии.

Рассмотрев дан ные УМК по русскому языку мы увидели, что в процессе у своения грамоты у детей формируются

первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание,

Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и

После периода обучен ия грамоте идёт совершенствования графического навыка п ри со блюдении ги гиенических

Орфографические и пунктуационные правила рассматри ваются параллельно с и зучением фон етики, морфологии,

морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с разли чными принципами русского правописания

Главная задача обучения в 1 - м к лассе в данных УМК по обучению грамоте и лит. чт ению является формирование

мотива и начальных умений и н авыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на

конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различи ях прозы и

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребенка и тот образ

мира, который определяется его природно – предметной средой. Деятельностный п одход к процессу обучения

обеспечивается формированием у шк ольников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром,

осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формировани ем уни версальных

учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых

и ме тодических п ринципов информационно - образовательной среды для начальной школ ы. Данная программа построена на принципа х

воспитания гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельн ости, работы на результат, а также синтеза традиций и

человека – гражданина и патриота России. Работа по этим учебникам п озволят ребенку адаптироваться в школьном к оллективе, накопить

необходимые знания и умения для успешного обучения в школе; в п олном объ еме учитываются и ндивидуальные особенности детей. Все

образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учре ждениях.

присутствуют ссылки на интернет - сайты, таким образом, комплект подразумевае т создание условий использования к омпь ютера в школе.

поддержки его ин дивидуальности в условиях специ ально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли

обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организат ора учебной ситуации . На данный момент только Литературное чтение ( Чуракова

Министерством образования и н ауки Российской Федерации к использ овани ю в образовательном процессе в общеобразовательных

1. Первая отличитель ная черта связана с систе мой з аданий развивающего и творческого характера, к оличес твом задач повышенного уровня

диагностического показателя самореализации детей младшего школьного возраста в процессе творческой познавательной деятельности.

попробовать определить в дальнейшем обучени и профильное направление в освоении содержания образования предусмотрено в п рограм ме

формирования экологической культуры, здорового и безоп асного образа проведение психолого - педагогических к онсилиумов, решения

Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для 1-4 классов содержит поятнительную записку, Требования к предмету, Содержание, Календарно тематическое планирование, Список литературы.

ВложениеРазмер
Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс 139.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании Утверждаю

1-4 класс ( базовый уровень)

Никифорова Снежана Вадимовна

учитель начальных классов

с. Ушаковское 2011 год

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Требования к уровню усвоения предмета
  4. Учебно – тематический план
  5. Содержание тем учебного курса
  6. Контроль уровня обученности
  7. Календарно-тематический план
  8. Материально-техническое обеспечение
  9. Приложение к программе.

Место учебного предмета в учебном плане.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением

интеграции школьного образования в современную культуру. Программа

направлена на помощь ребенку при вхождении в современное

информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются

разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие

человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его

Приобщение современного человека к искусству, как вековому

культурному опыту человечества, основанному на преемственности

поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в

художественных образах, значимо для его эстетического и этического

воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства

использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.

Искусство является одной из форм познания окружающего мира.

Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет

и гармонизирует картину мира.

Целью изучения предмета :

Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и

опыта художественно-творческой деятельности:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры

современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение

нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие

нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной

России и других стран.4

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и

умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к

эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру;

навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:

изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли

в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах

художественно-творческой деятельности, разными художественными

материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с

- учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

-развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Особенности организации учебного предмета

В основе методики преподавания курса лежит проблемно – поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.

Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения комплексного характера, требующие применения знаний из различных разделов курса. Это стимулирует развитие познавательных способностей учащихся.

Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих

взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле

искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.

В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.

Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:

Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-

творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование

различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает

разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную,

языковую и деятельностную.

Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ.

Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в

художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием

начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе

– пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому,

постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень

яркий и важный для него жизненный опыт.

Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения

искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей

как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники,

общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений –

все это становится объектом внимания больших и маленьких художников,

шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем

Содержание учебного материала второго класса акцентирует

основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного

образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной

выразительности пластических искусств, художественных материалах и

техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и

осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором

классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения.

С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в

то же время выразительности и лаконичности художественного образа,

особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в

изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и

изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно

передают идею – воплощение замысла.

Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного

образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по

ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать

эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства

художественной выразительности изобразительных искусств – композиция,

ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют

выразительность и саму сущность художественного образа в любом

Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить

ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на

основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как 6 на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности

реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4

классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий

третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт

общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что

образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры –

они учат человека жить и побеждать неприятности.

Древние представления живут в сознании современного человека, в

произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство,

литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец).

Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства

прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки,

сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ

и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов

природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики,

скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Различные виды изображений: скульптурные, живописные и

графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и

фигуративные представляли знаковые и символические коды,

использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения

и передачи информации. С помощью изображения человек научился

останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к

таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к

символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными

образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии

символического языка человечества.

Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры:

оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни

и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику

традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и

злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу.

Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих

В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор

культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование

эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего

мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи

религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев;

способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание.

Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках

В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся

знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений иверований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.

Художественные образы мирового искусства предстают на примере

искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов

Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и

природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а

также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции.

Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур

учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски,

театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-

прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы

быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.).

Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических

образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на

протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир

художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве

любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как

в устной литературной, так и в художественно-творческой форме.

В данной программе продифференцирован материал по уровню его сложности: соответствующий стандарту ФГОС НОО показан обычным шрифтом, а материал повышенной сложности выделен курсивом.

Конкретезирование планируемых результатов освоения предмета обучающимися по окончанию каждого ласа, детализирование дидактических единиц.

Использование новых приоритетных для реализации задач ФГОС НОО технологий, методов, приемов.

Перераспределение времени, отведенного на изучение курса между разделами. Темами, по их значимости именно для данного класса.

Особенности контроля обучающихся в 1 классе является безотметочное обучение, но основные функции контроля: обучающие, развивающие, воспитывающие и контролирующие могут нести на себя следующий инструментарий контроля: портфолио, устное тестирование, рефлексия, что позволяет формировать навыки самооценки и самоконтроля.

1. Анализ программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы

2. Авторы программ по изобразительному искусству в разных образовательных системах (ОС)

3. Педагогическая концепция и педагогическая программа

Педагогическая
концепция
теоретическое
обоснование целей и задач образования по
отношению
к
обучающемуся,
предполагает
разработку: коммуникативной стратегии - типа
учебного общения, видов учебной деятельности что должен делать обучающийся, психологопедагогическое
обоснование
деятельности
включенных в педагогический процесс субъектов
(учитель, ученик).
Педагогическая
программа
целостный
и
построенный
в
логике
концепции
учебный
материал,
соответствующий
интересам
и
возрастным особенностям детей, конкретные
методы обучения в соответствии с концепцией. В
рамках одной концепции может быть написано
несколько программ, но не может быть несколько
концепций у одной программы.

Может ли быть у одной программы
несколько концепций?
Может ли быть в рамках одной
концепции несколько программ?

Авторы программы: В.С.Кузин, Е.В.Шорохов,
А.Н.Витковский, С.Е.Игнатова, П.Ю.Коваленко,
Э.И.Кубышкина, В.К.Лебедко, С.П.Ломов,
Н.М.Сокольникова.
Цель программы – обучение реалистическому рисунку,
освоение графической грамоты.
Задачи программы:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ
реалистического рисунка, формирование навыков рисования с
натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и
народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического
восприятия, художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к
искусству.
К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам
учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились
также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с
элементами дизайна [9].

6. Виды учебных занятий в программе В.С.Кузина

9. Основные принципы программы Б.М.Неменского

10. Концепции Б.П.Юсова

12. Программа Л.Г.Савенковой

1. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
каждым учеником (личностно ориентированное обучение). Педагог даёт право
выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты,
поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные
выводы и самооценки, создавая условия для реализации творческих
возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду,
обязательную для успешной деятельности.
2. Принцип продуктивности обучения. С образовательной точки зрения это
означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником
художественной культуры.
3. Принцип природосообразности. Обучения предполагает учёт возрастных,
психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и
индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.
Предполагает отбор содержания обучения соответствующего потребностям детей
данного возраста.
4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую
работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного
изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования
художественной культуры школьника.
5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле общения
учителя и ученика. Учитель использует диалог как образовательную ситуацию,
цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников
в направлении познания образовательных объектов и решения, связанных с
ними, проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационносопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником
созданного образовательного затруднения [5].

15. «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания

16. Комплексная программа Т.Я.Шпикаловой: Изобразительное искусство и Технология

17. Содержание программ Изобразительное искусство и Технология Т.Я.Шпикаловой

18. Задание для самостоятельной работы студентов

19. Литература

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.544 с.
2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы
живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и ДПИ. 1-8 кл.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд. Стереотип.М.:Дрофа, 2001.- 288с.
3. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней
общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
4. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику
для 1 класса общеобразовательных учреждений /Т.А.Копцева.- 2-е изд.- Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2012.- 136 с.
5. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Метод. рекомендации к учебнику для 3
класса общеобразоват. учреждений /Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век,
2014.- 176 с.
6. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для
учителей общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский.- М.: Просвещение,
2012.- 240 с.
7. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Книга
для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Прометей, 1999.- 219 с.
8. Полуянов, Ю.А.Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс.
(Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.:
Вита-Пресс, 2007.- 208 с.
9. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост.
В.С.Кузин, И.В.Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с.
10. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство:
Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы /
Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 168 с.

На сегодня для начальной школы создано несколько разных программ по ИЗО и технологии.

Так, технологию часто ведут в младших классах по программе Л. В. Занкова и "Школа 2100". Сравнивая две программы, можно обнаружить, что в обеих в 1 классе предусмотрены работа с пластилином, работа с природными материалами, поделки из бумаги, шитье, конструирование и моделирование. Правда, в программе Занкова предусмотрены также лепка из снега и плетение.

Подход к художественному труду в этих программах различается. В программе Занкова основной упор делается на узнавание как можно большего числа разных техник с одними и теми же материалами. Например, в 1 классе в работе с пластилином дети не только знакомятся с конструктивным способом лепки (создание фигур из заранее приготовленных частей), но и учатся "рисовать" жгутиками из пластилина, печатать узоры на пластилиновой основе, создавать аппликации из пластилина.

В программе "Школа 2100" дети более глубоко осваивают конструктивный способ лепки, создавая разные фигуры: цыпленка, лошадку, музыканта и пр. В обеих программах предусмотрены беседы с учениками и совместные наблюдения за свойствами материалов.

На мой взгляд, программа Занкова в большей степени направлена на развитие творческих способностей учащихся, поскольку с каждым материалом он получает возможность выполнять разные действия, получает навык использования разных техник. Это дает ребенку чувство внутренней раскрепощенности: он готов в любом материале видеть потенциал, понимает, что с любым предметом можно экспериментировать - и ребенка за это не осудят.

Что касается программы по ИЗО в 1 классе, программы "ПНШ" и "Школа России" тоже несколько по-разному подходят к процессу приобщению детей к искусству.

"Школа России" направлена на ознакомление учащихся с тремя видами художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной. Сначала дети учатся передавать свои зрительные, слуховые, эмоциональные впечатления в образах с помощью разных техник (рисование из "пятен", гуашью, карандашом, лепка из глины). Затем дети учатся украшать разные предметы и интерьер (раскрашивание рисунков, аппликации, поделки из бумаги и бросового материала). Потом дети знакомятся со строительством: рисуют дома, город, строят здания из бумаги, коробочек, пластилина. Наконец, завершающие уроки помогают обобщить полученные знания и навыки и понять, что три вида художественной деятельности тесно связаны между собой. Все это происходит обычно в игровой форме, с привлечением воображаемых геров-спутников обучения, без использования сложных искусствоведческих терминов, поэтому должно быть достаточно легко и с интересом воспринято учащимися. Как видим, в данной программе изобразительное искусство и художественный труд объединены, а потратить на него учебного времени учитель может от 30 до 60 часов в год (1-2 часа в неделю).

В программе "Перспективной школы России" также, несмотря на преобладание уроков ИЗО, есть занятия, которые относятся другими программами к художественному труду (технологии): лепка из глины и пластилина, создание аппликаций. Как и в программе "Школа России", труд и ИЗО здесь объединены, но для 1 класса предусмотрен только 1 час в неделю. На мой взгляд, программа более традиционная и менее разносторонняя, чем программа "Школа России". Почти все уроки здесь строятся по одной модели: дети с учителем обсуждают какой-то образ (например, матери), смотрят на картины с этим образом (например, изображения Богоматери), затем пытаются сами изобразить что-то подобное. В итоге в течение года они пробуют нарисовать очень много разных объектов: свой дом, свою семью, своих друзей, домашних животных, однако такой подход едва ли способствует творческому подходу к действительности, потому что дети не фантазируют, не экспериментируют, выполняют работу по образцу.

На мой взгляд, соединение ИЗО и труда в один предмет оправдано, хотя в таком случае, как можно заметить, "не у дел" оказываются шитье и вышивание. Кроме того, как правило, вдвое сокращается число занятий. Сравнив программы Занкова и "Школа 2100", я отдаю предпочтение первой как более увлекательной и направленной на развитие творческих способностей детей. Между программами "ПНШ" и "Школа России" я отдаю предпочтение второй по тому же критерию

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: