Анализ по правовому воспитанию в школе

Обновлено: 06.07.2024

Современные педагоги и теоретики правильного воспитания считают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.

Цели правового воспитания

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются – формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

  • Формирование терминологического аппарата;
  • Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
  • Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе;
  • Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
  • Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Реализация программы правового воспитания

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?

  • В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании – для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция.
  • В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.
  • В содержательном: главная цель – разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.

Методы правового воспитания

  • Главный метод — беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
  • Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
  • Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
  • Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы – формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа – необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНИ БЮДЖЕТАН ЮКЪАРАДЕШАРАН УЧРЕЖДЕНИ

ШЕЛКОВСКИ МУНИЦИПАЛЬНИ К I ОШТАН НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН

366118, ЧР, Шелковской муниципальный район, с. Воскресеновское, ул. Школьная, 15,

работы по правовому воспитанию обучающихся

за 2020-2021 учебный год





2020-2021 учебный год

В последние годы резко обострилась криминогенная ситуация в стране, преступность среди несовершеннолетних растет, наркомания становится опухолью на теле общества, ранняя алкоголизация, увеличивается число детей и подростков с рискованным поведением, повышенной агрессивностью, безвольным характером. Дети риска в силу своих психофизических особенностей, запущенности чаще всего не справляются с учебной программой, конфликтуют с родителями, учителями, часто бросают занятия в школе.

В связи с этим целью школы является поддержание среди учащихся дисциплины, правопорядка в школе, направленных на обеспечение нормальных условий для учебного процесса.

В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Ø конкретизировать вопросы взаимодействия заместителя директора школы и классных руководителей в вопросах достижения единой цели;

Ø повысить ответственность должностных лиц за исполнение своих должностных обязанностей;

Ø повысить уровень индивидуально- воспитательной работы с обучающимися, склонными к нарушениям правопорядка;

Ø оказывать целенаправленную методическую помощь педагогам в вопросах правового воспитания, поддержания среди обучающихся дисциплины и правопорядка;

Ø усилить профилактическую работу с обучающимися и их родителями;

Ø проводить регулярно классные часы правовой тематики;

Ø контролировать процесс обучения и поведения каждого обучающегося в течение всего урока.

Работа по правовому воспитанию учащихся школы осуществляется в соответствии с планами школы.

Решение этих задач требовало работы по следующим направлениям:

§ внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью;

§ сотрудничество с психолого – педагогической службой (выявление причин отклонений и путей их коррекции);

§ правовое просвещение педагогов и обучающихся ;

§ профилактика правонарушений и вредных привычек;

§ наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков);

§ работа с родителями.

В работе по данным направлениям принимали участие все звенья и структуры субъектов профилактики.

Для более продуктивной правовой работы каждый учебный год обновляется банк данных социального паспорта школы и классов через совместную деятельность с классными руководителями. Данная информация помогает в создании благоприятной среды в школе.

За истекший 2020-2021 учебный год в школе обучалось 192 обучающихся.

Дети, обучающиеся на дому

Дети разведенных родителей

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в социально-опасном положении

Дети – инвалиды, обучающиеся в школе

Занятость детей во внеурочное время:

- занимаются в школьных кружках.

Количество детей, состоящих на учете в ПДН

Количество детей, состоящих на ВШУ

Дети с ограниченными возможностями (слабовидящие, слабослышащие и т.д.).

Дети, находящиеся на опеке и попечении

Дети, проживающие с одним родителем (один родитель умер)

Дети, погибших сотрудников ОМВД при исполнении служебного долга

Дети, погибших военнослужащих

Дети, проживающие с родителями инвалидами

Большую помощь по коррекции поведения обучающихся в школе в течение учебного года оказывал социальный педагог, педагог-психолог, которым проводилась коррекционная работа.

- прошла беседа с обучающимися старших классов. В своей беседе Альбина Руслановна коснулась ответственности за совершение таких преступлений, как кража, грабеж, вымогательство, причинение телесных повреждений. Подросткам было разъяснено, с каких лет наступает уголовная ответственность и какие наказания применяются за совершение преступлений. Инспектор по делам несовершеннолетних настоятельно рекомендовала соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах, местах массового отдыха, не забывать о соблюдении комендантского часа. Она напомнила школьникам о вреде употребления спиртных напитков и табака, а также объяснила, чем опасны эти пагубные привычки. Ребята с большим вниманием слушали инспектора и получили ответы на все интересующие их вопросы.

- проведено общешкольное родительское собрание, на котором рассматривались основные проблемы подросткового возраста и причины, их обуславливающие. На собрании присутствовал инспектор по ПДН Балаева А.Р., участковый Надаев Р., директор школы Чулаева Р.В., заместитель директора по ВР Даудова Л.Б. В своей беседе они коснулись ответственности за совершение проступков и преступлений. Родителям было разъяснено, с каких лет наступает административная и уголовная ответственность и какие наказания применяются. Подводя итог этому краткому экскурсу в подростковые проблемы присутствующие, подчеркнули, что для молодых людей главным является проработать тревогу, связанную с выходом в самостоятельность, и не наделать грубых жизненных ошибок, а для взрослых – терпение, силы “отпустить” ребенка и тактичное ограждение его от грубых ошибок.

В связи с социальной значимостью вопроса профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями в школе были организованы и проведены мероприятия по данной тематике.

С целью повторения общих рекомендаций по обеспечению личной безопасности при угрозе совершения террористического акта и разбора алгоритма безопасного поведения при возникновении конкретных угроз совершения террористического представителями МЧС проведено занятие по правилам поведения в случае совершения преступлений террористического характера . Ребята узнали, к акие правила безопасности следует соблюдать при обнаружении бесхозной вещи , к акие меры безопасности рекомендуется соблюдать в случае захвата в заложники, к акие меры безопасности рекоменд уется соблюдать при перестрелке.

С целью донести до обучающихся, что злонамеренный поступок или неудачная шалость может привести к отрицательным последствиям и формирования отношения к преступлению, как к самому страшному деянию

В ноябре проведено социально-психологическое тестирование обучающихся на раннее выявление употребления наркотиков. Благодаря хорошей подготовительной работе и поддержке классных руководителей приняли участие в тестировании все от 14 до 18 лет. Лиц, склонных к употреблению наркотиков, лиц, занимающихся распространением наркотиков, не выявлено.

Вывод:
Правовое воспитание, как отрасль процесса воспитания, успешно выполнило свою задачу по обеспечению нормальных условий обучения школьников. В ходе проводимой работы приходилось сталкиваться со следующими проблемами:

- поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей;

- недостаточное внимание, уделяемое при планировании воспитательной работы продуманному плану работы по коррекции личностей учащихся.

Определены цели и задачи на 2021-2022 учебный год:

Цель: формирование правосознания и правовой культуры школьников. Задачи:

Ø Создание системы профилактики безнадзорности, предупреждения правонарушений среди школьников;

Ø Создание системы правового просвещения школьников с учетом возрастных особенностей, вооружению их знаниями о правах, обязанностях, научить соблюдать законы;

Ø Создание системы работы по формированию здорового образа жизни;

Ø Создание условий, направленных на решение проблем, связанных с детством, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних;

Ø Объединение усилий заинтересованных служб в работе по профилактике правонарушений.


Ответственный за выполнение контроля: Құрманғалиева Ж.Қ, зам. директора по ВР.

Объем проделанной работы:

В соответствии с планом ВШК проводилась проверка эффективности работы классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Проверкой установлено:
1. Работа по правовому воспитанию и профилактике преступлений и безнадзорности среди учащихся носит в школе систематический характер.

Работа ведется по следующим направлениям:
а) составление базы данных о различных социальных категориях детей и их семей и планирование индивидуальной работы с ними;
б) контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися;
в) вовлечение учащихся в общественно значимую и внеурочную деятельность;
г) изучение Правил поведения учащихся, Устава школы, знакомство с законами РК;
д) профилактика дорожного травматизма;
е) профилактика наркомании, алкоголизма, курения, пропаганда здорового образа жизни.

Этим вопросам много внимания уделяется в воспитательной работе школы. Вопросы воспитания потребностей в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 11 классов. Согласно плану воспитательной деятельности, основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в октябре в ходе месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 11 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек. Профилактическая работа в школе проводится в следующих направлениях: создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления; распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств; формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Просветительская работа ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. А в ходе выполнения программы учащимся предоставляется достоверная информация о наркотиках и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Проведены следующие мероприятия:

Выводы и рекомендации:

Продолжить работу по правовому воспитанию школьников, по профилактике правонарушений учащихся.

Деятельность школы и классных руководителей по правовому воспитанию считать удовлетворительной.

Классным руководителям при организации и подготовке мероприятий привлекать учащихся из социально не защищенных семей.

Справка о деятельности классных руководителей по правовому воспитанию учащихся и профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Итоговая информация о работе классных руководителей по правовому воспитанию, профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних,о выполнении закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних". Проверка и анализ планов воспитательной работы, какие мероприятия проведены, в каких направлениях проводилась работа, рекомендации.Контроль работы классных руководителей по правовому воспитанию, профилактике безнадзорности и правонарушений.

СПРАВКА о деятельности кл. руководителей по профилактике безнадзорности и преступлений.docx

Читайте также: