Анализ естественного и искусственного освещения в школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

с. Павловск Алтайский край

659000, Алтайский край, с. Павловск, ул. Свирина, д. 10,

Исследование уровня освещенности в кабинетах школы

ученица 6А класса

Маерле Анастасия Владиславовна

659000, Алтайский край, с. Павловск,

e - mail : valledovskih @ mail . ru

Штехман Марина Олеговна

659001, Алтайский край, с. Павловск,

ул. Цветочная, д. 6А

тел. 8 (38581) 28197

1. Теоретическая часть

1.1. Теория света

1.2. Нормы освещенности

1.3. Расчеты и измерения уровня освещенности

1.4. Виды школьных источников света

1.5. Значение освещенности

2. Практическая часть

2.2. Методы исследований

2.2.1. Исследование уровня естественного освещения

2.2.2. Исследование уровня искусственного освещения.

2.2.3. Исследование значения коэффициента отражения.

2.3. Результаты исследования

Список используемых источников и литературы

Цель работы: исследовать уровень освещённости в кабинетах школы.

Задачи:

- Изучить литературные данные по этой теме.

- Провести замеры уровня освещённости с помощью приборов.

- Осуществить математические расчеты коэффициентов естественного освещения, заглубления, удельной мощности светового потока, светового коэффициента по формулам.

- Сравнить полученные данные.

- Сделать вывод о соответствии уровня освещённости нормам и требованиям.

Объект исследования – кабинеты математики, английского языка, спортивный зал, кабинет начальной школы.

Предмет исследования – уровень освещённости.

Гипотеза: В кабинетах школы уровень освещенности находится в пределах санитарно-гигиенических норм

Методы исследования:

- изучение научно-познавательной литературы;

- сравнительный анализ фактических коэффициентов с нормированными значениями;

- количественный анализ, математический расчет;

- эксперимент (измерение уровня освещенности специализированным прибором – люксметром).

Практическая значимость: на основании результатов составлены рекомендации, предназначенные для сохранения здоровья школьников.

1. Теоретическая часть

1.1. Теория света.

Лучи света от источника света в видимом диапазоне называются световым потоком, измеряемом в единицах люмен. Поверхность, попавшая под световой поток, получает освещенность в люксах. Формула освещенности соответствует определению. Единица освещённости (лк) это физическая величина, равная попадающему потоку света (лм) на единицу поверхности. Яркость также имеет другое определение: физическая величина, создающая ощущение светлоты, выраженная силой света в заданном направлении (обычно к наблюдателю), с единицы площади поверхности, которая сама светится за счет отражения или за счет пропускания света (ГОСТ ИСО 8995-2002). А освещенность определяют и как отношение светового потока, падающего на элемент поверхности, содержащий данную точку, к площади этого элемента. Для характеристик естественного освещения часто используется термин "второй свет". Наряду с термином "расчетная поверхность" выделяют расчетную рабочую поверхность - условная горизонтальная поверхность, на которой рассчитывают среднюю освещенность при проектировании освещения (обычно выбирают ее на расстоянии 0, 85 м от уровня пола) [6].

1.2. Нормы освещенности.

Качество света определяется мощностью источника света, спектром излучения, его соответствию условиям выполняемой работы, отдыха и т.д. А если сказать кратко, то это правильная эксплуатация безопасных и соответствующих своему назначению источников освещения.

Для условий трудовой деятельности различают три основных вида освещения: естественное (только за счет солнечного света, инсоляции), искусственное (используются только искусственные источники света и освещения) и совмещенное (иногда называют смешанным), когда недостаточное естественное освещения [1, 5].

Естественная освещенность солнечными лучами днем составляет 100000лк. Пасмурным днем естественная освещенность составляет 1000лк. Освещенность комнаты днем около окна равна 100лк. Минимальная освещенность рабочей зоны для чтения должна быть не менее 30лк, хотя нормы освещенности рабочего места диктуют более высокий уровень освещенности вплоть до 2000лк для особо сложных работ. Установленная минимальная освещенность для длительного пребывания людей составляет 120лк. Освещенность от лампы может быть и повышенной, что вызывает слепимость, также нормируемую стандартом DIN 5035. Измерение освещенности помещения производится на горизонтальной плоскости в 85см от пола [2, 8].

В работе Орловой Л.Н. показано, что коэффициент естественной освещённости даёт действительно конкретное объективное представление об освещённости помещения, учитывая и величину окон, и условия, затрудняющие поступление светового потока через них, и значение света, отражённого от внутренних поверхностей стен и потолка, и влияние на освещённость помещения цвета окраски противолежащих зданий, и влияние на естественную освещённость ориентации окон по отношению к сторонам горизонта. На силу освещённости помещения влияет также степень отражения света внутренней поверхностью стен, потолком и мебелью, зависящая от цвета их окраски [8] .

Исследования А. А. Гершуни, В. Б. Вейнберга показали, что величина коэффициента освещённости в зависимости от окраски стен и потолков в тёмный или светлые цвета особенно сильно изменяется (в 4 раза) в точках класса, наиболее удалённых от светонесущей стены. Отсюда вытекает непреложное требование окраски потолков и стен над панелями в классах в белый цвет, а панелей - в светлые тона. Окна и двери должны краситься белой масляной краской. Традиционная окраска парт в чёрный цвет также должна быть заменена окраской под цвет натурального дерева или в голубовато-серый цвет [3, 4] .

1.3. Расчеты и измерения уровня освещенности.

Расчет освещенности помещения суммирует действие прямого и отраженного (от стен, пола и потолка) светового потока. Расчет освещенности рабочего места должен соответствовать таблице освещенности по DIN 5035. В последнее время проектировщиками используется специальная программа расчета освещенности. Всего стандарт описывает 12 уровней освещенности для всех видов деятельности. Нормы освещенности помещений также диктуют цвет освещения и уровень цветопередачи. Коэффициент освещенности зависит от коэффициента естественной освещенности и коэффициента искусственной освещенности. Оценка освещенности использует прибор для измерения освещенности люксметр. Замеры освещенности должны проводиться для недопущения недостаточной освещенности и ухудшений других характеристик и показателей освещенности. Недостаточная освещенность и пульсация освещенности могут привести к ухудшению зрения у людей в помещении. Нормирование освещенности во многом сделаны для предотвращения травм на рабочем месте. Влияние освещенности особенно сильно чувствуется в производственных помещениях [2, 9].

1.4. Виды школьных источников света.

Качественное и экономное освещение рабочих мест невозможно без использования соответствующих светильников - источников света, заключенных в специальную осветительную арматуру. Основные функции электрического светильника - это правильное распределение (перераспределение) светового потока лампы и защита органа зрения от чрезмерной яркости источника света. Осветительная арматура светильника, кроме эстетического компонента, защищает источник света, лампу от механических повреждений, влияния вредных химических веществ, пылей, копоти, влаги. Арматура также предназначена для крепления светильника и подключения его к источнику питания. Разработано несколько классификаций светильников в зависимости от распределения светового потока. Так, светильники прямого света (П) более 80% светового потока направляют в нижнюю полусферу за счет внутренней отражающей эмалевой или полированной поверхности. Светильники преимущественно прямого света (Н) в нижнюю полусферу направляют 60-80% светового потока, рассеянного света (Р) - 40-60%, преимущественно отраженного света (В) - 20-40%, а конструкция светильников отраженного света (О) в нижнюю полусферу направляет менее 20% всего светового потока, тогда как более 80% света распределяется вверх, на потолок, где он отражается и затем направляется в рабочую зону. С гигиенических позиций светильники отраженного света имеют ряд преимуществ (равномерность освещения, практическое отсутствие блескости). Однако в условиях производства они применяются редко, так как для них требуется высокий коэффициент отражения потолка и чистый воздух, что не всегда возможно для ряда производств[5, 7].

1.5. Значение освещенности.

Освещенность - важный фактор производственной и окружающей среды. Не случайно известный французский архитектор Шарль Ле Корбюзье отмечал: "Материалами для застройки городов являются солнце, пространство, растительность, сталь и бетон. Их роль точно соответствует порядку перечисления". И с его мнением трудно не согласиться - для нормальной жизнедеятельности человека крайне важны солнечные лучи, свет, освещение. Напротив, недостаточные уровни, низкое качество естественной и искусственной освещенности, особенно при выполнении работ, напряжении органа зрения, являются одной из значимых причин ухудшения зрения среди населения, в том числе работающих. Основные количественные и качественные характеристики освещенности могут быть обеспечены правильной эксплуатацией безопасных и соответствующих своему назначению источников света и освещения, а также государственным надзором и контролем за выполнением гигиенических регламентов и норм освещенности [1,6]..

Недостаточная освещённость и пульсация освещённости могут привести к ухудшению зрения у людей в помещении. Нормирование освещённости во многом сделаны для предотвращения травм на рабочем месте. Влияние освещенности особенно сильно чувствуется в производственных помещениях [6].

В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям. Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.

Создание системы освещения в любом образовательном учреждении требует четкого соблюдения определенных норм и требований для того, чтобы уровень освещенности не оказывал на детей неблагоприятного эффекта, а они могли спокойно обучаться и получать новые знания. О том, как сделать освещение в школе правильным, причем во всех его разнообразных помещениях, расскажет эта сегодняшняя статья.

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Школа

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы освещения

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Естественный и искусственный тип освещения школы

В регламентирующей документации (СанПин и СНиП) прописаны нормы и требования для двух типов освещения:

При этом максимальное значение при создании уровня освещенности для рабочего места школьника или целого помещения уделяется естественной подсветки.

Обратите внимание! Естественное освещение максимально оптимально для человеческого глаза. Поэтому для детей такой свет будем самым лучшим решением.

Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам. Конкретные нормы и требования, касательно естественного типа подсветки приведены в СанПин и СНиП. Причем большое значение здесь уделяется для подсветки рабочего места каждого школьника.

Школа

Естественное освещение школы

Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.

Обратите внимание! Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать. В отличие от него, естественное освещение изменяется только опосредованно, с помощью штор и жалюзи.

Школьный класс

Искусственная подсветка школы

Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:

  • для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);
  • отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;
  • равномерное распределение светового потока по площади помещения;
  • свет должен быть рассеянным и без резких теней;
  • быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).

Рассмотрим вариант создания искусственной подсветки в каждом типе школьного помещения.

Освещение в классных комнатах и кабинетах

Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место. При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения. В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.

Освещение классов

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

  • освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
  • расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
  • равномерное освещение помещения;
  • для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
  • отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

  • полное исключение слепящего эффекта;
  • создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
  • независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
  • экономичность светильников;
  • минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Доска в классе

Освещение возле доски

Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.

Освещение в школьных коридорах

По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.

Школа

Освещение в школьном коридоре

Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.

Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.

Спортзал

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.

Актовый зал

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Освещение школьной столовой

Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.

Школьная столовая

Освещение в школьной столовой

Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:

  • накладные;
  • подвесные;
  • встраиваемые.

Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.

Заключение

В школе имеется много разнообразных помещений с определенными требованиями и нормами, применяемых к уровню освещенности. Все эти сложности обусловлены тем, что в классных комнатах, коридорах, кафетерии и спортивных залах нужно создать максимально комфортные и удобные условиях для пребывания в них людей. Кроме этого здесь нужно создать безопасные условия для передвижения. Все нормы и требования для школьных учреждений оговорены в СанПин и СНиП. Они помогут вам в правильной организации освещения любых школьных помещений.

Рекреации (на полу)

Исследованию подлежали учебные помещения, а именно лаборатория электроснабжения и электробезопасности, лаборатория электропривода и электрических машин, компьютерный класс кафедры электрификации и автоматизации горного производства.

На рис. 1 представлено расположение учебных столов, оконных проемов, доски и источников искусственного освещения (светильники с лампами Philips 4?18 Вт) лаборатории электроснабжения и электробезопасности площадью 24 м2.

На рис. 2 представлено расположение учебных столов, оконных проемов, доски и источников искусственного освещения (светильники с лампами Philips 2?36 Вт) лаборатории электропривода и электрических машин площадью 32 м2.

На рис. 3 представлено расположение учебных столов, оконных проемов, доски и источников искусственного освещения (светильники с лампами Philips 2?36 Вт) компьютерного класса площадью 32 м2.

el6.tif

Рис. 1. Лаборатория электроснабжения и электробезопасности: 1 – дверь; 2 – доска; 3 – светильники; 4 – парта; 5 – окна

el7.tif

Рис. 2. Лаборатория электропривода и электрических машин: 1 – дверь; 2 – доска; 3 – светильники; 4 – парта; 5 – окна

el8.tif

Рис. 3. Компьютерный класс: 1 – дверь; 2 – доска; 3 – светильники; 4 – парта; 5 – окна

Главными параметрами света, используемыми для исследования освещения, являются – сила света, световой поток, освещенность, яркость освещаемого объекта. Были проведены исследования и анализ показателей освещённости в трех (приведенных выше) учебных аудиториях МПТИ (ф) СВФУ в г. Мирном, оценивалось качество общего искусственного освещения люминесцентными лампами.

Результаты фактической освещенности учебных аудиторий

Освещаемые объекты (среднее значение)

фактическая освещенность, лк

фактическая освещенность, лк

фактическая освещенность, лк

Нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.

Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, среднеспециальных и профессионально-технических учреждений (на доске)

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений (на столах)

В процессе анализа и подсчета среднего значения освещенности было установлено, что во всех аудиториях нормы освещенности на доске НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ, нормы освещенности на учебных столах СООТВЕТСТВУЮТ требованиям СанПиНа.

Исходя из результатов исследования фактической освещенности учебных аудиторий, рекомендуется:

В Аудитории №1 (лаборатории электроснабжения и электробезопасности) установить дополнительные светильники (2 шт. на потолке над доской) или заменить на более мощные лампы, если позволяет светильник (или заменить светильники в целом);

В Аудитории №2 (лаборатории электропривода и электрических машин) рекомендуется перенести светильники ближе к доске, в настоящий момент они находятся на расстоянии более 1,5 метров;

В Аудитории №3 (компьютерный класс) учебная доска была перенесена в сторону из-за установки дополнительной мультимедийной доски, необходимо перенести светильники и увеличить их мощность (или количество).

Акулова Ирина Григорьевна

Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочучтвии, настроении. В данной исследовательской работе ученица поставила перед собой цель: выяснить, насколько микроклимат кабинетов школы, их искусственная и естественная освещенность соответствуют гигиеническим нормам.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по физике "Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения" 881.03 КБ
Презентация "Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения 1.06 МБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

и творческих работ

Естественные науки и современный мир

Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения

Автор: Уляшина Снежана Александровна

Научный руководитель: Акулова Ирина Григорьевна,

Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения

Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочувствии, настроении.

Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель :

выяснить, насколько микроклимат кабинетов нашей школы, их искусственная и естественная освещенность соответствует гигиеническим нормам.

При проведении исследования была изучена соответствующая литература и выполнен ряд экспериментов:

1.Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.

2.Оценка внутренней отделки помещения.

3. Измерение и оценка параметров микроклимата.

4. Определение естественной освещенности класса.

5.Измерение освещенности в классе методом люксметрии.

По результатам экспериментов были сделаны выводы:

1. Помещения кабинетов соответствуют архитектурным нормам.

2. Площадь и кубатура помещений в пересчете на 1 учащегося за исключением кабинетов 201 и технологии не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы.

3. Окраска стен, пола, потолков соответствует нормам, а их ориентация близка к норме.

4. Температурный режим в кабинетах не соблюдается, температура воздуха выше нормы.

5. Относительная влажность воздуха в большинстве случаев так же превышает предельно допустимые значения 60-65%.

6.Световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует норме только в кабинетах № 303 и технологии для девочек.

7.Коэффициент заглубления, кроме кабинетов № 303 и технологии для девочек, не соответствует норме.

8.Деревья возле левого крыла здания посажены очень близко, что сильно затеняет кабинеты в дневное время.

9. Корпус бассейна, расположенного рядом со школой, возведен без учета архитектурно-строительных норм к возведению зданий.

10. Коэффициент естественного освещения помещений выше нормы. Искусственное освещение кабинетов соответствует нормам освещенности школьных помещений.

Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения

Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочувствии, настроении. Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений.

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.

Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель :

выяснить, насколько микроклимат кабинетов нашей школы, их искусственная и естественная освещенность соответствует гигиеническим нормам.

Для достижения поставлено цели были выдвинуты задачи :

  • изучить по теме исследования соответствующую литературу, ознакомиться с основными требованиями к учебным кабинетам, нормами освещенности;
  • освоить методику выполнения экспериментов по оценке микроклимата помещений и их освещенности, а так же методику выполнения расчетов;
  • провести необходимые измерения и расчеты;
  • сделать по результатам экспериментов выводы и рекомендации.

Учителю в школе отводится важная роль. Он не только осуществляет воспитание и обучение детей, а так же организует всю внутреннюю жизнь, ему необходимо регулировать микроклимат учебных помещений, знать состояние вентиляции, освещения.

Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных 4 августа 1999 г. и введенных с 1 января 2000 г. в действие (СП 2.4.4.782-99).

Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. Комфортная, то есть физически хорошо воспринимаемая температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C ° , в умеренном климате 19-20 градусов C ° , в холодном климате –21-22 градуса C ° .

Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст.

Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.

Прибор устанавливается на высоте 1,2 – 1,5 м в зоне дыхания.

Санитарное благоустройство классной комнаты также зависит от правильного решения вопроса ее вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные параметры внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся. На температурно-влажностный режим помещений также оказывают значительное влияние их ориентация по сторонам света.

Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков должны осуществляться совместно с врачом школы врачом по гигиене детей и подростков ЦГСЭН.

Световой режим в учреждениях для детей и подростков предусматривает в количественном и качественном отношении всех, но в первую очередь основных – классных помещений. Его нельзя рассматривать в отрыве от проблемы охраны зрения детей и подростков. Важность определяется еще и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза, развитие его преломляющей системы, которое заканчивается только к 9-12 годам. В связи с большой лабильностью органа зрения в детском возрасте зрительная работа сопровождается напряжением всех функций зрения и сама по себе может способствовать возникновению зрительных расстройств.

Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.

Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.

Для оценки естественного освещения определяют световой коэффициент СК, коэффициент заглубления КЗ, коэффициент заслонения, коэффициент естественной освещенности КЕО.

Световой коэффициент СК представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к 1. Для этого числитель и знаменатель делят на величину числителя. Для того, чтобы наиболее точно вычислить коэффициент СК от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади, приходящейся на переплет оконных рам.

Коэффициентом заглубления КЗ называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной.

Коэффициент заслонения - это отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой.

Чтобы выяснить, не мешают ли проникновению света в кабинет соседние здания и высокие деревья, нужно с мест у внутренней стены оценить, какая часть заслонена ими.

Наилучшая гигиеническая норма коэффициента заслонения должна равняться 1:5 (возможны варианты 1:2 –1:3)

Коэффициент естественной освещенности КЕО – это отношение естественной освещенности в данной точке внутри помещения к освещенности на горизонтальной плоскости под открытым небом, выраженное в процентах.

По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться 1,5%.

При оценке естественного освещения обращают внимание на окраску стен. В настоящее время рекомендуются следующие тона для стен: нежный розовый, светло-желтый, бежевый, светло-зеленый. Для мебели (парты, столы, шкафы) предпочтительны цвета от светло до темно-зеленого. Для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый цвета, а для дверей, окон, рам – белый.

В учебных помещениях обязательно боковое левостороннее освещение. Использование в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания запрещается. Нормы естественного освещения представлены в таблице.

Учебные помещения (классы)

Не менее 1,25 –1,5 %

Оценку освещенности в классе можно провести методом люксметрии с помощью прибора люксметра, который состоит из селенового фотоэлемента, заключенного в специальную оправу. Люксметр градуирован для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания, поэтому при измерении освещенности от других источников необходимо показания шкалы умножить на поправочный коэффициент. Для люминесцентных ламп белого света он равен 1,1, для ламп дневного света – 0,9, для естественного освещения - 0,8.

Нормы освещенности для школы представлены в таблице 1.

Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения

1.Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.

1. С помощью рулетки я измерила длину, ширину и высоту классов.

2. Рассчитала площадь пола и кубатуру помещений.

3.Определила площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.

Читайте также: