Анализ преподавания английского языка в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Особенности процесса обучения английскому языку со 2 класса средней школы.

Обучение иностранному языку с детей шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. Раньше уделялось недостаточно внимания к проблемам и особенностям изучения иностранного языка, начиная с дошкольного возраста или со 2 класса средней школы, более того, только в небольшом числе школ применялись такие системы обучения иностранному языку. В настоящее время обучение иностранному языку с дошкольного возраста или в начальной школе приобрело поистине массовый характер.

В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается навсегда. Но стоит чуть сузить сферу иноязычного общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются практически до нуля.

Результатами исследования овладения вторым языком в детстве и анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения у школьников начальной школы иностранным языкам. Еще в 1985 г. на международном семинаре ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материла, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Подчеркивалась также необходимость достижения развивающего эффекта курса иностранного языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств.

Проведенный Е.И. Негневицкой психолого-педагогический анализ учебного процесса при традиционном подходе к обучению школьников начальных классов английскому языку показал, что этот подход не удовлетворяет современным требованиям, то есть наличествует:

-глобальная подача языкового материала;

-отсутствие целенаправленного и управляемого формирования системы навыков и умений;

-неосознанность детьми коммуникативных функций языковых единиц;

-отсутствие условий для речемыслительной деятельности.

В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка со 2 класса средней школы? Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания и действуют по написанному им сценарию. Чрезмерное увлечение фронтальными формами работы при обучении детей английскому языку создает лишь иллюзию активности каждого ученика и вряд ли способствует его творческому развитию.

Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. На рис. 1 показано размещение учащихся во время работы с доской (при чтении или письме), а на рис. 2 проиллюстрировано расположение детей во время беседы с учителем или друг с другом (при полилоге, например, при обсуждении прочитанной на английском языке сказке и продумывании сценария ее постановки).


Итак, английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем что-то говориться, воспринимается на слух, читается и пишется. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст.

Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка. Ученик чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приемов проектной методики, которая строится на следующих принципах:

-получение каждым учеником или группой учащихся конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;

-самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости;

-обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы (примеры проектных заданий приведены в главе III данной работы).

Дети, особенно 2 класса должны изучать английский язык не только как средство общения, но и как элемент приобщения их к английской культуре. На мой взгляд, этот момент действительно важен, так как он способствует расширению общего кругозора детей, что сказывается в последующем на их общей успеваемости, например, по географии, эстетике, мировой художественной культуре, литературе и др. предметам. Для формирования страноведческой мотивации можно помочь ребятам установить переписку, обмен открытками, фотографиями, кассетами со сверстниками из Великобритании. Конечно, для первоклассников эта процедура будет достаточно сложна, хотя сам педагог может использовать как буфер обмена информацией. Ввести ребенка в мир культуры Великобритании, - важнейшая задача учителя, решая которую он будет способствовать формированию у детей общечеловеческого сознания. Поэтому обучение младших школьников английскому языку с самых первых шагов строится как диалог культур: русской и английской.

И самое главное, в процессе обучения английскому языку помнить: роль имитационного начала в процессе обучения чрезвычайно низка, дети овладевают материалом осознанно, а не на основе имитации, поэтому нужно организовать деятельность детей по овладению иностранным языком, чтобы они всегда видели смысл в том, что они делают.

Буквально, с первых уроков учитель должен использовать материал для аудиотренинга. При обучении детей говорению важно уяснить отличие монологической и диалогической форм речи, исходя из особенностей каждой из них. Обучение английскому языку в 2 классе осуществляется на устной основе, что позволяет сосредоточить внимание школьников на звуковой стороне нового для них языка, дает возможность быстро накапливать языковой и речевой материал, формировать умения осуществлять речевые действия с ним.

При изучении английского языка на начальном этапе осуществляется также процесс интеграции, заключающийся в том, что обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязанно: дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все виды деятельности, типичные для младшего школьника должны быть по возможности включены в общую канву урока английского языка, и чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего. Таким образом, процесс интеграции дает возможность учителю:

-расширять сферу применения английского языка за счет включения английской речи в другие виды деятельности (изобразительное искусство, трудовую, музыкальную и др.);

-делать иноязычные знания, навыки и умения более прицельными, ориентированными на конкретные области применения;

-развивать творческие способности детей.

При обучении иностранному языку осуществляется индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого положения в школе предусматривает:

-подбор индивидуальных заданий и зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений;

-постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого;

-обучение умению работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом.

^ Глава II. Проблемы изучения английского языка со 2 класса средней школы

В данной главе мною будет раскрыт ряд проблем, возникающих при изучении английского языка школьниками начальных классов и пути их преодоления.

Одной из частоотмечаемых трудностей при обучении первоклассников (Ш.А. Амонашвили, М.А. Ариян, А.А. Леонтьев и др.) называется отсутствие у ребенка действенных и актуальных моментов овладения английским языком, но данная проблема и пути ее преодоления уже были изложены мною в первой части курсовой работы, поэтому рассмотрим подробнее другие казусы.

Вторая трудность освоения неродного языка связана с владением учащимися родным языком. Если бы на уроке иностранного школьник смог бы временно забыть способы построения речи на родном языке, тогда бы он овладел способами речевой деятельности на иностранном языке опираясь на мышление, память, эмоции и т.д., и не перенося особенности родного языка на изучаемый иностранный. На уроках английского языка происходит следующее: ученик невольно переводит на русский язык смысловые единицы английского языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью английского языка, а на русском языке. Эта тенденция закрепляется и в результате распространенного метода обучения, при котором сами учителя довольно часто прибегают к родному языку для объяснения отдельных слов и значений предметов. Зачастую при попытках построить речевое высказывание на иностранном языке ученик использует речевые структуры родного языка. Основная проблема дошкольников и школьников начальных классов – неокончательная сформированность речевого механизма английского языка, поэтому речевой механизм русского языка часто подменяет или даже вытесняет его.

Для эффективного обучения английскому языку, на мой взгляд, следует использовать систему психолого-педагогических условий, обеспечивающих должный уровень обучения английскому языку:

-обеспечение процесса обучение на основе личностно-гуманного подхода;

-обеспечение успеха, то есть радости познания при освоении учащимися английского языка;

-применение стимулирующих оценок.

Личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы сделать ребенка соратником педагога в обучении и воспитании, настроить его на самостоятельное мышление и сохранить за ним право выбора. Такой подход противостоит императивным и авторитарным началам в обучении и воспитании. В процессе осуществления личностно-гуманного подхода ставится цель формирования личности и одновременно утверждается форма гуманного общения с развивающейся личностью. Исключительно важную роль играет при этом педагог: он должен не просто передавать знания, но, прежде всего, вносить в педагогический процесс дух чуткости и, дружелюбия, уважения, переживания, радости в в этой самой благоприятной для свободного проявления сил каждого школьника атмосфере осуществлять процесс обучения и воспитания.

С личностно-гуманным подходом связано условие обеспечения успеха, то есть радости познания при освоении учащимися английского языка. Речь не в том, чтобы школьник не испытывал затруднений в процессе работы, а в том, чтобы он, во-первых, владел умением самооценки, а, во-вторых, и это особенно важно – ощущал положительную оценку, даваемую его работе людьми, среди которых он учится и живет.

^ Глава III. Опытное обучение, проведенное в средней общеобразовательной школе № 16 Предгорного района Ставропольского края.

На уроках дети проходили аудирование: учитель на английском языке называл изображение (одна кошка, большая кошка, маленькая кошка, десять собак, собака). Дети в зависимости от правильности понимания находили картинку.

Дети также проходили тренировку памяти и внимания, когда изучали страницу учебника, закрывали его, а Л.В. Переседова просила рассказать на английском языке, чтобы было на картинке с таким значком.

В целом, им понравились уроки английского языка и новые пособия по английскому языку. Я полагаю, что при настоящем перманентном обновлении рынка книжной продукции еще более интересные пособия не заставят себя долго ждать.

Итак, в ходе проведенной мною работы удалось решить задачи, поставленные во введении:

Роль имитационного процесса на самом деле не так уж и велика, как на первый взгляд может показаться. Дети уже осознанно подходят к изучению английского языка, поэтому влияние имитации снижается;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок английского языка

Дата: 18.02.19.

Время: второй урок

Учитель: Макахова Татьяна Леонидовна

Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна

Анализ структуры урока:

Речевая зарядка

Развитие грамматических навыков

Развитие навыков устной речи

Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания. Заключение

Продолжительность этапов урока оправдана, переход от одного этапа к другому осуществляется в соответствии с логикой.

Анализ содержания урока:

Ведущей идеей урока было развитие воспитание уважительного отношения к изучаемому языку, друг к другу.Учебный материал урока расширял представления обучающихся об изученном.
Материал урока был рассчитан на разные стили мышления: абстрактно-последовательный (интеллектуальный), абстрактно-случайный (эмоциональный), конкретно-случайный (интуитивный), конкретно-последовательный (деятельностный).
В ходе урока было осуществлено адаптирование учебного материала к особенностям класса. Для отбора учебного материала учитель использовал Интернет (видео), материалы учебника.

Урок соответствовал учебной программе. Реализовывались все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока царила атмосфера сотрудничества.

На уроке были использованы ТСО, наглядный и раздаточный материал.
Прослеживалось чередование форм деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная. На уроке учащимся были предложены различные учебные действия. Актуализированы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение,речь,чувства.
Использование компьютера усилило мотивацию к обучению. Всё это помогло учащимся составить объёмное и яркое представление по данной теме.

На протяжении всего урока прослеживался принцип сотрудничества по схеме: ученик-ученик и ученик-учитель.
Изучение нового материала осуществлялось с использованием ИКТ.

Анализ итогов урока:

Были затронуты такие аспекты языка как: говорение (монологической речи – закрепление умения давать краткие ответы на вопросы), чтения – по транскрипции, письма – тренировка орфографического навыка; урок ориентирован на закрепление учащимися таких аспектов языка как произношение(букв и звуков английского алфавита), лексика.

Подводя итог, можно утверждать, что урок оказался эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным особенностям учащихся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между учителем и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению.

Учитель и класс: общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной, доброжелательной. Учитель хорошо знает свой класс, готов помочь учащимся, имеет хороший контакт с классом. Учитель как специалист хорошо эрудирован, он может доходчиво, наглядно излагать учебный материал; выбирать форму изложения, управлять познавательной деятельностью учащихся, создать хороший психологический и педагогический климат в классе.

На уроке был создан благоприятный психологический климат. Оценочные действия учитель производил в виде выражения согласия, одобрения, невербальной оценки при помощи жестов, мимики. Структура урока соответствовала дидактической задаче. Температурный режим, освещённость соответствовали нормам СанПиН, классная мебель соответствовала росту детей, наблюдалось частое чередование рода деятельности, была произведена динамическая пауза.

Анализ урока провела: _____________ /Я. В. Огиенко/

С анализом ознакомлена: _____________ /Т. Л. Макахова/ _________дата

Краткий конспект урока: Тема: Заяц и черепаха

Оборудование: аудиозапись сказки, картинки к сказкам, карточки с сочетаниями букв.

Тип урока: усвоения новых знаний.

1. Организационный момент: -Good morning, boys and girls (Good morning)

-I am glad to see you! (I am glad to see you , too); -How are you today? (I am fine, teacher)

2. Актуализация опорных знаний. Фонетическая разминка

Before reading let’s repeat rules of reading

Повторение правил чтения (буквосочетания): (презентация)

(Игра с карточками (sh,ch,ng,th,ph,ee,oo,or,oor,ur,ir,er,ar,ck))

- Do you like fairy tales? What is your favorite fairy tale?

(Ученики показывают картинки-иллюстрации к своим любимым сказкам)

3. Мотивация учебной деятельности.

(Ученики составляют из букв (H A R E T O R T O I S E ) слова hare и tortoise)

- All together! (Произносим)

Let’s describe our heroes

( на доске 2 новых слова fast и slow)

- Who was fast? Who was slow? ( Используем подстановочную таблицу)

The hare slow

The tortoise fast

Игра: - Let’s play! You are the 1 st group and you are the 2 nd group.

4. Постановка целей

5. Работа над новым материалом. -Now, we’ll be read the text at page 90. Please, listen and read (аудио запись). Ученики прослушивают запись сказки, затем по цепочке читают и переводят текст. Новые слова записывают слова.

Физминутка: -Let’s have a break

We’ll jump so high, high, high

We’ll touch the sky, sky, sky

6.Закрепление материала: а)-Now, let’s do ex 2 at page 91 (самостоятельно, проверка коллективно)

- Выучить новые слова (с.90-91)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.-Do you like the story about the hare and the tortoise? (Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке)

- We’ll finish or today. Goodbye! (Goodbye!)


Анализ урока провела: /Я. В. Огиенко/

С анализом ознакомлена: _____________ /Т. Л. Макахова/ _________дата

Урок английского языка

Дата: 25.02.19.

Время: второй урок

Учитель: Макахова Татьяна Леонидовна

Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна

Цель урока соответствовала месту урока в КТП и РП, программным требованиям, требованиям ГОС НОО. Цель урока прозвучала и была доведена до учащихся. Учитывались особенности и интересы учащихся.

Структура урока соответствовала типу урока, логична. Время было целесообразно распределено по этапам урока, но итог урока (домашнее задание и момент рефлексии) был подведён уже на перемене.

Содержание урока соответствовало индивидуальным особенностям учащихся, принципу обучения и уровню сложности материала (от простого к сложному)

Используемые методы и приёмы на уроке были обоснованы, достаточны, логичны, доступны. Упражнения адекватны поставленным целям. Использовались разные режимы работы. Все упражнения способствовали достижению цели. На уроке реализовывались основополагающие методические принципы. Оснащённость урока способствовала повышению уровня сформированности лексического навыка говорения и интереса в усвоении учебного материала.

Класс был активен. Большей частью работа происходила под руководством учителя, но это и оправданно, поскольку дети только третий год изучают язык. Доля самостоятельности в выполнении заданий невысокая. В речемыслительную деятельность вовлекались все, даже слабые дети. Но одна девочка в классе не говорит вслух вообще, даже на других предметах, поэтому при выставлении оценок за устную речь возникают проблемы.

На контроле было упражнение - представление себя при написании письма. По степени самостоятельности – контроль со стороны учителя. Оценки на уроке прозвучали и были аргументированы на уровне понимания для учеников 4 класса. Ошибки, влияющие на понимание содержания, исправлялись путем переспроса.

На уроке был благоприятный психологический климат, способствующий также достижению цели.

Речь учителя была корректна, выразительна. Речи учителя на уроке было больше, чем речи учащихся. Учитель обладает организаторскими способностями и смог организовать внимание ребят на достижение цели.

Результат соответствовал цели урока. Почти все дети участвовали в написании письма и представлялись, используя новые слова на уровне предложения.

Анализ урока провела: ____________ /Я. В. Огиенко/

С анализом ознакомлена: _____________ /Т. Л. Макахова/ _________дата

Тип урока: закрепление знаний

Ход урока:
1. Организационный момент: Good afternoon, children! How are you today?
Let’s begin. Listen to me and repeat after me all together. We’ll do it step by step.
2. Актуализация опорных знаний.

а) Фонетическая разминка: Let’s say the rhyme. Chuckles painted the toy box brown, Lulu helped and danced around, Larry laughed and clapped his hands,
Chuckles stopped and dropped his paints. (Дети повторяют стишок хором и индивидуально). Say it as quickly as you can
б)- Now look please at the board and tell me where can we see and hear this?
(картинки с сюжетами из сказок)
- What’s the theme of our lesson? – Fairy tales.

5. Закрепление материала. А)- Today we are going to remember the tales you read when you were little children.
Are they in the Present or in the Past Simple?
Ok. We are going to learn the rule about Past Simple, work with the book,
work in the workbook, do exercises orally, work in groups, work in pairs and
then you will try to make up your own fairy tale.
And now let’s revise some verbs which can help us. Look at the board,
please. Read please this verbs and put them in the right column.
[t] [d]. Liked. Washed. Worked. Danced. Watched. Played. Cleaned. closed
opened. Rained [id] skated wanted counted
б) Посмотрите на доску. Образуйте глаголы прошедшего времени.
Cook dinner Walk the dog Paint a picture Walk in the park
Talk to a friend Help about the house And now look at the screen please
(Включить видео – What did you do yesterday?)
5. Физминутка

в) Работа по учебнику Open your books at page 94, please
упр 1, стр 94. Look at the pictures and say what fairy tales they are from

(Ученики называют сказки)
1)Cinderella
2)Jack and the Beanstalk
3)The Ugly Duckling
4)Goldilocks and three bears
5)The town Mouse and the Country Mouse
г)Упр 2, стр 94
(Перед выполнением задания познакомить детей со следующими словами)
First – сначала
Then – потом
After that – после этого
(Ученики читают образец и выполняют задание)
Lulu’s dreams last night were so funny! First she was Cinderella and she danced
with the Prince. Then, she skated with the Ugly Duckling on the lake. After that,
she was a Goldilocks and she served porridge to the Three Bears.
д) Работа по учебнику
упр 3, стр 95
(Учитель читает и выполняет задание. Ученики читают образец и выполняют
упражнение самостоятельно, а затем проверяют все вместе.

7. Д/з(Учитель читает задание упр 4, стр 95 и дает необходимые рекомендации)
8. Подведение итогов урока
Now it’s time to make your own fairy tale
(Учащиеся дополняют фразы в карточках)
Once upon a time there was a little….. called……
He (She) was very poor because he (she) didn’t know…..
But he (she) went to the English lesson and learn how to……
And now he (she) is happy, because he (she) can……
Can you talk about things that happened in the past?

Урок английского языка

Дата: 27.02.19.

Время: второй урок

Учитель: Макахова Татьяна Леонидовна

Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна

Материал отобран в соответствии с современными требованиями. Языковой материал урока содержателен и познавателен, соответствует уровню развития знаний, умений и навыков учащихся 4 класса, их возрастным особенностям и интересам.

Содержание материала урока было личностно-ориентировано на данный класс: дети мотивированы на изучение английского языка, обладают способностью к устной речи, учитель на протяжении урока развивает эти способности. Каждая часть учебного материала была основана на умении применить полученные на предыдущих уроках знания с целью их прочного закрепления.

Подбор упражнений и последовательность их выполнения на уроке способствуют формированию навыков, развития умений в области устной и письменной речи. Выполнение упражнений отвечает поставленной цели урока, что методически оправдано.

Анализ урока провела: /Я. В. Огиенко/

С анализом ознакомлена: _____________ /Т. Л. Макахова/ _________дата

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: игрушки, аудиозапись упражнения,
Ход урока
1. Организационный момент начала урока. Приветствие.
2. Артикуляционно-фонетическая гимнастика.
Фонетические упражнения написаны на доске.
Учитель называет звук, акцентирует внимание на трудностях его произнесения, объясняет актикуляцию звука, дети повторяют за учителем отдельный звук, затем слова, содержащие этот звук, затем читают эти слова сами по очереди.
3. Проверка домашнего задания: Open your copy books and let me see your home work. ex. 3 p.79 (do orally);
4.Актуализация опорных знаний: Речевая разминка. Закрепление речевых единиц (РЕ) “Can you swim? –Yes, I can. –No, I can’t. ”
Проводится: в форме игры в мяч в режиме T - P1 (P2 …)
затем по цепочке: P1; P2; P3 …

6.Работа над новым материалом

а) Введение новой лексики по теме “My toys” (упр.1 с.80)
с использованием игрушек :



It’s a teddy bear. It’s a toy soldier. It’s a toy soldier.
What ‘s it?



It’s a doll. It is a ballerina. What ‘s it? It’s a hare.



It’s a shelf. What ‘s it? It’s a toy box

Включается запись упражнения. Дети слушают и повторяют хором и индивидуально.
Затем самостоятельно читают слова.
Учитель называет слова в произвольном порядке, дети показывают на соответствующие картинки в учебнике.
б) Ознакомление учащихся с предлогами in, on, under и их употреблением.
Учитель знакомит детей с предлогами, используя речевую конструкцию “Where’s the teddy bear?” и сам отвечает на вопрос, изменяя местонахождение предмета:
“It is in the box. It is on the box. It is under the box.”
Where’s the pen?
It is in the book. It is on the book. It is under the book.
Учитель просит детей назвать предметы, изображенные на картинке: table, shelf, toy box, bed.
Затем он читает образец, указывая на персонаж. Дети повторяют хором и индивидуально.
Учитель читает вопрос, а дети отвечают по остальным картинкам.
Учащиеся выполняют упражнение в парах.
6. Закрепление материала

а)Учитель предлагает детям поиграть в игру. Один учащийся прячет предмет школьного обихода, или принесённую с собой из дома игрушку и спрашивает своего соседа: Where’s the toy cat?
Сосед по парте должен ответить, где он находится, правильно употребляя предлог. It is on the book.
б). Развитие навыков аудирования (упр.3, с.81). Listen et watch.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Теоретический анализ проблемы обучения
иностранному языку в начальной школе

Выступление на педагогическом совете

Теоретический анализ проблемы обучения иностранному языку

в начальной школе

1. Различные подходы к обучению английскому языку с 1 - 2 класса

средней школы.

Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к иностранному языку, т.к. чем позже ребенок начинает изучать иностранный язык, тем сложнее проходит процесс обучения, хотя, нам кажется, что необходимо рассматривать этот аргумент в ракурсе индивидуальных способностей каждого ребенка.

Обучение иностранному языку с детей шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. Общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы и один из путей смещения данного уровня - сдвиг точки отсчета начала процесса обучения иностранному языку на 1-2 класс средней школы, которые традиционно считаются наиболее благоприятными периодами для овладения вторым языком.

В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается навсегда. Но стоит чуть сузить сферу иноязычного общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются практически до нуля.

Результатами исследования овладения вторым языком в детстве и анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения у школьников начальной школы иностранным языкам. Еще в 1985 г. на международном семинаре ЮНЕСКО- МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материла, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Подчеркивалась также необходимость достижения развивающего эффекта курса иностранного языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств.

Реализация этих требований предполагает адекватную психологопедагогическую организацию деятельности (точнее, взаимодействия) педагога и детей в процессе обучения.

В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка с 1-2 класса средней школы? Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во- вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания и действуют по написанному им сценарию.

Итак, английский язык усваивается учащимися как средство общения. Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем что-то говориться, воспринимается на слух, читается и пишется. Ученик четко представляет себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат - что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети видят результаты практического применения английского языка. К сожалению, ученики чаще всего не видят реальной возможности воспользоваться своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью проектных форм обучения, которые строится на следующих принципах:

получение каждым учеником или группой учащихся конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;

самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости;

обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы.

приобщать детей средствами учебных предметов начальной школы к культуре другого народа и осознанию своей культуры;

расширять сферу применения английского языка за счет включения английской речи в другие виды деятельности (изобразительное искусство, трудовую, музыкальную и др.);

делать иноязычные знания, навыки и умения более прицельными, ориентированными на конкретные области применения;

развивать творческие способности детей.

И, как было сказано выше, при обучении иностранному языку осуществляется индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого положения в школе предусматривает:

Подбор индивидуальных заданий и зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений;

Постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его опытом, желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой и т.п.;

Обучение умению работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом.

2. Проблемы начального этапа освоения английского языка с 1- 2 класса средней школы

В данной главе нами будет раскрыт ряд проблем, возникающих при изучении английского языка школьниками начальных классов и пути их преодоления.

Одной из часто отмечаемых трудностей при обучении первоклассников (Ш.А. Амонашвили, М.А. Ариян, А.А. Леонтьев и др.) называется отсутствие у ребенка действенных и актуальных моментов овладения английским языком, но данная проблема и пути ее преодоления уже были изложены в первой части работы, поэтому рассмотрим подробнее другие казусы.

Для эффективного обучения английскому языку, на наш взгляд, следует использовать систему психолого-педагогических условий, обеспечивающих должный уровень обучения английскому языку (предложены Ш.А. Амонашвили):

Обеспечение процесса обучение на основе личностно-гуманного подхода;

Обеспечение успеха, то есть радости познания при освоении учащимися английского языка;

- Применение стимулирующих оценок.

С личностно-гуманным подходом связано условие обеспечения успеха, то есть радости познания при освоении учащимися английского языка. Речь не в том, чтобы школьник не испытывал затруднений в процессе работы, а в том, чтобы он, во-первых, владел умением самооценки, а, во-вторых, и это особенно важно - ощущал положительную оценку, даваемую его работе людьми, среди которых он учится и живет.

Таким образом, боязнь получить плохую отметку за допущенные в речи ошибки сковывает речевую инициативу школьника и тем самым препятствует освоению им второго языка. Поэтому большинство уроков начального обучения английскому языку может проходить без выставления ученикам отметок, но с необходимыми в каждом конкретном случае оценками преподавателя и школьник будет воспринимать эти оценки в качестве необходимого ориентира в дальнейшей работе по овладению иностранным языком, что превратит эти замечания в своеобразные стимуляторы учебного процесса. Умаление значения отметок на уроках иностранного языка должно сопровождаться усилением роли стимулирующих оценок. Давая оценку работе ученика на уроке, учитель, прежде всего, отмечает положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на этом фоне высказывает свои замечания. Мы считаем, что необходимо так оценивать работу учеников, чтобы они соглашались с оценками и отметками учителя, то есть считали их справедливыми и правильными. В ряде случаев возможно привлечение самих школьников к оценке сформированных навыков.

Список использованной литературы.

Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками. // Иностранная литература в школе, 1999. - № 2.

Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - Питер, 2002г.

Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения. // Иностранный язык в школе, 1999. - № 4.

Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе. // Иностранный язык в школе, 2004. - № 6.

Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе. // Иностранный язык в школе, 2004.

Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. // Иностранная литература в школе, 2001. - № 1.

Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. // Иностранный язык в школе, 2006. - № 5.

Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом, 2001. - № 5.

Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностранная литература в школе, 1997. - № 6

Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., academia , 2002г.

Дети начинают изучать иностранные языки с первого класса общеобразовательной школы. С одной стороны, это отличная возможность приобрести до выпускного класса знания на уровне минимум B1, но с другой стороны, это добавляет вопросов учителям. Ведь не так просто подобрать правильную методику преподавания, которая принесет измеримый и заметный результат.

Давайте рассмотрим, какие же существуют популярные и эффективные методы обучения малышей.

Классическая методика

Классическая методика преподавания английского

Наиболее распространенный подход для всех уровней образования в странах СНГ.

Суть заключается в изучении за один-два занятия грамматического правила с объяснениями на русском и закреплением с помощью письменных и устных упражнений. Учитель активно работает с детьми, подбирает разные виды деятельности: письмо, чтение, пересказ. Однако, недостаток в том, что проверить степень успешности выученного материала из-за большого количества учеников не всегда получается точно.

Для комплексного оценивания часто применяют однообразные тесты, которые не дают наглядного результата. Только разноплановые контрольные работы в нескольких вариантах могут быть показательными. Зачастую на это у педагога нет времени.

В начальных классах данный подход реализуется в виде:

  • чтения специализированной адаптированной литературы,
  • выполнения письменных упражнений в Work book или Activity book,
  • прослушивания роликов, короткометражек, мультфильмов.
  • работа с картинками, карточками, иллюстрациями.

Для достижения максимального эффекта от уроков следует комбинировать этот подход с другими.

Коммуникативный метод

Коммуникативная методика преподавания школьникам

Коммуникативная методика – одно из наиболее перспективных направлений. Приобрела популярность в конце 20 века и до сих пор является самой действенной альтернативой привычному заучиванию правил.

Основная идея заключается в погружении малышей в языковую среду и традиционный быт страны. В начальной школе эта методика включает:

  • чтение и работу с детской художественной литературой в оригинале,
  • чтение книг-билингв или мультилингв,
  • просмотр мультфильмов в оригинале,
  • активная работа в парах и мини-группах,
  • проработка реальных жизненных ситуаций на иностранном языке,
  • большое количество разговорной практики.

Учителя ведут занятие на английском, как правило, в свободной форме. Например, урок полностью посвящен традициям и истории праздника День Благодарения, который отмечается в США 25 ноября. Тематика занятий может пересекаться с другими предметами – это распространенная практика для частных школ. Кроме этого, на уроках дети активно общаются друг с другом, рисуют, выполняют творческие задания и учатся взаимодействию между собой и с преподавателем.

Для успешной практики в рамках коммуникационной методики учитель должен опираться на такие ключевые аспекты:

  • работа с мотивацией детей с помощью вовлекающего контента,
  • использование актуальных тем или интеграция английского и других предметов,
  • формирование активного лексического запаса,
  • поддержание здоровой и дружелюбной атмосферы, способствующей взаимодействию и общению,
  • наделение учеников личной ответственностью за уровень владения речью,
  • снятие барьеров и страхов, связанных со свободным общением на английском.

При правильном распределении аудиторного времени дети хорошо усваивают грамматику, учатся свободно общаться, развивают социальные и творческие навыки, применяя и закрепляя все грамматические конструкции в ходе живой беседы.

Игровое обучение младших школьников

Игровое обучение младших школьников

Многие учителя, которые давно работают в младших классах, хорошо знакомы с психофизиологическими особенностями малышей и применяют только игровой метод. Игра практически никогда не пойдет не так, в отличии от всех остальных подход, где предполагается планирование урока.

Новый материал ученики лучше воспринимают, когда педагог придерживается такой схемы:

  • демонстрация и зрительная опора,
  • озвучивание и многократное повторение,
  • закрепление письмом,
  • практические действия, которые будут ассоциироваться с новой информацией.

Каждый пункт имеет свои особенности. Так, при демонстрации действует правило: иллюстрация в книге – это мало, поэтому можно использовать дополнительные картинки, видео, рисунки, плакаты, проектор, компьютер, или тематические предметы.

Озвучивание не должно превышать по длительности 60 секунд – после минуты ребенок начинает хуже воспринимать аудио или видео не на русском. Можно использовать не только технику, но и рассказывать стишки, потешки, скороговорки или петь песни.

Письмо отрабатывается на доске или в тетради, или на общем ватмане.

Для отработки практических действий преподаватели чаще всего прибегают к таким вариантам:

Допускается придумать свои игры – главное подобрать то, что найдет отклик в учениках. Не стоит расстраиваться, если вы тщательно готовились, но должного эффекта не случилось – в этом случае стоит разузнать, кто у них любимые герои из мультфильмов и использовать эту информацию для подготовки следующего занятия.

Советы учителям при использовании игрового подхода

  • Малыши устают гораздо быстрее, чем остальные, но и активности им нужно больше, поэтому не бойтесь играть в игры с мячом, игрушками, физическими элементами типа прыжков, приседаний, хлопков. Детям это точно понравится.
  • Не стоит перебарщивать с анимацией, яркостью, количеством персонажей и звуков на слайдах. Это утомляет. Стоит также помнить, что большое количество текста также снижает концентрацию.
  • Если вас не слушаются – не впадайте в отчаяние, лучше проведите опрос, что бы они хотели узнать и какие у них самые любимые игры.
  • Не бойтесь фантазировать. В некоторых зарубежных школах педагоги устраивают костюмированные вечеринки. Ведь главное, чтобы материал был усвоен.
  • Не ругайте ребят, если они не так выполняют задание или не понимают, не обсуждайте перед всем классом их ошибки и просчеты, не унижайте даже самых отстающих учеников. Педагог в начальной школе становится очень важным близким человеком, мнение которого чрезвычайно авторитетно.
  1. ролевые (пьесы, диалоги, жизненные ситуации),
  2. импровизационные (монолог, творческие проекты, общая беседа),
  3. соревновательные (кроссворды, лото, настольные игры),
  4. ритмо-музыкальные (танцы, игры с мячом),
  5. художественные (графический диктант, коллективная сказка, раскрашивание, лепка).

Комбинированное преподавание в начальных классах

Буквы английского алфавита

При таком обучении преподаватель комбинирует по собственному усмотрению любые виды деятельности на уроке. При смешанном подходе допускается всё:

  • создание проектов,
  • разучивание песенок,
  • использование литературы,
  • игры с конструктором,
  • разыгрывание пьес,
  • творческие занятия,
  • экскурсии и многое другое.

Безусловно, огромный плюс – в разнообразии. Но при такой насыщенной программе педагогу трудно следовать программе, которая все равно включает в себя обязательные контрольные точки, оценивание и ожидаемый в конце учебного года результат.

Особенности обучения детей в младшей школе

На преподавателя ложится большая ответственность – привить маленькому человеку желание познавать мир, справляться с трудностями и прилежно учиться.

Исходя из этого, глобальные цели на уроке – это не только изучение грамматики и пополнение словарного запаса. Ребенку важно донести важность знания языка и культурных особенностей других стран. Выбранная методика должна подчеркивать практическую значимость английского, поощрять мечты и цели малыша, пробуждать интерес к путешествиям и возможной будущей профессии. Таким образом, надо учить детей воспринимать информацию на уроке, как полезную и нужную для успешного будущего.

В качестве заключения

Можно подытожить, что методика преподавания детям в младшей школе должно опираться на такие принципы:

  • Учеба через общение и коммуникацию с людьми.
  • Максимально индивидуальный подход к учащимся, как в плане подачи материала, так и в оценивании.
  • Интересная, полезная, свежая и новая информация как основа для урока.
  • Воспитание сознательности и ответственности за свои результаты.
  • Интеграция иностранного с остальными предметами.

Применяя вышеперечисленные правила, вам удастся быть максимально успешным педагогом.

Читайте также: