Анализ интеллектуальной игры в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Школа выполняет социальный заказ общества. В современном обществе происходят перемены, которые предъявляют выпускнику школы иные, новые требования. Чтобы шагать в ногу со временем, школа должна быстро и четко перестраивать свою работу.

Чтобы достичь требуемого уровня личностного, социального и познавательного развития учащихся, необходимо понять, что оно будет достигнуто за счет трех важных составляющих: содержания образования, способов организации познавательной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

. Удивительно, но и взрослые, и дети не совсем правильно понимают сущность игры. Ведь в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Игра – это средство изучения особенностей общения и обучения общению. Она развивает в ребенке эмпатию – понимание психического состояния другого человека, способность к эмоциональному отклику, сопереживанию. В игре развивается и рефлексия, умение посмотреть на себя со стороны.

Человек по своей природе существо весьма любопытное. Этому есть физиологическое объяснение – срабатывает средний мозг с древним ориентировочным рефлексом, рефлексом на новизну. Именно поэтому игры вызывают интерес у учащихся. В игре должно быть интересно начало и ее завершение.

Важны и правила игры. Их вырабатывают и накапливают вместе с детьми, иногда делают поправки после возникших непредвиденных обстоятельств

Как успешно провести игру? Трудно проводить только первую, когда ученики еще не знают, как играть.

Игра – это объединяющее начало не только для детей. Она предполагает создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, где главная и ведущая сила - учитель

Во-первых, это взаимодействие учеников и учителя. Именно учитель создает
в классе условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в наибольшей степени в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, взаимодействие учителей с целью обмена опытом по реализации требований стандарта. Причем, в это взаимодействие подключаются не только учителя начальных классов, но и предметники, к ним перейдут со временем ученики начальной школы. В-третьих, сотрудничество родителей и учителя. Именно от этого в большей степени зависит конечный результат. Привлечь родителей в образовательный процесс, сделать их своими союзниками под силу каждому, кто этого захочет. И, наконец, самое главное – это взаимодействие учеников в классе, атмосфера, в которой идет образовательный процесс, атмосфера доброжелательности, где каждый чувствует себя под надежной защитой.

Интеллектуальные игры это не только источник радости учеников, но и учителя. Он играет вместе со своими учениками по единым правилам. Игра для учителя – это один из источников самосовершенствования, возможность другими глазами взглянуть на накопленные знания, провести их капитальную сортировку и перепроверку.

Анализ интеллектуальной игры во 2 классе по окружающему миру.

“Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский

Школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Проводимая модернизация российского образования предполагает достижение нового качества образования, которое заключается в новых возможностях выпускников школы – они должны быть способны решать проблемы, которые не решали предыдущие поколения выпускников.

Проведенные международные сравнительные исследования результатов образования разных стран показали, что в современном информационном обществе обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко недостаточным результатом образования.

В наш век телевидение, радио, Интернет и т. д. – это более насыщенный сверхмассовый источник информации, чем школа. У ребенка миллион вопросов, проблем, и найти ответы на них он может и вне школы. Что же ему делать, в таком случае, в школе?

Главной целью современного образования вместо передачи суммы знаний ставится развитие личности учащихся, формирование их способностей и компетенций. Человек должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся потоках информации: уметь фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать ее достоверность. Сегодня на уроке в школе важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Для современного учителя, становится актуальной проблема поиска ответа на вопрос: “Как учить по-новому?”. Измененное и обновленное содержание требует новых методов преподавания. Возникает потребность в расширении методического потенциала, и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии.

Использование интеллектуальных игр на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование интеллектуальных игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Положительные моменты игры.

1. Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

2. Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

3. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

4. Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

5. Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

6. Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

7. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

8. Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только “сыгранный” коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

9. Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

10. Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это одежда, различные карточки, название, девиз и прочее.

11. Развитие воображения, оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры.

12. Интерес к литературе.

13. Возможность развить свой ум.

14. Развитие остроумия.

15. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

16. Радость общения с единомышленниками.

17. Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.

Проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Методика организации интеллектуальной игры на уроках по закреплению изученного материала

Основные интеллектуальные игры, которые я использую в своей практике: “Брейн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Умники и умницы”, “Своя игра”.

Цель создания и использования интеллектуальных игр:

расширяют кругозор ребенка;

развивают находчивость, смекалку;

пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства;

Задачи интеллектуальных игр:

развитие творческих способностей детей;

развитие любознательности и познавательного интереса;

развитие художественно-эстетического вкуса;

развитие умения применять на практике полученные знания;

воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;

развитие коммуникационных способностей;

формирование навыков исследовательской и проектной деятельности

Сфера применения интеллектуальных игр:

тематический классный час;

занятие дополнительного образования;

Должны быть условия игры, которые озвучиваются перед началом игры или выполнением задания, например;

ответы не выкрикивать;

не перебивать говорящего;

принимается только один правильный или неправильный ответ;

во избежание суматохи, правильные ответы можно записывать на предварительно приготовленных листочках, карточках;

Задания должны соответствовать возрасту учащихся;

Обязательно подводить краткий анализ игры;

Поздравить победителей и подбодрить проигравших;

Систематически проводить игры;

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальной школы.

Учебные предметы: окружающий мир, математика, чтение, история.

Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы: внеклассная.

Полное описание разработки

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников команд. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Организация работы

Цели игры:

Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.

Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.

Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Ход игры

1-ый ученик (мальчик)

2-ой ученик (девочка)

Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,

А остальным у них учиться надо.

Мы вам желаем творческих успехов.

Заданья трудные не будут пусть помехой.

Начинаем игру. Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из одного тура. Тур содержит 25 вопросов — 5 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 100 до 500 очков. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Основная цель игроков — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Представление команд (название команды, девиз). Проводится жеребьёвка ( загадка).

Я желаю вам в подарок получить

Огромный торт, шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше,

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

Право выбирать категорию и вопрос принадлежит …. команде.

Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любой из игроков может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта команды отвечавшего. В этом случае игрок другой команды имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает другой игрок, т.е. происходит переход хода.

Тур продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.

Победителем является та команда, которая набрала большее количество очков. В каждой команде выделяется лучший игрок.


Представлена исследовательская работа по теме "Интеллектуальные игры", выполненная ученицей 2 класса. В этой работе введение, 2 части. заключение. В первой части даны определения, типы игр. Во второй главе анализ опроса одноклассников. В заключении делается вывод о влиянии интеллектуальных игр на развитие ребенка. Также прилагается список используемой литературы. Работа может быть полезной именно для детей для написания своих исследовательских работ.

Содержимое разработки

Глава 1. Игра как вид деятельности

Виды интеллектуальных игр.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.

В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.
Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

Актуальность.

Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. Потому что через игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника. Какая прекрасная вещь – открытия! Разные чувства проявляются при постижении чего-то ранее совершенно неизвестного, но одно присутствует всегда - это удивление. С удивления, как известно, начинается мышление, следовательно, для развития интеллекта открытия крайне необходимы.

Цель исследования: узнать какие бывают интеллектуальные игры.

Объект исследования: мир наших увлечений.

Предмет исследования: интеллектуальные игры.

Гипотеза: интеллектуальные игры могут способствовать повышению уровня интеллектуального развития, творческого потенциала и инициативности.

Задачи исследования:

Посмотреть и изучить информацию в книгах.

Найти информацию о том, как интеллектуальны игры влияют на ум.

Выявить предпочтения детей в просмотре или участия в интеллектуальных играх.

Обобщить собранный материал.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, анализ полученных данных.

Читайте также: