Анализ обобщенного педагогического опыта воспитателей доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Осипова Татьяна Ивановна
Основная проблема сегодняшнего дня-воспитание всесторонней личности ребенка.Данный опыт работы "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста основе использования технологии ТРИЗ" акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний по речевому развитию, но и на обучающий, воспитательный и познавательный аспекты в работе с воспитанниками и родителями.

Автор: Осипова Татьяна Ивановна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Обобщенный опыт работы воспитателя

Осиповой Татьяны Ивановны

«Развитие речи ,р ечевого общения

и воображения детей

старшего дошкольного возраста

Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологий ТРИЗ.

Развивать и улучшать качества речи,

Формировать положительные эмоции от творческой и игровой деятельности.

Научить детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

Практическая значимость: опыт работы совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии ТРИЗ в познавательно-речевой деятельности.

Новизна представленного опыта заключается в том, что реализация задач по речевому развитию возможна через подбор содержания речевого и учебно-познавательного материала на основе ТРИЗ технологий.

Этапы реализации опыта:

Реализация опыта работы включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1 этап - подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2019 года)

изучение психолого-педагогической методической литературы;

проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей;

разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Автор: руководитель РМО, воспитатель

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат. Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования.

Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Опыт - итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.

Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.

Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе.

Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:

Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.

Для саморазвития и самоутверждения.

Для личного успеха в профессиональном конкурсе.

Для успешной сдачи квалификационной аттестации.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:

1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

обобщение опыта воспитателя

Каждый из воспитателей детского сада работает индивидуально, при этом соответствуя основным требованиям педагогической науки в применении к функционированию ДОУ. При этом он нарабатывает замечательный опыт, которым необходимо делиться с другими сотрудниками детских дошкольных учреждений. Для этих целей служит обобщение опыта воспитателя, позволяющее внедрить ценный опыт и сделать его достоянием всех заинтересованных специалистов.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитателя ДОУ, его анализ и введение в методическую практику должно стать нормой для каждого детского учебного заведения. В этой работе имеет огромное значение деятельность старшего воспитателя. Именно на нем лежит основная нагрузка, ведь выявить перспективные инновации в ежедневной воспитательной рутине достаточно сложно. Методист не просто находит перспективные направления в воспитании и обучении дошкольников, но и проводит всесторонний анализ, оценку, а также возможность распространения и использования в повседневной практике ДОУ. При этом обобщение наработок самого старшего воспитателя поможет оценить не только найденные им инновации, но и то, насколько эффективно они внедряются в повседневную жизнь детского дошкольного учреждения.

Основные задачи получения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта

Сбор, обобщение и применение знаний и умений воспитателей преследует следующие задачи:

  • Накопление большого количества важного, нужного и перспективного материала, который можно применить в своих целях.
  • Уточнение и обработка поступивших фактов.
  • Выявление связей между педагогическими методиками и способами.
  • Рост качества образовательной и воспитательной работы.
  • Повышение профессионального уровня воспитателя.
  • Формирование творческого направления деятельности педагога.

Считается, что те воспитатели, которые много внимания уделяют обобщению проделанной работы, превращаются в наиболее креативных педагогов с высоким профессиональным уровнем.

Обобщать свои умения могут как воспитатели всех уровней, так и старший воспитатель (методист), заведующий ДОУ, преподаватели музыки и физической культуры, плавания, дефектологи, логопеды, психологи. Эту работу можно проделать и вдвоем, например, объединить опыт работы двух или нескольких преподавателей, работающих с одной возрастной группой воспитанников. Также можно обобщить работу сотрудника ДОУ с семьей воспитанника, с другими специалистами, например, с логопедом или психологом. Обобщать можно и накопленные данные по работе целого детского сада. Выбираются наиболее актуальные темы, например, по организации проектной деятельности у дошкольников с целью развития творческой личности и скрытых талантов.

Что необходимо для проведения обобщения опыта воспитателя детского сада

Обобщать можно опыт, полученный следующими путями:

  • Воспитатель находит и применяет в своей деятельности собственные разработки. Это творческий процесс, который при удаче обеспечивает высокий результат и значительную отдачу. Новшества в работе позволят развивать практическое применение педагогической работы и продвигать ее на более высокий уровень. Новаторы в дошкольном воспитании – это те люди, которые двигают прогресс в духе времени и постоянно изменяющейся ситуации.
  • Высокие и полезные результаты можно получить и при обработке и использовании наработок других педагогов, если он представляет интерес для применения в конкретном детском учебном заведении. Эти сведения в обобщенном, концентрированном состоянии могут стать источником важных знаний для начинающих воспитателей и тех педагогов, которые еще не накопили собственного достаточного опыта работы.

Концентрировать и анализировать знания и умения необходимо не только для дальнейшего применения в работе с детьми. Потребуется обобщение опыта работы воспитателя ДОУ и для аттестации, особенно на высшую категорию, где от сотрудника детского сада требуются значительные достижения, применение творческого подхода и умение внести новое в процесс воспитания и обучения дошкольников.

Что нужно сделать для выполнения задачи

обобщение знаний воспитателя

Для обобщения знаний требуется подходить к процессу комплексно и поэтапно. Начинать необходимо с изучения наработок других представителей педагогического состава и анализа их достижений. В этот процесс входят следующие этапы:

  • Обнаружить и выделить главные элементы, на которые стоит обратить внимание, поскольку они являются наиболее перспективными для внедрения в воспитательный процесс.
  • Выявить методы и приемы, которые используются в исследуемом материале.
  • Определить новаторство в применяемой методике, исключить бесцельную зрелищность и эффектность, не имеющую практического значения и не являющуюся качественно новой, перспективной разработкой.
  • Выявить соответствие метода принципам науки – психологии и педагогики.
  • Выяснить, отвечает ли методика возрастной группе воспитанников и их уровню развития.
  • Определить, насколько используемый метод усваивается детьми, не несет ли он чрезмерной нагрузки на психику, не сказывается ли негативно на состоянии малышей.
  • Понять, насколько эффективно влияет используемый способ на творческие, познавательные и практические способности воспитанников.
  • Определить систему, по которой работает воспитатель.

Существует несколько различных форм обобщения опыта. Например, одним из самых простых методов является открытый показ, демонстрация своей работы типа открытого урока в школе. Так воспитатель может продемонстрировать принцип взаимодействия с детьми, который стал для него устойчивой нормой и который приносит ощутимый результат, способствует прогрессу в развитии воспитанников.

Следующим вариантом является презентация обобщения опыта воспитателя, выступление на консультации или семинаре. Самым сложным типом является письменный доклад на педагогическом совете.

Но для любого воспитателя трудной формой является описание обобщения. Оно требует комплексного подхода к глубокой проработке темы, связного и последовательного ее изложения, так, чтобы этими знаниями и достижениями смогли воспользоваться другие воспитатели.

Для того, чтобы получить хороший результат, при описании обобщения собственного опыта необходимо учитывать следующие часто встречающиеся ошибки и недочеты:

  • Использование широко известного опыта, который уже описан в методической литературе и часто применяется в практике работников образовательной системы. Это важно для педагогической науки, но не является новшеством и не приносит ощутимых и полезных изменений. В конкретном ДОУ это может стать полезным, но для этого обобщение нужно проводить в иных, более передовых и полезных формах.
  • Применение не собственного опыта или же данных, полученных от других преподавателей и воспитателей при личном ознакомлении, а сведений из литературных источников. Такой материал не относится к области обобщения собственного опыта или умений, достижений активных работников ДОУ, а является компиляцией из известных источников. Он может использоваться для общего развития, но не относится к обобщению опыта.
  • Поверхностное исполнение без углубленного анализа.
  • Не определены ключевые моменты методики и требующаяся последовательность действий воспитателя в работе.

С учетом перечисленных ошибок каждый воспитатель может успешно провести обобщение опыта и представить его в наилучшей форме.

Автор: Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель, соавторы: Змановская Роза Джумаевна, учитель -логопед Джилбаева Айна Галимовна, учитель - логопед МБДОУ "ДС"Золотой ключик" ЯНАО пуровский район г. Тарко -Сале

Автор: Антипина Наталья Викторовна, воспитатель МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 146 города Тюмени

Автор: Привалова Светлана Константиновна, воспитатель филиала Червишевского детского сада "Сибирячок" в селе Онохино "Солнышко"

Автор: Леонтьева Оксана Геннадьевна, старший воспитатель МАОУ Переваловская средняя общеобразовательная школа

Авторы: Болковенко Ольга Антоновна,учитель- логопед, Абдуллаева Эльнара Талятовна, учитель-логопед МАДОУ "Синеглазка" город Ноябрьск, ЯНАО

Авторы:Артемьева Светлана Ивановна, Иванова Екатерина Ильинична, воспитатели МБДОУ "ДС "Золотой ключик" г.Тарко-Сале Пуровского района

Авторы: Гайфуллина Светлана Михайловна, старший воспитатель, Шепиева Наида Алевдиновна, воспитатель МАДОУ "ДС "Ручеёк" ЯНАО, город Новый Уренгой

Автор: Новикова Надежда Викторовна, воспитатель МАОУ Переваловская СОШ структурное подразделение “Золотая рыбка”

Авторы: Сафарова Бопожан Кусаимовна, Сафронова Наталья Валерьевна воспитатели МАДОУ д/с № 186 города Тюмени

Автор: Иванова Екатерина Ильинична, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик", г. Тарко-Сале



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Читайте также: