Анализ изменения земельных отношений в россии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний предлагают:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:
исходя из значения земли как об одного из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития общества, главной составляющей биосферы, сложного и многопланового объекта общественных отношений рекомендовать разработать принципы и подходы к определению государственной земельной политики, а также концепции земельного законодательства;
при совершенствовании земельного законодательства исходить из обоснованности, непротиворечивости и рациональности правового регулирования, необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов в использовании земель, согласованного использования земель в различных целях, сохранения земельных ресурсов для устойчивого развития настоящих и будущих поколений;
обеспечить соблюдение последовательного и концептуально проработанного соотношения земельного, градостроительного, природоресурсного, гражданского законодательства и законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации;
разработать принципы развития законодательства о землеустройстве;
признать необходимость дальнейшего развития земельного законодательства субъектов Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и федерального земельного законодательства в целях обеспечения регионального социально-экономического развития.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
разработать комплекс мер по повышению эффективности механизма предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, в том числе для ведения животноводства на торгах в форме конкурсов либо без проведения торгов;
обеспечить разработку нормативного правового акта, определяющего критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в том числе сельскохозяйственных угодий, используемых государственными племенными заводами, племенными репродукторами и организациями, занимающимися сохранением генофондных пород;
рассмотреть возможность законодательного решения вопроса о расширении круга лиц, имеющих право приобретать земельные доли без выделения земельного участка за счет включения в число таких лиц крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию норм федерального земельного законодательства в части вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельные отношения составляют основу аграрных преобразований в странах рыночной экономики, от них зависит не только развитие такой важной отрасли как сельское хозяйство, но и социальная стабильность общества в целом.

Ключевые слова

Текст научной работы

Повышение экономической эффективности использования земель является важнейшим направлением современной аграрной политики сельскохозяйственного назначения. В настоящее время происходит реформирование земельно-имущественных отношений, активно вовлекаются в оборот природные объекты, непосредственно связанные с земельными участками, создаются новые механизмы изменения целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Переход к устойчивому землепользованию обусловлен развитием аграрных цивилизаций, но в целом характер сельскохозяйственного производства неразрывно связан со своей природной первоосновой, социальной структурой общества, исторически обусловленным природным фактором. Обеспечение экономически эффективного и экологически безопасного сельскохозяйственного производства является основной целью, проводимой в стране земельной реформы. Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

Земельные отношения — крупная и сложная проблема, она определяется совокупностью отношений между субъектами земельного права по поводу использования земли как ограниченного природного ресурса. Они включают в себя отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Объектами земельных отношений являются земельные участки, их части, земельные доли и права на них. Субъектами земельных отношений выступают физические и юридические лица.

Преобразование земельных отношений в России связаны с решением целого комплекса теоретических и организационно-экономических задач. В настоящее время основной целью такого преобразования является рациональное сочетание государственного управления земельными ресурсами с экономической самостоятельность субъектов земельных отношений. Это диктуется и особым положением земли как объекта природы, хозяйствования управления и экономической деятельности, необходимостью совершенствования земельных отношений и повышения эффективности землепользования.

Исторический опыт последних 15 лет показывает, что на территориях реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий образовались собственники имеющие земельные паи, владельцы личных подсобных и крестьянских хозяйств, индивидуальных жилых домов, распорядители земли в черте населенных пунктов в лице местной администрации, различные виды сельскохозяйственных объединений и кооперативов, пользователи огородов, кормовых угодий и другие владельцы и пользователи земли. Анализ нынешней ситуации свидетельствует, что процесс передела земельной собственности активно продолжается. Все это существенным образом сказывается и на организации территории, определении сфер влияния различных собственников в области своих прав на землю, установлении границ землевладений и землепользований, формировании специальных фондов перераспределения земель, решении проблем организации и устройства территории вновь образованных сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм собственности на землю [1]. Повышение эффективности землепользования связано с многогранностью функций и свойств земли, что, в свою очередь, влияет на сущность, содержание и механизм управления муниципальными территориями.

Правовые нормы земельного законодательства создают для экономических субъектов стимулы для рационального распределения и использования земли, а также основу для продуктивного землепользования. Ни один базовый закон не может в полной мере обеспечить регулирование земельных отношений и реально повысить эффективность использования земельных ресурсов. Поэтому в дополнение к Земельному кодексу принимаются другие законы, регламентирующие отношения экономических субъектов в процессе распределения, использования и охраны земельных ресурсов страны.

Проблема о формах собственности до сих пор остается нерешенной и самой политизированной. В настоящее время начинаются преобразования аграрных отношений, подчиненных общему развитию рыночной экономики. Наряду с крупными коллективными хозяйствами в стране формируется земельный рынок. Оптимальные сочетания различных форм собственности на землю, различных форм хозяйствования при активной государственной поддержке обеспечит реальную перспективу формирования подлинных рыночных земельных отношений и вывод сельского хозяйства из кризиса и переход на рельсы устойчивого развития.

В России пока еще нет основных нормативных документов, являющихся фундаментальными для земельных рынков развитых государств с упорядоченной экономикой. Отсутствует закон о рынке земли, который нельзя разрабатывать, не имея земельного кодекса. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги — цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

Список литературы

  1. Махотлова М.Ш., Карашаева А.С., Темботов З.М. Регулирование государством земельных отношений. Аграрная наука. 2015. № 10. С. 4-7.
  2. Карашаева А.С. Социальная и экологическая значимость землеустройства в условиях земельной реформы в России. Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 2. С. 121-123.
  3. Карашаева А.С. Оценка городских земель и их использование в условиях социально-экономического развития. В сборнике: Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 64-66.
  4. Жабоев С.А., Ференц Е.Н. Экономические механизмы развития современной аграрной реформы. В сборнике: Инновации в природообустройстве. Нальчик, 2011. С. 63-65.

Цитировать

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей. Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель.

Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества.

По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится.

2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа. Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390).

А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения:

Договорное право: реформа ГК РФ и актуальная судебная практика

Договорное право: реформа ГК РФ и актуальная судебная практика

Юридическое и деловое письмо

Юридическое и деловое письмо

Авторское право в цифровую эпоху

Авторское право в цифровую эпоху

Похожие материалы

Комментарии (7)

Альмира, добрый день!

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Относительно второго вопроса:

В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом положений статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Относительно вопроса о приведении существующих границ земельного участка под МКД, сведения о характерных точках углов поворота которых содержатся в ЕГРН, в соответствие с фактическим использованием (включением придомовой территории в границы земельного участка МКД):

Учитывая наличие утвержденного проекта межевания территории, изменение границ существующего земельного участка под МКД осуществляется на основании Соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.29. ЗК РФ).

Для осуществления этой процедуры необходимо:

- провести общее собрание собственников помещений МКД для решения вопроса об изменении границ земельного участка под домом (о приведении границ земельного участка под МКД в соответствие с утвержденным проектом межевания территории);

- заказать у кадастрового инженера проведение кадастровых работ с подготовкой межевого плана по образованию земельного участка, путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

После чего с Протоколом общего собрания собственников помещений МКД и подготовленным кадастровым инженером межевым планом на земельный участок необходимо обратиться в КУГИ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образованного в результате перераспределения земельного участка (КУГИ имеет право на обращение с соответствующим заявлением в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия) и о заключении Соглашения о перераспределении земельного участка с землями государственной или муниципальной собственности.

Уважаемы Виталий, спасибо за развернутый ответ!
Проблемы с предоставлением зу под МКД не было -пока не обнаружился зу стоящий на кад учете, сформированный. То есть если бы его не было, то кад. инженер сформировал зу под мкд в соответствие с утв проектом межевания, там как раз 3 зу составляют придомовую территорию мкд- собственно по границе мкд, придомовая территория и проезд.Вместе с тем и зу под мкд и зу под киоском поставлены на кад учет в один день в 2005 году, в 2011 году утверждают проект межевания территории, чуть позже зу под киоском уточняет границы в пределах утв проектом межевания зу (который согласно этому проекту "подлежащий формированию земельный участок дворовой территории МКД"). Обратилась в КУГИ - отписались, что не они ставили зу на кад учет не им его и снимать, так же намекнули на действующий договор аренды.
В росреестр можно обратиться в соответствии со ст. 70, но знаю точно или передадут в мун собственность или зарегистрируют аренду в отношении данного зу.
Обратилась в Суд.
Только мне теперь непонятно зачем мне распределять зу если проектом межевания он подлежит формированию как дворовая часть, я ведь могу обратиться в суд с заявлением о понуждении администрации отмежевать зу под мкд в соответствие с проектом межевания квартала (ну по факту мы не будем так делать, после снятия с кад учета зу -сами отмежуем). По моему тут перераспределять нечего-он и так составляет территорию (общее имущество МКД). А вот отмежеваться кад инженер в таком виде не может, пока на кад учете стоит зу.
И еще если такие нормативные акты, которые бы запрещали размещение киосков, нто в пределах придомовой территории.
Еще раз благодарю за уделенное моему вопросу время!

Партнёры рубрики


Земля и недвижимость


Гражданское право


В статье рассматриваются проблемы развития земельных отношений в России как на государственном, так и на муниципальном уровне. В рамках исследования рассмотрены исторические аспекты сложившихся проблем. Одной из основных проблем, поднятых в статье, является недостаточное развитие земельного законодательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, муниципальный уровень, нормативно-законодательная база, земельные ресурсы, земельные отношения, земельное законодательство.

Основной целью государства по развитию земельных отношений является максимальный эффект от использования земельных ресурсов. Приоритетные задачи государства определяются решением вопроса по сокращению количества нуждающихся в земельных ресурсах.

На долю государственной и муниципальной собственности приходится 66,62 % всех имеющихся земель сельскохозяйственного назначения, также сюда относится 75,38 % земель населенных пунктов. Однако в частной собственности гражданских лиц находится 28,14 % земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая обширные земельные ресурсы государства следует отметить важность оформления эффективного механизма управления земельными отношениями [1, c.33].

Согласно исследованию по вопросам регулирования земельных отношений определяются предпосылки к эффективному использованию земельных ресурсов в России, однако это означает и большое количество нормативных и правовых проблем. В настоящее время одним из важнейших направлений работы муниципальных органов является формирование и развитие рынка земли, способствующего реальному обеспечению права собственности граждан и юридических лиц на земельные ресурсы, доходности земельных ресурсов. Неэффективное использование земельных ресурсов может быть связано с преувеличением роли правовой базы и сведением предпосылок исключительно лишь к вопросам создания нормативно– правовых институтов регулирования земельных отношений, что на практике приводит к игнорированию учета региональных и муниципальных интересов. Анализ показывает недостаточную эффективность управления земельными ресурсами [3, c.49].

Необходимо обозначить, что земельные отношения в плане нормативно– правового регулирования сложились и прошли проверку историческими событиями. В настоящее время использование земельных ресурсов основано на многообразии форм собственности на землю. Основными направлениями по применению земельных ресурсов являются действия по государственному и муниципальному управлению земельными отношениями, обусловленные защитой прав на землю, а также разработкой необходимых механизмов и инструментов, которые способны учесть специфику по применению данного объекта регулирования. Следует отметить проблему в обеспечении баланса публичных и частных интересов при земельных отношениях, а также несовершенство механизмов регулирования по использованию земли в качестве базы для устойчивого социально– экономического развития [2, c.59].

Следует отметить большое количество региональных проблем, в том числе обострение демографических и экологических препон, недостатки по согласованию отраслевого и пространственного развития государства, что предполагает уменьшение доли добывающих по сравнению с высокотехнологичными, инновационными, перерабатывающими производствами, с целью эффективного применения природных ресурсов в традиционных отраслях экономики. Также отмечается важность проблемы охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности, что определяет современные вызовы для разработки механизма по управлению земельными отношениями и гармонизации нормативного законодательства.

Ввиду проведения земельной реформы установились противоречия между региональными и федеральными нормативными правовыми актами по вопросам регулирования земельных отношений, что определено недостаточным информированием субъектов земельных отношений, несовершенством региональной законодательной базы и отсутствием ряда законов, которые регулируют земельные отношения на муниципальном уровне, что определяется необоснованными конфликтами по распределению и перераспределению земель в муниципалитетах, монополизацией административной власти по земельным ресурсам. Перечисленные тенденции в результате ведут к усложнению и увеличению времени процесса и появлению всяческих многоаспектных процедур и правил оформления, что снижает приток инвестиций, также выражается отсутствием налоговых и арендных платежей на землю.

Существенным недостатком государственного регулирования земельных отношений является технический аспект по поддержанию информационных ресурсов по оформлению земельных ресурсов: в настоящее время отсутствует информация по объекту недвижимости после регистрации прав на него и сделок с ним, проводится инвентаризация, а именно государственный технический учет, определяется база для любой операции с земельными ресурсами. Процесс инвентаризации определяется уточнением местоположения границ земельных участков, а также выявлением нерационально применяемых или неиспользуемых, а также используемых не по целевому признаку земельных участков и иных категорий земель. Мониторинг данных земельных ресурсов осуществляется в настоящее время в рамках муниципалитетов, существует только номинально [1, c.38].

В настоящее время также проблемой земельных отношений является неэффективное управление земельно-имущественным комплексом, как на местах, так и в региональном аспекте, и на уровне федерации.

Следует перечислить основные недостатки при развитии земельных отношений в России в целом, к которым относят:

1) отсутствие общей концепции по управлению земельными ресурсами в региональном и местным аспекте,

2) нарушение требований по нормативным регламентам в сфере обслуживания гражданских лиц и предоставления услуг населению,

3) ограничение по предоставлению информационных сведений, что предопределяется в работе с обособленными территориями муниципальных образований,

4) отсутствие систематизации пространственной информации, которая влечет потери по правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам,

5) нарушение прозрачности по совершению сделок с недвижимостью.

Согласно изучению нормативно– правовой базы по регулированию земельных отношений в России, следует отметить большое количество недостатков законодательной базы, связанной с управлением земельными ресурсами. Это, как правило, следующие проблемы: проблемы отсутствия правовой полноты и доступности для потребителей при освоении земельных участков, проблемы отсутствия правовой защиты по захвату земель сельскохозяйственного назначения [2, c.63].

Проблемы государственного регулирования земельных отношений на муниципальном уровне определены в основном в проведении контрольных проверок по нарушению земельного законодательства и возмещению задолженности местного бюджета по использованию земельных ресурсов субъектами земельных отношений [3, c.51].

Исходя из изученных недостатков развития земельных отношений в России, следует отметить такие аспекты получения эффекта от использования земель, которые связаны с трансформацией экономической системы, политической системы, а также финансовыми кризисами, разработкой и внедрением новых технологий, иных аспектов, которые влияют на предмет исследования. Существуют проблемы в сфере землеустройства как по состоянию нормативно– законодательная база, так и по развитию земельных отношений на разных уровнях власти, в том числе и муниципалитетов. Устранение данных проблем возможно только в комплексе как со стороны государства в виде программы или проектов, при помощи которых возможно эффективно применять земельные ресурсы страны, так и на уровне муниципалитетов по разграничению и прозрачности работы с данным ресурсом для достижения единой цели дальнейшего наращивания богатства страны.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ресурс, Россия, муниципальный уровень, государственное регулирование, земельное законодательство, проблема, сельскохозяйственное назначение, законодательная база, правовая база.

Читайте также: