Анализ музыкального мероприятия в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, “досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно грубая оболочка”. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем: “Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет”.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении.
  • Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общекультурное направление внеурочной деятельности способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Кружок “Домисолька” знакомит с миром музыки.

Рекомендации: можно использовать данный материал на уроках музыки и внеклассных мероприятиях для младших школьников.

Цель урока: сформировать представление о жизни и творчестве В. Я. Шаинского.

Задачи:

  • образовательная – познакомить с музыкальными произведениями и биографией В. Я. Шаинского;
  • коррекционно-развивающая – развить вокально-хоровые исполнительские навыки, развить мелодический слух и музыкальную память в процессе различения песен по их звучанию, расширить пассивный и активный словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
  • воспитательная – воспитать интерес и любовь к детской авторской песне и музыкальной культуре через различные формы музицирования, воспитать чувство коллективизма и ответственности.

Планируемые результаты (предметные).

Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыкальных произведений к мультфильмам. Познакомить учащихся с музыкой В. Шаинского, написанной для мультфильмов “Чебурашка”, “Старуха Шапокляк”, “Незнайка”, “Трям! Здравствуйте!”, “Крошка Енот”.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные).

Познавательные УУД. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Музыкальный материал: детские песни В.Я. Шаинского.

Пособия: книги “ Крокодил Гена и другие” (Э.Успенский), “Незнайка” (Н.Носов)

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное внеклассное музыкальное занятие. Звучит песня “Учат в школе” (Презентация. Слайд 2)

Учитель: Ребята, вы узнали эту песню?

Ученики: Да.

Учитель: А когда вы обычно её слышите, на каком празднике?

Ученики: На празднике 1 сентября.

Учитель: А кто её написал?

Учитель: Автор этих слов – Михаил Пляцковский, а музыку на эти слова сочинил – композитор Владимир Яковлевич Шаинский. (Слайд 3.)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о замечательном композиторе, педагоге, артисте и общественном деятеле В. Шаинском, тема нашего занятия “ Добрая река детства композитора В.Я. Шаинского”. (Слайд 4.)

Владимир Яковлевич родился 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. (Слайд 5.) Родители к музыке никакого отношения не имели: отец – Шаинский Яков Борисович, химик; мать – Шаинская Ита Менделевна, биолог. Кто – то в доме первым обнаружил музыкальные способности Володи; в три года он уже исполнял любую услышанную им мелодию. И родители решили учить его музыке. С 9 лет Володя начал посещать музыкальный кружок, где занимался в классе скрипки, затем поступает в музыкальную школу, а в 1949 году окончил Московскую государственную консерваторию и становится скрипачом (Слайд 6). Но с самого детства в нем жила потребность создать свою собственную музыку и это желание сбылось, когда появилась детская программа на радио – “Радионяня”. (Слайд 7.) В 1962 году (ему было уже 36 лет) он поступает на композиторский факультет, который он закончил за 3 года (а все учились 5 лет). Более 20 лет он писал песни для взрослых: “ Не плачь девчонка”, “Травы – травы”, ““Идёт солдат по городу”, “Лада” (слушаем по 1 куплету) – поют и сейчас. Но жизнь не стоит на месте и В.Я.Шаинский начал писать музыку для кинофильмов, в основном для мультфильмов. И здесь его ждал огромный успех.

Вы все знаете этот мультфильм, в котором главный герой поет эту песню. Кто он? (Слайд 8.) Все песни, которые сегодня прозвучат, я предлагаю вам исполнять вместе с героями мультфильмов.

Ученики: Эту песню поет общительный и добрый крокодил Гена из мультфильма “Чебурашка”.

Учитель: Молодцы. Особенно большую популярность имеют персонажи сказок Эдуарда Успенского – Чебурашка и его друзья. Шаинский исключительно точно проработал персонажей Успенского с музыкальной точки зрения, и песенки Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк стали неувядающими хитами. Вы можете прочитать книгу “Крокодил Гена и другие” (показываю книгу). Послушайте внимательно и скажите: Кто поет эту песню и в каком мультфильме она звучит? (Слайд 9.)

Ученики: Эта песенка Крокодила Гены про голубой вагон из мультфильма “Старуха Шапокляк”.

Учитель: Ребята, а из какого мультфильма эта песня и кто ее поет? (Слайд10.)

Ученики: Эта песенка про кузнечика, а поет ее Незнайка.

Учитель: Придумал этого героя детский писатель Н.Носов. В школьной библиотеке есть книга Н.Носова “ Незнайка” (показываю книгу).

Посмотрите на этот слайд и скажите, какую песню они исполняют и в каком мультфильме она звучит. (Слайд11.)

Ученики: Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме “Трям! Здравствуйте!”

Учитель: Отгадайте загадку.

Я такой единственный
Маленький, таинственный
На других я не похож
Меньше я, ну и что ж
У меня есть друг большой
И с огромною душой.
Он всегда со мною тут
Его Геною зовут.

Ученики: Это Чебурашка – добрый и доверчивый, большеухий и большеглазый.

Учитель: Он тоже умеет петь. Сейчас мы послушаем песенку Чебурашки. (Слайд 12.)

3. Творческая работа.

Учитель: А теперь мы с вами сделаем эту поделку “Чебурашка”. (Слайд 13.) У вас на партах уже лежат детали .Начинаем работать (показываю и объясняю ход работы).

Ученики: Выполняют работу

Учитель: Молодцы! Вы аккуратно выполнили работу и можете взять Чебурашку на память.

Учитель: С каким композитором мы познакомились?

Ученики: С композитором В.Я. Шаинским.

Учитель: Чем известен этот человек?

Ученики: Он сочиняет музыку для детских песен.

Учитель: Композитор Владимир Шаинский – живой классик нашего времени. На его песнях выросли миллионы детей. Он пишет, настоящие хиты, которые популярны вот уже несколько десятков лет. Я надеюсь, что вы никогда не расстанетесь с этими замечательными песнями, и они будут вместе с вами, даже тогда, когда вы станете взрослыми, и у вас будут свои дети, которым, так же как и вам, будут нравиться песни Владимира Шаинского. (Слайд 14.)

А сейчас встали, улыбнулись друг другу и выходим из класса под песню из мультфильма “Крошка Енот”. (Слайд15.)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели: приобщения обучающихся к русской народной культуре средствами музыкального фольклора, привлечение к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах. 1. Обучающая задача: Приобщать детей к народному искусству, народным традициям. Развивать кругозор у детей. Работать над выразительностью образов, поощрять творческую инициативу школьников. 2 Развивающая задача: Совершенствовать умение играть на публике. Добиваться лёгкости в выполнении движений, сочетая с характером музыки. Выполнять хороводный шаг переменный, приставной шаг в сторону и ходьба змейкой. Закреплять умение петь выразительно, естественным звуком без напряжения, согласованно ; следить за правильным дыханием. 3. Воспитательная задача. Воспитывать у детей коммуникативные чувства. Продолжать прививать любовь к народным традициям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самоанализа внеклассного мероприятия концерта-конкурса учащихся класса сольного пения ДШИ г.Зеи.

Организаторы конкурса. - Конкурс организован при поддержке теоретического отдела ДШИ г. Зеи. – Родителей класса сольного пения. - Преподавателя Ткачёвой А.В.

через Музыку к Красоте окружающего мира и Любви к своему Отечеству.

Цели конкурса :

Выявление и всесторонняя поддержка наиболее талантливых вокалистов класса и создание условий для реализации творческих способностей детей и молодёжи;

Задачи проведения конкурса:

Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Формировать потребность в общении с музыкой и с окружающей природой.

Формирование эмоциональной отзывчивости к окружающему миру и любви в своему Отечеству.

Поддержать талантливых детей в реализации их творческого потенциала.

Развивать интерес к вокальному искусству у учащихся и их родителей.

Привлечь внимание юных вокалистов к творчеству композиторов разных эпох, стилей и жанров, к народной музыке.

Пропаганда предмета сольного пения.

Дополнительные дидактические задачи;

- Музыкально-эстетическое воспитание юных исполнителей;

- Стремление к творческому самовыражению и активности учащихся.

- Пропаганда сольного исполнения под инструментальное сопровождение (фортепиано).

- Формирование и воспитание эстетических вкусов средствами вокального искусства.

Данное внеклассное мероприятие относится к серии мероприятий по эстетическому воспитанию детей в рамках обучения в ДШИ.

Этот конкурс, очередная возможность оценить свои умения и навыки на пути к подготовки к серьезным конкурсам, к которым готовятся юные музыканты, а также подвести итоги за полугодие.

И для учащихся класса сольного пения – петь на публике – это важно! По мнению врачей и психологов, здоровый ребенок – это ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который свободно говорит, спокойно общается и как правило хорошо поёт. Пение является средством самораскрытия, самовыражения, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир.

Для успешного проведения внеклассного мероприятия разработано положение и сценарий проведения конкурса.

Форма организации мероприятия : групповая.

Материально-техническое оснащение занятия: музыкальное сопровождение ( электрофортепиано), концертные костюмы для исполнителей, дипломы, благодарности для всех участников конкурса.

3. Концертмейстеры класса сольного пения Детской школы искусств г.Зеи: Митько Наталья Фёдоровна; Мингазова Нонна Львовна; Иваровская Елена Николаевна; Сухенко Ирина Ренатовна; преподаватель Ткачёва Алла Валерьевна;

Для профессиональной оценки приглашено компетентное жюри, состоящее из преподавателей высшей категории.

Основные критерии оценки: - уровень художественного исполнения (музыкальность, раскрытие образа песни, соответствие репертуара возрасту учащихся); - техническое мастерство (эмоциональность, чистота интонирования, дикция, красота тембра); - культура исполнения (культура сцены, эстетичность внешнего вида); Жюри конкурса

Председатель : Масленникова Ольга Леонидовна – заведующая теоретическим отделом ДШИ;

Члены жюри: Королёва Нина Павловна – преподаватель (высшая категория); Шнейдер Тамара Моисеевна – преподаватель (высшая категория); По окончанию конкурса жюри определяет победителей и номинантов в каждой в возрастной группе. В случае возникновения спорной ситуации (одинаковое количество баллов у участников) председатель жюри имеет право дополнительного голоса. Большую роль в организации и успешном проведении внеклассного мероприятия сыграли родители класса сольного пения.

Организационный совет: Курочкина Ольга Александровна – председатель родительского совета класса сольного пения ДШИ. Ивницкая Виктория Викторовна – родительница; Терехова Римма Егоровна - (родительница) Вопилова Любовь Анатольевна - (родительница) Калинина Ирина Владимировна - (родительница)

Поощрение и награждение: По итогам проведения конкурса учащиеся награждаются дипломами за 1,2,3 место, дипломами по номинациям, подарками. Концертмейстеры награждаются благодарностями. Финансовое обеспечение конкурса осуществляется родителями класса сольного пения ДШИ (дипломы, благодарности, концертные костюмы, фото и видео съёмка).

План проведения мероприятия.

Награждение участников и победителей.

Рефлексия.

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.

Вывод: Внеклассное мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи поставленные преподавателем удалось реализовать. Выступление на конкурсе дало детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка. Данный конкурс это отличная возможность проявить себя и порадоваться за других.

Анализ деятельности педагога:

Рекомендации: 1.Активно использовать мероприятия творческого характера в обучении детей сольному пению.

2.Продумать и применить в своей работе приемы, формы обучения, обеспечивающие творческую активность всех учащихся класса (конкурсы, фестивали, олимпиады, концерты, спектакли).


познакомить с произведениями обрядового семейно – бытового цикла и с творчеством русского композитора А. С. Даргомыжского, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.

воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки своих предков; воспитывать культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.

На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал(карточки с изображением музыкальных инструментов), народные инструменты

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности

На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий

Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.

Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала.

Самоанализ урока музыки в начальных классах

Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.

На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.

Методы также были разнообразны.

Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;

метод междисциплинарных взаимодействий;

Большая часть времени на уроке ушла на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.

Содержимое разработки

Самоанализ урока музыки в 4 классе.

УЧИТЕЛЬ: Боковая Е.В.

Тема урока: Обрядовые семейно – бытовые песни

Тип урока: урок изучения нового материала

При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 14 человек. По типу темперамента преобладают холерики, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.

Цель урока: сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда

Образовательные: познакомить с произведениями обрядового семейно – бытового цикла и с творчеством русского композитора А. С. Даргомыжского, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах. Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки своих предков; воспитывать культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.

На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал(карточки с изображением музыкальных инструментов), народные инструменты

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности

На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения .Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий

Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.

Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала

Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.

На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.

Методы также были разнообразны.

• Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;

• метод междисциплинарных взаимодействий;

Большая часть времени на уроке ушла на основной этап ( ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.


-75%

Читайте также: