Анализ локальной воспитательной системы в школе

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье дан подробный анализ воспитательной системы школы.

ВложениеРазмер
Анализ воспитательной системы школы 41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система образовательного учреждения

Наличие в образовательном учреждении условий для внеурочной работы с обучающимися.

В школе имеются 1 актовый зал; 2 спортивных зала; спортивная площадка; кабинет психолога; библиотека и книгохранилище, учебные кабинеты.

Школой заключены договоры о сотрудничестве с различными организациями: Детским морским центром имени Макарова, Станцией юных туристов, Станцией юных натуралистов, Станцией юных техников, Амурским институтом железнодорожного транспорта

Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении.

В школе разработана концепция воспитательной системы – модель выпускника- 4 класса, 9,11 класса.

Концепция содержит понятия, цели, задачи, ведущие идеи обучения и воспитания, принципы воспитания, раскрывает инструментарий (средства) и этапы реализации воспитательных целей, задач, идей.

Модель выпускника рассматривается как результат совместной творческой деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

В концепции воспитательной системы школы выделено три блока направления воспитания:

1. Образ выпускника – как ступени личностного развития:

  • нравственно-ценное,
  • познавательное,
  • художественно-эстетическое,
  • коммуникативное,
  • спортивно-оздоровительное.

2. Направления воспитательной деятельности. Этот блок ориентирован на гражданско-патриотическое развитие через дополнительное образование.

3. Процессуально-деятельное направление определяет подходы и принципы организации воспитательного процесса.

Направления и принципы воспитательной системы взаимозависимы и находятся в постоянном взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

На основе проведенной диагностики по организации воспитательного процесса был выделен ряд принципов воспитательной деятельности:

– принцип творческой активности направлен на самостоятельную самореализацию, поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых;

– принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях, умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям;

– принцип социально-педагогического сопровождения – это комплекс последовательных педагогических действий учителя, помогающих обучающимся понять возникающие жизненные ситуации, обеспечивающие их саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Все принципы имеют всеобщее значение, действуют в условиях школы, как в учебном, так и воспитательном процессе, что соответствует гуманизации образования.

Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения. Осуществляя воспитательный процесс, педагогический коллектив ориентируется на конечный результат, который намечен в программе развития:

Построение целенаправленной работы по достижению планируемых результатов педагогический коллектив осуществляется через:

организацию работы ученического самоуправления.

Модель реализации Концепции воспитательной системы

Н аличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу и дополнительное образование в образовательном учреждении.

Методическое руководство деятельностью классных руководителей осуществляется через заседания методического объединения классных руководителей, индивидуальное консультирование, семинары для начинающих классных руководителей, рассмотрение вопросов на педагогических советах и совещаниях при директоре. Руководит работой заместитель директора по воспитательной работе.

Административный контроль проводится в соответствии с планом работы школы, затрагивает деятельность социально-психологической службы, работу классных руководителей и школьной библиотеки, развитие ученического самоуправления, работу педагогического и ученического коллективов, родительской общественности.

Наличие органов ученического самоуправления.

Цель: взаимодействие ученического и педагогического коллективов, передача опыта ответственности от старших младшим, организация опыта самореализации воспитанников, включающая в себя проявление силы воли, целеустремленности, формирование способности к саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.

При организации деятельности органа ученического самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:

– обновляемости и преемственности,

– открытости и гласности,

– коллегиальности и персональности,

Работа Совета регламентируется локальным актом Положение об органе ученического самоуправления

В работе определены направления деятельности по секторам:

– учебный – оказание помощи детям с проблемами в обучении, привлечение обучающихся к активной исследовательской деятельности, оказание помощи в проведении познавательных мероприятий (марафонов, олимпиад, конкурсов);

– досуговый (культмассовый) – школьные вечера, дискотеки, праздники.

– информационный – деятельность школьной прессы: газеты, радио;

– спортивный – участие, по возможности, всех обучающихся школы в спортивных и здоровьесберегающих программах;

– шефской работы – с ветеранами войны и труда, младшими школьниками и др.;

– духовно-нравственный – формирование норм поведения, ответственность и коллективизм.

Наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеурочной работы с обучающимися

Материально-техническая база для внеурочной работы используется эффективно:

2 спортивных зала – спортивные мероприятия: командные соревнования, матчи, эстафеты, семейные праздники;

Актовый зал – театральные представления, конкурсные программы, календарные праздники, торжественные мероприятия, посвящённые знаменательным датам;

Библиотека – беседы по знаменательным литературным и историческим датам;

Спортивная площадка – проведение спортивных соревнований и праздников различного уровня;

Кабинеты информатики с выходом в Интернет – поиск необходимой информации (сценарии, музыка, видеоряд и др.), подготовка презентаций;

Кабинет музыки – проведение репетиций к праздникам и подготовка концертов.

Использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса.

В процессе обучения создаются благоприятные условия для непрерывного развития личности ребёнка, формирования его духовно-нравственных качеств. Воспитательный аспект реализуется на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, классных часах, при проведении экскурсий.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Большое внимание классные руководители и учителя-предметники уделяют подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конференциям. Часы школьного компонента, дополнительного образования реализуют идею развития личности в общем интеллектуальном плане, способствуют физическому развитию, укреплению здоровья. Традиционные предметные недели расширяют кругозор обучающихся, стимулируют к самостоятельной деятельности. Подготовка и защита проектов на различных уровнях позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся.

Экскурсии с обучающимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися

Рассматривая вопрос оценки качества процесса воспитания, следует отметить, что в нашей школе используется методика исследования школьной мотивации обучающихся и их родителей:

– диагностика обучающихся (изучение воспитанности);

– диагностика родителей обучающихся;

– диагностика классных руководителей.

Оценка организации учебно-воспитательного процесса осуществлялась по пятибалльной системе. В анкетировании приняли участие 628 человек – родители и обучающиеся средней и старшей школы.

Результаты анкетирования обучающихся показали, что значительной части обучающихся школа нравится, они удовлетворены отношениями с учителями и сверстниками. Школа вызывает позитивные эмоции.

Результаты анкетирования среди родителей показали, что родители удовлетворены работой школы, качеством преподавания, чутким отношением к детям.

Дополнительное образование детей.

Система воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся основана на годовом плане воспитательной работы школы, планах классных руководителей, планах работы методических объединений, планах дополнительного образования, планах школьной библиотеки.

Дополнительное образование осуществляется по направлениям:

В системе дополнительного образования занималось в 2010-2011 учебном году – 42% от числа всех обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 62,8% , в 2012-2013 учебном году 69,2%

Спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни;

Работу по обучению, воспитанию и физическому развитию обучающихся учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования строят по трем направлениям:

  • учебно-воспитательная работа;
  • оздоровительная работа;
  • спортивно-массовая работа.

Оздоровительная работа строится на привлечении обучающихся к занятиям в спортивных кружках и секциях, пропаганде здорового образа жизни, организации спортивных праздников и дней здоровья. Ежегодно проводятся внутришкольные соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, подвижным играм и т.д.

4.10. Организация работы психологической службы

Для сопровождения учебного процесса в школе организована психологическая служба.

Целью психологического сопровождения обучающихся школы является сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса, осуществляемого в образовательном учреждении.

Задачами психологического сопровождения являются:

- создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия;

- психологическая поддержка детей, создание условий для оптимальной адаптации и социализации обучающихся;

- развитие и коррекция эмоционально-волевой, личностной, познавательной и мотивационной сфер личности учащихся;

Достижение поставленных задач происходит в процессе реализации следующих направлений работы:

  • Диагностическая работа
  • Психологическое консультирование и просвещение
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Организационно-методическая, аналитическая работа

Диагностическая работа. Основная цель диагностики - психологическое обследование обучающихся с целью определения их психологического развития и комфортности для них образовательной среды.

Психологическое консультирование и просвещение.

Просветительская и консультативная работа осуществляется педагогом-психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, изготовление брошюр, листовок и др.).

Направления консультирования в школе:

- консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

- консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.

Педагогам оказывается помощь по психологическим аспектам профессиональной деятельности. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам школьников (например: особенности взаимодействия с гиперактивными детьми; оказание помощи в подготовке домашних заданий и т.п.). Большое внимание уделяется консультированию обучающихся 9 и 11 классов и их родителей при подготовке к экзаменам. Консультации проводятся в групповой и индивидуальной форме, а также каждому обучающемуся выдается брошюра, в которой даны полезные советы по подготовке к экзаменам.

Организационно-методическая, аналитическая работа.

Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала. Аналитическая работа является важным звеном в работе психолога, т.к. без тщательного анализа невозможно дальнейшее планирование и прогнозирование результатов работы всего учреждения.

Организационно-методическая работа включает в себя:

  • Организацию и методическую подготовку к диагностикам, к проведению семинаров, родительских собраний, консультаций, выступлению на консилиумах и педагогических советах;
  • Разработку коррекционно-развивающих программ;
  • Обработку данных анкет и опросников;
  • Создание коррекционных и развивающих групп по результатам психологических исследований, разработка индивидуальных программ по коррекции и развитию;
  • Создание методической копилки для педагогов, консультации педагогов по определенной проблеме, подбор необходимых диагностических материалов, литературы по запросу учителей;
  • Организация и участие в работе различных методических объединений школы и города;
  • Анализ работы за год, планирование работы на следующий учебный год.

4.11. Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся.

На страницах школьного сайта и в Дневник.ру систематически размещается информация о достижениях обучающихся.

5. Имеющиеся в образовательном учреждении резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Проведенный анализ состояния учебно-воспитательного процесса, новые требования к образовательным учреждениям в условиях перехода на ФГСО, осуществление проекта информационно-ресурсного центра позволяет выделить следующие направления деятельности, требующие дальнейшего совершенствования:

– повышение мотивации обучающихся к обучению;

– создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в части изменения приоритетов профессиональной деятельности;

– применение педагогами школы новых информационных педагогических технологий;

– совершенствование внутришкольного управления, внутришкольного контроля;

– материально–техническое и финансовое обеспечения образовательного процесса.

Резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

1. Повышение качества образования за счет:

– формирования у обучающихся устойчивой мотивации к обучению;

– внедрения новых образовательных технологий, учитывающих личностные особенности и возможности обучающихся;

– интеграции общего и дополнительного образования;

– создания в школе психологической службы из нескольких педагогов-психологов;

– введения и совершенствования системы электронного мониторинга образовательных результатов (динамика от первого до одиннадцатого класса).

Совершенствование системы школьного управления образованием за счет:

- оптимизации структуры управления;

- эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности.

Читайте также: