Анализ индивидуального логопедического занятия в школе 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

учителя-логопеда МДОУ д/с №45 ф. 1 Петровой С. А.

Занятие проводилось с ребенком старшей группы c заключением ОНР III уровня. Девочка зачислена в группу компенсирующей направленности в сентябре 2019 года. За этот период была проведена подготовительная работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также по постановке звука [Ш]. В настоящее время идет работа по автоматизации данного звука, продолжается работа по развитию фонематического восприятия. Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном - развивающей работы.

Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопеди-ческого воздействия осуществлялось с учетом возрастных, характерологических и речевых особенностей ребенка.

На занятии была поставлена следующая цель: формировать навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах.

На занятии были поставлены следующие задачи:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] изолированно, в слогах.

- Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме.

- Развивать фонематический слух: узнавать звук [Ш] из ряда гласных и согласных звуков, слогов.

- Развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.

- Развивать ориентировку на плоскости

- Воспитывать самоконтроль за речью.

- Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.

Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.

Орг. момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. Использование сюрпризного момента (появление ежа в осеннем лесу) помогло вызвать желание у ребенка работать на этапе введения в тему занятия, повысить внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.

С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе занятия были использованы следующие приемы: для развития мелкой моторики рук была проведена здоровьесберегающая технология - Су-Джок терапия; для развития фонематического слуха была использована аудиозапись; для обучения ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] была использована схема анализа звука [Ш]; для автоматизации звука [Ш] были выполнены задания: изолированное произношение звука, проговаривание прямых и обратных слогов.

На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий, работа с наглядным материалом. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной.

Проводя самооценку занятия после просмотра видео, были выделены следующие моменты:

2. Не был до конца отработано умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме. Необходимо было закрепить данное умение у ребенка посредством самостоятельного повторения, а также в конце занятия.

3. В речи услышала неправильно произнесенные мною слова (случилося – случилось; пододвигайся-подвинь стул; ручка, мизинчик, пальчик, ротик – рука, мизинец, палец, рот). Необходимо следить за качеством собственной речи.

4. Занятие в целом соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья, единственное, по длительности превысило 15минут (длительность занятия 18 минут). Необходимо ускорить темп занятия, по возможности сократить задава-емые вопросы.

Считаю, что в целом занятие прошло успешно, поставленные задачи были реализованы. Необходимо продолжить работу по умению давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш], по развитию фонематических процессов, по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и самостоятельной речи, а также особое внимание уделить дифференциации звуков [Ш] и [С].

Положительный результат занятия подтвердил эффективность подобранных мною методов и приемов. Подводя итог, я положительно оценила деятельность ребенка на занятии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подгрупповое логопедическое занятие проведено с двумя обучающимися, которые имеют следующее логопедическое заключение: ОНР, II - III уровня речевого развития по алалическому типу. Дизартрия.

При построении занятия учитывала следующие особенности детей:

структуру и степень выраженности речевого недоразвития

зону ближайшего развития

особенности усвоения учебного материала

индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

При планировании поставлена следующая цель: автоматизировать звук [ш] в словах

отрабатывать произношение звука [ш] в словах; закреплять умение определять позицию звука в словах и определять количество слогов в слове;

умение передавать мимикой разные чувства;

артикуляционную и мелкую моторику;

координацию движений с речью;

предметный и буквенный гнозис;

произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции; мнестические процессы;

следить за правильным звукопроизношением поставленных звуков (развивать самоконтроль). Обогащать активный словарь речи детей. Способствовать развитию умения формулировать свои достижения в связной речи;

формировать навыки самоанализа и самоконтроля. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

На мой взгляд, поставленная цель и задачи достигнуты при использовании следующих методов: наглядный, словесный, практический, которые отражали одну тематику и были взаимосвязаны.

При проведении занятия соблюдала такие дидактические принципы как:

принцип обратной связи;

принцип успешности (осуществлялся через разнообразные формы работы);

индивидуализации (работа с предметными картинками);

активности и сознательности (через формирование сознательного понимания уч. матер.);

взаимосвязи речи с ВПФ (на протяжении всего занятия);

от простого к сложному.

Занятие было построено с применением технологии лэпбук. Наряду с этим, использовала компьютерные технологии, а также развивающего и личностно – ориентированного обучения.

Основные этапы занятия выстроены последовательно, взаимосвязано, соблюдала плавный переход от одного к другому. Каждый этап подготавливал детей к последующей работе.

Задания подобраны в зависимости от речевых нарушений с опорой на несколько анализаторов и давались в порядке нарастающей сложности.

Старалась организовать специальным образом среду, наполненную различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, артикуляционную и мелкую моторику, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка и создавать положительный эмоциональный фон.

В ходе занятия практиковала следующую педагогическую помощь для обучающихся: привлекала внимание, стимулировала речемыслительную деятельность посредством указаний, советов, использовала вопросы разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), а также работу с наглядными схемами, опорами, символами и т.д.

С целью предупреждения утомляемости в структуру занятия включила разнообразные задания и физ.минутку, которая сочетала в себе упражнения для глаз и для снятия общего напряжения.

Старалась создать благоприятный эмоциональный фон, что повлияло на формирование уверенности и преодоление имеющихся трудностей. Всё занятие проходило в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи. В результате цель достигнута, задачи решены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Систематизировать представления ребёнка о признаках осени.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух.

Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, образовывать однокоренные слова.

Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребенка (предметные картинки, дидактические игры).

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).

Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным, ему нравился сам процесс, он старался дать правильный ответ.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.

Публикуемый материал представляет собой конспект занятия и самоанализ к нему. Материал относится к разделу "Работа с детьми". Может быть интересен и родителям, и педагогам.

ВложениеРазмер
konspekt_i_samoanaliz.docx 18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия для первоклассников, посещающих логопункт.

Тема запланирована в системе индивидуальной работы как этап по коррекции звукопроизношения.

- образовательная: закреплять правильное произношение звука [Ш].

- коррекционная: развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, память.

- воспитательная: воспитывать отзывчивость, стремление помогать другому.

Сегодня мы продолжаем закреплять правильное произнесение [Ш]. В этом нам поможет Петрушка (кукла бибабо). Прислушайтесь, есть ли в его имени наш звук? Да, верно. В каком месте его имени он звучит? Правильно, в середине. Он принёс нам шарик.

II Основная часть .

Уточнение артикуляции звука.

Шарик у нашего Петрушки стал сдуваться. Послушаем и повторим

[шшшшшшшш]. Где находиться кончик языка при произнесении звука? (Наверху). На что похож язык? (На чашечку). Какой воздух выходит? (тёплый).

Автоматизация в слогах. Играет тихо музыка , логопед и ребёнок повторяют чистоговорку построчно:

Л: Пешком шагали мышки

Р: Шкы-шки – шкы-шки – шкы-шки

Л: И кушали горошек

Р: Шик-шек – шик-шек – шик-шек

Л: Но повстречали кошек

Р: Шук-шек – шук- шек – шук-шек

Л: И спрятались в шалашик

Р: Шек-шик – шек-шик – шек-шик.

Автоматизация в словах. Определение количества слогов.

Петрушка не нашёл шарики в домике. Посмотри, рядом с домом – забор и подсолнухи. А в них спрятаны разноцветные буквы.

Автоматизация во фразе.

Составление предложений с заданными словами.

Теперь у наших слов есть друзья.

1. Во дворе стоит машина.

Я – у неё на колесе, и зовусь я - …..( шина )

2. Скоро цирк приедёт к нам!

Акробаты будут там!

Вот, висит…..( афиша ).

3. На берегу морском найдёшь меня всегда.

Но не морская я звезда.

Я бусы, я игрушка.

Зовут меня……( ракушка ).

Смотрите, а около доски появилась корзиночка. Заглянем в неё и увидим….шарики!! Это подарок и тебе, и Петрушке! Надуем дома шарик и пусть он напоминает о нашем занятии-путешествии!

Читайте также: