Анализ пейзажа в 3 главе отцы и дети кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пейзаж в литературе

Майские дни

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

Новый взгляд на помещичий уклад

Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.

Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.

Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России. Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы — отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами. Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.

Покой и вдохновение

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий — молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Неисправимый романтик

Вернемся к Николаю Петровичу – герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.

Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.

Базаров

В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.

Базаров не слышит утреннее пение птиц, а серые ивы, печально наклонившиеся у пруда, не вызывают у него эмоций. Но все же он не окончательный циник. Как бы ни пытался Базаров убить в себе романтика, он видит и чувствует прекрасное.

Образ дороги

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

Сельское кладбище

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.

Мастерская

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником — гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживание, душевное состояние и души героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям.

Один из лучших пейзажистов в мировой литературе – Тургенев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются

безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса – первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо, зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах деревушки. Сколько русской души, воображения взято из этих Спасских лет!

Мы знакомы с Тургеневым – пейзажистом по “Запискам охотника”. Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе

“Отцы и дети”. Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение.

В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в третьей главе романе, что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили “отцы” и “дети”. Ответ на этот вопрос автор дает пейзажем: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописным…

Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крыши. Как нарочно, мужички встречались обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам”.

Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразований. “Но как их исполнить, как приступить. ” – думает он.

И это был действительно главный вопрос эпохи.

Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к родной стране. “Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы”.

Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит.

В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа. пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

“Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… Солнечные лучи, со своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималась бледно – голубое небо, чуть обрумяненное зарей. “Как хорошо, боже мой!” – подумал Николай Петрович”. Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что “можно сочувствовать природе”, наслаждаться ее неумирающей красотой.

Посредством этого пейзажа автор показывает свое несогласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, о которой трудится человек.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием “славного свежего” утра, росы, которая “блистала серебром на паутинках”, неба, с которого “сыпались песни жаворонков”, фигурой крестьянина, гнавшего “двух спутанных лошадей”.

В 25-й, 26-й главе рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высокого ясеня. Ясень выбран не случайно: “ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он”. История любви и женитьбы Аркадия – это история ясная, спокойная. “Слабый ветер”, “бледно-золотые пятна света”, “ровная тень” – характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей.

Пейзаж подчеркивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику и судьбе.

Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище “являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли”, “два – три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на “немой камень”, под которым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела.

С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает, мысль о том, что “страстное, грешное, бунтующее сердце” его героя билось во имя временных преходящих целей: “цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют… о вечном примирении и о жизни бесконечной”.

В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина “белой зимы с жесткою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом” в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроения Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения.

Картины природы в “Отцах и детях” занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева (“Рудин”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа.

В пейзаже – в заключительном аккорде книги – Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, “изумительно просто и о-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тургенев”. Проза его звучит как музыка.

Пейзаж в романе Тургенева играет не просто роль фона, но и имеет множество других функций: он играет важную роль для понимания конфликта, расширяет художественное пространство романа, помогает лучше понять характеры героев и авторскую позицию.

Таким образом, пейзаж в романе Тургенева играет ключевую роль, раскрывая идею произведения и характеры героев, помогая автору опосредованно выразить свою позицию.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне ( 3 из 3 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 3 из 3 ).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют ( 2 из 2 ).

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов ( 3 из 3 ).

5. Соблюдение речевых норм

Допущены две-три речевые ошибки ( 2 из 3 ).

Дополнительно:

Таким образом, 13 из 14.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Глумова Наталья Александровна

Многие исследователи отмечали, что тургеневский пейзаж занимает важное место в понимании произведения, помогает читателю понять чувства и переживания героев произведений. Также отмечается, что картины природы символичны, часто связаны с вечными темами и мотивами, с мыслями о жизни и смерти.

  1. Выбор темы, определение цели, задач, выдвижение гипотезы.
  2. Изучение литераторы, определение теоретических основ.
  3. Анализ текстов, выводы.
  4. Оформление работы.

1 .Роль пейзажа в русской литературе.

Пейзаж (фр. le paysage от le pays – страна, местность) – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора.

Впервые это понятие зародилось в живописи, где утвердился как самостоятельный художественный жанр в ХVII веке. А вот в литературе стал использоваться позднее. В фольклоре и древней литературе силы природы олицетворялись, такие описания природы получили название внепейзажные образы природы. Пейзажа как объективно-реального изображения природы до XVIII века в литературе не было. Он возникает только в тот момент, когда описание природы воссоздает внутренний мир человека.

Пейзаж в словесном искусстве играет важную роль. Это зеркало потаённых желаний, чувств, мыслей автора, персонажей произведения, состояния их души, которое даётся в эмоциональном изображении через картины природы. Пейзаж играет важную композиционную роль, но в то же время не всегда перекликается с внутренними душевными движениями. Часто он служит внешним фоном, который отбрасывает отсвет на жизнь персонажей.

Можно выделить несколько функций пейзажа в литературном произведении:

  1. Пейзаж создаёт атмосферу соответствующую эпизоду, подготавливает читателя к будущим событиям.
  2. Помогает читателю понять героя, его внутренний мир. Позволяет нам понять, что за человек пред нами, чего от него ждать в дальнейшем.
  3. Пейзаж передаёт душевное состояние героя. То, что он видит или не видит, говорит о его внутреннем состоянии, о его переживаниях и волнениях.

Таким образом, пейзаж – это тот инструмент, который создаёт вторую реальность, обнажая все движения души и сердца, передаёт идеи и мысли писателя.

Глава. 2. Новаторство И.С. Тургенева в использовании пейзажей.

Разнообразие пейзажных зарисовок имеет своё самостоятельное значение, они подчинены ключевой идеи произведения. Тургенев показывает, как природа воздействует на человека.

Характерная черта тургеневского пейзажа – это способность отображать душевный настрой и переживания персонажей.

Природа у писателя источник наслаждения и непостижимая сила, перед которой человек бессилен.

Следует отметить, что пейзаж играет большую роль в целостной структуре произведений. И.С.Тургенев определил свои методы создания пейзажа .

Далее В.А.Никольский отмечает, что у Тургенева природе противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования.

Для И.С.Тургенева пейзаж не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Природа в произведениях Тургенева разнообразна: проста, открыта в своей естественности, бесконечно сложна в проявлении стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса, реки, душевные переживая героев или мысли самого писателя о мироустройстве.

3 глава. Эпоха 60-годов XIX века, отображённая в романе

И. С. Тургенев жил в эпоху интенсивного, ускоренного развития России. Писателю довелось быть свидетелем кризиса дворянской революционности 20-30-х годов, он видел борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и 70-х годов, борьбу, приносившую всякий раз не радость побед, а горечь поражений.

Иван Сергеевич Тургенев в своём творчестве не мог обойти стороной самый животрепещущий вопрос общественной жизни: отмена крепостного права. Писатель был противником всяких радикальных преобразований, поэтому как либерал возлагал на реформу большие надежды.

Произведение написано на стыке двух эпох, и в нем показаны основные идеи и противоречия разночинцев-демократов и дворян. Борьба общественных сил в эпоху 60 годов,- вот что нашло отражение в образах романа, составила его исторический фон и сущность его основного конфликта. Тургенев увидел зарождающееся в России новое общественное движение и в романе отразил эту острую, непримиримую борьбу между двумя враждующими общественными лагерями-либералами и революционными демократами.

Таким образом, с умеренными общественно-политическими убеждениями Тургенева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения.

4 глава. Анализ картин природы в романе И.С.Тургенева

На мой взгляд, данный пейзаж яркий пример противоречий в мировоззрении писателя. Тургенев был страстным врагом крепостного права, защитником просвещения и прогресса, он понимал бесперспективность социальных преобразований с помощью реформ. Однако насильственные преобразования также отвергались писателем. Следует отметить, что И.С.Тургенев с присущим ему патриотизмом стремился найти путь к свободе, справедливости, гуманности.

Возникает надежда на то, что новые, молодые силы способны на радикальные преобразования, именно им принадлежит будущее России.

Так автор произведения верит, что после метелей и бурь будет светить яркое весеннее солнце.

Но данный пейзаж выполняет и ещё одну функцию: он дан читателю в восприятии Аркадия, что подчёркивает мягкость, впечатлительность его натуры с одной стороны, с другой – поверхность нигилистических взглядов. Стоит отметить тонкий психологизм этого пейзажа, так как он становится средством характеристики героя. Читатель подмечает противоречивость в герое, тем самым писатель подчёркивает цельность другого нигилиста – Евгения Базарова.

Далее И.С. Тургенев продолжает подчёркивать борьбу нигилистических взглядов с романтической натурой Аркадия: вот герой восхищается воздухом, чудным небом, пёстрыми полями. Но случайно брошенный взгляд на Базарова, заставляет Аркадия замолчать. Читателю открывается истинное положение дел.

Таким образом, данный пейзаж выполняет несколько функций:

Этот пейзаж не только характеризует героя (Николая Петровича), но и одновременно раскрывает взгляды самого автора произведения.

Таким образом, мы можем отметить следующие функции данных пейзажей:

  • Создают фон;
  • Характеризует героев, показывает изменения в их восприятии мира;
  • Подготавливает читателей к дальнейшим событиям.

Здесь для нас очень интересен разговор героев, сама тематика его. Базаров и Аркадий разговаривают о природе. Знаменательно, что талисманом героя была осина — дерево, на котором повесился Иуда, предавший Христа. Так в повествование вводится мотив Иуды. Этот мотив намечается в отношениях к Базарову Аркадия, который разрывает с ним в финале романа. Однако здесь данный мотив лишь намечен.

Отрицая вечные законы природы (стремление человека к счастью, потребность в любви), герой отрицает саму Вселенную. Всеобъемлющее отрицание Базарова во многом было обусловлено философскими взглядами Тургенева, который как будто хотел показать нам обреченность человеческой гордыни, бесплодность попыток человека возвыситься над природой, пренебречь ею.

Смерть Базарова в финале напоминает нам самоубийство, создается ощущение, что герой искал ее. Иуда в библейской притче перед смертью раскаялся в содеянном. Раскаялся ли Базаров в своей гордыне? Поняв неизбежность смерти, он становится простым и человечным, утешает родителей, трогательно прощается с любимой женщиной.

Последний пейзаж - это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

Проанализировав пейзажи в романе И.С.Тургенева, я могу отметить, что отношение к природе у писателя двойственно и противоречиво. Поклоняясь природе и боготворя ее, Тургенев вместе с тем считал, что в природе заключено стихийное, враждебное по отношению к человеку, который в произведениях Тургенева ничтожен перед лицом вечности, изначально обречен.

  • создаёт атмосферу соответствующую эпизоду, подготавливает читателя к будущим событиям.
  • помогает читателю понять героя, его внутренний мир;
  • пейзаж передаёт душевное состояние героя;
  • создаёт фон для сюжета произведения.

Роман “Отцы и дети” нельзя понимать как произведение о смене общественной идеологии поколений, как конфликт аристократов и разночинцев. Он не исчерпывается одной лишь социальной сферой, роман имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии - значит понимать его “по-базаровски”.

Читайте также: