Анализ национального образования в школе

Обновлено: 22.04.2024

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА 376 тыс. новых мест создано в общеобразовательных организациях в регионах; в 10 тыс. общеобразовательных организаций , расположенных в сельской местности и поселках городского типа, обновлена МТБ для центров коллективного пользования технологического и гуманитарного образования ; - 100 % обучающихся охвачено обновленными программами, позволяющими сформировать ключевые цифровые навыки, навыки в области финансовых, общекультурных, гибких компетенций, отвечающие вызовам современности. Обновление материально-технической базы Строительство новых школ К 2025 году обеспечение обучения в одну смену Предмет "Технология": уроки по нему будут проходить в том числе в детских технопарках качество образования Вхождение в ТОП-10 международного исследования PISA

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 40 % обучающихся общеобразовательных организаций, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками ; * 100 % образовательных организаций обеспеченны доступом к сети Интернет с высокой скоростью (выше 10 Мбит/с ) Цифровые возможности для учителей и учащихся, использование передового ПО и технологий VR/AR Облачная бухгалтерия и электронная отчетность Высокоскоростной Интернет* ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА Электронные журналы и дневники Российская электронная школа Электронное портфолио ученика и специалиста Он- лайн образовательные модули

УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО Национальная система профессионального роста педагогических работников во всех регионах появятся центры непрерывного развития и аккредитационные центры профессионального мастерства для работников системы образования. не менее 50 % педагогов повысят квалификацию; - адаптивное обучение. Поддержка молодых учителей в первые три года работы Появление новых должностей: учитель-мастер, учитель-наставник Добровольная независимая оценка профессиональной квалификации Единая система аттестации директоров и педагогов-психологов

Планы Правительства 1.Новые мероприятия для Школ Правительство запланировало 1. Провести диагностику образовательных дефицитов и устранить их 2. Организовать методическую помощь педагогам, чтобы ликвидировать отставание и повысить И К Т-компетенции 3. Разработать и внедрить цифровую образовательную среду в школах

Новые ФГОС Возобновление работы с ФГОС НОО и ООО по поручению президента Как подготовиться к новым стандартам 1. Изучить новые требования проектов стандартов 2. Сопоставить содержание программ и учебников, которые используют педагоги, с новыми требованиями 3. Определиться, какие изменения надо внести в рабочие программы 4. Принять решение по необязательным модулям 5. Разработать виды заданий и формы контроля для модулей

Три темы для педсоветов от Минпроса 1. Ключевые направления деятельности , чтобы войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования 2. Модернизация воспитательной деятельности школ. Внедрение примерной программы воспитания в школах России 3. Актуальные направления цифровой трансформации образования : перспективы и новые возможности развития традиционного образования

Результаты тестирования по международной модели PISA

Основным принципом проекта является принцип сотрудничества, который предполагает, что профилактика рисков низких результатов возможна только при активном участии всех групп образовательных отношений: представителей органов исполнительной власти, координаторов проекта, учителей и администрации школ ы , представителей методических служб , а также родителей или законных представителей обучающихся.

РИСКОВЫЙ ПРОФИЛЬ ШКОЛЫ: Из 10 позиций выбраны: Низкий уровень оснащения школы Дефицит педагогических кадров Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

Перспективы на 2020 – 2021 учебный год

Стратегические Задачи школы на 2020-2021 уч.год : Участие в Рейтинге образовательных организаций Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие учителей, повышение квалификации, участие их в инновационной деятельности школы, района и Республики. Повышение качества образовательного процесса через применение информационно-коммуникационных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности; обеспечение усвоения учащимися обязательного минимума содержания ООО. Увеличение доли обучающихся, охваченных дополнительными и образовательными услугами от общего количества обучающихся школы. Создание условий для выявления и поддержки высокомотивированных и одаренных детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Осуществление работы по подготовке учащихся для участия в этапах ВсОШ . Создание условий для реализации ФГОС СОО . Увеличение степени соответствия образовательной организации современным условиям обучения .

Формирование национального самосознания,
повышение национальной культуры учащихся

Школа всегда была и есть хранительницей национальных традиций. Именно в школе воспитывается человек, здесь формируются знания, убеждения, мораль.

В современных условиях социокультурного развития национальному образованию принадлежит ведущая роль в сохранении и формировании у подрастающего поколения национального самосознания. Обновление и развитие национального образования в нашей школе тесно связаны с ведущими концепциями, опираясь на которые целенаправленно строится педагогический процесс, осмысленно осуществляется подход к отбору содержания образования, к выбору дидактических средств и методов обучения, к организации учебной деятельности.

Решение основных задач идет по следующим:

- создание условий для реального осуществления обучения и воспитания на родном языке детей татар и других национальностей;

- выявление и развитие способных и талантливых учащихся;

- отслеживание результатов преподавания татарского языка;

- улучшение качественного состава преподавателей татарского языка и литературы и учителей предметников, ведущих обучение на татарском языке;

- повышение их квалификации, самообразование;

- создание системы непрерывного национального образования – школа - ВУЗ.


Национальное образование и воспитание в нашей школе

В школе ведется систематическая работа по совершенствованию этнокультурного воспитания школьников.

Формирование этнокультуры учащихся, приобщение их к культурным, образовательным, языковым традициям народов Республики Татарстан дает положительную динамику развития контингента классов с татарским языком обучения и отражает целенаправленный, программный характер управления развитием национального образования в школе.

С целью обновления содержания преподавания татарского языка и литературы, в этом учебном году в 5-х классах включили технологию концентрированного подхода в изучении татарского и иностранного языков, в 9-11 классах ведется расширенное изучение татарской филологии.

Традиционными стали победы учащихся на районных и городских олимпиадах и научно–практических конференциях. В этом учебном году команда среди татарских школ в районе заняла 2 место. 4 ученика нашей школы - призеры районной олимпиады - принимали участие в городском туре. На районной научно–практической конференции по татарской литературе ученица 10А класса Закирова Айназ, заняла 2 место.

Воспитание высококультурного, интеллигентного человека, знающего родной язык, историю и обычаи своего народа – одна из основных задач.

Для улучшения качества работы по развитию национального образования ставятся следующие задачи:

· внедрение инноваций в национальное образование (в содержание, структуру, формы и методы);

· интегрирование содержания языкового образования (татарско–русского, татарско–русско–английского);

· диагностирование взаимосвязи качеств языковых знаний и коммуникативных умений учащихся с коммуникативно–развивающими и информационными технологиями.

В статье исследуется потенциал российской образовательной системы по сохранению языков и культур. Проводится анализ возможностей образовательной системы в период с 1990 по 2007 г. и в период реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Выявлены положительные и отрицательные факторы, влияющие на состояние образования на родном языке на разных этапах развития российской образовательной системы. Анализ показывает, что дальнейшее развитие национального образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов возможно на базе поликультурной [полилингвальной] модели образования. Приводится перечень необходимых для реализации данной модели мер, включающий внесение изменений и дополнений в действующие законы, Федеральные государственные образовательные стандарты, создание общефедеральных структур, обеспечивающих бесплатное доступное образование на родном языке.


1. Воробьёв Ю.Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.

2. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. — 1998. — № 7.

9. Зубарева С.Л. Развитие образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе (1990-е гг. - начало XXI века). – Сургут : Изд-во СГПИ, 2003. — С. 32-34.

10. Пичкуренко Л.Ю. Развитие педагогической мысли в России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования : дис. . канд. пед. наук. — Саратов, 2001. — 145 с.

11. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 30-35.

13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д : Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.

14. Лотфуллин М.В. Поликультурное образование как условие сохранения родных языков в рамках ФГОС // Казанский федералист. — 2012. — № 1-2. – С. 210-214.

«1. Она должна считаться с личностью и формировать её сообразно с её природными особенностями.

2. Делать это в соответствии со своеобразием той нации, к которой принадлежит личность.

Таким образом, образование по сути своей является национальным.

Целью данной работы является исследование потенциала российского образования в сохранении языков и культур. Применяется метод анализа педагогических идей и нормативно-правовых документов в области образования.

Системообразующей характеристикой современного российского образования является культуросообразность [4]. Для ученика школы с русским языком обучения средой культурного самоопределения является русская национальная культура - от истоков до современности. В связи с этим ценностные и целевые установки российского гуманистического образования связываются с воспитанием гражданина России, центрированного на национальные ценности.

Культуросообразное образование реализуется в условиях безотсевного всеобщего среднего образования. Так почему же в России применяется очевидно ущербная с точки зрения качества знаний учащихся модель образования? Одна из основных причин выбора ущербной модели излагается в докладе министра народного просвещения Российской империи Д.А. Толстого по обрусению инородцев. В этом документе принята стратегия обрусения для татар-мугаметан. Для Российской империи реализация данной стратегии представляла огромную задачу. На этнических территориях татар в Казанской губернии, Астрахани, Оренбурге, Симбирске, Уфе и других городах работали тысячи мектебе и медресе. Для обрусения такой массы народа наиболее подходящей системой образования является всеобщее единое культуросообразное образование, которое приобрело статус государственного в советский период. Причем только образование на языках народов России называется национальным, как будто образование на русском языке является не национальным.

Спустя 100 лет эта задача обрусения инородцев была почти решена. Народы России не только овладели русским языком, но и в основном потеряли родной язык. Как защитная реакция, на волне демократизации Советский Союз распался. Общегосударственная система национального образования была расформирована: в Российской Федерации была ликвидирована общероссийская система управления национальным образованием и обеспечения учебно-методическими пособиями на языках народов. Полномочия по организации образования на родном языке были переданы регионам. В унитарном образовательном пространстве были введены вариативные учебники, расширились полномочия учреждений образования и региональных органов управления образованием. Были введены федеральный и региональный компоненты образования. В результате в республиках в составе РФ началось восстановление государственной системы национального образования, возникшей в результате национально-освободительной Октябрьской революции и разрушенной в послевоенные годы. Каждая республика самостоятельно решала вопросы строительства системы национального образования (от нормативно-правовой базы до научных исследований). В других регионах национальное образование оставалось на уровне 80-х годов прошлого столетия. Цели также ставились разные: в республиках - возрождение образования на родном языке, в регионах - адаптация иноязычных детей в русской школе [5]. Решение проблемы образования на родном языке в регионах зачастую осуществляется за счет национально-культурных автономий, приравнивая их иностранцам, хотя согласно Конституции и законодательству РФ образование на родном языке осуществляется государством в рамках бесплатного образования [6]. В регионах конституционное право граждан на получение бесплатного образования на родном языке нарушается, сами граждане не умеют отстаивать свои права, чиновники и работники образования в регионах Конституцию и законодательство РФ игнорируют и живут по понятиям Российской империи.

В целом рост национального самосознания народов в российском обществе с монокультурной средой русскоязычного образования породили опасные явления национальной нетерпимости, осложнили адаптацию личности в инокультурной среде. В этих исторических условиях необходима разработка новой методологии воспитания, в которой проблема межкультурного взаимодействия детей, их готовность принять ценность чужой культуры, не утратив при этом ценностей культуры национальной, рассматривается как неотъемлемая часть личностно ориентированного образования.

Анализ педагогических концепций на современном этапе, проведенный в работах [9], [10] позволяет утверждать, что в современном педагогическом процессе определились три основных направления, три подхода к проблеме национальной школы: возрожденческий [11], поликультурный [12], методологический [13]. Их следует рассматривать как три уровня создания национальной школы двадцать первого века. В настоящее время в России наиболее распространен возрожденческий тип национальной школы. Поликультурное образование до конца восьмидесятых годов XX века было в основном востребовано на Западе, но в связи с серьезными сдвигами в жизни России стало востребовано и у нас [14]. Методологический тип национальной школы можно назвать формирующимся.

Формальная отмена национально-регионального компонента образования не должна привести к обеднению содержания образования. Педагоги должны приложить объединенные усилия, чтобы федеральные стандарты образования обеспечивали развитие и сохранение языков и культур всех граждан РФ. Разрабатываемые в рамках федеральных образовательных стандартов образовательные программы должны отображать достигнутый уровень преподавания родного языка и литературы и обеспечивать преподавание родного языка и литературы во всей России всем учащимся.

Принципиальное значение принимает наличие в ФГОС Базовых учебных планов (БУП) для образовательных организаций республик в составе Российской Федерации, БУПов для школ с родным языком обучения и для школ с преподаванием родного языка. Актуальным остается вопрос включения в федеральный перечень учебников по родному языку и литературы, учебников по истории родного народа.

Таким образом, для создания условий по сохранению языков народов в РФ необходимо предпринять следующие организационные меры.

  • компетенций органов управления образованием субъектов РФ, позволяющих им разрабатывать примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности, обеспечивающие образование и воспитание на родном языке и преподавание родных языков;
  • обеспечения конституционного права граждан на получение среднего [полного] общего образования на родном языке.

2. Создание общероссийской системы разработки, рецензирования и издания учебно-методических пособий на языках народов РФ.

3. Внесение в ФГОС родного языка в качестве ключевых компетенций компетенции и государственную итоговою аттестацию выпускников 9, 11 классов по родному языку и литературе.

4. Организация федерального мониторинга изучения родного языка и обучение на родном языке детей народов России.

5. Подготовка педагогических кадров на поликультурной полилингвальной основе для обеспечения доступного бесплатного образования на родном языке.

В современных условиях для сохранения народов, и в целом России, содержание образования должно стать поликультурным, а система образования построена на принципах природосообразного образования.

Рецензенты:

Гайсин И.Т., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики географического и экологического образования, Институт экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;

Нигматов З.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры методологи и обучения и воспитания, Институт психологии образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

В этой статье я расскажу об особенностях современного образования глазами родителя. В этом году наша дочка пошла в первый класс, и обсудив на семейном совете все "за" и "против", мы приняли решение, что я уйду с работы, чтобы как можно больше уделять внимание нашей первоклашке. Другого выхода мы не нашли. Об этом я писала в статье Бросила работу ради ребенка .

В связи с пандемией первый класс поделили на 2 группы, которые учатся в разное время и в разных кабинетах. Учитель дважды в день объясняет один и тот же материал сначала детям из первой группы, а потом детям из второй. Основные предметы проводятся в школе, а вот иностранные языки, музыка, физкультура и т.д. на дистанционном обучении. Есть такой кружок у первоклассников "Футбол". Раз в неделю мы получаем по ватсапу ссылки на видео в ютубе: "Техника ведения мяча", "Учимся играть в футбол" и т.д. И мы играем с дочкой дома в футбол, как можем.

Я почти ни одного не нахожу плюса в дистанционном обучении в школе. Разве что, когда мороз и гололёд. Кстати, в нашем государстве недавно официально закрепили понятие "дистанционное обучение", аргументируя тем, что "новый этап предъявляет новые требования к системе образования".

Дочка моего мужа учится в 10-ом классе. И полностью на дистанционном обучении. С 1 сентября по нынешнее время уроки по зуму не проводятся ни по одному предмету, кроме математики, и то - раз в неделю. Уму непостижимо - урок алгебры в 10-ом классе с присутствием учителя и его объяснениями длится всего 40 минут. Скидываются задания в специальное приложение, устанавливаются сроки их сдачи. Вот и всё образование! А как, спрашивается, освоить алгебру дома самостоятельно? Или химию? Или физику? Один только выход: заниматься за определённую сумму у репетитора. Если ребёнок хочет что-то знать и поступить потом в ВУЗ, без репетитора никак не обойтись. Но ведь не все могут себе это позволить.

Наша дочка спрашивает: "Мама, почему на уроках мы сидим вместе, на улице играем вместе, а в туалет можно ходить только строго по красной линии и с соблюдением дистанции 1,5 метра?" Кругом встречаются перегибы и возникают абсурдные ситуации подобного характера. Еще пример: на уроках детки сидят в маске, а во всех других местах наличие маски у детей не требуется.

У меня тоже вопрос: "Почему школы и институты перевели на дистанционное образование, тем самым лишив детей права получать нормальное интеллектуальное и физическое развитие, общаться напрямую с педагогами, со сверстниками, а кафе, торговые центры, бассейны, тренажёрные залы, репетиторские центры работают? Или только в школах и институтах высокая степень риска заразиться ковидом?!"

Все уже устали задавать подобные вопросы, тем более на них ответа все равно никто не дает.

Уже в первом классе 6-летний ребёнок решает уравнения и составляет задачи! Вернее, должен решать и составлять! Такая программа. Дочке порой очень сложно, но как говорится, "вода камень точит", и семимильными шагами мы вместе осваиваем программу первого класса.

Наша учительница - педагог с огромным стажем, новатор и передовик в работе. Но даже она в ужасе от происходящего сейчас в системе образования. Мало того, что она ведет уроки в двух группах. Вы думаете, после этого наступает долгожданный отдых дома? Отнюдь. Каждый день в режиме "онлайн" для учителя проходят различные конференции, собрания, совещания, курсы. Причем иногда курсы по времени могут совпадать с уроками учителя. И учитель, разрываясь между детьми и собственным телефоном, старается из последних сил дать знания нашим детям.

Участились задания подобного характера: "Конкурс творческого оформления масок" (нужно скинуть фото на страничку школы в сетях); видео с поздравлениями от детей к Новому году (8 марта и т.д.). Если раньше дети принимали участие в различных конкурсах в школе вживую, на зрителя, так сказать. То сейчас всё это перенеслось в режим "онлайн".

Не хочу делать мрачные прогнозы на будущее, но мне очень жаль наших детей и учителей, которых можно назвать "Последние из Могикан". Я знаю, что преподавателям хорошо подняли зарплату. Но даже это не удерживает надолго в школе молодого специалиста. Я также знаю, что в наш городской педагогический институт на факультет математики, например, в прошлом году поступили 0 (ноль) человек. Это значит, что выпускники просто не хотят получать педагогическое образование. Естественно, что за такие деньги они лучше пойдут учиться на менеджера или юриста. В нашем городе учителей химии, истории катастрофически не хватает, да и откуда им взяться?

Я от политики и власти далека, но вижу только одно решение этой проблемы: сделать любое педагогическое образование абсолютно бесплатным, как и было когда-то в конце 90-х годов. А также вернуть стипендию. Можно ведь еще ввести какие-то льготы для молодых специалистов и бюджетных работников. Ничего этого нет. Видимо, высшие власти совершенно не задумываются, что спустя несколько лет наших детей некому будет учить, и качественное образование будет доступно лишь обеспеченным гражданам страны.

Читайте также: